7. В первый класс

Когда мой внук Леша гостил у нас, я стал свидетелем их разговора со Степаном Веселовым.
Степан поинтересовался о том, как у внука дела в школе, на что Леша, тогда ещё ученик первого класса ответил:
- Всю неделю кошмары снились, все ночи не спал.
- А в чём же причина? - Спросил Степан.
- Снилось, как меня спрашивают на уроках, - ответил внук.

В этот  момент я вспомнил, когда стал «Октябрёнком», мы дежурили с одноклассниками в «пионерской комнате» ночами.
Вся площадь огромной комнаты была заставлена огромными коробками с маленькими жёлтыми цыплятами. Перед каждой коробкой стояли лампы для их обогрева, нужно было следить, чтобы лампочки не перегорели, а цыплята не погибли от холода. Потом, подросших цыплят торжественно передавали на птицефабрику.
Именно там, в комнате с цыплятами я увидел свою первую и единственную любовь. Она училась во вторую смену, поэтому я не видел её раньше.
Худенькая, зеленоглазая, кудрявая девочка, осторожно приоткрывала дверку, брала в руки пушистый жёлтый комочек и любовалась им. Я услышал, как она сказала подружке:
- Да посмотри, он ведь как маленькое солнышко!

При этом девочка улыбнулась. Её улыбка, была такой притягательной, что я будто обомлел и застыл без движения. Лида, так её звали, посмотрела на меня и улыбнулась.
В первый раз жизни, именно для меня!
Позже в этой комнате много раз мы вместе с Лидой  присутствовали на ежедневных линейках. Вместе разучивали песни, до сих пор помню: «Взвейтесь кострами, синие ночи»…
Когда классы во дворе школы ходили строем после поздравления с праздником, или во время организованного отдыха или в походе, я всегда старался отыскать взглядом мою Лиду, и она всегда отвечала на моё внимание своей бесподобной, солнечной улыбкой.
Ношение школьной формы в те годы было обязательным, и на уроках физкультуры мы все были одеты одинаково. Даже дети партийных и районных руководителей старались не выделяться, как сейчас помню одинаковые футболки и шорты.
Как я радовался, когда в тетради в косую линейку под моими крючочками и загогулинами стояла написанная красными чернилами пятёрка.
А как был горд, когда меня приняли в пионеры.
Наш досуг был под пристальным вниманием учителей и пионервожатых. В школе и районном Доме культуры, работали самые разнообразные кружки.
Я занимался в авиамодельном кружке и ещё в студии, где обучался игре на баяне.
Много было и спортивных секций (я занимался боксом и велоспортом). С каждым месяцем я и мои сверстники не только становились сильнее, но и выносливыми, терпеливыми к трудностям и боли.
Спортивные секции и творческие кружки,  не только развивали детей, но и вместе со школой, пионерской и комсомольской организациями вели активную идеологическую работу. Которая, впрочем, ничуть не мешала творческому развитию наших талантов, наверно поэтому, я стал летчиком и всю жизнь люблю народную музыку, а по утрам делаю гимнастику.

Отвлёк меня от мыслей Алеша, который стал бегать по участку с палкой - саблей рубил траву и кричал:
- А-а-а-а! К-х-х!

В это время показался сосед Веселовых, который нёс к небольшому вагончику (его установили для строителей) телевизор.
- А зачем вы его несёте? - Спросил подбежавший Леша Веселов.
- Это ваш, - ответил сосед.
- А почему он был у вас?
- Брали на время.
- Как я хочу, чтобы он стоял у меня в комнате, - отметил Алёша и посмотрел на своего деда.

Степан утвердительно кивнул.
Когда внук Степана побежал в наш дом, Веселов посмотрел на меня и тяжело вздохнув, произнёс:
- Старость, - говорила Раневская, - это время, когда свечи на именном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идёт на анализы.

Вечером, внук Степана спал в нашем доме, вместе с нашим внуком, тоже Алёшей. В вагончике было мало места.
Жена Веселова - Вера спросила внука:
- Почему не спишь?
- Жду Машу и Лёшу.
- Маша моется, а Леша разговаривает со своим дедушкой, спи.
- Нет, я их подожду, мне без них скучно.

Утром следующего дня, наша собака, восточноевропейская овчарка Нильс, брала с моих рук и ела огурцы и морковку, но постоянно бегала то ко мне, когда я копал участок под теплицу, то к дороге, куда я отбрасывал мелкие камни. Оказывается, она таскала камни обратно.

И тут прибежал Алешка, который позвал обедать:
- Бабушка Вера, приготовила суп с огурецами (рассольник), бабушка Лида нажарила картошку с котлетами. Мы все ждём вас с дедом Степаном.

В это время Нильс принёс очередной камень от дороги и бросил под мои ноги.
Алёшка спросил о причине такого поведения, услышав ответ, Алешка расхохотался и протянул собаке очищенную бабушкой Лидой морковку. Но Нильс повернулся ко мне и, открыв пасть, четко проговорил:
- Ма-м-ма!

Внук Степана, Лёша маленький и первоклассник Лёша Надёжен остолбенели и долго молчали. И только после того, как подошедшая Лида сама дала Нильсу морковку, и та громко хрумкая съела её, они пришли в себя. И громко закричали:
- Ура, вот молодец! Нильсик, возьми у нас!

Овчарка неодобрительно посмотрела на них, подошла ко мне и села у моей левой ноги.
А я, вспомнив стихотворение Виноградова о его собаке Жекке, сказал, что у деда Володи Виноградова была овчарка, с которой гуляла его старшая внучка Елена, он посвятил несколько стихотворений, послушайте:

Идем с подружкой мы по городу вдвоём,
И вместе, больше о прекрасном узнаём,
Как славно пахнет куст тот у реки,
Какие зыбкие здесь, мокрые пески.

Вот как подружка тянет за собой,
Сейчас с жуком она вступила в бой,
Нет у подружки длинных черных кос,
Зато, какой красивый её нос.

А слух какой, гораздо лучше моего,
Не говорит мне только ничего,
Я обращаюсь, молча смотрит на меня,
В ее глазах, мелькают искорки огня.

Не хочет отвечать мне, ну и пусть,
Я ухожу, в глазах мелькнула грусть,
Овчарка Жекки проводила до двери,
А в школе ты не балуйся, смотри.

Вы тоже можете гулять у моря с Нильсом, но только нужно ему надевать намордник и вести на поводке, чтобы не напугать других детей и их родителей.

- Георгий! – услышал я у открытой калитки голос жены, - мы вас заждались.

После обеда вместе с внуками мы пошли к Можайскому морю, расположились у кромки воды на песке, подстелив старое покрывало. Мальчишки с бабушками стояли у воды, а мы со стороны любовались ими.

- Уровень воды в водохранилище значительно упал, - отметил Степан, - как и наше доверие к чиновникам. Я недавно прочитал высказывание эксперта Сатановского, который написал, что «Мы построили власть воров».
- Да, - отвечаю ему, - чиновники - люди небедные. Как не посмотришь в налоговую декларацию - так там полный набор - квартиры, машины бизнес-класса, загородные дома, виллы и ежегодный доход несколько десятков миллионов.
- А мы с тобой наши домики всё достроить не можем, - добавил Степан. - В Советские времена чиновники, решающие судьбы народа работали в интересах этого народа. Потому что ближе к земле были, не понаслышке знали и о проблемах населения. По-честному старались улучшить жизнь целой страны. Хотя и тогда были недостатки и большие. Всё было. Но не с таким наглым, циничным размахом.
А что сейчас? С экрана телевизора рассказывают про зарплату депутатов в четыреста тысяч рублей. А ведь это, в одиннадцать раз выше, чем средняя зарплата по стране. И им мало, добавки просят!
А недавно в новостях сообщили про двадцать миллионов человек наших нищих россиян и минимальные пенсию в восемь тысяч пятьсот рублей, зарплату в двенадцать тысяч рублей.
Это, похоже, становится нормой жизни. Никого это уже не удивляет. Ну, немного удивились, возмущались немного, поразговаривали, как мы с тобой сегодня. И на этом всё.
- Я тоже читал материал Сатановского. Он ведь ещё подчеркнул, что наша клановая и сословная политика строит не капитализм, а какое-то дофеодальное общество. Оно, конечно, с современными технологиями. Но от этого не легче. Так страна не сохраняется.
Никакой стране, даже самой богатой элита не нужна! Прошлый Министр финансов говорил, «вот есть труба, вот те, кто её обслуживает». И все. Остальные так.
И, ведь, у власти находятся неглупые люди. Хотя хватает чиновников, и, особенно, министров без должного опыта и образования.
Некоторые из них в прошлом - успешные бизнесмены, сумевшие построить своё дело. Но, как только начинают управлять не своим, а достоянием народа, его судьбами, всё идёт через пень-колоду.
Когда Греф занимается Сбербанком - дело делает. Когда Титов занимается вопросами, связанными с его бизнесом, он замечательно дела делает. Когда же будет так, чтоб был какой-то результат и для народа, а не для олигархов?
Наша власть очень увлечена внешней политикой - гонка за вооружение, войны в чужих странах.
Конечно, за прошедший год какие-то отрасли поднялись, но есть целый набор отраслей промышленности, который умерли за последние пятнадцать лет. По объективной причине - до них не было никакого дела и времени.
Надо было заниматься оборонкой, кончать войну в Чечне, устраивать гонку с Америкой за влияние ...
А на Западе нас любить никто не собирается. Да и на Востоке, пока не очень…
Ведь за тридцать лет целые отрасли померли. Ну, можно на это обратить внимание? Похоже, не все наши представители «элиты» хотят служить народу России…

Георгий замолчал. Молчал и Степан.
Глядя на любимых женщин и своих внуков, мужчины, отдавшие своей стране все свои лучшие годы, все свои силы и знания, сильно переживали за туманное будущее внуков.

Наконец молчание прервал Веселов:
- Я удивился, когда прочитал, сколько зарабатывают члены правления «Газпрома»». По итогам первого полугодия доходы этих ребят выросли на двадцать четыре процента, а это свыше полутора миллиардов рублей, а годом ранее они составляли один миллиард триста пятьдесят миллионов рублей.
Такие данные содержатся в ежеквартальном отчете компании. Так вот, согласно отчету, доходы членов правления распределялись следующим образом:
Зарплата: 420,5 миллионов рублей.
Премии: 1,237 миллиардов рублей.
Как именно распределяются деньги между всеми членами правления – не уточняется.
При всём этом наше Правительство России отвергло идею изъять «сверхдоходы» у крупных российских компаний на выполнение «майских указов» Президента России.
Тем не менее, первый вице-премьер Силуанов готов обсудить предложение с его автором - помощником президента Андреем Белоусовым - и крупным бизнесом.
- Я тоже читал ответ Силуанова, - Георгий устало, будто после тяжёлой работы выдохнул. - Он сказал, что все решения по настройке налоговой системы были приняты ранее, дополнительное увеличение нагрузки и изъятие прибыли правительством не обсуждается.
В прошлом году я прочитал о письме Андрея Белоусова президенту Путину. В тексте предлагалось изъять почти пятьсот четырнадцать миллиардов рублей сверхприбыли у российских металлургических и химических компаний.
Эти деньги нужны на выполнение «майских указов» президента Путина, в которых глава государства определил цели социально-экономического развития страны на ближайшие годы.
Предложение вызвало резкую критику представителей крупного бизнеса.
Автор, обосновывая свое предложение, ссылался на «мировую практику изъятия сверхдоходов, образовавшихся благодаря рыночной конъюнктуре и не зависящих от действий руководства компаний».
В письме перечислялось четырнадцать компаний, которые должны были поделиться своими заработками с государством: «Евраз», НЛМК, «Норникель», «Северсталь», ММК, «Металлоинвест», СУЭК, «Мечел», «Алроса», «Полюс», «Сибур», «Фосагро», «Уралкалий» и «Акрон».
На скане документа стояла виза Путина «Согласен».
Затем факт наличия письма подтвердил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Согласие» Путина в данном случае означает, что он одобрил проработку мер, изложенных в этом письме, но не их воплощение, объяснял Песков.

На следующий день после публикации, Московская биржа открылась резким падением акций российских промышленных компаний.
Это была реакция на предложение Белоусова. Блумберг сообщил, что на этих новостях состояние российских бизнесменов за один день сократилось более чем на три миллиардов долларов из-за падения котировок.
Позиция самого Белоусова такова: изъятие дополнительных доходов «целесообразно», так как эти доходы компании получили из-за благоприятной внешней рыночной конъюнктуры, а не собственным усилиям.
По его информации, за счёт этого российские металлургические, химические, нефтехимические и горнодобывающие компании получили более полутора триллионов рублей дополнительной прибыли до вычета обязательных платежей.

«Хочу напомнить главный закон капитализма: «делиться надо», - сказал Белоусов «Ведомостям».

Кроме того, пояснял он в письме, в 2016 году правительство уже изымало сверхприбыли у нефтяников. А металлургические и химические компании сейчас платят меньше налогов по сравнению с нефтяными компаниями: семь процентов от прибыли против двадцати восьми процентов.

- Какие мы с тобой счастливые.  - Повернувшись к Георгию, произнёс Степан. - У нас любящие жёны. Мы ещё относительно здоровы и не нищенствуем. Да, сильно переживаем за будущее внуков и страны.
А ведь совсем недавно, всего тридцать лет назад наша страна и наш с тобой мир был огромным и светлым, наполненным верой в добро, справедливость и всеобщее счастье. Мир что ни на есть реальный.
Это потом, позже, он превратился для нас с тобой в иллюзорный…
Ты часто читаешь нам вслух стихи Виноградова. Я помню, что духовной пище для детей советское правительство уделяло особое внимание. Прежде чем посеять «разумное, доброе, вечное» в неокрепших детских умах, чиновники министерства культуры пропускали книгу, песню или фильм через жесткую цензуру.
Не менее строго фильтровались и «взрослые» произведения искусства, ведь возрастных ограничений в СССР не было.
Даже фильмы «до шестнадцати», которые пронырливая ребятня всё же умудрялась посмотреть, были подчищены, обрезаны и подогнаны под идеологическую платформу.
- Тогда, - Георгий улыбнулся, - писатели, поэты, режиссеры и композиторы старались творить для детей «как для взрослых, только лучше». И не только из-за боязни цензуры.
Творческим людям хотелось, чтобы их произведения воспитывали в подрастающем поколении такие качества, как доброта, сострадание, уважение к старшим, любовь ко всему живому. Благодаря детским журналам и газетам, повестям и приключенческим романам, фильмам, мультфильмам и музыкальным спектаклям мы с тобой и все те, чье детство прошло в СССР, вспоминают его как самое счастливое время. Я вот сегодня вспоминал, как учился в начальных классах. Да так же проходила жизнь каждого советского школьника
Вот мы собирали нашего Алёшку в школу, они сейчас везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную.
В нашем с  тобой детстве все было по-другому.
 Но детство есть детство и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, деревянным пеналам, счётным палочкам, трафаретам…
- И я хорошо помню свой дневник и промокашку, пёрышки со звездочкой для ручки и чернильницу непроливашку. - Степан улыбался. - Наши тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей.
На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР.
Правда, тетрадки тогда были с тонкими, зелёными, синими корочками. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причём обязательно красным карандашом, а не ручкой.
- А сколько раз, - Георгий посмотрел на свои пальцы, - я обливал их чернилами, когда заливал непроливайку. Мы ведь
писали чернилами перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки, их ставили на каждую парту, и в них вечно плавали дохлые мошки и комары. У меня всегда были кляксы на парте и в тетрадке.
В старших классах нам разрешили пользоваться вечно протекающей автоматической чернильной ручкой. Были у меня и с пипеткой и резьбовые ручки.
 Я помню, как ходил с бабушкой на почту, когда она отправляла телеграммы своей сестре, проживающей в Белоруссии. Так на почте тоже были перьевые ручки, их можно  было увидеть в сберкассах, когда отец снимал со сберегательной книжки деньги, и мы ехали в Белоруссию в отпуск к родственникам.
- Вспомнил, - Степан поднёс обе руки к голове, - шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце семидесятых годов.
Но только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия это искусство не только Японии, но и в СССР, ведь на каллиграфии японцы до сих пор зарабатывают неплохие деньги.
А эти промокашки!
Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой, обычно красного, голубого или сиреневого цвета.
И слово, какое доброе - промокашка.
Она всегда была исписана и изрисована, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались.
- А записочки девчонкам или мальчишкам! – Георгий широко улыбался. - Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.
У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа или соседку.
Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга? А тогда дети действительно были счастливы.
Вот и Виноградов писал для своих внуков:

Где моря какие есть?
Что такое слово честь?
Городов сколько вокруг?
Различишь, кто враг, кто друг?

Мы живем в стране, в России,
И в народе её сила.
А богатства всей природы,
Не зависят от погоды.


Вот Москва, моя столица,
Здесь живу, буду учиться.
Здесь стихи читаю деда,
О прекрасном чтоб поведать.

Книги учат доброй быть,
Страну, родителей любить.

С берега подошли Алёша большой и Алёша маленький (Веселов) с бабушками.
Вера Веселова пригласила Надёженых на своё День рождение, которое будут отмечать через неделю. Лёша маленький сразу прореагировал:
- Я хочу подарки, пусть придут гости, что-нибудь принесут.

Дед Степан, погладив внука по голове, подчеркнул:
- Но день рождение у бабушки.
-  Но может быть, и мне подарят, - грустно ответил внук.


Рецензии