Ульпан Маалот моя жизнь

После долгой, довольно изнурительной поездки, по извилистой дороге, мы приехали в”долгожданный” ульпан… Нам с дочкой и родителями мужа выдали трёхкомнатную квартиру “распошонку” очень похожую на ту , нашу в Минске, только поменьше и без прихожей. Я пыталась уверить, что скоро приедет муж и нам всем будет тесновато вместе. Но мне сказали, что квартир больше нет, но скоро будет новый дом и когда мой муж приедет, нам выделят отдельную квартиру… Как я жила в ульпане до твоего приезда? Не знаю… Это была не я...всё, что было вокруг было, как во сне. Мы все, вновь прибывшие были , как на острове. Вокруг люди, которые говорят на непонятном языке...в магазинах какие то непонятные товары… Помнится один случай. Общаясь между собой, мы говорили, что всё дорого и нам не хватит денег до конца месяца и что вместо масла надо кушать маргарин...это дешевле и полезней… И вот один из наших пошёл в магазин и купил этот “маргарин” . Маргарин тут  ужасно невкусный сказал он… а потом ему стало плохо… Оказалось, что он вместо маргарина купил пасту для мытья посуды...в большей банке… После этого случая нам прислали женщину, говорящую по русски и она отвела нас на “экскурсию” в большой супер и всё рассказала. А вечером, когда она уже собиралась уходить домой, я набралась смелости и рассказала ей, что у меня кровотечение и температура и т.д. На следующий день она с самого утра отвела меня к врачу. Я не знаю о чём они говорили, но врач держался за голову и срочно дал мне направление в больницу. И через день я поехала в больницу… В нашем маленьком городке больницы не было и я села на автобус. Приехав в больницу я предъявила в регистратуре письмо от врача и мне срочно вызвали медсестру, которая говорила по русски. Она отвела меня в палату, а через некоторое время меня привели в операционную. Мне, что то говорили, вокруг врачи смеялись, гладили меня по голове… Мне было немного страшно...я боялась боли...поэтому закрыла глаза… А когда открыла, то подумала, что мне просто приснилось, что я была в операционной… Я встала с постели и пошла искать эту медсестру, когда я её наконец нашла, я спросила мол почему мне ничего не делают. Она засмеялась и сказала, что мне уже всё сделали и я могу идти домой. За тобой придут, спросила она. Нет, ответила я машинально, и у меня покатились слёзы… Тебе плохо? Испугалась она. Нет...мне хорошо. Ну так иди отдыхай , а завтра с утра поедешь домой. И не забудь покушать крикнула она мне вдогонку… А я не могла сдержать слёз… мне было трудно осознать, что я попала в какой то другой мир, мир, где даже аборты делают без боли…
Вернувшись в ульпан, я почувствовала прилив сил и мир в общем то показался мне гораздо симпатичней! А на следующий день началась наша учёба. На первом же уроке я выяснила, что в иврите пишут справа налево...и это меня так поразило… Никогда я не освою этот язык, подумала я… как можно….это всё понять…
А жизнь продолжалась… все мои дни в Маалоте я ждала твоих писем… Эти письма были единственной действительностью. Всё остальное было просто ...нереальным...Каждую ночь, закрывая глаза, я мысленно повторяла одну и ту же фразу “Хочу домой”.... Ох, как я мечтала, что всё, что происходит со мной, это просто сон… странный сон...И утром я проснусь, а вокруг меня мои любимые родные и друзья… Но...каждое утро , опять...жалобы и недовольства твоих родителей...ульпан с непонятным языком...и глубокое...нечеловеческая тоска и одиночество… Только твои письма… Прошло 40 лет, и эти письма я сегодня перечитала… Ну письма, как письма...довольно холодные...но тогда, в том одиночестве они приносили мне столько радости! Помню одно из них (вот именно этого письма я не нашла…) Я читала письмо вслух твоим родителям и нашей дочери. В письме ты писал, что в тюрьме тебя побрили и сбрили бороду. И вдруг наша девочка заплакала и закричала “Не хочу папу без бороды” Я успокоила нашу кроху и пообещала, что когда папа к нам приедет у него уже будет борода… Какие же это были длинные дни… тяжёлые дни. Не понимаю, где я брала силы...наверное материнский инстинкт давал их мне...ведь не умерла же я в дороге при температуре за 40… А может какой то ангел оберегал меня...Но я выдержала...и последующие годы тоже… Наверное я всё таки сделана из железа….недаром моя девичья фамилия Железняк….
Ну и наконец, почти после 3 месяцев расставания мой муж наконец приехал. И я потребовала отдельную квартиру и мы зажили нашей семьёй! Наша маленькая доченька была счастлива и не отходила от папы. А папа пошёл учить язык, а я завершала эту учёбу…. А инфляция в Израиле в те годы достигала до 300% в год, а стипендию нашу увеличивать не успевали...Было очень тяжело. И я пошла искать работу… Работу? Ну какую? Посудомойкой+уборщицей в столовую при заводе… За один день я вымыла больше посуды, чем за всю свою прожитую жизнь… Но со столовой можно было ещё приносить оставшиеся гарниры, к примеру макароны или рис(мяса нам не давали...мясо хозяин отдавал своим собакам) Ребята с ульпана встречали меня при выходе и помогали нести эти мешки с гарниром. Поначалу мы установили очередь и распределяли по очереди мою добычу между голодающими...Потом мой гарнир всем надоел...Это действительно было совсем не вкусно… просто жрать было нечего… А я возвращаясь каждый день с работы ложилась на пол и наша крошка “делала” мне массаж - ходила по моей спине… Очень сильно болела она мне...а руки… Наш хозяин был жадным и не покупал посудомойку, кроме того у него недостаточно было тарелок. Люди ели в две смены… и нужно было перемыть всю посуду быстро до того как придёт вторая смена...последнее полоскание в почти кипящей воде и в сушилку, которая была очень высоко, чтобы тарелки успели обсохнуть...А ещё вытереть столы...подмести по быстрому… Со мной на пару работала москвичка фармацевт., в первый же день я получила комплимент от хозяина”Ты работаешь не хуже арабов” сказал он...Надо заметить, что арабам он платил больше…. Ну да бог с ним…
Всё это продолжалось по моему месяца 3….А потом мой муж закончил учёбу в ульпане и сказал, что надо перебираться с этой дыры в центр страны. Ему предложили учёбу в школе преподавателей искусства , чтобы получить право преподавать. В наших дипломах не было подтверждения о преподавании. Учиться надо было год. Там в этой школе для меня не было курсов, только для художников. Да и вообще, я как то не думала о себе… Всё происходило по инерции… Я продолжала жить, как во сне….Вроде я и всё таки не я… Я получала письма из дому и старалась отвечать им оптимистически, чтобы не волновать. Получала письма и от друзей. Однажды, придя с работы я получила очередное письмо от моей лучшей подруги Татьяны. В письме она писала, что получила новую роль (она актриса) и как всегда советовалась со мной (я в прошлой жизни режиссёр).  Это письмо меня отрезвило… Я поняла, что моя жизнь кончилась… Что теперь рождается новая Я ...и это меня совсем убило. Всю ночь я проплакала, потихоньку от мужа, а утром опять пошла мыть посуду… Я так и не ответила на то Танино письмо… и потом вообще потеряла с ней связь...Таня “колесила” по театрам и я её не могла найти. Слава богу, что сейчас мы встретились… Ну я отвлеклась.
Маалот… Страшный холод зимой. Нет, снега не было, но дождь, сильный ветер и стопроцентная влажность. У меня отказали ноги… мои кости не выдержали. Спускаться и подниматься по лестнице на наш третий этаж я не могла. И опять ты мой дорогой таскал меня на плечах туда и обратно. Мы все втроём переселились в самую маленькую комнату и спали все вместе на одной кровати, дочь, конечно спала посередине, так мы согревали её.
Однажды зимой мы пошли гулять в лес. (Маалот со всех сторон окружён лесами.). За окном декабрь, но светило солнышко и было тепло, как в Минске весной. В лесу было очень красиво...много цветов и всё зелено. Вдруг мы увидели грибы. Грибов было так много! Целые поляны. Не может быть, что их можно есть, подумали мы… И всё таки немного насобирали. Эти грибы очень были похожи на наши подзелёнки, только шляпки их были коричневые. Мы решили их приготовить потихоньку попробовать. Когда мы пришли к нашему зданию, сторож выхватил у нас пакет с грибами, бросил на землю и начал топтать со словами рааль, рааль(яд). Но на следующий день мы опять пошли в лес (взяли закрытую сумку) и опять насобирали грибов. Я их отварила(запах был обалденный)  по папиному рецепту с луковицей (луковица не потемнела, значит не ядовитые) и еще положила в воду нашу единственную серебряную ложечку. И она тоже не потемнела! Потом я поджарила варёные грибы с луком и в конце добавила сметану. Ну а потом мой дорогой муж с доченькой сели за стол и стали наблюдать, как я “дегустирую” грибы. Договорились так: ежели до завтра я не помру, то пойдём опять собирать. Было так вкусно! Что я вместо дегустации съела всю сковородку! И не померла! Вот тогда мы начали ведрами (потихоньку, чтобы израильтяне не видели) собирать эти грибы. Я их отваривала, закручивала в пакеты и клала в морозилку. Наконец наш холодильник был полон! Что я только ни делала с этими грибами! Сейчас мы тоже их иногда собираем, но охотников в наших краях на сбор грибов очень много не то, что 40 лет назад.
В общем несмотря на все трудности и мелкие неприятности жизнь в Маалоте протекала неплохо. Главное, что мы были вместе.
А через год мы уехали в центр страны...


Рецензии