В. Агошков. 1875г. ОЕВ. Ярила. Александр 1. Закон

В.Агошков. 1875г. ОЕВ. Ярила. Александр 1.Закон.


Святой Тихон – Епископ Воронежский и Елецкий.
текст Ведомостей за 1875 год о празднике Ярилы.

– Праздновался в Воронеже, во времена Святого Тихона, народный праздник ЯРИЛЫ. Этот праздник возмутил благочестивое сердце пастыря и возбудил его пастырскую ревность, т.к. праздник был остаток язычества.

Начинался он в среду или пяток после Троицына дня и оканчивался в понедельник Петрова поста. К этому дню народ готовился как бы к какому-нибудь великому празднику. Все городские и окрестные сельские жители сходились на бывшую в Воронеже за старыми московскими воротами площадь и устраивали род ярмарки.

Выводили молодого человека, которого обвязывали цветами, лентами и колокольчиками, на голову надевали колпак из бумаги, раскрашенный и развязанный лентами; лице намазывали румянами, в руки давали позвонки.

В таком наряде ходил он с пляскою по площади, и назывался ярилом. Везде были игры, пляски, лакомство, пьянство и кулачные бои. В 1765 году с 25 мая началось это празднество. Святитель Тихон въехал в самую середину бесчинствующей толпы народа и начал обличительное и трогательное слово. Народ прекратил свои игрища.

 Он обличал, умолял, советовал и потом с угрозою отлучения от церкви, повелел прекратить это игрище. И успел заставить народ при себе оставить все игрищные и торговые шалаши.

*

ПО СЛУЧАЮ ПРАЗДНОВАНИЯ в Орловской духовной семинарии столетнего юбилея со дня рождения  Императора Александра 1.

Гавриил Пясецкий не только писал краеведческие очерки по истории Орловщины, но и статьи, посвященные официальным лицам. Предлагаем его пафосное исследование по случаю 100-летия со дня рождения Александра 1.
 
  "Сто лет назад, в этот самый день  родился Император Александр 1. То была цветущая пора царствования Великой Екатерины. Громкие победы Задунайского и Чесменского доставили России почетное положение в системе великих держав Европы. Царство Крымское, столько веков терзавшее пределы нашего Отечества, готовилось тогда составить одну из его провинций; а Польша – эта грозная некогда соседка наша, в предсмертных судорогах отживала последние дни, ожидая роковой своей участи из Петербурга. Тогда стали думать у нас, что приспел конец и господству Турок в Европе, - и что близок час, когда славная некогда Империя Константина опять войдёт в законное обладание востоком.

(В сноске автор добавил: «Греческий Проект», т.е. изгнание Турок из Европы и восстановление Греческой империи, - составлял, как известно, любимую мечту Г.А. Потемкина, первого вельможи при дворе Екатерины II-й. Не по этой ли причине недруги Потемкина «приклеили» ему так называемые «потёмкинские деревни»)…

Но это была только заря того величия, на которое впоследствии суждено было Александру вознести Россию.
Александру Павловичу не было ещё 12 лет, когда во Франции началась революция. Пламя быстро охватило всю страну. Скоро попраны были там все священные права, божеские и человеческие. На место веры в истинного Бога заступила религия человеческого разума; законная власть сменилась произволом кровожадных демагогов; настал террор, какого не видал мир даже во времена Неронов и Калигул; кровь лилась рекою. Пожар грозил уже не одним соседям, но и всей Европе.
(Далее автор вспомнил Суворова, Павла 1).
Но Австрия завидовала славе нашего героя, а Англия, как теперь, так и тогда, наблюдала лишь свои вещественные интересы…

…И вступил на престол Благословенный Александр, 12 марта 1801 г. Ему было тогда 23 года, а политический горизонт Европы был слишком пасмурен. Нужно было много зоркости, чтобы разобраться среди тогдашнего хаоса дел и под мрачным навесом туч не потерять той стези, по которой вели Россию великий её Преобразователь и мудрая Екатерина 2.  Но Александр постиг великое своё призвание. Он спас Россию от грозы, освободил Европу от рабства: заслужил вечную признательность своего народа и покрыл себя неувядаемою славою в истории.

(Далее автор рассказал о Наполеоне, его славе и таланте и больших победах).

С таким-то великаном не усумнился Александр вступить в борьбу за святую Русь, за её целостность и неприкосновенность, за её славу и величие.
…Александр был кроток и миролюбив. Он не искал войны, не отказывался и от мирных переговоров, которыми коварный враг пытался усыпить бдительность своего соперника. Он верил в силу своего народа и опирался на эту силу, как на несокрушимый щит. «Да встретит неприятель, - говорил он в манифесте к своему народу, - в каждом русском дворянине - Пожарского, в каждом духовном – Палицына, в каждом  гражданине – Минина. Соединитесь все. С крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют».

Александр говорил: «Не положу оружия, пока ни единого неприятельского воина не останется в моем царстве!».
И Русский народ отовсюду взывал к своему Монарху: «Веди нас, куда хочешь; веди нас, Отец наш! Умрём или победим. Возьми, Государь, всё – и имущество, и жизнь нашу!» 

(Пясецкий напомнил слова Екатерины 2 по поводу притязаний шведского короля во время 2-й Турецкой войны, потребовавшего возвращения всех русских приобретений со времён Карла 12.
Царица ответила так: «Если бы король овладел Петербургом и Москвою, то и я тогда ещё показала бы ему, что может сделать во главе храброго народа решительная женщина!»)

(Далее автор рассказал о вторжении Наполеона в Россию, о битвах русских с французами. Наступил трудный час).

«Не уступлю и аршина земли, если бы даже пришлось мне удалиться в Сибирь и там сражаться за неприкосновенность моей Империи» - говорил Александр шведам, которые предложили помощь России в ответ на возвращение Аландских островов.

Вот какого Государя имела у себя Россия на страже в 1812 году, писал Пясецкий…

Труден был подвиг Александра в спасении России; не меньшего подвига стоило ему и спасение Европы… Тогда открылась упорная, на жизнь или на смерть, борьба Сербов с Турками, Александр 1 благословил и поддержал этот дорогой росток славянской свободы на Балканском полуострове. При Его помощи и покровительстве храбрые Сербы достигли самоуправления…

Некоторые из ветеранов нашего города (Орла.-В.А.) доселе помнят те счастливые дни, когда Александр 1, стоявший уже на высшей ступени Своего величия посетил город Орёл (в сентябре 1823 года.-В.А.), и те скорбные часы, когда хладные останки  Его покоились среди оплакивавших Императора Орлян (под сводами Орловской Успенской церкви.-В.А.)

Как гром будит слух наш, или как молния отрезвляет дремлющий взор, - так одно воспоминание 1812 года и его Герое – Александре 1-м мгновенно воспламеняет в сердце нашем русский патриотизм; и встают тогда пред нами могучие тени Бородина, и сердце бьется у нас слышней, и воля крепнет, и мы готовы, в трудную минуту ,взывать к своему Царю – Благодетелю: «Веди нас, Отец наш! Умрём или победим!..»

Да, магическое действие 1812 года на Русское сердце не прекратится и тогда, когда пройдут целые века и сменится много, много поколений на святой Руси. Да будет же вечная память Императору Александру 1-му! И да живёт Излюбленный Монарх наш Александр 2-й на многая и многая лета! Да царствует Он на радость нам – на страх своим врагам!
Преподаватель Орловской Духовной Семинарии Гавриил Пясецкий.
*
Орл. епарх. ведомости напечатали и другие материалы, посвященные 100-летию Александра 1. Не исключено, что именно из-за этой хвалебной статьи Императору краеведческие исследования Г.М. Пясецкого при Советской власти не печатали.

*
1879 год. О духе Закона.

Законоучитель Гражданской Гимназии Протоиерей Иоанн Попов ещё в 1879 году писал: «Но всегда ли в духе Закона ходят у нас блюстители его? Многие явления из жизни общественной служат красноречивым ответом на этот вопрос. Общеизвестное торжественное оправдание Веры Засулич и ликования немалой доли публики по случаю этого оправдания, также – решение дела П.Бухвостова, с недопущением половины присяжных даже к заявлению своего мнения по рассматриваемому делу, ясно свидетельствуют, что уважение к закону и правде далеко не составляют нашей гражданской добродетели.

Честностью и бескорыстием тоже едва ли может похвалиться наше православное русское общество. Чуть не с каждым новым днем сыны России получают газетные сведения о расхищении общественных сумм и средств лицами, которым правительство и общество доверили быть блюстителями этих сумм и средств.

Руки грабителей не дрожат даже при расхищении сумм и средств, принадлежащих христолюбивым воинам… Не смущаются иные, расхищая суммы, принадлежащие вдовам и сиротам. И несмотря на это, хищники и грабители далеко не всегда лишаются своего привилегированного положения в обществе и продолжают пользоваться плодами своих противозаконных подвигов.

*
(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель 2019г


Рецензии