Освободитель Отечества, Европы и Китая

9 мая 2023 года исполняется 78 лет со дня нашей победы над фашисткой Германией. Это является поводом для того, чтобы вспомнить о вкладе в нашу Великую Победу  отца моей жены Дорохова Григория Мироновича,  прошедшего дорогами войны от Москвы до полей Маньчжурии.
Фронтовые дороги Григория Дорохова длиною в четыре года начались под Москвой и закончились в китайской  Маньчжурии. В боях на этих дорогах войны он получил тяжелые ранения под Москвой, Ленинградом, Данцигом и ещё три ранения меньшей тяжести на разных фронтах. За подвиги, совершенные на этом 4-летнем пути, старшина Григорий Дорохов был награждён орденами Славы третьей степени и Отечественной войны второй степени,  двумя медалями ЗА ОТВАГУ, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Это не считая юбилейных наград, полученных в послевоенное время и значка «Отличник-артиллерист», вручённого лично Ворошиловым вместе со второй медалью за ОТВАГУ в перерыве между боями при прорыве блокады Ленинграда.
Но о награде орденом Славы Григория Дорохова мы узнали лишь в 70-летие Великой Победы из наградных документов, хранящихся ныне в Центральном архиве Министерства Обороны РФ. В графе «Подвиг. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига» по поводу подвига старшины Дорохова  пишется: «Тов. Дорохов, участвуя в боях на подступах к городу Любава, проявил стойкость, отвагу и умелое командование своим расчётом.  20.01.45 года, двигаясь вместе с боевыми порядками пехоты, уничтожил из своего орудия 2 пулемётные точки противника и, тем самым, помог в выполнении боевой задачи, поставленной батальону. В боях за город Цеханув 17.01.45 его расчётом был уничтожен станковый пулемёт противника с его прислугой. За проявленные стойкость, мужество и преданность своей родине тов. Дорохов достоин правительственной награды Ордена «Славы III степени».
Но как дороги войны привели сибиряка из Красноярского края в город Свободный Амурской области?
31 декабря 1945 года. Не в семейном кругу встречал первый послевоенный Новый год помощник военного коменданта старшина Григорий Дорохов, а среди друзей фронтовиков. Не успели ещё обзавестись семьями ни военный комендант Свободненского гарнизона капитан Сенкевич, ни его помощники сибиряк старшина Григорий Дорохов и москвич старший сержант Алексей Шишов. Прошло всего три месяца с тех пор, как 33-й Особый истребительно-противотанковый артиллерийский полк перебазировался с Манчжурии на место постоянной своей дислокации в военный городок «Южный» города Свободного. В нём и закончил свой фронтовой четырехлетний путь старшина Дорохов. И вот, наконец, первый мирный праздник.
Последние минуты 45-го.… В эти минуты нет начальников и подчинённых, и комендант гарнизона, совсем не по уставному, обращается к своему подчинённому: «Твой тост первый, Гриша. Фронтовая дорога была у тебя самой длинной…».
Не только длинной была фронтовая дорога старшины. 6 ранений и контузия напоминают о том, что проходила она порой рядом со смертью, не обошедшей и его семью. В первом же бою погиб брат Иван. А где могилы тех односельчан, что уходили вместе с ним на фронт в декабре 41-го? Брат Пётр в 44 вернулся с фронта инвалидом.… И в памяти: «Орешное» - сибирское село, последний Новый год перед войной. За праздничным столом его родители и девять их детей (вот семьи были!)… Затем война и лица земляков ещё живых.… Вот их Сибирский Особый лыжный батальон в теплушки грузится на станции под Канском, и каждый 5-й в нём его односельчанин…. Их боевое крещение на подступах к Москве и первый подбитый противотанковой гранатой танк.… Затем совсем не праздничная Новогодняя ночь 41-го. Кажется бесконечной вереница одетых в белые маскхалаты лыжников батальона, исчезающих в метельной ночи. Снаряжение – автоматы и гранаты. Задача батальона - пройти по тылам фашистов, отступающих от Москвы, громя их штабы и тыловые базы. После месяца непрерывных боёв остатки батальона, выполнив задание, прорвались к своим частям в районе Вязьмы. Осталось их чуть больше трёх десятков, измученных, израненных, но всё-таки живых…. При том прорыве получит своё первое ранение Григорий, а большинство из 42-х односельчан, уходивших вместе с ним на фронт в составе Сибирского особого батальона, погибнет, как напишут в похоронках, смертью храбрых. Получивший ранение односельчанин Литвиненко поступит на излечение вместе с ним в московский госпиталь. Медали «За боевые заслуги» (награды, быть может, слишком малые для совершённого ими подвига) станут для Дорохова и Литвиненко памятью о погибших в том смертельном рейде земляках.
Ещё 5 ранений и контузию, как зарубки в памяти, получит Григорий Дорохов при прорыве блокады Ленинграда, освобождении Финляндии и Прибалтики, Польши и Восточной Пруссии. Но пройдёт эту часть пути уже с противотанковой пушкой, и уничтожать фашисткие танки будет уже не гранатой, а снарядами своей сорокопятки.
Год 43-й встречал Григорий Дорохов на Волховском фронте в составе 1236 стрелкового полка 372 стрелковой дивизии наводчиком полевого 45-миллиметрового орудия (сорокопятки).
Синявские болота под Ленинградом, и в этих болотах окопались бойцы дивизии. Их сырые, промёрзшие траншеи полуокружили Рабочий посёлок . С большими удобствами расположились на высотах немцы. Каменные дома и насосную станцию они превратили в крепости, нашпигованные пулемётными гнёздами и орудиями. Между домами – ходы сообщения и железобетонные доты. Когда 12 января войска Волховского фронта пойдут на прорыв блокады Ленинграда, то самые жестокие бои развернутся как раз за Рабочий посёлок №8.
Один из эпизодов тех боёв. В полосе наступления полка вражеский паровоз, пятясь назад, крюком разрушает железнодорожное полотно узкоколейки, выдёргивая рельсы и шпалы. Но это дорога на Ленинград, в которой его спасение! Артиллерийский расчёт Дорохова под огнём противника выкатывает своё орудие из укрытия на прямую наводку. Осколком снаряда сражён однополчанин Григория Литвиненко, помогавший расчёту своего земляка выкатывать пушку. Не защитил от ранения броневой щит сорокопятки и её наводчика, но вражеский паровоз был расстрелян и прекратил свою разрушительную работу.
Участок железнодорожного полотна, спасённый от разрушения артиллерийским расчётом Дорохова, станет частью 33-километровой железнодорожной ветки, по которой с февраля по декабрь 43-го пройдёт в Ленинград 3104 поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём и топливом.
Медаль «За отвагу», вручённая Дорохову после прорыва блокады Ленинграда, станет памятью о погибшем односельчанине Литвиненко, одном из тез 42-бойцов, с которыми он принял боевое крещение под Москвой. Начало 44-го застанет Григория Дорохова недалеко от Новгорода в районе Больших Вяжищ. Его 372-я стрелковая дивизия оказалась в относительно спокойной обстановке второго эшелона 59-й армии. Их даже «угостили» концертом артисты фронтовой бригады. «Попали на курорт», - шутили бойцы, получая новогодние подарки. Но недолго продолжался их «курорт»: началось наступление частей Волховского фронта под Новгородом, куда форсированным маршем должна была выйти дивизия. В условиях внезапно начавшейся оттепели по болотистой местности бронетехника и автомашины не проходили. И расчёту Дорохова пришлось по 40-километровому бездорожью тащить свою сорокопятку на себе. К утру вышли на побережье озера Ильмень. Переправляться через озеро помогли аэросанные батальоны. Но сходу прорвать оборону немцев не удалось. Продвижению полка мешал огонь спрятанного под куполом каменной церкви пулемёта. Выполняя приказ, расчёт Дорохова с наступлением темноты выкатывает сорокопятку по льду озера поближе к церкви и с рассветом первым же снарядом уничтожает вражеский пулемёт. А через два дня после этого эпизода в селении Гайтолово маршал Ворошилов вручит сержанту Дорохову сразу три награды: вторую медаль «За отвагу», медаль «За оборону Ленинграда» и значок «Отличник-артиллерист».
В составе Волховского фронта пройдёт Дорохов через Ленинград в Карелию, будет прорывать линию Маннергейма и войдёт в Финляндию, где будет ранен и после излечения окажется на 2-м Прибалтийском фронте, в составе которого пройдёт всю Прибалтику. Затем очередное ранение и 2-й Белорусский фронт, в составе которого он будет брать Бобруйск, пройдёт Белоруссию и Польшу.
Год 45-й встречал старший сержант Дорохов в Восточной Пруссии. Уже давно в полках 45-миллиметровые орудия были заменены на более мощные 75-миллиметровые. А расчёт Дорохова всё ещё не расставался со своей сорокопяткой. Они дооборудовали её снайперским прицелом, превратив в «снайперскую пушку», которая станет незаменимой в уличных боях. Но под Данцигом разобьёт «снайперскую пушку» вражеский снаряд и надолго уложит в госпиталь Бобруйска Григория Дорохова. Но война для него ещё не закончится. В августе 45-го в составе 46-й бригады Забайкальского фронта он совершит тяжелейший переход с боями от монгольского Чойбалсана  через хребет Большого Хингана до центральной Маньчжурии. А после разгрома миллионной Квантунской армии фронтовая дорога приведёт его в Приамурье. Здесь в городе Свободном и встретит старшина Дорохов свой первый послевоенный мирный Новый год вместе с сослуживцами по военной комендатуре Свободненского гарнизона.
В 46-м разойдутся дороги коменданта Свободненского гарнизона и его двух помощников. В другой город будет переведён по службе капитан Сенкевич. В столицу вернётся москвич старший сержант Шишов. Но старшина Дорохов найдёт своё семейное счастье на амурской земле и через 50 лет после Победы обретёт в этой земле вечный покой. Конечно, не только вечный покой, но и вечную память он заслужил.
А что ж Восток? Китай, который  мы освобождали от самураев в 45-м. И здесь уместно вспомнить об окончании  боевого пути старшины Дорохова
В августе 45-го в составе 46-й бригады Забайкальского фронта он совершит тяжелейший переход с боями от монгольского Чойбалсана  через хребет Большого Хингана до центральной Маньчжурии. Русский солдат пришёл в Европу как освободитель, и в том же качестве пришёл он и в Китай. Как вспоминал Григорий Дорохов, в освобождённой от японского рабства Манчжурии их встречали со слезами радости толпы одетых в лохмотья китайцев. И русские солдаты дарили им запасные гимнастёрки и делились продуктами. Кто мог предполагать, что через десятки лет потомки этих обтрёпанных голодных граждан марионеточной «великой империи» Маньчжоу Го станут гражданами действительно великой державы? И в этом тоже есть вклад старшины Григория Дорохова, который с благодарностью вспоминают китайцы.
В парке у набережной Амура пограничного с Благовещенском города Хэйхэ - два памятника. На памятнике погибшим при освобождении от японцев китайцам надпись выполнена только иероглифами. На другом памятнике - надпись по-русски бронзовыми буквами: «Памятник погибшим героям Советской Красной армии». И ниже, тоже бронзовыми буквами: «Вечная слава героям, павшим в боях с японскими агрессорами за свободу и независимость социалистического Отечества и освобождение  китайского народа. 9 августа - 3 сентября 1945 года». Китайцы помнят, что мы их освободили из японского рабства, и благодарны нам за это.
Эта благодарность китайского народа относится и к Дорохову Григорию Мироновичу, которого после разгрома миллионной Квантунской армии фронтовая дорога приведёт в Приамурье. Здесь в городе Свободном и встретит старшина Дорохов свой первый послевоенный мирный Новый год. Здесь обзаведётся детьми и внуками. Здесь найдёт он в свободненской земле и вечный покой.
Но для детей внуков и правнуков Григорий Дорохов  бессмертен. Потому в рядах Бессмертного полка он пройдёт по разным городам России, а возможно и Украины, в виде портрета, который пронесут по улицам этих городов  потомки фронтовика, его дети внуки и правнуки.


Рецензии
Вечная слава и память.... Удачи.

Александр Аввакумов   08.05.2020 15:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.