Поломка в Венгрии

      Во время переучивания с «Ил-14» на «Ил-18», меня, как стажера, включали в состав разных экипажей. В этот раз меня включили в состав экипажа самолета, возившего Командующего Войсками Варшавского Договора – Маршала Якубовского. Сам Якубовский в это время находился в отпуске, и экипажу разрешили слетать почтовым рейсом.
      Прибыв в Венгрию, в Южную группу войск, мы разгрузились решили заночевать, так как спешить нам было некуда. Наутро, подготовив самолет, мы, с разрешения руководителя, стали выруливать со стоянки в сторону исполнительного старта. Во время руления по аэродрому, мы обратили внимание на земляные брустверы по бокам рулежных дорожек. А на брустверах стояли переносные рулежные фонари, за которые могли зацепить винты крайних двигателей. Руководитель, давший нам разрешение на выруливание, не предупредил нас об опасности. Видимо, решил проверить нашу бдительность!
Прорулили между несколькими брустверами без происшествий. Но вот, сквозь шум
работающих двигателей, я услышал глухой удар. Никто из членов «элитного» экипажа
на это не отреагировал. Ну и я не стал возникать – вдруг мне показалось! Да и кто я в экипаже – всего лишь стажер. Молчу.
      Но, когда мы подрулили к следующему брустверу, командиру показалось, что фонарь стоит слишком высоко, и он остановил самолет. Выключив крайние двигатели, он приказал бортмеханику спуститься на землю и смотреть «в оба». Бортмеханик взглянул через иллюминатор на останавливающийся первый двигатель и заорал во все горло:
      –  Командир, у первого винт погнут!
      Действительно, лопасти винта первого двигателя вращались как-то  странно. Выбросив стремянку, экипаж уже был на земле. Все с интересом наблюдали за вращением винта первого двигателя. По мере замедления вращения винта все отчетливее были видны «колена», которые выкидывали его лопасти.
      Командир сообщил руководителю полетами о случившемся и дал команду бортинженеру выключить двигатели, сказав:
      –  Выключай. Приехали!
      Когда винты встали, все увидели, что концы  лопастей винта первого двигателя погнуты, а у одной лопасти конец разорван, и у него не хватает куска металла. Зато на обшивке мотогондолы второго двигателя была видна пробоина. Так вот какой удар я слышал во время руления! И мне стало не по себе от того, что я промолчал и не решился сообщить об этом экипажу. А если б поднялись в воздух?
      Из заднего салона вышел наш попутчик до Москвы, Маршал Войск Связи. Подойдя к командиру, он спросил:
       –  В чем задержка, командир, почему стоим?  –  на что командир ответил,
       –  Товарищ Маршал, у нас поломка, мы лететь не сможем! 
       –  А как же я?  –  спросил Маршал.
       –  А вы, товарищ Маршал, можете пересесть на другой самолет. Как раз на Москву готовится « Ан-26-ой».
       Маршалу помогли выгрузить из самолета вещи, и он уехал на другой самолет. Пришел тягач, и отбуксировал самолет на стоянку.
       О «ЧП» было доложено в Москву. Можно было бы заменить винт. Но, самолет-то Литерный – придется менять двигатель!  Москва обещала доставить нам новый двигатель и бригаду ремонтников.
      Наутро, выйдя из гостиницы, мы ничего не могли понять – в двух шагах ничего не видно. Туман! Самолет, который вез нам двигатель из Москвы, не долетев, сел во Львове по метеоусловиям. На следующий день все повторилось. Шли дни, а туман не  рассеивался. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, мы решили поехать в Будапешт и посетить там местные достопримечательности. Заглянули в магазины, культурно отдохнули – когда еще выпадет столько свободного времени за границей!
       А между тем, нашим положением обеспокоилось Командование части. ЗамКомБригу, полковнику Леонтьеву, было поручено довести это дело до логического конца.
Полковник Леонтьев, бывший командир эскадрильи самолетов «Ан-12», которые сейчас занимались доставкой двигателя – ему и карты в руки!
      Вылетев из Москвы утром, он в тот же день прибыл в Будапешт. Ремонтники заменили двигатель, и на следующий день был назначен облет самолета.
      На облет пришел сам ЗамКомБриг, сел на командирское кресло, и мы полетели. Облет показал, что все системы корабля работают нормально. И нам решили заход на посадку. Но когда мы были уже на посадочной прямой,  нам поступила команда: 
       –  Посадку запрещаю! Полоса занята. Уходите на второй круг!
       Но самолет продолжает снижаться. ЗамКомБриг как будто не слышал команду. Мы, каждый по своему, пытались подсказать «Высокому начальству», что посадка запрещена, и что была команда, уходить на второй круг! Но он не реагировал на наши подсказки. Надо сказать, все побаивались его, но и молчать тоже не могли – самолет теряет высоту!
       Но вот, не выдержав очередного напоминания, он огрызнулся в ответ: 
       –  Да слышу! Я хочу посмотреть, кто там на полосе.
       У всех отлегло! В кабине воцарилась тишина. Самолет на «бреющем» прошел над полосой, и мы увидели, как какой-то «Джип» типа «УАЗ» съезжает с полосы по последней рулежной дорожке. Не успели мы уйти на  второй круг, как нам поступила еще одна команда: 
       –  Заход запрещаю! Погода над «точкой» ухудшилась. Уходите на соседний аэродром!
       Я связался с «соседями» и доложил им обстановку. Но к ним в это время «сыпались» истребители-перегонщики на последних каплях горючего, и им было просто не до нас.
      –  Походите пока в «Зоне»,  –  сказали нам.
      Мы поняли, что наш самолет оказался не у дел. Пока мы ходили в «Зоне» у соседей, на нашем аэродроме погода улучшилась, и нам разрешили заходить на посадку. Что мы с радостью и сделали!
      После посадки полковник Леонтьев разразился бранью в адрес того руководителя полетов, который разрешил нам выруливать, не предупредив нас о брустверах. И в адрес сегодняшнего руководителя, который гонял нас, не давая посадки. Кого только он не ругал! Досталось и Начальнику Политотдела ВВС Южной Группы Войск, генералу Плотникову, Дважды Герою Советского Союза, приехавшему на аэродром узнать, как
прошел облет Литерного самолета, а заодно повидаться с бывшим сослуживцем, полковником Леонтьевым. Они потом долго еще горячо разговаривали, и в конце, как бы подитожив весь разговор, Плотников сказал: 
       –  Да! Вообще-то здесь бардак! А что вы хотите? Это вам не Москва!
       На этом они  расстались.
       А мы, отдохнув еще одну ночку в Венгрии, благополучно возвратились в Москву на отремонтированном самолете.


Рецензии