Как тесен мир

Как тесен мир…

В газете «Казанские ведомости» весной объявили поэтический конкурс «Еще раз про любовь» с оригинальной эмблемой – губы под парусом…
Даша  стройная, тридцати лет, кареглазая брюнетка с распущенными до плеч волосами  с ранней юности писала стихи о любви и ей было очень любопытно и интересно читать, как другие авторы пишут об этом. Стихов было много, некоторые ей нравились. Даша тоже отправила в редакцию свои стихи и вскоре два из них были напечатаны в газете. Ей было очень приятно это и чувство гордости наполнило ее душу.
Однажды, читая в очередной раз любимую рубрику, Даша увидела три стихотворения Мансура Бикбау. При виде этого имени сердце ее замерло, затем бешено забилось, затрудняя дыхание. Мысли бесконечным потоком ринулись в ее голову… Что это? Неужели это он, его стихи? - спрашивала она себя, теряясь в догадках. – Это, вероятно, он, хотя и очень трудно было в это поверить. Она читала и перечитывала его стихи, повторяла его имя, его фамилию, такую редкую, необычную, красивую. Совпадения быть не могло. Сердце подсказывало – это он. Он – ее первая любовь. Это человек, которого она когда – то потеряла и о котором почти в течение двенадцати лет ничего не знала. И вот теперь счастливая случайность помогает ей его найти. И он вновь входит в ее жизнь, как когда-то  в годы ее ранней юности…
Весь вечер и ночь она промучилась в сомнениях и догадках. Под утро к ней пришла спасительная мысль – нужно съездить в редакцию и узнать данные об этом авторе, а главное, его отчество. Оно у него тоже редкое, необычное, красивое, как и он сам.
 На следующий день Даша приехала в редакцию. Ее представили журналистке, ведущей поэтическую рубрику, -  Ольге Кувшиновой, молодой и симпатичной девушке, невысокого роста, очень милой и доброжелательной. Даша сразу почувствовала к ней доверие и попыталась объяснить создавшуюся ситуацию. В сильном волнении она коротко рассказала Оле историю своей первой любви… Искренность и откровение Даши тронули журналистку, по натуре очень отзывчивого человека. Она пыталась вспомнить внешность этого автора, стала искать в столе его рукопись,  но оказалось, что он ее уже забрал… Даша видела, что Оля хочет помочь ей, и умоляла ее об этом - в этот момент она была единственным человек на свете, который мог бы ей помочь. Оля полистала журнал регистрации материалов, нашла его фамилию, имя, отчество и номер домашнего телефона. «Боже! Ты есть на этом свете!» - мысленно восклицает обрадованная Даша, безумно счастливая, бесконечно благодарная журналистке за ее помощь, отзывчивость, понимание.
- Как тесен  мир! – смеется Оля, радуясь за Дашу. – Звоните,- говорит она, протягивая ей телефон.
Даша серьезно смотрит на нее и поражается. Эта юная журналистка делает для нее то, что она считала невозможным, но о чем в течение двенадцати лет часто думала, мечтала о встрече.
 В душе все эти годы она ждала и верила, что судьба обязательно сведет ее с любимым и они вновь встретятся когда -  нибудь… Но звонить ему вот так сразу, сейчас она не могла. И вновь, обращаясь к журналистке, она просит: - Оля помогите еще, позвоните ему, скажите, что его ищет один человек уже много лет… придумаете что -  нибудь…
Дашу мучают сомнения, неизвестность терзает душу – А вдруг он забыл о ней, ведь столько лет прошло… И если я сама позвоню и он меня не узнает, это будет невыносимо больно,  лучше не рисковать…
 Оля понимает волнение Даши и набирает номер телефона. Слышатся длинные гудки… В ожидании Даша шепчет: – Боже, помоги мне!
И случилось чудо, он берет трубку. – Здравствуйте,- поздоровалась с ним Оля,- с вами говорят из редакции.
- Я вас слушаю, что -то случилось? - спрашивает он удивленно.
- Да, дело в том, что после публикации ваших стихов в редакцию обратился один человек, с которым вы не виделись много лет, который все эти годы хотел вас разыскать…- говорит Оля.
- Это женщина? – спрашивает он.
- Да.
- Даша? – вновь задает он вопрос.
- Да, - отвечает изумленная журналистка.
Слышится, как Мансур облегченно вздохнул и грустно произнес:
- Я тоже все эти годы хотел найти ее, поэтому и решил напечатать стихи  у вас в надежде, что она прочтет их, увидит мое имя и, возможно, вспомнит…
Оля протягивает Даше трубку, но ее просто лихорадит от всего происходящего и она шепчет, чтобы Оля договорилась с ним на завтра…Чтобы хоть немного прийти в себя и подготовиться к разговору с ним.
Милая, добрая, понимающая Оля! Она прикосновением руки старается успокоить Дашу и уже договаривается с ним, когда ему будет удобнее переговорить с Дашей. Он назначает время.
- Завтра, 8 августа, в восемь часов вечера.
Все! Счастью Даши нет предела! Она благодарит журналистку, желает ей всех благ, как на крыльях летит домой, переполненная новыми чувствами, новыми надеждами и мечтами. Она ждет,  когда наступит завтра…    
Даша ехала домой, ее бросало то в жар, то в холод, она не могла успокоиться… Счастье переполняло ее душу и в то же время она чувствовала себя глубоко несчастной. 12 лет она ждала  с ним встречи, мечтала о ней, но не разрешала себе сделать ни одного шага навстречу ему… И вот теперь судьба все равно сводит их, несмотря ни на что. Что будет завтра?..
Домой идти в таком состоянии она не могла, решила зайти к подруге Фае. Подруга детства, юности знала ее историю любви к Мансуру Яновичу.
- Что с тобой? – удивилась она, как только Даша вошла к ней. – На тебе лица нет, что случилось?
- Сейчас расскажу. Ты не поверишь, но объявился  Мансур Янович…
- Как? Где? Откуда? Говори скорее, - почти приказала Фая, став вдруг очень серьезной.
Даша, сев в кресло, улыбнулась и, вздохнув, стала взволнованно рассказывать  про газету, про конкурс, про стихи, про разговор с журналисткой и про то, что Мансур Янович искал ее, ждал и завтра она будет звонить ему…
- Нет! Нет и нет! Ты не должна этого делать!- запротестовала подруга. – Ты понимаешь, что первую любовь вернуть нельзя! Дважды в одну воду не входят… Зачем тебе это сейчас, ведь столько лет прошло? Нет, как старшая подруга  я не позволю тебе это сделать… Что ты молчишь, чему улыбаешься? У тебя налаженная жизнь, дети… Ты хочешь все разрушить? Нет, я не пущу тебя к нему. Знаю я этих восточных мужчин… Жена у него состарилась, захотелось молодую, вспомнил, что  ты была без ума от него… Нет, я решительно против. Не звони ему. Мало ты мучилась, страдала из-за него?.. Пусть теперь он…
- Нет, я обязательно позвоню, - тихо, но  настойчиво проговорила Даша.
- Ах, коза упрямая, - попрекнула Фая, так как по гороскопу Даша была коза, как и Фая, которая всего лишь на полгода старше. – А если он предложит тебе встретиться? Ты побежишь к нему, забыв гордость, да?
- Сначала поговорим, а там видно будет, - ответила Даша.
- Но звонить будешь от меня. Я не позволю ему вновь одурманить тебя.
- Хорошо, договорились. Я приду к тебе в семь. А знаешь, что я думаю?  Ведь у меня сохранился  номер телефона Заремы Яновны… Может, ей позвонить, что-то расскажет о нем, как ты  считаешь?
- Можно и позвонить, хотя я слышала , что она уехала в Америку к сыну… Давай позвоним, может, повезет…
Зарема  Яновна, старшая сестра Мансура Яновича,  была учительницей у Даши в 7 и 8 классах, преподавала русский язык и литературу.
После разговора с Фаей Даша, поискав в записной книжке, нашла номер и стала звонить, не надеясь на успех.
Она сразу узнала голос любимой учительницы, он нисколько не изменился и напомнил ей голос Мансура Яновича, такой же «бархатный», проникновенный, очень нежный.
- Даша, неужели ты? Нашлась, а мы тебя с Мансуром вспоминали… Куда же ты пропала? – засыпала вопросами Зарема Яновна. – Приходи в гости, я тебя жду.
- Когда?- обрадовалась Даша.
- Хоть сейчас, я живу по старому адресу, не забыла, надеюсь? Дом помнишь, третий этаж, третий подъезд, квартира 43.
- Сейчас приду… - пообещала Даша и положила трубку.
- Хочешь я пойду с тобой? – спросила Фая.
- Нет, что ты…
Даша быстро попрощалась и, выйдя из подъезда, заспешила к Зареме Яновне. Вечер был теплым, солнце уже скрылось, но было еще светло. Даша перешла дорогу и направилась в небольшой сквер, за которым находился  знакомый  пятиэтажный дом, где она не раз бывала в годы молодости. Зарема Яновна встретила ее так сердечно, будто они и не расставались на долгие годы. Она почти не изменилась, оставалась яркой, молодой, красивой, энергичной, подвижной, жизнерадостной оптимисткой. Большие темно-карие глаза радостно блестели, пухлые, красные губы приветливо улыбались и даже прическа почти не изменилась: черные, как смоль, прямые волосы закрывали ее лоб.
- Садись, рассказывай, куда ты пропала? Мансур искал тебя, он постоянно меня просит: «Найди мне Дашу. Где она?» В том году был юбилей нашей школы, мы были на встрече и он спрашивал всех и я тоже о тебе, но никто почему-то не знал, где ты и что с тобой… Почему тебя там не было? Мы подумали, что ты уехала куда-то…- спрашивала и спрашивала она, не давая вставить ни слова Даше. – Давай рассказывай все о себе.
- Хорошо, но сначала расскажите о Мансуре Яновиче, как он живет?- с трепетом и  с замиранием сердца спросила Даша.
- Что сказать? Ему сейчас плохо, он болен – цирроз печени. Это чудо, что ты нашлась, позвонила, пришла. Помоги ему, поддержи его, я тебя очень прошу… Я скоро уезжаю к сыну, он живет в Америке и мне страшно оставлять Мансура одного…
- Разве он живет один?
- Буквально нет, но… Он очень одинок. Он творческий человек, не находит понимания… После смерти мамы он очень переживал, очень ее любил, был ее любимцем, последышем, после меня и брата… Он женился на Асе, она старше его на 8 лет. У него приемный сын, потом родилась дочь Диана, в которой он души не чает… Но жизнь не удалась, в семье его  не понимают, он потерял смысл жизни, стал пить, понимаешь… И мы не можем его остановить, а ему категорически нельзя с его  болезнью… Я боюсь его потерять, ведь он еще молодой. Хорошо, что ты объявилась. Ты не оставишь его, ведь ты не забыла его, ты его еще любишь? Помоги же ему, я верю, что ты сможешь, у тебя получится .
- Я бы все сделала для него, - ответила Даша и в душе была уверена, что именно для него она бы сделала все возможное и невозможное.
- А что же с твоей жизнью, куда ты исчезла? Я заходила в твой книжный магазин, мне сказали, что ты уволилась и уехала из города.
- Да, все так сложно, даже не знаю, как сказать…- начала Даша в нерешительности. – Я после поступления в КГУ уехала , стала работать, как и вы, учителем русского языка и литературы в сельской 8-летней школе в Верхне-Услонском районе. Перевелась на заочное отделение. Я люблю природу, деревню, начиталась Сухомлинского… Хотелось себя испытать, попробовать, справлюсь ли я, смогу ли быть учителем и жить самостоятельно, вдали от дома, от родителей… Вот такая я была странная..
- И тебя в 18 лет одну мама отпустила?
- Сначала нет, но потом папа сказал: «Решила, пусть попробует. Если есть голова на плечах, то все будет хорошо».
- Ну и как? Не испугалась трудностей?- заинтересовалась Зарема Яновна.
- Нет, трудностей я не боюсь. Если честно, там все было так здорово, была настоящая жизнь, взрослая, интересная, полезная. Небольшая, одноэтажная школа, старая, всего четыре классных комнаты, поэтому учились в две смены. Я детей люблю, у меня все получалось. Вела уроки в 4-х, 5-х и 7-х классах, вела литературный кружок  «Пушкинец», где мы с детьми учились сочинять стихи и выпускали стенгазету «Пушкинец». Мне было там все интересно. В деревне с большим уважением относились к учителям, почтительно здоровались, когда проходили мимо… Такого я потом в своей жизни никогда не встречала…
- Где же ты жила?
- На квартире у бабушки. Со мной еще одна учительница математики жила. Мы с ней до сих пор дружим. С Машей. А через год я там вышла замуж… Поэтому и не напоминала больше о себе, считала себя предателем… У нас появилось двое детей, две дочки… Он был очень хороший, любил и меня, и детей…
- Почему любил, а сейчас? – спросила удивленно Зарема Яновна.
- А сейчас его нет… Совсем нет на этом свете… Все произошло случайно, нелепо… Мы и восьми лет не прожили. Он погиб по неосторожности… Все можно было предотвратить…Я до сих пор не могу простить себе, что не уберегла его…- замолчала Даша помрачнев.
- Ну ничего, деточка, все бывает в жизни, успокойся и не казни себя. Значит, так было угодно Богу… А почему ты столько лет молчала и не позвонила Мансуру? Он бы помог.
- О, нет, нет. Как я могла, как смела звонить ему после всего, что у меня было…
- Зря так думаешь, он бы все понял. Жизнь есть жизнь, порой она непредсказуема, уж ты поверь мне…
- А на днях я прочла его стихи в газете и завтра я должна ему позвонить… Не знаю, что будет?
- Стихи? Это здорово, мне нравятся его стихи… Ты обязательно позвони, только подольше не клади трубку, потому что квартира у них большая, 4-х комнатная, пока он услышит, подойдет… Я желаю, чтоб все у вас было хорошо.
- Спасибо Вам, Зарема Яновна, я так вас люблю, всю вашу семью: и вашу маму и отца … Вы все ко мне так хорошо относились…
- Родителей уже нет, они любили тебя, надеялись, что ты будешь их снохой…
- Простите… Все так нелепо получилось, я считала себя недостойной вашей семьи, такой умной, красивой, интеллигентной… Я, конечно, очень хотела быть такой, как вы. Старалась, получила высшее образование, много читаю, пишу стихи, печатаюсь в газетах и журналах, выпустила книгу стихов.
- Правда? Я поздравляю тебя, ты умничка, молодец. А книгу обязательно мне подари. Я не ожидала, что моя ученица такая талантливая.
- Обязательно принесу в следующий раз,- пообещала Даша, прощаясь.
- А это идея. У Мансура много стихов, надо и ему посоветовать выпустить книжку. Может, это его отвлечет, поднимет дух… Ты скажи ему завтра, он тебя послушает. Ну, удачи тебе, милая!- провожая, она на прощанье поцеловала Дашу.
Ночью бессонница мучала  Дашу, не давая ей до самого утра сомкнуть глаз. Вспоминались родная школа, учителя, одноклассники… Она училась в 7 классе, когда в конце зимы у них появился новый учитель…Он преподавал физкультуру в средних классах. Очень красивый, стройный молодой человек, с длинными, волнистыми волосами (по тогдашней моде 1970-х годов), с темно-карими большими, выразительными глазами, правильной формы нос и пухлые, красивые губы… Он чем-то был похож на любимого певца Муслима Магомаева.
Каждую перемену Даша и ее подружки Фая и Аля стояли в широком коридоре у больших окон, иногда повторяя уроки или просто разговаривая, и Даша ждала, когда он пройдет в учительскую или в спортзал. Всегда серьезный, чуть грустный и такой безумно красивый, что  у нее замирало сердце. Она думала о нем, вспоминала эти редкие, случайные встречи…Скорее всего, среди сотен учениц он и не замечал ее. А ей нравилось в нем все: как он  ходил, как наклонял голову, как встряхивал волосами, убирая со лба длинную челку. Ей нравилось, как он одевался, всегда строго и аккуратно. Костюм, белая или светлая рубашка, галстук или же темно-синий спортивный костюм, когда шел на урок. На пальце правой руки он носил большой, золотой перстень-печатку.
Как другие девочки в ее классе, она не замечала мальчиков и не слушала их разговоров, ей было неинтересно… Ее сердце мечтало о взрослом человеке (она узнала, что он на 9 лет старше ее) и это ее огорчало.
Близкие подруги Фая и Аля вскоре заметили ее интерес к Мансуру Яновичу, сначала посмеивались над ней, порой зло шутили, затем смирились. Теперь главной темой их разговоров был он. Девочки рассказывали Даше, где и когда его видели, что он делал, что говорил, как выглядел, во что был одет. Случалось, что он заходил в класс на урок Заремы Яновны, тихо о чем-то с ней говорил и тогда Даша сидела ни жива ни мертва, краснея и бледнея,  не смея поднять на него глаза.
 Когда он вышел, Зарема Яновна сказала, что это ее младший брат, учится в КГУ на филфаке, пишет стихи, песни и сам исполняет, играет на гитаре… «Как он талантлив,- с восхищением думала Даша.- Неужели  бывают такие люди в наше время»?- поражалась она. Начитавшись книг, в основном, классику – Тургенева, Толстого, Чехова, Лермонтова, Пушкина,  она жалела, что живет не в ХIХ веке… А он  стал для нее идеалом.   
Время шло. Даша училась уже в 8 классе, когда Мансур Янович исчез, не стал появляться в школе… Оказалось, что он заканчивал КГУ, защищал диплом. Жизнь без него потеряла для нее всякий смысл, но была надежда, что он закончит учебу и вернется в школу. Но этого не случилось. Он уволился.
 По литературе проходили Пушкина, роман «Евгений Онегин». Подружки посоветовали Наде тоже написать  письмо, как Татьяна Ларина и каким-то образом раздобыли адрес Мансура Яновича. Она долго колебалась, но жить, не видя его, стало просто невозможно и она решилась…Письмо получилось сумбурным, она писала, что скучает по нему, любит его… Свой адрес она не написала. Хотела просто, чтоб он знал о ней и ее чувствах.
  «Ну и какой смысл, что ты написала? Ответить ведь он не сможет, даже если очень захочет. Почему не написала обратный адрес?» - ругала ее Фая.
Через месяц Даша написала новое письмо и свой адрес. Удивлению и радости не было предела, когда через некоторое время она получила ответ. Письмо было очень доброжелательным. Он писал с признательностью о ее чувствах, о том, что истинные, искренние чувства очень редки в наше время, их нужно беречь... «И я желаю, чтобы они росли, крепли и стали надежными крыльями»,- закончил он свое послание.
 Она читала и перечитывала его письмо. Как он написал! Как он восхищался ее чувствами, с каким трепетом и уважением отнесся к ее признанию. И она почувствовала, что у нее действительно «выросли крылья», которые стали ей помогать «лететь» вперед…
  После школы она поступала в КГУ, но в первый раз не прошла по конкурсу и устроилась в книжный магазин секретарем. Ей нравилось печатать на машинке, научилась печатать и на ротаторе листовки. Привлекало то, что можно печатать свои стихи в свободное время. Работала, училась на подготовительных курсах. С Мансуром Яновичем часто разговаривала по телефону, иногда часами, он понимал ее с полуслова, с ним было легко, она полностью доверяла ему, была с ним откровенна. Иногда, когда она звонила, к телефону подходил его отец, интересовался, кто у телефона. Признался, что читал ее письма, они ему очень понравились. Хвалил, что грамотно написаны, спрашивал, где она учится, где работает…
    Однажды он пришел к ней на работу  весь в орденах, в парадной форме. Коллектив потом долго интересовался , кто это был?
    Таким же образом познакомилась Даша и с его матерью, вернее она сама позвонила, представилась и попросила достать редкую книгу «2-х томник. «Лечение травами» для отца Мансура Яновича, так как он был серьезно болен.
 Даша  спросила у товароведа эти книги  и ей достали, когда узнали, для кого это нужно.
       Родители  пригласили Дашу к себе в гости . Даша привезла книги, ее приветливо встретила мама, очень красивая  и доброжелательная женщина,  завела в зал, где было много гостей, накрыт праздничный стол. «Это наша будущая невестка»,- объявила она гостям.
 Даша была очень смущена, но горда такой фразой. Ее усадили за стол на почетное место в центре.   Даша, рассказывая о себе, призналась, что хочет уехать работать учителем в село… «Не отпустим»,- сказал отец.
 За книги Даша наотрез отказалась брать деньги, как они ни уговаривали. Тогда его мама достала из серванта коробку дорогих, импортных конфет и сказала:  «Когда уедешь в село, будешь есть эти конфеты и нас вспоминать.»
   Однажды Мансур Янович позвонил и пригласил ее в гости, вернее, просто пожаловался, что родители уехали в Ташкент к себе на родину. Он две недели один, ему очень плохо, рубашки нестираны, посуда немыта… Даша сама предложила: - Хотите я приеду, помогу? – Что-нибудь купить?
-Нет, хотя купи, что сама хочешь-, ответил он. – Я жду.
Закончив работу, она в 18 часов поехала на Красную Позицию. Зайдя по пути в магазинчик, купила любимых шоколадных конфет «Чародейка», печенье «курабье».
        У него в гостях был друг с девушкой – Раис и Света. Сидели в зале за маленьким журнальным столиком. Они пили пиво, курили. Предложили  Даше, но она попросила  чай.
Мансур Янович ушел на кухню и долго не возвращался. Принес и поставил перед ней пиалу с горячим чаем, вазочку с конфетами и печеньем, которые принесла Даша.
Затеи он взял гитару и запел песню (сам сочинил и музыку и слова).
        Пусть дождь стучится в окно
        И ветер гудит в ночи,
        Пусть на душе темно
        И буду один в ночи.
        Пусть боль затаится в груди,
       Не позову «приди»,
       Не прошепчу «Люблю»
       Себя в себе сохраню.
       Пусть будет малиновый звон
       В душу мою стучать,
       Душе не открою окон,
       Заставлю себя молчать.
       Не протяну руки,
       Не поклонюсь огню,
       Не покорюсь любви,
       Тебя  в себе схороню…
Он пел очень задушевно, звуки мелодии разрывали ей душу, голос его  был изумительный… Позже, через несколько лет, она узнала, прочитав эти стихи в его книге, что они были посвящены ей, Даше…
       Вторая песня была, любимая Даши - «Неотправленное письмо» Валерия Обоздинского, но Раис остановил его: «Перестань, прекрати», - резко сказал он, взглянув на Дашу, видимо, зная эту историю с письмами… Мансур вздохнул и отложил гитару.
      Раис со Светой ушли в другую комнату. Там что-то загремело, видимо, они что-то уронили.
    - Что это? – спросила Даша.
    - Не обращай внимания, - ответил он и захотел обнять ее, но она резко отстранилась и  сказала : - Мне уже пора.
    - Ты никуда не уйдешь.
    - Но уже поздно, меня родители ждут,
    - Пора им привыкнуть.
    - Я ухожу,- проговорила Даша и хотела встать с дивана.
    - Но ведь ты сама пришла ко мне и так просто хочешь уйти? Я тебя не отпущу,- и он крепко обнял ее.
    - Нет, нет мне пора.-  Даша направилась   к двери.
   - Подожди, я провожу тебя, - поднялся вслед за ней молодой человек.
Пока одевались, выходили из подъезда, длилось неловкое молчание.
   - Ты не обиделась? – наконец прервал он молчание.
   - Нет, но мне правда пора.
Они шли по осенней , пустынной улице. Было темно и холодно, лишь вдалеке горел фонарь.
   - Странно все, - произнес он в раздумье.
   - Что странно? – спросила Даша.
   - Все,- ответил он, вздохнув.
Действительно странно, думала Даша. Она могла говорить с ним по телефону часами, а при встрече… теряла дар речи, старалась быстрее расстаться. Почему так?
    Вскоре его забрали в армию. Он служил всего 1 год после КГУ. Присылал ей открытки с поздравлениями к каждому празднику из города Балашова Московской области. А она все же уехала в село Клянчино Верхне-Услонского района  работать учителем русского языка и литературы в 8 –летней школе.
Началась новая жизнь, новая интересная работа, вокруг новые люди, знакомства. К учителям относились с уважением, почтительно здоровались, Даша почувствовала человеком с большой буквы. Она любила детей, ученики отвечали ей тем же. Здесь, на природе, с новой силой в ней вспыхнула страсть к поэзии.  Она организовала с учениками  литературный кружок, где дети пробовали сами писать стихи. Они выпускали стенгазету «Пушкинец», где печатали свои «творения». А она Дарья Сергеевна писала не только стихи, но и очерки, заметки о жизни села, о ветеранах-фронтовиках на конкурс ко Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто». Все это печаталось в районной газете «Волжская Новь» Она заняла 3-е место в этом конкурсе и ее наградили грамотой.
На Новый год Даша позвонила в Казань родителям Мансура, чтоб поздравить с праздником и узнала, что умер его отец, который так хотел, чтоб она стала им снохой…
 Вскоре  за ней стал ухаживать  голубоглазый, светловолосый, русский парень, ее ровесник, отслуживший в армии. Он каждый вечер настойчиво приходил к  ней и в конце учебного года, уговорил выйти за него замуж.
     Вернувшись в город с мужем, Даша вдруг в какой-то момент опомнилась… Как будто город напомнил  ей о  первой любви… Но она поняла, что там все кончено и не будет больше разговоров по телефону часами, после которых так легко и радостно на душе… Этого больше не будет, началась другая жизнь. Она считала себя предательницей. Звонить Мансуру Яновичу было стыдно, ведь она  забыла 8 лет любви к нему и позволила вскружить себе голову…
    - Значит, не судьба, - старалась успокоить она себя, но это мало помогало.
Прошло время. Подходил день его рождения – 20 ноября. Даша ждала первенца. Так захотелось поздравить Мансура  Яновича и услышать его голос последний раз. Она набралась смелости и позвонила. Он был дома.  Обрадовался, узнав ее голос. Поблагодарил за поздравление, стал спрашивать, где она сейчас, как живет? Даша призналась, что вышла замуж и ждет ребенка. Он выслушал молча, потом сказал: «Желаю счастья»…
      Жизнь продолжалась… У нее уже были две маленькие дочки,  все шло хорошо, но однажды случилось несчастье с ее мужем. Горю не было предела, она не хотела жить.  В душе поселилось отчаяние. Но время лечит. С годами она привыкла к одиночеству, жила ради детей. Порой она вспоминала Мансура  Яновича, подходила к телефону с желанием набрать его номер, услышать его голос, но… она запрещала себе звонить ему. «Не смей напоминать ему о себе, пусть он ничего не знает и живет своей жизнью, а ты получай то, что заслужила»… Но думать о нем, вспоминать она не могла себе запретить. И в эти минуты на душе становилось теплее и легче. Он, сам того не зная, помогал ей жить, помог ей справиться со своим горем, помог ей поверить в светлое будущее. Она стала ждать. «Неужели мы так никогда и не встретимся, ведь мы живем в одном городе? Как он? Что с ним? Чем занимается, что происходит в его жизни?” – но ответов на эти вопросы она не могла ни от кого получить…
        И вот  она прочла его стихи в газете, и весь мир сразу перевернулся в ее сознании…
        За окном светало, слышно, как запели птицы, приветствуя зарю. Начинался новый день. Что он готовил  Даше?
       Слезы выступили на глаза, но это были легкие слезы счастья, такого желанного, всю жизнь ожидаемого… Но может быть, права все же  ее подруга: «Нельзя дважды войти в одну воду, нельзя вернуть первую любовь», - вспомнились ее слова.
      - Но почему нельзя, если я больше всего на свете хочу этого? И мне, наконец, судьба дарит этот шанс. Пусть будет, что будет,- думала Даша, вставая с постели, так и не заснув в эту ночь.
      День прошел в суматохе. Даша мысленно прокручивала в голове возможные варианты вопросов и ответов. Что он скажет ей? О чем спросит? Что предложит?
      Время тянулось ужасно медленно. Стрелки часов еле-еле ползли по циферблату. Ровно в семь Даша была уже у подруги.
    - Привет! Как ты, жива? – поинтересовалась Фая. – А я из-за тебя почти всю ночь не спала.
    - Я тоже не спала.
    - Звонить будешь? А может, не стоит, зачем тебе эти заморочки? Неужели надоело жить спокойно?
    - Не отговаривай. Решила, надо звонить,- ответила Даша и села к телефону.
Фая ушла на кухню, а Даша стала набирать номер.
Послышался длинный гудок и тут же голос Мансура Яновича: «Здравствуй, Дашенька! Как я рад тебя слышать…»
      - Я тоже, - почти выдохнула она, потеряв голос от волнения.
Оба чувствовали себя скованно, этому было много причин.
      - Ты можешь сейчас подойти к фонтану в сквере, около дома Заремы? - спросил он.
    - Да, могу.
    - Тогда я подъеду минут через 15. Договорились?- сказал он.
    Он подъехал на красивой машине, цвета мокрого асфальта. Подошел, подарил белую розу… Они сидели на скамейке, любовались фонтаном и разговаривали… но говорить было трудно после стольких лет разлуки.
Оказывается,  Зарема Яновна вчера звонила ему и рассказала о встрече. Как же он изменился, постарел, чуть пополнел, стал похож на своего отца.
    - Почему ты не вышла за меня замуж? – задал он давно мучивший его вопрос. -  Почему уехала тогда в деревню, когда я был в армии? Хотела сбежать от меня? Почему ты все так сделала? Я ведь думал, что все у нас будет по-другому… Я ждал тебя, ждал твоего решения… А когда ты позвонила мне в день рождения и сказала, что вышла замуж и ждешь ребенка, – я не поверил в это сразу, хотя  и знал, что ты шутить не любишь. У меня земля ушла из - под ног от твоих признаний… Потом я тоже женился, у нее уже был сын... Думал забыться… Всегда ждал твоего звонка, но ты 12 лет не звонила… Как ты могла? Ты жестокая, оказывается. За что ты так со мной?
    - У тебя ведь есть дочь,- только и сказала Даша.
    - Да есть и у тебя тоже.
   Разговор не клеился. Даша не разрешила себя проводить и они расстались у фонтана.
 - Не пропадай, звони… Пожалуйста,- проговорил он  ей вслед.
    - Хорошо, - пообещала она. –Пока! – и помахала рукой.
    Через день он позвонил и они проговорили, как когда-то, долго, долго…Он говорил, что его никто не понимает и поэтому он пьет… - Но я не алкоголик,- утверждал он.  – Мне уже почти пятьдесят, жизнь идет к концу, а я и не жалею…  Говорили о поэзии, Даша обещала подарить ему свою 1-ю  книжку стихов «Верю в тебя». Он был изумлен, не ожидал этого от нее.
     Даша старалась поддержать его, отвлечь от алкоголя. Она предложила ему издать книгу стихов и подать заявление в Союз писателей, ведь он всю жизнь пишет стихи, песни…  Сначала он не хотел даже слушать, потом загорелся этой идеей, занялся книгой. Нашел художника, заказал иллюстрации и вскоре в издательстве «Школа» вышла книга под названием «Дыханием любви».  Он подарил с автографом и проникновенными словами свою книгу Надежде. На 31-й странице она прочла стихотворение,  которое он исполнял ей  под гитару в годы молодости  «Пусть дождь стучится в окно»…
      Он подал заявление и в Союз, как она советовала, познакомился и подружился с председателем Союза Владимиром Владимировичем. На очередном заседании его приняли в русскую секцию. Даша встречала его на литературных мероприятиях, на заседаниях, ведь она тоже мечтала вступить в этот Союз. Однажды фотографировались всем коллективом и он встал рядом с ней. На одном снимке он смотрит прямо в объектив, а на втором на Дашу…
Позвонив ему однажды, к телефону подошла его дочь Диана – уже взрослая девушка и узнав, что звонила Даша, резко попросила не звонить ему больше. «Диана, послушай, пожалуйста, ведь я только хочу помочь ему, отвлечь, хочу, чтоб он серьезно занялся творчеством… Я не собираюсь лишать вас отца, я вам обещаю, что он не уйдет из семьи. Я ему только друг, хотя и больше 20 лет…» Диана выслушала спокойно, поверив в искренность слов Даши.…
Поздравляя Дашу с днем рождения, Мансур пожелал, чтоб у нее всегда были деньги. Даша даже возмутилась: «Что за странное пожелание?» 
«Нет, послушай меня. Я очень хочу, чтобы ты никогда и ни в чем не нуждалась, чтоб ты всегда могла купить себе все, что захочешь. Я понимаю, что ты романтик и деньги для тебя не главное, но пусть мое пожелание всю твою жизнь исполняется. Я очень этого хочу»…
     Однажды Даше позвонил председатель Союза и спросил: Ты давно видела Мансура?
     - Даже не помню, он  что-то не звонит, - ответила встревоженная Даша.
     - А ведь он умер…- услышала она.
     - Как умер? Этого не  может быть.
     - Нет, это правда. Почти два месяца прошло… Вот такие дела.
  Летом приехала из Америки Зарема Яновна. Даша встретила ее случайно. Она рассказала все о брате, как его хоронили.
    - Хочешь пойти на кладбище? – спросила она.
    - Да, хочу, покажите мне его могилу.
   На следующее утро они поехали . Сначала дошли до могилы матери (она похоронена здесь в Казани, а отец – на родине). Прибрались, положили цветы, Зарема Яновна прочитала молитву.
      Но могилу Мансура Яновича никак не могли найти. Точное место Зарема Яновна не помнила. Долго искали, но не находили.
- Значит, не суждено, - сказала она, предложив вернуться.
 - Нет, я не могу уйти. Подождите у дороги, я еще посмотрю…- ответила Даша и углубилась вглубь, под тень деревьев. Здесь было не так жарко, как на открытом солнце. Внимательно осматривая погост, она в какое-то мгновение вдруг увидела его глаза, большие, грустные… Он смотрел на нее и Даше стало холодно, мурашки по телу пробежали.
  - Я нашла его. Идите сюда, - позвала она Зарему Яновну.
  - У тебя чистая душа. Ангел подсказал тебе, где его искать, – проговорила она, подходя к ограде.
  Даша уже вошла за ограду, положила свои белые цветы. Высокий памятник из черного мрамора, очень удачный портрет молодого еще Мансура Яновича и его слова «Научись улыбаться самому себе и мир для тебя станет светлее и прекраснее…»
  -Жаль, некому ухаживать за могилой. Жена с дочкой уехали в Подмосковье, я с сыном в Америке… - грустно проговорила Зарема Яновна.
  - Как некому, а я? Я буду ухаживать. Вы не беспокойтесь, – уверила свою учительницу Даша. – Ведь я ему и вам не чужая…
   - Да, всю жизнь ты как будто рядом была…  Когда умру, пусть похоронят меня рядом с мамой. Ты и за нами присмотришь, да?
  - Да, обещаю, -  утвердительно кивнула головой  Даша.
Она возвращалась домой…  Вокруг шумела листва и ей казалось, что душа Мансура Яновича летит сейчас по небу и провожает ее в пути…


Рецензии