5. Счастье не улыбалось мне

     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть третья: СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ!

     5. СЧАСТЬЕ НЕ УЛЫБАЛОСЬ МНЕ

     Счастье не улыбалось мне. Приехал я в Омск слишком поздно.
     Это понял теперь и брат.
     Сперва Карпо энергично порывался сходить в ОКРОНО, "лично потолковать" с заведующим, но брат запретил ему это делать: товарищ был слишком горяч по натуре и мог себе навредить и нам все дело испортить.
     - Ты много дров наломаешь, - говорил брат. - Помнишь, как я удержал тебя от драки? Когда, когда? Ты уже забыл. А тир помнишь? На берегу Омки?

     И брат рассказал про электрические лампочки.
     - Пришли мы однажды в тир, что на берегу Омки, возле кинотеатра "Гигант". Любителей стрельбы - ни души. В тире вместо мишеней висят электрические лампочки, старые, конечно. Мы берем с Карпо пять патрончиков - и разбиваем пять лампочек. Берем еще пять - снова разбиваем четыре. Просим еще пять патрончиков, но старый горбоносый тирщик говорит нам: "Молодые люди, я очень уважаю вас. Вы очень меткие стрелки. И потому, что вы меткие - зачем вам стрелять? Лампочек у меня больше нет для вас".

     Это страшно обидело Карпо. Он засучивает рукава и говорит мне: "Пока никого нет, я врежу ему по роже". Я еле-еле отговорил его. Лезет с кулаками - и только.
     Карпо тихо засмеялся и в смехе его слышалось полное удовлетворение. Покосившись на брата, он твердо и уверенно сказал:
     - А что, я прав был. Пусть он не унижает наше пролетарское достоинство. Мы платили за лампочки? Платили. А почему он еще не продал нам? Лампочек жалко? Зачем тогда приманивает ими других? Это нэпман, частник!
     - Ну и что ж, что частник? А драться никто права не давал. Завтра бы все газеты мира раструбили: советский студент Карп Неразлейвода избил старого еврея...
     - Он армянин.
     - Но они написали бы еврей. И ты думаешь, тебя бы за это погладили по головке?
     - Ты прав, дружище. Сдаюсь, - наконец сознался товарищ.- Ну их к чертям всех этих тирщиков. Нам надо учиться, правда, Виктор? Ты тоже учись. Добейся, чтобы приняли тебя на какие-нибудь курсы.

     В местной газете "Рабочий путь" в то время печаталось много частных объявлений, вроде: "Продаются кролики", "Опытная няня ищет место", "Доктор принимает на дому", "Даю уроки".
     Брат отложил газету и сказал:
     - Самый наилучший вариант - нанять репетитора. Хотя я не Форд, но все таки на жертвы придется пойти.

     Он пошел по адресу и договорился с учителем, к которому я стал ходить и брать уроки по математике. Учитель жил за драматическим театром, на тихой улице, в деревянном доме с палисадником. В доме было много комнат, все чистые, прохладные. В одной, где перед окном висела в клетке канарейка и на полу стояли массивны кадки с широколистными цветами, он посадил меня за полированный столик и дал несколько задач решить самостоятельно, сам ушел и долго не появлялся, потом появился на несколько минут, проверил то, что я сделал, задал учить теорему и снова ушел.

     В доме стояла чуткая тишина, на стене тикали большие часы в футляре. В палисаднике к воробьям подкрадывался серый пушистый кот. Порхая по клетке, канарейка разбрызгивала воду из чашечки.
     Я больше любовался заморской птичкой и смотрел в полутемный палисадник, где кот охотился за воробьями, чем занимался.

     На третий или четвертый день брат спросил меня, как обстоят дела. Я неуверенно ответил - ничего, и тут же почувствовал, что неправду говорю. Новый материал плохо усваивался, я больше канарейку слушал и в палисадник смотрел, чем теоремы учил и задачи решал. А Карпо спросил:

     - Скажи, Виктор, откровенно - нравится тебе учиться у репетитора или нет? Может, брат зря деньги платит?
     Я ничего не мог ответить, только изрядно покраснел.
     - Прокопий, у меня родилась идея — не сходить ли Виктору на курсы, и не рассказать ли ребятам, как его приняли в ОКРОНО?

     Брат поморщился и отрицательно покачал головой.
     - Не стоит. Я не вижу в этом надобности.
     - А почему? Ребята рабочие, может быть что-нибудь дельное подскажут. Как говорят, ум хорошо, а два - еще лучше. Можно всех подробностей не рассказывать.
     - Сходить, конечно, можно. Почему не сходить, - наконец согласился брат. - Завтра же, Виктор, скачи на эти курсы... Садись за парту - и никаких гвоздей.
     - Так уж сразу и за парту. Еще погонят.
     - Кроме цепей пролетариату терять нечего, - рассудительно сказал Карпо и добавил: - Еще Маркс об этом гутарил.
     - Вот именно. Тебе главное позаниматься эти два-три месяца. Пусть ты не получишь бумажку, зато знания у тебя будут.
     - Прокопик дело кажэ. Геть завтра на курсы! Милиционера постыдится звать, чтобы вывести.

     Я пошел и сел за парту. Предварительно, конечно, поговорил со старостой курсов. Он не возражал, что я буду вольнослушателем.
     - Мест много, садись на любое.
     Эти слова ободрили меня. Первым уроком, как помню сейчас, было обществоведение, так тогда называлась история. Молодой русый учитель, поднимая вверх остробородое лицо и поблескивая толстыми стеклами пенсне, увлеченно рассказывал про Англию, про ее экономику, развивающуюся текстильную промышленность и о том, как "овцы поели людей". Он даже не заметил, что в классе присутствует новенький.

     К своему репетитору я больше не пошел. Брат извинился перед ним и заплатил ему за те уроки, которые я получил.
     Учителя стали меня спрашивать на уроках, я отвечал бойко, последовательно и вполне удовлетворительно. Они внесли мою фамилию в списки журнала посещаемости, и выставляли отметки.

     Однажды на большой перемене ко мне подошел староста курсов, угостил меня папиросой, от которой я отказался, как некурящий, он похвалил меня за это, потом вытащил из кармана тетрадь, свернутую трубочкой, чтобы не помять, развернул, приложил к стене ее и записал мою фамилию. Я спросил - для чего ему понадобилось это.
     - Канцелярия просила подать списки всех курсантов, - ответил он. - Ты не возражаешь, что я и тебя включил?
     Еще бы я возражал!
     На курсах, между тем, продолжались занятия. Я не придавал особого значения тому, что меня включили в списки, думал, начнут проверять обнаружат и вычеркнут.

     *****

     Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2019/04/20/925


Рецензии