Янибековы, Енебяковы

Янибековы
Янбековы
Янубековы
Енебяковы
Енбаковы
Анибековы

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Анибековы

***

Дв. служилой татарин Ахтемирко Анибеков с сыном с Утюгилкою; у него ж сосед Разгильдейко Утеничев с пасынком Утегенком. Дв. Дивинко Сунчалев з братом с Янбулатком. 

Дворы служилых слоботцких татар: Казанский Уезд
Источник: zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой

***

Дв. Кугейко Беремгозин.
Дв. Килдышко Беремгозин з детьми, з Досайком да с Уркатком.
Дв. Ишейко Карналеев з детьми, с Килмаметком да с Ылмаметком. 
Дв. Бехтемирко Аламбердеев з зятем с Ышейком Субуевым да с пасынком Ангильдейком Анибековым, да сосед Янзигитко.

Дворы слобоцких татар, которые служат с посадцкими людьми: 
Источник: zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой






Янбековы

***

В начале ХVII в. за служилым татарином Емаем Енибековым имелось 43 четверти пашенной земли при д. Укречь–Култук Казанского у. и 30 дес. сенокоса на «Салтановском перевозе». Денежный оклад Емая Я. составлял 5 рублей. В 1640 – 1650-х гг. в совместном владении Уразмамета Ямаева сына Я. и Яушевых находилось 143 дес. пашенной земли при д. Укречь–Култук. К 1620 – 1621 гг. за служилым татарином Уразмаметом Ямаевым сыном Я. в поместье находилась половина «деревни, что была пустошь Другой Укречькултук, а Чапкуново тож» в Казанском уезде[1].
________________________________________
[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6441. Л. 556–556 об; Писцовая книга Казанского уезда 1602 – 1603 годов. С. 56–55; Писцовая книга Казанского уезда 1647 – 1656 годов. С. 65–66.
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/yanbekov
https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=





Янибековы

***

Дв. Булачко Янибеков.
Дв. Булатко Кулушев; а у нево живет Баимко.

***

Дв. Ахмаметко Янибеков с сыном з Бекмаметком, Ишпулатко Сабакеев.

Дворы служилых слоботцких татар: Казанский Уезд
Источник: zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой





ЦГИ
Фамилия Янбеков

***


Янбеков Артур Германович (1900--,2002) на 2002 житель: Московск.обл. Истринский р-н, Истра г. ул. 9 Гвар.Дивизии Д.41 Кв.72

Янбеков Зайнула Юсупович (1914.04.17--,1998) на 1998.10.08 житель: Украина г.Харьков

Янбеков Салим Зарифович (1874--,1937) житель: Кувандыкский р-н,с.2-е Юмагузино. Осужд. 1937.08.31 тройка при УНКВД по Оренб. обл.. Реаб. 1989.08.11 [Книга памяти Оренбургской обл.]

https://rosgenea.ru/strict-search/




Арзамасские и алатырские мурзы – служилые люди и основатели татарских деревень Нижегородчины.
Рубеж XVI-XVII вв.

***

Енговат (70-е годы XVI века) — мурза, арзамасский служилый татарин, владелец Изинбулова усадища на реке Сатис Арзамасского уезда. Основатель рода арзамасских служилых мурз Енговатовых и Енибяковых, внесших заметный вклад в историю Арзамасского уезда и проявивших себя в борьбе с внешними вторжениями, а также во времена «Смуты» 1598–1613 гг.

Тенебяк и Енебяк Енговатовы (конец XVI — начало XVII вв.) — мурзы, арзамасские служилые татары, сыновья мурзы Енговата, владельцы земли под селением Ичалово в Арзамасском уезде.

Братья Айдар, Теникей, Ишей, Баймамет, Тохтар Енебяковы (конец XVI — начало XVII вв.) были сыновьями защитника рубежей Нижегородчины Енебяка мурзы Енговатова, служилыми татарами. Айдар Енебяков, старший сын мурзы и сам арзамасский мурза, владел 35 гектарами земли, данными ему за службу государством в низовьях реки Сатис Арзамасского уезда.

http://www.islamnn.r...w...nt&sid=1304
Rahmetov

http://www.idmedina.ru/books/regions/?654




Янибековы

***

Служилый татарин Актемирка Янибеков 1637
пашня - 30 ч, сенные покосы - 100 к, крестьяне, живущие на той пустоше

***

130 группе. Только 9 помещиков относились к крупным землевладельцам. Среди них выделяются 5 служилых татар, еще в 1561 г. получивших в поместье 600 четвертей пашни, мельничное угодье и сенных покосов на 4000 копен (см. приложение 18).
Несмотря на обширность земельных угодий, основная часть татарских помещиков не имели крепостных крестьян. Нам известен лишь один случай жалования служилому татарину поместья, населенного крестьянами. Это Актемирка Янибеков, получивший в 1638 г. поместье на пустоши «против Мешского устья». Крестьянам, живущим на его жеребье, было предписано, чтобы «помещика служилого татарина слушались, пашню на него пахали и доходу ему помещикову платили» (см. приложение 6).

***

Приложение 6
Выписка из грамоты о жаловании поместья служилому татарину
Актемирке Янибекову 1
(Л44об) ..по государеву, цареву, и великого князя Михила Федоровича всея Руси указу, боярин и воевода Иван Васильевич Морозов, князь Никита Никитич Гагарин, дьяки Никифор Талызин, Леонтей Полуехтов дали грамоту служилому татарину Актемирке Янибекову Для того в нынешнем в 145 году (1637 г. - Р. Н) бил он челом государю, царю, и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси, а сказал, бил де он челом государю на пустошь за Камою рекою, по Ахтаче речке, а на пустошь ввозные грамоты ему не дано, а государь его пожаловати велете ему дать ввозную грамоту А в поместном столу прошлого 138 году (1630г -Р. Н) написано по приговору окольничего и воеводы Федора Леонтьевича Бутурлина с товарыщи, дано в поместье служилому татарину Актемирку Янибекову в пустоши против Мешского устья и деревни Епанчины, по Актаче речке по одной стороне пашенные 30 четьи в поле а в дву потомуж, сенных покосов на 100 копен. Всего поместный оклад во сто четьи
И которые крестьяне на той пустоши на Актемиркове жеребью живут, помещика служилого татарина Актемирке слушались, пашню на него пахали и доход ему помещикову платили К сей грамоте государеву, цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси печать царства Казанского приложил боярин и воевода Иван Васильевич Морозов лета 7145 года (1637 г - Р Н) декабря в 8 день
1 РГАДА -Ф 1312 -Оп 2 -Д  288 -Л 44 об

***

Ряд служилых татарских селений возникли на прилегающих к Каме территориях. Среди них одной из первых была образована дер. Азмер1.

Первыми поселенцами деревни стали Москов мурза Тойгильдин и служилый татарин Ахтимерка Янибеков, получившие поместья в 1630 г. (см. приложение 6).

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович




Енибековы

***

Направе земля служилых людей, а налеве земля ясачных людей. А на меже были сторонние люди служилые татаровя Бахтай Сендербышев, Емай Енибеков, деревни Большого Куюка староста Тансара Шайчюрин, Бай Дербышев, Антуган Кайбулин, Давлеткильдей Аичев.

***

И всего в деревне в Налгозе за служилыми татары в поместье 5 жеребьев, а в них: 5 дворов помещиковых (а людей в них тож); пашни паханые - 10 четв. да лесом поросло, что осталось у дворцового села Рожественского, - 15 четв.; и обоего - 25 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена - 50 копен; лес черной писан вопче.

А на дозоре с Ываном Болтиным с товарыщи были дети боярские Меньшой Дятлов, Сувор да Тороп Языковы, Василей Нармацкой да служилые татаровя - Салтаней Салтанчиков, Кайбула Карамышев, Емай Енибеков, Караитан Сарыев да деревни Новой Кабан - Едигер Енбаев да деревни Курманайковы - Исекей Тансарыев, Тойга Ангазилов, Богдан Котаев.

***

…И с того числа за служилыми татары в поместье Емай Енибеков, оклад его 5 рублев; поместья за ним старой его жеребей. А на его жеребей двор помещиков, двор брата его Кошая; пашни паханые 43 четв. бес третника в поле, а в дву по тому ж; сена меж поля и по заполью и по дубровам на реке на Волге на Салтановском перевозе 600 копен.

В той же деревне Анна Салтан Чапкуновская; и муж ее Чапкун в окладном списке не написан; поместье за нею ж, что было мужа ее. И на ее жеребей двор помещиков, двор чювашенин Тогонай Велкиев, двор бобыль Янка Латыш, пашни паханые 43 четв. бес третника в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль, и по заполью, и по дубровам, и на реке на Волге на Салтанском перевозе 600 копен.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.






Ян Янубеков

***

Деревни Укреч Култук за служилыми татары в поместье.

И по памяти 111-го году за государевою царевою и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии печатью царства Казанского и за приписыо дьяка Петра Микулина по челобитью тое же деревни служилого татарина Яна Янубекова 6 да вдовы, Чепуновские жены, велено в той деревне взять с собою сторонних людей, дозрити и сметити сколько четвертей тое деревни пашенные земли и перелогу и зарослей и сенных покосов взято к государеву дворцовому селу к Рожестве некому. И что за служилым татарином за Емаем и за Чепкуновскою женою земли и по дозору взято ко государеву дворцовому селу Рожественскому тотарские помесные земли во все три поля 128 четв.; по 43 четв. бес третника в поле, а в дву по тому ж. А затем осталось за служилыми татары в дву полях 256 четв. по 85 четв. с третником в поле, а в дву по тому ж.

***

А межа служилым татаром от ясачные чюваши от черного лесу. А в лесу на поле, блиско лесу, два дуба из одного корени - на одном дубу грань. А от дву дубов [к] татарскому кладбищу, а у кладбища береза, а на березе грань. А от березы до водяной запруды. Направе земля ясачных людей, а налеве земля слу жилых татар. А на меже были служилые татаровя Янбахта Исендербышев, Емей Енибеков, Кучук Атагечев: да Малых Куюк ясачная чюваша Кудfш Кудабердеев, Уразла Терегулов; да деревни Курманаковы - Исекей Тансарыев.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Енибековы

***

В начале XVII в. за служилым татарином Емаем Енибековым имелось 43 четверти пашенной земли при д. Укречь-Култук Казанского уезда и 30 дес. сенокоса на «Салтановском перевозе».

Денежный оклад Емая Янбекова составлял 5 рублей.
В 1640-1650-х гг. в совместном владении Уразмамета Ямаева сына Янбекова и Яушевых находилось 143 дес. Пашенной земли при д. Укречь-Култук.

К 1620 - 1621 гг. за служилым татарином Уразмаметом Ямаевым сыном Янбековым в поместье находилась половина «деревни, что была пустошь Другой Укречькултук, а Чапкуново тож» в Казанском уезде.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Ишей Енбаков

***

Орлов А. М
...По этому, с  восстановленными буквами  списку, были служилые татары:

23. Семакай Арапов               
24.Булат Аклушев,
25.Ижбулат Битеев,
26.Арослан Алкеев,
27. Ишей Енбаков,
28. Собак Ижбулатов,
29.  Иткин Мирясев,
30. Уразай Розбахтеев.

М.М. Примечание. Здесь Семайка Арапов числится как служилый.




Рамазан Янбеков

***

Почему Башкирия стала кузницей для татарской эстрады?
07:00, 09.08.2017 129
Уфимский музыковед Лейла Аралбаева об ушедшей Хание Фархи, дружных татарах и скупых соотечественниках

Два языка, две песни
В Башкортостане давно сложилась такая атмосфера, в которой гармонично сплелись две языковые и музыкальные культуры. На лоне живописной и разнообразной природы Башкортостана, горных хребтов Урала и густых лесов, чистых рек и искрящихся солнцем озер свободно звучат и мягкий, чуть замедленный башкирский говор, и скорая звонкая татарская речь, и протяжный башкирский озон-кюй, и татарские напевы.

— Дело в том, что татарские артисты с рождения слышали песни башкирских артистов. Они росли, с детства впитывая в себя мон двух народов, поэтому их пение более глубокое, проникновенное, — считает народный артист Башкортостана, кураист и певец Расуль Карабулатов.

«Мон» — слово со многими оттенками, вбирающими печаль, тоску, мелодию, напев, задушевность, лиризм, — уникальное явление, которое объединяет в себе музыкальную сокровищницу обоих народов. Так вот, этот мон на просторах Башкортостана насыщеннее, концентрированнее, что ли. В башкирских протяжных песнях сложная мелизматика, и надо быть большим мастером, виртуозом, чтобы уметь ее исполнить. Не зря же говорят: «Чтобы петь башкирские песни, надо родиться башкиром». И татары, родившиеся в Башкирии, с детства постигают это умение. Например, непревзойденный исполнитель башкирских протяжных песен Рамазан Янбеков — один из кумиров и Салавата Фатхетдинова, и Нафката Нигматуллина, которые говорят, что выросли на его песнях. Впоследствии многие татарские артисты с любовью включают в свой репертуар башкирские песни, которые значительно обогащают его, становятся изюминкой. Вспомним, как задушевно пела башкирские песни Хания Фархи.

«Татарские артисты росли, с детства впитывая в себя мон двух народов, поэтому их пение более глубокое, проникновенное», — считает Расуль Карабулатов. Фото bashinform.ru

— Башкирия более двуязычная. Многие наши люди с детства знают татарский язык, при этом татары на башкирском говорить не могут, — утверждает известный башкирский композитор Рим Хасанов. — В репертуаре татарских артистов обычно есть башкирские песни, в том числе и протяжные, такие, как «Уйыл», «Зульхизя», и те, кто могут выпевать мелизмы, обязательно исполняют их.

«У башкирских татар напевность в крови», — отмечает и народный поэт Татарстана, уроженец Башкортостана Роберт Миннуллин. Он, кстати, автор слов песни «Башкирские татары», которую поет Салават Фатхетдинов. «В Казани говорят, что я создал башкирскую мафию. Называют нас татарами из Башкортостана», — признавался певец.

Источник :


Янбеков Рамазан Фатхуллович

***

Дата рождения 15 марта 1934

Место рождения
Баишево, Баймакский район, Башкирская АССР, РСФСР, СССР

Дата смерти 30 октября 2019 (85 лет)

Место смерти
Уфа, Россия

Профессии
певец, музыкальный педагог
Жанры
узун-кюй
Коллективы
Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова
Награды
Народный артист Башкирской АССР

Рамазан Фатхуллович Янбеков (башк. Рамазан Ф;тхулла улы Й;нб;ков; 15 марта 1934, Баишево, Башкирская АССР — 30 октября 2019, Уфа) — советский и российский певец. Народный (1982) и заслуженный (1971) артист Башкирской АССР.

Янбеков Рамазан Фатхуллович родился 15 марта 1934 года в деревне Баишево Баймакского района Башкирской АССР. Учился в школах д. Баишево, с. 1-е Иткулово. Со школьных лет выступал в концертах художественной самодеятельности[2].

В 1957—1959 годах являлся солистом хора Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Башкирской АССР.

В 1961 году окончил биологический факультет Башкирского государственного университета и в том же году стал преподавателем Уфимского музыкально-педагогического училища.

В 1963—1994 годах был солистом-вокалистом Башкирской государственной филармонии, руководил концертной бригадой.

Умер 30 октября 2019 года в Уфе

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии