Владимир и Нина - одна плоть

"И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему."  (Бытие 2:18)

"Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть." (Бытие 2:24)

"Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает." (От Марка 10:9)

             *****

Самый важный (после веры в Бога Библии) шаг в жизни: Владимир и Нина - одна плоть. Терсакан.

             *****

Мир вам, ставшим одной плотью!

О себе и о нас с Ниной, я оставил уже много воспоминаний. Теперь вспомню о том, как мы познакомились, как создали семью и как трудно было наше начало. А заодно напишу немного о Терсакане. Это для Нины то, что для меня Красногорск, так сказать её земная родина...

В 1975 году я решил познакомиться со своей роднёй, которая жила на Урале и которую я плохо знал. Мы жили отдельно от родни. На это ушёл весь мой отпуск. Было интересно, многих повидал...

А в 1976 году мне родители намекнули, что я забыл навестить ещё одну одинокую тётю, жену одного из папиных братьев, проживающую в Казахстане, в селе Терсакан.

У меня не было большого желания ехать в глушь, но согласился, справедливости ради. Тётя была после свадьбы с папиным братом очень коротко с ним вместе, но очень любила его и осталась ему верна на всю жизнь.

Ждала... У них даже ещё не было детей, когда её мужа, одного из папиных старших братьев, забрали ночью 1931 года и он пропал навсегда. Она была не единственной, это была судьба многих немок того времени, семьи которых раскулачили.

Многие женщины были с детьми. Мужчины определённого возраста тогда просто пропали без вести... Если бы Сталинский режим не уничтожал целенаправленно лучших из людей своей страны того времени, то война с Гитлеровским режимом не затянулась бы так надолго.

Я долетел до Целинограда (теперь Нур-Султан), потом поездом до железнодорожной станции Жаксы. Оттуда на автобусе добрался до села Кийма. Было раннее утро...

То ли единственный автобус уже уехал, то ли ждать нужно было слишком долго, не помню. Но я решил добираться до Терсакана на попутных. Дошёл до переправы вброд через одну речушку и стал ждать "у моря погоды".

Здесь машина быстро проехать не может, был хороший шанс, что меня возьмут в машину. На мне были белые брюки и красивая, модная, шёлковая рубашка, тёмные очки - было лето. Я постелил газету на траву и прилёг на неё в ожидании попутной машины...

Было прекрасное, приветливое утро в степи, если бы комары не донимали...

Ждать пришлось недолго, грузовик шёл до Терсакана. Я и ещё пара пассажиров, стоя в кузове, отправились в путь.

Дорога была плохая, нас трясло, пыль... Стали подъезжать к одному населённому пункту. Какой ужас! - подумал я... Несколько глинобитных непривлекательных домиков и ни одного растения на участках у домов, вообще никакой зелени. Неужели это Терсакан?! - мелькнула мысль.

Нет, здесь я не останусь на 2 запланированные недели отпуска. Назад, домой! - кричал мой разум... - Тебе здесь делать нечего.

Это Терсакан? - спросил я попутчиков, готовый при утвердительном ответе постучать по кабине грузовика и выйти. Да нет, это Казахстан - ответили мне. Терсакан лучше, успокоили меня... И я поехал дальше.

Язык до Киева доведёт - говорит русская пословица. Довёл он меня и до моей тёти, Эльзы Карловны Пеннер... 

Собственно Эльзу Карловну, учительницу немецкого языка, здесь все знали и уважали.

Тeрсакан оказался вполне приличным совхозом, для этой глуши. Недалеко от Терсакана приземляются космонавты...

У тёти был хороший дом с участком, на котором были и деревья и цветы. У неё был даже погреб, из которого она достала для меня двухлитровую банку с пивом. У них был недавно какой-то праздник, "Фестиваль", где продавали разливное пиво. И тётя вспомнила обо мне.

Такой приём мне уже понравился... Пиво было, правда, двух - или даже четырёхнедельной давности. В те времена, по-моему, срок годности для пива был несколько дней (в бутылке). Но желудок у меня был крепкий... и я выпил всё пиво, чтобы не обижать тётю.

Оказывается Эльза Карловна попросила одного знакомого, чтобы он меня довёз из Киймы до Тeрсакана. Однако мы с ним разминулись, я не знал, что меня будут встречать.

Он подъехал к дому Э.К., чтобы сказать, что меня не нашёл. Я выглянул в окно дома, а он выглянул из окна автомобиля и наши глаза встретились. Представительный был мужчина. Почему-то мне показалось, что он похож на чеченца, которых я никогда не видел. И действительно у него в молодости были друзья чеченцы...

Не знал я, что этот мужчина станет моим тестем...

Однажды Э.К. сказала, что хочет меня познакомить с её самой любимой ученицей. Я не был против, т.к. знакомых у меня здесь не было никого, кроме тёти...

Пришло время и я впервые увидел Нину и почему-то сразу увидел в ней мою жену. Мне было уже 25 лет и я был готов создать семью. Пролетело 3 года моей работы, я был постоянно в командировках. Конечно многое посмотрел, познал, но росло желание приземлиться, создать семью. И вот стоит она, которая станет моей женой, передо мной...

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Так поэтично это не было, но было однозначно - передо мной явилась моя жена, одна, на всю жизнь!

Нина закончила Целиноградский педагогический институт и работала первый год в школе. Были летние каникулы. Я решился пригласить Нину на наше первое свидание, вернее на рыбалку. Её дом оказался рядом с довольно широкой рекой Терсакан, которая впадала в реку Ишим...

Мы хорошо провели время вместе. Я переплыл широкий Терсакан на другой берег. Выйти на берег и плавать в том месте было трудно, водоросли мешали. На другом берегу было много красивых цветов, сюда никто не заглядывает. Собрал для Нины красивый букетик и переплыл с ним Терсакан обратно, чем расположил сердечко Нины к себе...

Рыбалка была удачной. Нина приклеивала мне на крючок кусочек теста, а я таскал удочкой чебаков из реки. Наловил много и Нина пожарила мне чебаков на ужин, в своём доме. Было очень вкусно. Было уже и очень поздно, когда я пошёл "домой"...

Короче, Нина прошла испытание, и я, не долго думая, сделал у реки ей предложение стать моей второй половинкой. Нина согласилась. Как она мне потом сказала, она помолилась Богу обо мне и Бог сказал: "Да!"...

Мы совершенно не знали друг друга. Как быстро свершаются большие дела, с Божьей помощью... Это я говорю сейчас, а тогда я Бога ещё не знал. Но Он знал и любил меня всегда.

Я был неверующим, но с первого взгляда знал, что быть нам вместе, что Бог соединил нас. К тому времени я не только был готов создать семью, но также знал, что это дело серьёзное, на всю жизнь. И, что интересно, мне казалось, что я мог бы создать семью с любой девушкой, т.к. любая желает быть любимой...

Но это конечно же не так. Думаю, что для каждого из нас Бог приготовил лишь одну нашу вторую половинку. Очень важно распознать её и слиться воедино именно с ней на всю жизнь.

План Божий, касающийся нас, выполнять очень важно, т.к. любая наша отсебятина ведёт, как правило, к катастрофе...

Как мы впоследствии выяснили, у нас с Ниной были некоторые представления о принце/принцессе. Нина хотела мужа не менее 180 см ростом. И чтобы он был романтичным...

Слава Богу, я был ростом 183 см и романтики во мне хватало... Принцесса жила в деревне, а принц прилетел из столицы, из Ташкента. Разве не романтично?

Моя принцесса должна была быть девушкой, не женщиной и мне нравились длинные тонкие пальцы с естественно-длинными ногтями. Нина обладала этими качествами.

Что касается пальцев и ногтей, и у Нины были такие же критерии, как у меня. И я обладал этими качествами..., наши руки, пальцы и ногти оказались похожими, только у Нины всё меньше и тоньше...

В воскресенье меня пригласила Нина к себе на обед, чтобы познакомить с родителями, т.к. я видел их лишь мимолётно.

С ними жила одна бабушка, мать отца. Другая бабушка, мать мамы Нины, не ужилась с мамой отца и переехала в маленький домик, который был ещё ближе к реке. Когда река разливалась, вода доходила до дома бабушки...

Дальше река не разливалась, т.к. бабушка была богобоязненной, Бог хранил её и её дом...

Эта бабушка была истинной христианкой, любила Бога и Слово Божье. Любила и ближнего, любила всем помогать. От неё впоследствии я получал в подарок лучшие рубашки. И как она их только находила в этой "дыре"? Но, кто ищет, тот найдёт...

В больнице она работала за двоих (повар, разносчик еды, посудомойка), а получала лишь одну маленькую зарплату. Когда-то это вышло на свет, но она всегда и всем была довольна и не пошла в суд...

Детям на 1 сентября она дарила пышные букеты прекрасных цветов из её сада. Её картошка была самой крупной и вкусной в Терсакане, поэтому её часто обворовывали соседи-пьяницы и лентяи..., выкапывали картошку.

Когда-то такие люди раскулачили и её, с её родителями, на Украине. Всё отобрали, не только картошку, а её мужа забрали и он не вернулся... У неё была уже дочь, мама Нины. А в пути, когда их выселяли в скотских вагонах, умерла в вагоне её сестра. Бабушка взяла к себе её дочку и вырастила.

Эльза Карловна (Э.К.) дружила с этой бабушкой Нины. Они часто собирались вместе у бабушки: Э.К., бабушка, мама Нины и порой Нина. Бабушка читала им из Библии, которую очень любила.

У Нины была своя комнатка в доме родителей, уютная... Когда она вечером сидела за письменным столом, то походила на Татьяну Ларину из "Евгения Онегина".

"Татьяна Дмитриевна Ларина — главная героиня романа «Евгений Онегин». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены."

Немного отвлёкся... Когда мы пообедали, вся семья Нины была за столом, я взял слово... Встал... И сказал, что я люблю Нину и желаю на ней жениться.

Никто не был к этому готов, кроме нас с Ниной...

Тишину нарушила бабушка Нины, мать отца: "Смотри, если будет что не так - горло перегрызу!" Замолчи - зашипел на неё через усы отец Нины. Он никогда не говорил так со своей матерью. Последовало молчание.

Молчание - знак согласия - рассудил я...

Должен сказать, что за всю нашу с Ниной жизнь, никто из наших родителей никогда не ставил палки в колёса нашей семейной жизни. Да, никто и никогда из них не вмешивался в нашу семейную жизнь. Большая им благодарность за это, это самое мудрое решение родителей.

Наши большие и маленькие проблемы мы всегда решали только вдвоём..., поэтому и выросли самостоятельными.

Реплику бабушки мы пропустили мимо ушей, но она выполнила бы своё обещание...

Однажды я познал, насколько она была крепкой. Отец Нины привёз с работы мешок цемента, 150 кг, выгрузил на полянке перед домом и быстро уехал. Мы с Ниной были на участке.

Бабушка через некоторое говорит: "Тучи собираются, видимо дождь будет. Надо цемент в сарай перенести." Я ей сказал, что мешок тяжёлый для меня одного и придётся подождать, пока не придёт отец Нины с работы...

Что? Мужчина с бабушкой не смогут перенести мешок цемента? - возмутилась бабушка - и мы вдвоём с ней перенесли 150-килограммовый мешок цемента в сарай.

В Терсакане кроме рыбалки было нечего предпринять и мы поехали с Ниной в Целиноград, где Нина была 4 года студенткой Педагогического института.

Мне понравился город, красивое название, как понравился и Нинин родной совхоз Терсакан. Терсакан по-казахски означает "обратная вода". Видимо река течёт не всегда в одном направлении...

В день нашего возвращения в Терсакан из Целинограда Нине исполнилось 23 года и я купил ей в магазине подарок - довольно большую лохматую собаку. Уже в поезде мы посмотрели бирку на шее собаки - её звали Альма! Ой-ёй-ёй, подумал я, Альмой звали и мою будущую тёщу...

Я предложил Нине показать Ташкент, Красногорск, познакомить с моими родителями. Нина согласилась. И остаток отпуска мы провели в Узбекистане. Побывали в Красногорске, он понравился Нине. А в Ташкенте нам выделили на неделю однокомнатную квартиру в общежитии моего предприятия ОРГРЭС...

Мы съездили в ЗАГС. Оказалось, что жениться сразу было нельзя, нам дали двухмесячный испытательный срок.

Нина сказала, что, если бы мы сочетались в церкви, то можно было бы это сделать сразу. И она на это согласна... У меня же не было опыта в этом деле, да и что делать в церкви неверующему?

Я сказал Нине, что в октябре заеду за ней и мы распишемся здесь в ЗАГС-е. Закон есть закон и его нужно соблюдать...

2 месяца прошли быстро, я находился во Владикавказе (тогда Орджоникидзе) в командировке. Мы работали на новой подстанции 330 кВ, налаживали РЗА. Отпуска у меня не было и я решил пропасть на одну неделю, чтобы жениться.

Был конец октября 1976 года. Я сказал ребятам, что улетаю в Ташкент на перекомандировку. В Ташкенте думали, что я ещё в Орджоникидзе. А улетел я в Целиноград, потом поездом в Жаксы, автобусом до Киймы и другим автобусом до Терсакана...

Меня уже ждали... Нам с Ниной сделали немецкие бабушки красивые цветочки из парафина. Мне, жениху, на грудь, а Нине, невесте, на фату.

Должен сказать, что я никогда не думал, что женюсь на немке. Т.к. моя принцесса не была определённой национальности. Однако теперь, уже обладая жизненным опытом, я согласен с выражением отца Нины: "Каждой кастрюле - своя крышка."

Скажу ещё больше, т.к. стал верующим христианином, теперь для моей принцессы был бы самый важный критерий - христианка. Об этом пишет Библия...

Хорошо, что для принца Нины тогда, видимо, это не был самый важный критерий, т.к. верующих в нашей стране было мало, да она никогда и не была в церкви. Тогда бы выбор Нины не пал на меня.

Однако кроме того, что Нина верила в Бога, у неё не было никаких знаний о Боге и Его Слове. Она просто, сколько себя помнит, знала, что Бог есть. Вере своей она должна быть благодарна бабушкам. Они указали ей на Бога. У её родителей никогда и ни на что не было времени...

В моей семье не всё было в порядке, но было много радости, работоспособности, оптимизма. В семье Нины было много печали и безысходности.

У Нины был брат, мой ровесник и моего характера. Мы могли бы быть друзьями. Он умер в 15 лет... И это наложило на семью большую печаль. Поэтому Бог и соединил нас, т.к. я печали не знал. Вернее, не поддавался ей.

Бог никогда не делает ошибок, Он соединил нас, т.к. ещё до начала творения избрал нас своими детьми, лишь по Своей благодати, дав нам дар веры. Слава Богу, мы с Ниной с 21 апреля 1996 года - Его дети. В этот день мы с Ниной приняли крещение по вере, после покаяния.

Мы решили перед отъездом на свадьбу в Красногорск отпраздновать авансом это великое событие, наше бракосочетание и в Терсакане, в доме родителей Нины. Пришли соседи и друзья...

Путь в Ташкент был непростым. Лежал снег... Дороги в степях Казахстана не всегда можно назвать дорогами. Но как-то мы добрались до Красногорска (как и я добрался до Терсакана), совершенно измученными: Э.К., родители Нины, её соседка, как свидетель, т.к. у Нины в Ташкенте, Красногорске не было знакомых, и мы с Ниной...

Немного сухо идёт моё повествование, попробую вас рассмешить...

Итак, было нас 6 человек. Подходим мы эдаким караваном к дому с "Погребком", а там уже сидят на скамеечке мои родители в ожидании нас.

Пока все здоровались и знакомились друг с другом, Нина спрашивает меня, глядя на кусты живой изгороди: "А что это?". Я ей с серьёзным видом: "черёмуха". Она оторвала ягодку и хотела было её съесть. Конечно я бы не допустил это. Но отец Нины меня опередил, зашевелив усами: "Это не черёмуха, выбрось её..."

Я и не знал, что он слышит наш разговор. Хорошо, что рядом не было самолёта. А то мог бы он взять свою дочку за руку и увезти её назад домой от такого несерьёзного жениха. И было бы одной счастливой парой меньше на свете.

Но вы конечно же можете представить сколько моих глупых шуток выпало на долю Нины. И с возрастом у меня этот "дар" не проходит. А ведь между шуткой и нетактичностью трудно провести границу, она у каждого из нас своя. И сильно зависит от нашего состояния, погоды и т.д..

Однако Нине очень нравится мой юмор, в её доме мало шутили, она мой юмор правильно понимает. Бог дал и ей чувство юмора, который моя серьёзная Нина применяет редко, но очень метко...

Мои родители понравились отцу Нины, он мне сам сказал об этом и он успокоился за свою единственную дочь. Нина была в надёжных руках...

Обручальные кольца, свадебное платье и фату я купил на свои деньги, вместе с Ниной. Мои родители всё подготовили к свадьбе, заказали на день свадьбы Красногорский ресторан, пригласили соседей.

У меня были на свадьбе даже несколько одноклассников и однокурсников. Моим свидетелем был мой однокурсник, Толик Адаменко, с которым мы много вместе играли в волейбол, настольный теннис и преферанс. Он был также моим коллегой, с которым мы были во многих командировках... Мы были даже коллегами на двух предприятиях.

В День свадьбы произошла катастрофа среднего масштаба. Моя Нина - деревенская девочка, она настолько естественна, красива, что любое вмешательство в её природную красоту может принести только вред...

Нина никогда не ходила в парикмахерскую, а в этот день Э.К. настояла, чтобы её любимая ученица это сделала. И её прекрасным волосам сделали начёс и обработали сапожным кремом или чем-то наподобие.

Нина пришла домой неузнаваема, вся в слезах... и целый день не могла успокоится. Но отмывать её было уже поздно, нас ждали два автомобиля, которые отвезли нас в Ташкент, в ЗАГС, где для нас было назначено время. Так что Нина наши свадебные фотографии не любит...

Мы расписались в Ташкентском городском Доме Брака (слово-то придумали "брак", а у нас прошла жизнь со "знаком качества").

Этот знаменательный день, 30 октября 1976 года, показал нам, что в нашей жизни будет всё. Начало дня было прекрасным, солнечным, сухим. Днём пошёл дождь. А когда мы, отгуляв свадьбу, вышли из ресторана, всё было бело от снега...

Нина была в туфельках. А от Красногорского ресторана до дома где-то с километр. Конечно же я взял Нину на руки. Идём по Советской... И донёс бы её с удовольствием. Но на помощь поспешил отец Нины: поставь на место - говорит, шевеля усами - а то ещё уронишь..., скользко.

Пару лет тому назад я узнал, что мой коллега из фирмы ОРГРЭС Боря Давидович тоже именно в этот день отгулял свою свадьбу, это называется в электротехнике: "Синхронная свадьба". Он может подтвердить то, что я сказал о погоде того дня.

Оставив Нину в Красногорске, я поехал в Ташкент. Когда я впервые появился на работе в ОРГРЭС, то сообщил коллегам радостную весть: "Я женился!" Ответ старших коллег меня обескуражил: "Ты что, с ума сошёл?"

К тому же начальник электроцеха А.К. Семёнов дал мне нагоняй. Ведь я пропал на неделю и никто на знал, где я?... Семёнов сказал мне, что мне придётся эту неделю отработать.

Коллеги оказались правы, насчёт того, что я поступил со свадьбой легкомысленно...

Нина выписалась из Терсакана, но в Ташкенте мы её прописать не могли, т.к. у меня не было своей жилплощади. Я жил в мужском общежитии ОРГРЭС. Без прописки нельзя было Нину устроить в Ташкенте на работу. Без работы не получишь жилплощадь...

Получился заколдованный, безвыходный, социалистический круг. Что делать? Я попросил управляющего ОРГРЭС Кириллова устроить Нину в женское общежитие.

Что, не выдержал, женился? - была его первая реакция. Но всё же разрешил на месяц пожить Нине в общежитии, после того, как Нина прожила месяц в Красногорске у моих родителей.

Женское общежитие было расположено в другом месте. Помню приехал как-то в декабре к Нине, а у неё в комнате был друг другой женщины, с которой она жила. Поехали ко мне, а там гулянка, дым коромыслом. Так мы бродили с Ниной, как бездомные собаки, по Актепе, было холодно и мокро...

Что-то нужно было предпринимать... Мы сняли комнату на Актепе, за гастрономом, у одной еврейки, за 40 рублей - большие деньги для того времени. Тем более, что Нина не работала. Я делал всё возможное, чтобы прописать Нину в Ташкенте. Пошёл в обком профсоюзов, но там сказали мне, что вопросами прописки они не занимаются...

У одного коллеги была бабушка. Она жила в центре Ташкента в своём доме. У неё была лишняя жилплощадь, на нас двоих (18 м2) хватило бы. Она любила водку. Я купил бутылку водки и поехал к бабушке. Когда бабушка опьянела и полезла целоваться, я уговорил её прописать нас к себе...

Радостный поехал на следующий день в милицию, чтобы узнать, как оформить это дело. Вышел на женщину, которая была ответственна за прописку. Молодая женщина была вся увешана золотыми побрякушками. Наверное получает хорошие взятки, мелькнуло в голове...

Я ей объяснил суть дела, уверенный в успехе. Но не тут то было... Она знала бабушку, знала, что у неё живут непрописанные студенты. И сказала мне, чтобы я для начала прописал у бабушки 7 студентов, которые живут у неё. А потом, если хватит жилплощади, могу прописаться и я с женой...

Нервы мои были уже и так на пределе. Моя рука, сжатая в кулак, поднялась, да как трахнет по столу у носа женщины с золотыми побрякушками!... Та подскочила в кресле, загремев золотом.

В комнате было 2-3 молодых милиционера, которые не знали как им поступить? Наступило зловещее молчание...

Я плюнул на женщину и бабушку, которая, протрезвев, вряд ли бы меня с Ниной прописала и вышел из здания.

Ведь прописка - дело серьёзное, а бабушка нас не знала. Некоторые, прописавшись таким образом, не имея жилья, наглели, судились с тем, кто их прописал и делили дом или квартиру. Суд был на их стороне...

Выручила нас с Ниной в этой безысходной ситуации Галина Ивановна Синченкина (Г.И.), моя коллега. Я уже писал о ней в рассказе о моём первом командировочном объекте.

У меня есть фото Г.И. с её мамой, замечательным человеком. Она жила с нами, наладчиками, одно время в Теджене, где мы были в командировке.

Так вот Г.И. совершила для того времени геройский поступок. Она выписала свою маму из своей квартиры и тем самым освободила жилплощадь для прописки нас с Ниной.

Нину нельзя было прописать одну, т.к. мы уже поженились. У Г.И. было как раз 18 м2 лишней жилплощади (2х9), которой хватило бы для нас двоих. Так стала Нина "племянницей" Г.И., иначе бы не получилось.

Г.И. сказала мне, что в ЖКО или в паспортном столе, не помню, как это заведение называлось, мне с паспортами нужно заплатить взятку, так будет надёжнее...

Взятки я никогда в жизни не давал, т.к. считал это аморальным. Но что было делать? Я вложил 20 руб. в один из паспортов и, смутившись, подал паспорта женщине.

Женщина взяла паспорта, прикрепила скрепкой к ним 20 руб. и сказав: "Мы же берём не много...", положила их в кучу с другими паспортами со скрепками и деньгами.

Через некоторое время мы с Ниной, довольные пришли за паспортами. Вышли на улицу, посмотрели в паспорта, но там не нашли никакой отметки с пропиской. Видимо взятка не устраивала.

Готовый разнести вдребезги это грешное здание с его грешными людьми, я вне очереди ворвался к женщине, ответственной за прописку...

Пришла очередь ей испугаться и она поставила печать с пропиской в паспорта. Спасибо Галине Ивановне!

Теперь можно было найти Нине работу и она стала младшим научным сотрудником в Центральном Государственном Архиве в Ташкенте.

Осталось решить квартирный вопрос. Еврейка, у которой мы жили, наглела по отношению к Нине, когда я был в командировке. Новые коллеги Нины, вернее один коллега-еврей, нашли для нас новое прибежище у одной узбекской семьи.

Они нам сдали комнату за 30 руб., на 10 руб. дешевле, чем у еврейки. Очень хорошая была семья... Они часто приносили нам то, что сами кушали. Девочка-школьница играла на пианино и хотела научить Нину. Если я был в командировке, девочка гуляла с Ниной. Очень хорошие воспоминания... Правда я спал на полу, комната была узкая и кровать одноместная.

Освободилось место в семейном общежитии ОРГРЭС, я был следующим на очереди. Но и тут меня ждал подвох... Ответственный за распределение мест в семейном общежитии коллега сказал, что моего заявления нет.

Как я впоследствии узнал, он специально уничтожил моё заявление, чтобы поселить в семейное общежитие своего друга-коллегу... Но у него ничего не получилось, я пробил себе место. Этот негодяй жил в том же семейном общежитии. И их звали Володя и Нина...

Это было уже большое дело для нас с Ниной - своя комната (8-9 м2). В этой 4-комнатной квартире жили 4 семьи. Комендант общежития дала нам кое что из мебели, в которой были тараканы. Так что мы с переездом перевезли и своих тараканов к тем, которые обитали в семейном общежитии и до нас...

В одной семье родился ребёнок. Его первые слова были: мама, папа, таракан...

Мы решали и дальше наш квартирный вопрос, т.к. на четыре семьи была лишь одна маленькая кухонька и одна миниатюрная ванная комната.

Как-то Нина решила приготовить курицу в газовой духовке. Однако до этого один малыш спрятал там свои пластмассовые игрушки, да так, что их не было видно. Конечно же полакомиться этой курочкой нам не пришлось, вся кухня, не только духовка, была через некоторое время в едком дыму...

У меня были некоторые хорошие перспективы на получение квартиры, если бы не моя сестра, которая к тому времени переехала с семьёй в ГДР, в Берлин. Много говорили о содружестве стран социализма, но, как и во многом другом, это была лишь красивая болтовня, которая ничего общего не имела с практической жизнью людей.

Первый вариант для получения квартиры...

Через 3 года работы, я познал технику, которую налаживал - РЗА (релейная защита, автоматика, управление, измерение эл. подстанций и станций). И я понял, что это техника, её просто познать, т.е. это то, что создано руками человека... Дело требующее наладки, проверки, не всегда надёжное.

И мне захотелось познавать то, что сделано не руками человека. То, что обладает вечными ценностями и непознаваемо до конца. Например: познание законов природы...

Галина Ивановна, которая нас к себе прописала, познакомила меня с её знакомым из института, по-моему, метеорологии.

Тот рассказал мне об интересном проекте, которым занимался его знакомый. Он создавал новое направление, связанное с исследованием космических лучей. Это было для меня интересно...

Перед нашей встречей я посмотрел ещё одно интересное место, которое было рядом. По-моему это был "Институт астрономии". Запомнилось мне одна табличка на двери "Отдел времени". И это было бы для меня...

Руководитель интересного проекта, связанного с исследованием космических лучей, посвятил меня в то, чем он думал заниматься. Они собирались построить большую антенну, скажем на берегу Ташкентского моря. Япония, с которой они думали сотрудничать, строит свою большую антенну.

У места расположения антенны, скажем на берегу Ташкентского моря, построят для сотрудников пару своих домов, с малинкой на участке. Не жизнь, а малина...

Руководитель был заинтересован во мне, т.к. нужны были и техники и программисты. У него уже было несколько человек. У них были небольшие оклады, по сравнению с моим. И он ждал возможности для меня, чтобы дать мне оклад поприличнее. Я сказал, что деньги меня не интересуют...

Однако, когда он узнал, что у меня сестра живёт в ГДР, в Берлине, то потерял ко мне интерес и стал говорить только о трудностях жизни вдали от цивилизации...

Я его правильно понял, проект был секретный и его коллеги должны быть "чистыми". Да и квартира мне нужна была сразу... А как у них пойдёт с проектом и когда?

Второй вариант для получения квартиры...

Я нашёл организацию в Ташкенте по наладке, типа ОРГРЭС. Они занимались электроснабжением закрытых городов, типа Красногорск. Случайно я встретил там одну молодую женщину из Красногорска. Она была в положении. Я был у них на свадьбе...

Начальник службы РЗА, кореец, узнав, что я из ОРГРЭС, вцепился в меня обеими руками. Он обещал мне квартиру сразу... Однако, узнав что у меня сестра живёт в ГДР, в Берлине, чуть было не завыл от своей беспомощности...

Третий вариант для получения квартиры...

Подошла моя очередь для загранкомандировки. Однако мой начальник сказал, что отдел кадров против. Я пошёл к Пироговой и сказал - позвоните человеку, который против моей загранкомандировки - пусть он мне объяснит, почему?

Пирогова рассердилась на меня не на шутку, хотя раньше у нас были хорошие отношения. Короче и этот вариант не прошёл...

Меня не пустили даже в Монголию. А жаль... В Монголии, как правило, устраивали на работу и жену. И туда уезжали не на 2 года, как обычно, а на 4. Мы могли бы там с Ниной заработать сумасшедшие деньги и купить в Ташкенте квартиру или дом.

Хорошими были все 3 варианта, но моя сестра отрезала мне все эти пути. Как сказал один коллега постарше: "От твоих заграничных родственников у тебя одни лишь неприятности". Это так - ответил я.

Однако теперь, как христианин, верующий в план Божий и для меня, в безошибочность Бога и в Его благодатную любовь ко мне, скажу, что у Него был другой, лучший вариант для нас с Ниной. Об этом и о наших трудностях с детьми я уже написал ранее (см. повесть "Переезд на ПМЖ из Ташкента, СССР в Берлин, ГДР")...

Собственно был и ещё один вариант, который нам с Ниной тогда хорошо бы подошёл. Это был надёжный вариант, но я сам отказался от него. Вариант этот предложила мне одна сильная организация, которой уже нет. А т.к. её уже нет, думаю что и об этом можно написать. Дело идёт о КГБ...

Как-то сидел я в нашем красивом вычислительном центре с умным видом, в очках, за большой ЭВМ. Осторожно приоткрывается дверь и один крепкий, красивый, тактичный, молодой человек просит меня коротко выйти с ним в коридор. Он не сказал мне в чём дело, но сказал, что нам необходимо встретиться, не в ОРГРЭС, по одному важному делу. Видимо в ОРГРЭС его знали...

Мы встретились с ним после работы и долго беседовали. Меня удивило, что он знает многое обо мне. А суть беседы состояла в следующем. Видимо они знали о моих трудностях. Мне предложили вступить в партию. Вы знаете в какую, тогда была одна партия.

Мне предложили также загранкомандировку в Иран на строительство новой электростанции. Но было одно условие, я должен был следить за другими коллегами и докладывать об этом.

Молодой человек мне очень понравился, заманчива была и загранкомандировка. Но условие для меня было невыполнимым. Я ответил, что в серьёзных делах государство может на меня рассчитывать, но следить ни за кем никогда не буду...

От нас поехал тогда в Иран Юра Скворцов, после долгого обучения английскому языку. Хорошо, что я отказался, т.к. вскоре началась война между Ираком и Ираном. И наши коллеги спаслись тогда бегством, через границу на Кавказе. Самолёты не летали...

Бог хранил меня. У него для меня были другие планы...

P.S.: И всё же года через 3 мы получили с Ниной нашу первую квартиру! Освобождалась одна квартира, принадлежавшая ОРГРЭС, в доме, где находилось наше семейное общежитие. Это была маленькая двухкомнатная квартира, 22,5 м2. Но дом был хороший, кирпичный.

Собственно нам с Ниной полагалась 1-комнатная квартира, т.к. у нас не было детей. Но такую маленькую квартиру никто не хотел. Да и в ней нужно было сделать капитальный ремонт...

А.К. Семёнов, начальник электроцеха ОРГРЭС, дал мне самый большой бал для получения квартиры. И мы получили наконец-то нашу первую квартиру!

Семёнов дал нам месяц на ремонт. Спасибо ему! И мы сделали из квартиры конфетку, вытравив миллионы тараканов, изменив несколько планировку квартиры и застеклив балкон толстым стеклом. Сильно помог при ремонте и мой отец. Спасибо ему, работяге!

Спасибо всем, а слава Богу!

Мы с Ниной выдержали все трудности, которые перепали нам в наши первые годы. Нина не убежала от меня в дом своих родителей и к двум бабушкам. Это закалило нас на всю жизнь!

От Марка, глава 10:

5 Иисус сказал им в ответ: ...
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.


Рецензии