Звёзды

Однажды, один мой приятель - доцент одного из университетов и коренной москвич, поехал с группой именитых в своей области профессоров за границу, было это в 91 году, только рухнул железный занавес - и для всех для них эта поездка была первым выездом в капстрану, а конкретно, в Германию.
В Берлине их встретил специальный человек, переводчик ( они не знали немецкого, и с английским не у всех было хорошо ), он помог им с гостиницей, показал недорогие кафе и, собственно, тот центр, где должны были проходить мероприятия. Попрощавшись с вежливым господином, несколько профессоров, собравшись в номере, предложили:
- Неохота нам ходить на эти конференции, чего мы там не видели. Давай-ко ты, молодой доцент ( они обратились к моему приятелю ), завтра выступишь, а мы потом присоединимся. " Предложение, конечно, не очень понравилось юному ученому, но что было делать?.. Они же профессора, звёзды!.. Попробуй возразить!
На следующий день Николай ( так звали доцента ) с утра пошёл на конференцию - людей там было много, известных ученых, из разных стран. Николай прекрасно говорил по-английски, поэтому проблем хотя бы с этим не было. В это время его звездные коллеги наслаждались капиталистической жизнью, и их тоже, конечно, понять было можно. Дама лет 50, очень уважаемый в университете человек, прямо с утра побежала по магазинам - ее интересовало всё - и одежда, и продукты, и сувениры, и техника. Другая Grand dam, она очень любила и интересовалась искусством, направилась в знаменитый Берлинский музей, потом галерею, ещё какие-то музеи, а вечером купила билеты, не пожалела, на оперу - неизвестно когда еще удастся побывать в Европе. Двое мужчин, профессоров, пошли вначале в магазин техники, там их поразил огромный выбор, а потом, вечером, в публичный дом - они столько об этом слышали в Советском Союзе. Поздно ночью уважаемые профессора собрались в номере доцента:
- Ну, рассказывай, чего там у тебя? Кто выступал, что говорили?..
Молодой человек отчитался о предмете обсуждения на конференции и прочих научных делах.
- Молодец, что выступил. Завтра нас тоже не будет. А вот на третий день ( последний ) мы появимся.
Николай послушно с ними согласился, все разошлись по номерам. Он ещё какое-то время поготовился к конференции и лёг спать - всё-таки вставать надо было рано.
На следующий день всё повторилось, он опять неплохо выступил, а наши друзья, уже менее суетливо, бродили по прекрасным улицам Берлина, заходили в магазины, увеселительные заведения. Капиталистическая жизнь им очень нравилась! Правда, на конференции один из коллег поинтересовался у молодого доцента:
- А где " такие-то такие-то " ?
Он вначале замялся, а потом сказал, что профессора приболели, но завтра обязательно будут.
Об этом он вечером сообщил разгулявшимся и очень довольным товарищам:
- Так что, вы завтра приходите... А то, ещё сообщат в Москву.
- Придём, придём, обязательно.
И, действительно, на следующее утро, как штык, все были на конференции, и даже выступили.
Уже в самолёте профессора просили молодого ученого:
- Никому на кафедре о наших приключениях не говори!
- Конечно, что вы?! - испуганно произнес доцент.
Вечером они прилетели в столицу России.
Утром их весьма торжественно встречала вся кафедра:
- Ну, как там? Рассказывайте, - торопились коллеги. Многих опять-таки больше интересовала жизнь в побежденной Германии, магазины, рестораны и прочие заведения. На общем заседании кафедры очень важно, с достоинством выступил профессор, стоявший во главе группы. Он рассказал о конференциях, заморских учёных, докладах и прочих радостях научной жизни.
- Оборудование там, конечно, хорошее - мы побывали в их центрах ( он придумывал на ходу ), всё очень эффектно, красиво, ярко, но вот... учёные, честно, ничего особенного - поверьте, у нас не хуже!
Это он заключал под аплодисменты аудитории.
Следующая конференция состоялась через полгода, теперь уже во Франции, мест было столько же - поехали всё те же звёзды отечественной, вернее, университетской науки и ещё - вместо молодого доцента, у него не было соответствующих связей, блата и звёздного статуса - очень уважаемый ученый, по совместительству, племянник ректора. Так что, эта ( и последующие ) поездки состоялись без моего приятеля. Интересно, кто теперь там выступал перед зарубежными коллегами, видимо, товарищи кидали жребий...
Но Николай не прогадал, за свои несколько патентов он получил признание в научной среде за рубежом и благополучно уехал на несколько лет за границу ( по контракту ), там наука оплачивалась не на бумаге, и звёздный статус, вернее, его отсутствие не интересовали никого!


Рецензии