О непрочности счастья...

О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.


1.
Вряд ли можно дать строго логическое определение счастья. Но это возможно в метафизике. Впрочем, здесь можно нарваться на сорняки разных софизмов, а цветок счастья покроют терния лжи.
Одна мудрая женщина научила меня различать радость и удовольствие. У этих понятий есть общие элементы в определении, но в целом они определяются и отличаются следующим образом. Удовольствие — это личное, даже эгоистическое, удовлетворение желаний тела. Когда удовольствие становится целью, а примат  «для достижения цели все средства хороши» ставится во главу угла, то пред нами явствует зло. Такая позиция приводит к рабству, когда наслаждающийся человек по принципу «стимул — реакция» легко помыкается. Это и есть потребитель, гражданин нашего греховного мира. Удовольствие скоротечно. Съел мороженое, и нет его. Удовольствие при повторении быстро теряет свою привлекательность. Как любой товар по закону предельной полезности в экономике.
Иное — радость. Радость — это состояние не тела, а духа. Радость всегда сопричастна другим людям. Радость продолжительна. Радость порождает радость.
Легко купить удовольствие. Все денежные средства как правило идут на обретение удовольствия (от недостатка фантазии всё сводится к обжорству и разврату). Радость почти невозможно купить (однако, благотворительность приносит радость дарителю).
Удовольствия отвлекают нас от жизни духа. Но они тоже необходимы, чтобы  в сочетании с радостью умножать радость: торт на детском празднике, например.
Удовольствия мешают сосредоточиться, однако, наша животная оболочка нуждается в поощрении удовольствиями (например, ужин после рабочего дня, баня).  Так, например, вкусный завтрак готовит нас к дневным хлопотам.

Нельзя купить здоровье, нельзя купить истинной любви. Купить можно суррогаты. Современное общество дошло до того, что подаёт в основном обёртки и безделушки. Человек среднего достатка и не знает, куда тратить деньги. Насущное не так дорого, остаток тратится впустую, и этот остаток больше насущного. Можно баловать себя. Но вот куплены сотни платий, есть несколько автомобилей, есть много игрушек. Есть книги в огромном количестве, которые не читаются. Каждый копит своё. И человек тонет в этой стихии материальных вещей. Каждая новая вещь всё меньше радует, хотя первая, может, дарила истинную радость (ребёнок всегда хочет новую игрушку, она возбуждает фантазию). И скука побеждает.

Но и радость побеждает скуку. Подарок, поцелуй, детские игры, молитва, катарсис, радость общения. Богатство в родных и близких, в друзьях, в любознательности, в искании правды жизни. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», — гласит русская поговорка. Важно любить соседей и в целом свою Отчизну. Любить Бога.

Богатство в согласии с самим собой. Труднее всего понять себя: чего я хочу, зачем живу, что могу дать и что могу взять. Мы отдаём право отвечать на эти вопросы другим, потому что так легче. Взяться самому за своё Бытие — это  сложнее, чем управление стартом космической ракеты.
Ко всем стилям и образам жизни можно придраться. Важно уважать и  быть уважаемым. А для этого нужна духовная сила.

2.

Богатому не к чему стремиться. У него уже, казалось бы, всё есть. Но его окружает лесть: ложь любви, ложь дружбы и уважения. Ему завидуют, а он боится за свои капиталы. Боязнь за материальную вещь (я не говорю о доме или каких-то символически важных вещах) делает владельца рабом. В этом весь Толкиен с его «кольцом всевластия», показанному как «прелесть».
Будда смог отрешился от той роскоши, в которой жил. Он жаждал покоя от желаний, и не дал положительной установке на жизнь. Авраамические  религии говорят о загробном блаженстве.

Атеисты пытаются построить рай на Земле силами науки и человеческого труда, пропаганды и просвещения. Материальное равенство, взятое в качестве справедливости, ничего не даст. Потому что 1) люди разные по многим и многим параметрам, 2) разные бывают обстоятельства.

Богатство развращает. Самую последнюю копеечку человек готов употребить для утоления страсти. Кесарю — кесарево, рубли — Центральному Банку, американский доллар — покойным политическим деятелям США.  Деньги организуют хозяйственную жизнь, но не являются её сутью. А суть любой деятельности человечества — творчество. Почти в любом труде есть творчество, пусть самое малое приятие этого труда, общение с коллегами,  перерывы и отдых. Человек не машина труда, ибо человек — творец.

Золото Южной Америки разрушило великую Испанию. Впервые в истории обесценилось само золото.

Материальное богатство и его смысл я вижу в помощи другим, благотворительности, милосердии, в поддержке Отечества, участие в экологических проектах. В познании мудрости Божьей.

Счастье, основанное на материальном, — это почти всегда жажда ложной ценности (вещи (штуки, предмета, нечто понятое как таковые). Многие философы об этом писали. Здесь мы ограничим наш опус, раскрыв его тему в достаточной степени.. 
               


Рецензии