Командировки, второй объект. Байрамали

"Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости." (Екклесиаст 9:10)

          *****

Командировочные воспоминания: Мой второй объект, Байрамали, подстанция 220 кВ.

          *****

Мир вам, командированным!

Мне очень нравилось моё первое предприятие, CAO ОРГРЭС, особенно первые годы работы. К нам приходили ежегодно несколько лучших выпускников ТашПИ, были выпускники и из других городов СССР, даже из Москва, золотые медалисты, красные дипломники.

Мы могли не только хорошо работать (все хотели нас), но проводили регулярно спортивные соревнования по волейболу, футболу, баскетболу, настольному теннису, шахматам. Играли в бильярд, преферанс. Любили ходить в горы.

Подготавливались и проводили на высоком уровне большие праздники: 8 марта и Новый Год.

Ну и командировки по всему Союзу (был в Туркмении, во всех столицах Среднеазиатских республик, в Навои, на Кавказе: в Тбилиси и во Владикавказе, в Уфе, Киеве, Львове, Бурштыне, Новом Роздоле, Горьком), технические совещания (был в Харькове), конференции молодых специалистов (был в Свердловске) в различных городах Союза. Были и загранкомандировки. Были наши и на Комчатке и на Сахалине. Всё было и было интересно...

Если кто хотел, мог покинуть предприятие, не все предприятия отпускали. Нас брали везде и давали самые лучшие места. А кто разочаровывался, мог вернутся назад, ОРГРЭС отпускал и принимал назад.

Всё это я испытал на себе, знаю о чём говорю. Хорошо было, первоклассное было предприятие по всем критериям...

Мой следующий, после Теджена, командировочный объект был Байрамали, подстанция 220 кВ. Подстанция была не новая, расширялась.

В Байрамали был прекрасный климатический курорт по лечению хронических заболеваний почек. Очень красивое место, с царским парком. Вблизи Байрамали расположены руины древнего Мерва, который мы с коллегами однажды посетили.

Подстанция была за городом. Жили мы в одной половине двухсемейного дома, других домов там тогда и не было. На этом объекте я был типа руководителя. Через год-два мы могли уже самостоятельно работать и не делали ошибки. Я был там с одним коллегой-однокурсником из моих прошлых командировок, Валерой Кузнецовым.

К нам прибыли два совсем молодых инженера: один из Сибири, Иркутска, Серёжа Баженов, другой из ТашПИ, узбек, Юсуп Атажанов. Узбеки на нашем предприятии были тогда большая редкость...

Юсуп отличался от нас всех тем, что не курил, не пил алкогольные напитки, был жизнерадостным, честным, всегда готов был помочь и всегда улыбался красивой, радостной улыбкой.

Теперь скажу, что он был наверняка человеком верующим, мусульманином. Иначе все его хорошие качества не объяснить... Однако в то время не говорили на тему вера, её не было и не должно было быть.

Мы с Юсупом жили в одной комнатe в мужском общежитии ОРГРЭС, в Ташкенте. Серёжа тоже жил со мной в одной квартире общежития. Но познакомились мы именно в командировке.

Эти двое молодых поначалу были со мной на "вы". Но недолго, отучил, ведь мы были почти ровесники.

Юсуп хотел обязательно для знакомства поставить бутылку вина. Зачем - говорю ему - если сам не пьёшь? Но он настоял. Хорошие были ребята...

Для некоторых работ приезжали и опытные специалисты: грек Яннис и татарин Юсуф. Сдали мы объект без особых хлопот. Там были воздушные выключатели, ох и громкие они. Послушал их при опробовании РЗА. Вспомнил военку в ТашПИ, мы были артиллеристами...

Вторую половину дома занимал начальник подстанции. Он пристраивал деревянную веранду к дому. Было много работ по дереву. Оказалось, что Юсуп хорошо владел рубанком и после работы крепко помогал в строительстве веранды.

Как-то шли мы из города домой. Около дикого парка Юсуп говорит мне - пойдём, покажу что-то. И стал заводить меня всё дальше в зелень деревьев. Что за странный парень - подумал я - что это он здесь нашёл?

А нашёл от там на полянке турник и показал мне, как он может на турнике работать. Хорошо получалось у него, крепкий был, с осинной талией.

Начальник подстанции, наш сосед по дому, показал нам однажды первую в Туркмении, а может быть и в Средней Азии, электростанцию. Это была Гиндукушская ГЭС. Началом зарождения туркменской электроэнергетики считается 1913 год, когда на реке Мургаб было завершено строительство Гиндукушской гидроэлектростанции.

Гиндукушская ГЭС (Мургабская ГЭС) — действующая гидроэлектростанция на реке Мургаб в Туркменистане. Построена в 1909 году. Являлась крупнейшей ГЭС дореволюционной России.

Электростанция снабжала энергией в первую очередь, так называемое, государево имение, построенное для российского царя на самом юге его обширной империи – в городе Байрамали.

Строительство электростанции длилось пять лет. Весь комплекс монтажных работ выполнила венгерская фирма «Тами и Дейчман». На электростанции были установлены три гидротурбины австро-венгерской компании «Ганс» суммарной мощностью 1,2 МВт.

Может показаться удивительным, но самая первая в этом краю гидроэлектростанция (являющаяся, по сути, уникальным музейным экспонатом туркменской энергетики) успешно функционирует и в наши дни, правда, вырабатывает электроэнергию в 2200 раз больше, чем в год своего рождения.

Начальник подстанции нас предупредил, что когда мы зайдём в здание, диспетчер будет спать, упёршись на локоть своей руки. Он всегда спит и изо рта его вытекает слюна...

Поэтому, когда он проснётся, он вытирает автоматически рукой свою слюну со стола, чтобы никто не заметил, что он спал. Смешно, но именно так оно и было, когда мы зашли в зал к диспетчеру...

А однажды случилась с нами довольно неприятная история. Мы были в то время лишь вдвоём с коллегой-однокурсником, играли в преферанс. Было уже около полуночи. Вдруг кто-то стучит в дверь...

Открываю - стоит мужик, трясётся весь от страха, не может ничего выговорить. Лицо ужасное, как будто кто-то картечью ему в лицо выстрелил или вилкой обработал.

Я понял, что кто-то за ним гонится. Заходи - говорю ему - и усадил его на кухне, закрыв дверь. А он ничего связанного сказать не может - само воплощение страха, дрожит весь. Я ему говорю - сиди здесь тихо, никто тебя не тронет.

Мы с коллегой стали дальше играть в преферанс. И так проиграли до рассвета. Не пойдёшь же спать с таким гостем. Время от времени он бредил или были у него галлюцинации? Ему всё казалось, что его враги в щель под дверью пролазят.

Я ему говорю, что щель узкая, не пролезут. Но не мог его убедить... Когда стало светать, вывел я мужика во двор и говорю - иди домой, никого нет, а нам надо перед работой немного поспать.

Он испугался, схватил в обе руки по большому камню и стал озираться дико по сторонам. Я отобрал у него эти камни, выбросил их подальше и сказал ему - хватит дурака валять, иди домой. А сам зашёл в дом и закрыл за собой дверь.

Читаю написанное и удивляюсь. То ли я был такой, то ли все мы были такие? Даже мысль не пришла в голову, позвонить в милицию и вызвать скорую помощь. Всегда полагались только на себя... Думаю, что телефон у соседа, начальника подстанции, или на подстанции был.

P.S.: Посетил в сентябре 2014 года Туркмению. Об этом я уже вспомнил ранее (см. рассказ "Прощание с земной Родиной, 28.08.-25.09.2014" ).

Посмотрев с немецкой группой Старый Мерв, мы пообедали в Байрамали, напротив подстанции 220 кВ, на которой я работал, к тому времени - 40 лет назад. Хороший был сюрприз для меня! Не ожидал...

Часто во время моих путешествий наш великий, всемогущий, вездесущий, всезнающий Бог устраивает для меня сюрпризы, большие и маленькие...

Слава Ему! Великому!

Мы вкусно пообедали шашлычком, приготовленном на жаре саксаула. У нас используют для этого древесный уголь, им проще "управлять". Но шашлычник хорошо справлялся с горящим саксаулом...

Сожалею до сих пор, что не догадался перейти дорогу и посмотреть поближе на подстанцию, на которой я работал. Мы спешили...

Теперь там всё застроили. А тогда был там лишь один двухсемейный дом. В одной половине жила семья начальника п/ст, в другой мы, наладчики. Мне кажется, что этот дом я всё же запечатлел на одной из фоток...

На фото к рассказу - вид на подстанцию Байрамали, 2014 год.


Рецензии