статья Жизнь и Космос

                Жизнь и Космос
                Хайруллин К.Х.

Космизм с древних времен призывал подойти к рассмотрению природы жизни с космической точки зрения [1]. Но что означает утверждение о том, что жизнь есть космический феномен?
 Во-первых, то, что жизнь есть не случайный, а закономерный результат космической эволюции, связанной с усложнением материальных структур и выстраиванием у них множества уровней. Она имеет антиэнтропийную сущность, т.е. противостоит росту энтропии. Существенной особенностью любой жизни является тенденция к образованию многоуровневых структур – систем внутри иных систем. Каждая из этих систем образует целое по отношению к своим частям, одновременно выступая частью более объемного целого. Так, в рамках земной жизни клетки, соединяясь, формируют ткани, которые, в свою очередь, образуют органы, а последние формируют организмы. Организмы, сосуществуя и взаимодействуя с себе подобными, образуют популяции и входят в состав биогеоценозов, в которых наглядно проявляется взаимообусловленность жизни разных типов организмов: микробов, растений и животных. Все это многоуровневое разнообразие живого в единстве со средой обитания составляет содержание биосферы. Есть основания полагать, что иерархическое строение земной жизни – это фундаментальная космическая закономерность любой жизни, и ей подчиняются внеземные формы жизни.
 Во-вторых, жизнь является космическим феноменом потому, что она формируется, существует и развивается под непрерывным воздействием разных космических сил и факторов как периодического, так и непериодического характера. Жизнь подчиняется космическим ритмам, синхронизируя свои фазы активности и пассивности с последними. Главным космическим фактором и щедрым источником энергии для жизни на Земле, конечно, выступает Солнце. Периодические 11-летние колебания солнечной активности заметно влияют на протекание биологических процессов на нашей планете. На земную жизнь оказывает воздействие и Луна. Отливы и приливы, вызываемые лунным притяжением, сказываются на характере жизнедеятельности представителей фауны и флоры прибрежных зон  океанов.
Жизнь на нашей планете вполне может иметь космическое происхождение и в виде неких зародышей, спор и когда-то была занесена на ее поверхность. Жизнь постепенно и последовательно создает нишу своего обитания, формируя как глобальную, так и локальные экологические системы. Например, состав земной атмосферы во многом есть порождение жизни и ее эволюции. Биосфера благодаря спонтанному жизненному «творчеству» многих миллиардов организмов обрела защитные механизмы, смягчающие действие разрушительных сил (озоновый экран, задерживающий ультрафиолетовый экран, саморегуляция климата и др.). Помогает сохранению жизни на Земле и магнитное поле последней, задерживающее в своих «ловушках» высокоэнергичные заряженные частицы, прилетающие из космоса и способные убивать все живое.
Космос может выступать (к счастью достаточно редко) причиной глобальных катастроф, губительных для обитаемых планет. Как полагают многие ученые, неоднократные массовые вымирания животных и растений, происходившие в геологической и биологической истории Земли, могли быть вызваны падением комет или астероидов на земную поверхность, вспышкой сверхновых звезд не слишком далеко от Солнечной системы, попадание последней в ходе движения по Галактике в межзвездные облака пыли и газа, затрудняющих падение солнечных лучей на нашу планету и другими космическими причинами [2]. Палеонтологические данные показывают, что земная биосфера испытала серьезные катастрофические потрясения, приводящие к изменению путей ее эволюции и к смене биологического разнообразия, когда на место исчезнувших видов растений и животных приходили совершенно новые виды. Можно сказать, что космические удары не только нарушали привычный ход земной эволюции, но и подстегивали ее, создавая тот хаос, из которого рождался новый порядок и состав биосферы. В точках бифуркации происходил выход путей эволюции на такие аттракторы, при которых жизнь обретала неожиданные с точки зрения прошлого опыта формы и способности.
 В-третьих, космичность жизни означает, что она должна иметь множество мест обитания во Вселенной, т.е. где-то в космосе должны существовать иные обитаемые миры, а земная жизнь отнюдь не является единственной. Вопрос состоит в том, насколько жизнь распространена во Вселенной, и на этот вопрос у современной науки пока нет определенного ответа. Космическая распространенность жизни зависит от нескольких факторов: 1) наличия благоприятных условий для существования и развития живого во многих местах; 2) частоты самозарождения жизни на планетах или еще где-то; 3) сроков существования «очагов» жизни, их прочности при глобальных катастрофах и тенденциях к самоуничтожению; 4) способности жизни к космическим путешествиям и спонтанному или целенаправленному освоению необитаемых миров.
Единственность земной жизни означала бы ее аномальность и даже «чудотворность», поскольку мы бы имели дело с моноцентрической формой реализации вселенского прогресса (т.е. только через земную природу) при том, что Вселенная охвачена всеобщим развитием, подчиняется одним и тем же законам, едина по физико-химическому составу и включает в себя множество родственных объектов: галактик, звезд, планет, облаков межзвездного газа и др.  Всю Вселенную можно рассматривать как глобальную экологическую нишу для существующих в ней «очагов» жизни. Антропный космологический принцип утверждает, что фундаментальные физические константы, их значения и взаимное согласование, на что опирается устроение нашей Вселенной, таковы, что они благоприятствуют формированию и развитию сложноорганизованных иерархий вещества, на основе которых и возникают жизнь и человек. А появление разума есть колоссальный скачок в эволюции жизни.
В-четвертых, жизнь космична и потому, что на определенном этапе своей планетной эволюции она порождает разум, открывающий совершенно новые перспективы. Разум – это высшая надстройка в иерархии жизни, постепенно обретающая способность активно влиять на эту иерархию сверху донизу и выносить жизнь за пределы планеты с помощью искусственных средств. Космизм рассматривает стремление жизни к завоеванию и освоению новых экологических ниш как закономерность ее развития. На Земле все живое сначала обитало в водной среде и почве, а затем с появлением озонового экрана выбралось на сушу и широко распространилось по ней и, наконец, освоило и воздушное пространство. Следующий шаг – это космическое пространство, другие планетные миры. Конечно, это шаг сделать гораздо труднее в силу чуждости для земной жизни космических сред, наличия в них многих опасных и убийственных факторов и условий. Но он возможен, если его осуществит человек с помощью средств космонавтики. Хотелось бы верить в то, что, когда-нибудь человечество станет распространителем и сеятелем жизни в других пустых мирах. Наверно, в будущем будут созданы искусственные биосферы (сначала небольшие) в открытом космическом пространстве и на некоторых планетах Солнечной системы и их спутниках, в которых смогут жить земные организмы. «На волю», т.е. в более и менее сносные естественные условия других планет, по-видимому, первыми будут выпущены прокариоты – безъядерные одноклеточные микробы, способные выживать в весьма неблагоприятной среде. Прокариоты составляют самый нижний и древний «этаж» в многоуровневой структуре земной биосферы, который практически невозможно уничтожить, если только не сжечь и разрушить всю нашу планету. Биологами были открыты так называемые экстермофилы, т.е. виды бактерий, живущие глубоко под землей и водой при высоких давлениях и температурах, выдерживающие огромные дозы радиации и обходящиеся без солнечного света, углерода и иных привычных факторов для земных организмов. Эти открытия явно раздвигают пределы условий, в рамках которых может пребывать жизнь. 
В случае обнаружения жизни на других планетах, пусть даже в самых примитивных формах, конечно, встанет вопрос о целесообразности подселения к ней земных организмов, и, вероятно, от такого подселения придется отказаться в силу несовместимости разнопланетных форм жизни и возможности их взаимного уничтожения.
В-пятых, жизнь является космическим феноменом и потому, что она может существовать не только в нуклеиново-белковой форме на основе таких элементов, как углерод, водород и кислород. Строятся догадки о кремниевой, плазменной, полевой и иных экзотических формах жизни. Пусть это только догадки, но игнорировать возможности существования неорганической, совершенно нам непонятной жизни нельзя.   
В заключение подчеркнем, что космический подход к изучению жизни требует своего утверждения и углубления, поскольку геоцентрическая парадигма, отсекающая биологические явления и процессы от космоса, остается достаточно сильной в современной науке. Думается, этот подход еще приведет ученых к неожиданным открытиям и находкам.
Литература
1. Хайруллин К.Х. Философия космизма. – Казань, 2003.
2. Резанов И.А. Жизнь и космические катастрофы. – М., 2003.


Рецензии