На дне

(Театр «ТеНер» в Театральном Подвале на Шкулева, 15/18)

«Везде одинаков наш свет,   везде можно в петлю полезть, везде хорошо, где нас нет,  везде тяжело, где нас есть».
(Игорь Губерман)

***
«У Горького нельзя представлять, надо жить», - писал  К.С. Станиславский в  книге «Моя жизнь в искусстве». И сегодня, посмотрев пьесу «На дне» в исполнении музыкального театра «ТеНер», я по-настоящему поняла, что имел в виду этот великий человек.
Да, в этот вечер  артисты действительно жили на сцене, и зритель реально опускался к ним  на «дно жизни», откуда героям пьесы не было возврата.

Театр «ТеНер» не просто так зовётся «музыкальным»: практически у каждого  персонажа  спектакля есть своя песня. Заунывную «Солнце всходит и заходит, а в душе моей темно», звучащую во «МХТовской» и других постановках мы в этот вечер не услышали, зато по достоинству оценили  превеликое  множество музыкальных откровений Василисы, Наташи, Барона, Анны, Сатина, Актёра, Алёши...
Особо отмечу здесь Александру Неронову, Владимира Каменского, Надежду Рыжкову и Марию Лазаревскую: у них чистые, сильные, красивые голоса, и поют они просто замечательно!
И вообще это - прекрасная идея: сделать такой грустный спектакль  музыкальным. Во всяком случае, я подобной версии ещё нигде не видела. И тяжелый осадок от жизни «на дне» здесь значительно меньше, чем в классической версии.

Этот спектакль хорош еще и тем,  что включает сцены, которых не было в пьесе Горького. Одна из них очень трогательная: на дальнем плане появляются бедно одетые девушка и девочка, жалобно поющие под шарманку. Это - Василиса и Наташа - такие, какими были они много лет назад (их роли исполняют Ева Латерман и совсем юная актриса Светлана Лазаревская).
Внезапно рядом с ними возникает зловещая фигура Костылёва. Коварный Михаил Иванович «живописно» рисует Василисе  далеко не светлое будущее - ее и младшей сестренки. Получается, что выход у девушки один: идти замуж за толстого, вспыльчивого и ревнивого человека, который к тому же намного ее старше...
Необыкновенно сильная получилась сцена, а грустная песня в исполнении Александры Нероновой и Евы Латерман заставила меня отнестись с сочувствием к «бездушной и безжалостной» Василисе и увидеть в ней не только «фурию», избивающую свою сестру, но и женщину, когда-то пожертвовавшую собой и теперь брошенную человеком, которого она любила.
В этом спектакле вообще трудно кого-либо осудить: как ни поверни, а совсем уж «чистых ангелов» и «грязных подонков» здесь не сыщешь. Даже громадный полицейский Медведев (Константин Лазаревский) вызывает добрую улыбку и сочувствие, когда он оказывается в том же зависимом положении, что и все обитатели ночлежки!

Перечислять достоинства игры всех сегодняшних актёров - это значит написать статью длиннее, чем сама пьеса «На дне». А посему, особо отмечу только самых ярких артистов (а их все равно очень много ;).

Художественный руководитель «ТеНер» Александра Неронова была для меня сегодня «Актрисой номер 1». Замечательно поющая и играющая на фортепьяно, она не только прекрасно исполняла свои песни, но и украшала сильным голосом особо сложные хоровые партии героев спектакля. Ее Василиса получилась настолько многообразной по характеру и поведению, что уверена, этот персонаж запомнится зрителям надолго.

Владимир Каменский в роли Барона был, как всегда, неподражаем. «Бывший аристократ» в исполнении Владимира то откровенно издевался над своей сожительницей, милой и романтичной девушкой Настей (Екатерина Власова), то жалел о прошлых днях, когда ему «подносили кофей в постель»... И зал взрывался аплодисментами после вокальных партий и зажигательного  танца «Дорогой длинною...» в исполнении этого одарённого артиста.
Барон - личность не менее многогранная, чем Василиса. От барства он «выздоровел, а знаки-то остались». И Владимиру Каменскому удалось раскрыть этот образ на все сто процентов.

Надежда Рыжкова играла Наташу, младшую сестру Василисы. Я привыкла видеть эту актрису в ролях этакой бой-девицы, «затыкающей за пояс» мужчин. А потому, романтический образ скромной девушки, не видящей просвета в своей судьбе, в исполнении Надежды стал для меня своего рода откровением. Невероятно порадовала меня концовка спектакля, когда артисты вышли на поклон: Наташа, которую все считали пропавшей без вести, появилась одетая по-дорожному, а позади неё плёлся... правильно, наш старый знакомый Лука!

Думаю, что никто не станет спорить, что образ Луки - достаточно сложный для воплощения на сцене. Недаром в начале прошлого века, сразу после премьеры «На дне» во «МХТ», в печати появились статьи, утверждавшие, что артист И. Москвин сыграл своего героя как «выразителя высшей правды» ;. Максим Горький по этому поводу очень расстраивался и всячески винил себя «в неумении показать пагубность проповеди Луки и противопоставить ей иной, революционный взгляд на человека и правду».
Так вот, артист «ТеНер»  Борис Федотов, исполнявший роль Луки, смог показать зрителю, что имя старика - вовсе не от слова «лукавый». Нет, седой странник в спектакле «ТеНер» - не шарлатан, сознательно обманывающий людей, а просто проповедник идей, которые кажутся ему единственно правильными. Ведь в ночлежке все ее обитатели только и делают, что разговаривают на волнующие их темы. Так почему бы и старику не пристроиться к «общему хору»?
Другое дело, что в  обстановке, в которой обитают герои «На дне», идеи эти могли принести только вред...

Содержатель ночлежки, Михаил Иванович Костылев в исполнении Алексея Колчина - это просто подарок для зрителей, любящих комических персонажей. Вкрадчивый голосок «безобидного толстячка», проповедующего послушное поведение и честный труд на благо общества,  превращается в истерические вопли, как только кто-то ведёт себя не так, как он, Хозяин, ему велел. Лицо Костылева багровеет, он смешно подпрыгивает и, топоча толстенькими ножками, устремляется навстречу противнику.  Но хозяин ночлежки - лишь «молодец среди овец»: при столкновении с Васькой Пеплом наш «петушок» сразу теряет весь свой пыл и показывает своё истинное лицо: труса, привыкшего делать гадости исподтишка. «Правду узнал - про себя ее храни, молчи», - эти слова как нельзя лучше характеризуют Костылева.
Артист Алексей Колчин - просто молодец, и я с большим удовольствием смотрю спектакли с его участием.

Васька Пепел (Грант Туманов) проходит в спектакле длинную дорогу от вора (потому что «с детства все так называли») до бунтаря, искателя  справедливости. Оттолкнув от себя Василису (у которой «нет души») и полюбив Наташу, Васька обещает ей исправиться и говорит прочувствованную речь: каждый человек должен не просто жить на свете, а уважать сам себя. Нелёгкая роль, полная взлетов и падений - и Грант справился с ней на отлично.

Просто великолепен был сегодня Актер (Егор Боборыкин). В прошлом талантливый артист, ныне ударившийся в пьянку, он с огромной радостью узнает от странника Луки, что для  него, оказывается, ещё не все потеряно. Есть на Земле нашей чудесный город, где открыта бесплатная лечебница для таких, как он, «организмов, отравленных алкоголем».
Егор прекрасно раскрыл всю гамму чувств и поступков его героя: вначале - сомнение, потом - надежду; стремление исправиться, заработать деньги и ускорить свой отъезд; и наконец - крах всех надежд. Вот уж и впрямь: «поманил старец, а пути не указал».

Вениамин Латерман, прежде радовавший меня ролями влюблённых рыцарей, на сей раз предстал в образе Алешки, сапожника-подмастерья, словно сошедшего со страниц  другой книги Горького - «В людях». Что вытворяет на сцене Вениамин - это лучше увидеть, чем описать. Неиссякаемая энергия бьет ключом из Алешки, желающего доказать всему этому несправедливому миру, что ему - на этот мир наплевать!

И наконец, меня поразило, как тепло и нежно сыграла роль умирающей Анны Мария Лазаревская. Эпизод, когда она является своему мужу Клещу (роль этого вечно всем недовольного, поломанного жизнью человека талантливо исполнил Милош Миерт) в образе ангела - один из самых волнующих в этой постановке.

Четыре с лишним часа, которые длился этот спектакль, пролетели совершенно незаметно. После бурных аплодисментов и выхода на поклон, коллеги из театра «Своё Время» и зрители тепло поздравили «ТеНер» с пятилетием со дня основания.

Когда я поздним вечером топала от метро домой, мне в голову  пришла интересная мысль. Владимир Ильич Ленин, пожалуй, выразил бы ее так: «А ведь твоя пьеса, дгуг мой Гогький, будет чегтовски актуальна и в будущем!»
И Ильич, несомненно, был бы прав. Чего стОит в наше нелёгкое время одна лишь фраза Клеща о том, что «ежели бы все были нищие - тогда бы это было не обидно».
А чем  отличается сегодняшнее отношение к работе от тех, что предлагают  нам (на выбор ;) герои спектакля?  И в наше время  можно  попытаться вырваться из нищеты, занимаясь однообразной низкооплачиваемой работой, как делали это Клещ и торговка пельменями Квашня (харизматичная актриса Анастасия Романовская). «Жить по закону», как советует Татарин (Игорь Музыка)... Или воровать как Васька Пепел...
Вам - мало? Тогда можно поделить свою «конуру» на ещё более мелкие клетушки и сдавать разным бедолагам, как придумал Костылев...
Жить как червяк за счёт своего «яблочка» Насти - такова «благородная деятельность» Барона.  Скажете, сейчас нет таких мужчин?
Сатин (образ этого сильного человека показал нам Владимир Адров) занимается карточным шулерством, оправдывая своё безделье тем, что «работа должна быть интересной». Сотни моих сегодняшних знакомых не работают по той же причине. А остроумный скорняк Бубнов (несравненный Артемий Астахов) советует... вообще ничего не делать! Живут же без работы другие люди!

К чему я все это на ночь глядя плету? Да к тому, что столетний юбилей первой, «МХТовской» постановки спектакля «На дне» уже в 2002 году отпразднован. Но уверена, что будет ещё и двухсотлетний, и другие юбилеи. И я горячо надеюсь, что к тому времени потомки нынешних театральных зрителей не забудут главное. Что «Человек - это звучит гордо!»

P.S.   
«А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше… упрямые!»
(Лука, конец цитаты)


Рецензии