Свадебные обряды в деревнях Дикого поля в Сурском

Свадебные обряды в деревнях Дикого поля в Сурском крае. Терный А.

Дикое поле простиралось от верховьев Суры, Мокши, Хопра и тянулось на юг. Так получилось, что это место превратилось в котел народов, у каждого из которых были свои обычаи, о которых уже забывают.
Основными народами в этом котле были русские, татары-мешери и буртассы, мордва - мокша и эрзя, чуваши.
Приведенные ниже свадебные обряды исполнялись вплоть до 90-х годов 20 века. Сейчас они исполняются лишь в глухих деревнях. В татарских селах сохранился обычай грызть семечки, плюя кожуру на пол. Такого раньше было и у русских и мордвы, но сохранилось лишь у татар. Чем больше получалось кожуры, тем богаче должен стать дом молодых.

1. Знакомство молодых – как правило невест искали в соседних селах- знакомились на бревнышках, где вечером сидела молодежь. Так было у всех национальностей. Сейчас уже межнациональные браки не редкость, а раньше мусульмане редко выбирали иноверца. Ходили парой до года, а потом молодежь сговаривалась.
Родители, обычно, знали избранника ребенка. Иногда они были против. И дети, как    правило, прислушивались к их мнению.

2. Сватовство. Обязательный обычай у всех народов Дикого поля. Сватался жених. Как правило возглавляла сватов сваха – общительная, веселая замужняя женщина. С ней в компании в дом невесты приходил неженатый друг жениха, кто-то из близких родственников( тетка, старшая сестра, бабушка), гармонист(ему платили за это). О сватовстве договаривались, но оно могло быть и нежданным. К дому невесты шли с песнями, частушками. И даже, если жених получал отказ, то сваты не кручинились, могли зайти и в другой дом и сосватать в отместку новую девку. Если же все было хорошо, то начинали готовить церемонию свадьбы.

3. Запой. На запой собралась родня с обеих сторон. Запой происходил в доме невесты. На него собиралось не больше 30 человек. Стол накрывали широко, чтобы показать, как живет семья невесты. Гуляли часа два.

4. Постель. Это было ответом на визит жениха с родней. Постель привозили родственники невесты, с ними было несколько подруг девушки. Постель невеста готовила заранее. У мордвы ее вышивали, у русских то же, но постепенно обычай вышивки отошел из обихода.  В постель обязательно входили – перина, две большие подушки, одеяло, пододеяльник и десяток простыней, наволочки, раньше подузорник в вышитых цветах, полотенца, шторы, покрывала. Иногда невеста привозила в дом жениха и новую мебель, но не всегда. Показывали зимнюю одежду девушки - шубу, пуховый платок, валенки. Привоз постели сопровождался застольем.

5. Первый день свадьбы начинался с выкупа невесты друзьями жениха. Жених давал кому-то из друзей или родственнице(молодой и бойкой) деньги. Дом невесты закрывали на запор. Гости начинали ломиться в него силой. Сдерживали их напор, как правило несколько молодых парней- соседей, и бабы со скалками. Пробиваться приходилось через несколько дверей. На входе в каждую просили выкуп. Иногда невесту выкупали за 99 копеек мелочью, иногда за сто и больше рублей. Деньги отдавали родителям невесты, как компенсацию за организацию свадьбы. Когда гости прорывались в горницу, то там сидело под покрывалом две девушки. Одна, как правило,  полненькая, а вторая невеста. За невесту вновь просили выкуп. В доме появлялся жених.  Обычно это было очень весело. Кто-то из друзей жениха ухитрялся пролезть под столом и сорвать с девушек покрывало. На этом свадьба выкуп заканчивался. Молодые, на разных повозках, ехали в ЗАГС, а заетем уже на одной повозке в церковь - венчаться. После этого все шли за праздничный стол в дом невесты. Свадьба заканчивалась уходом молодых в дом жениха.

6. Ярочка. Ярочка была обязательной частью ритуала. Родственники и друзья жениха наряжались в специальные костюмы. Обязательными были – пастух, медсестра с клизмой, лекарь с бутылкой, милиционер, цыганка с картами, иногда моряк и солдат, учительница географии, черти, русалки. Все с песнями и частушками шли к дому женихи, угощая всех встречных выпивкой( самогонкой). Цыганка гадала. Врачи лечили спиртом, пытались сделать больному клизму. Пастух спрашивал не видели ли люди пропавшую ярочку. Черти и моряки плясали и втаскивали в круг всех встречных. Невесту к этом времени уже спрятали у соседей. И все искали ее. Искали часа по два, пока кто-то за выпивку не предавал ярочку. Ее находили и вели в дом жениха. По дороге делали анализы – были ли овечка здорова и как ее здоровье к утру. Потом праздновали свадьбу в доме жениха и все расходились.

7. На третий день было простое похмелье. Приходили не все, так как был рабочий день.


Рецензии
Пару свадебных песен бы превели

Григорий Аванесов   18.12.2020 20:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.