Воскресение Христа и Махапаринирвана Будды

О Воскресении Христа на Руси, крещёной более тысячи лет назад в христианство князем Владимиром Святославовичем из рода Рюриковичей, известно всем. Кто-то в него верит, кто-то не верит, но таких невежд, которые не знают о празднике Пасхи, наверное, не найдёшь ни в России, ни в Европе, где сегодня празднуют католическую Пасху.

Зато о махапаринирване Будды в России-матушке знают считанные единицы. Это длиннющее, непривычное и трудновыговариваемое слово «махапаринирвана» по сути дела состоит из 3 отдельных слов: «маха» – большой, «пАри» – окончательная, «нирвана» – нирвана. Как Воскресение символизирует переход Христа через смерть к Вечной Жизни, так и Махапаринирвана символизирует Большой переход Будды после его смерти в окончательную нирвану. 
 
Дальше возникают проблемы со смыслом одного, но самого важного из трёх слов – «нирвана». Если быть предельно кратким и лаконичным, как спартанец, то «нирвана» – это некое иррациональное, сверхчувственное состояние, высшее состояние сознания, которое характеризуется словом «покой».

«“Нир”– это отрицание, “вана” означает соединение или жажду и является силой, которая обеспечивает наш переход из одной жизни в другую. Следовательно, Нирвана – это существование, свободное от уз цикла жизни и смерти вследствие затухания желания», – так пишут справочники по буддизму.

Нирвана – это конец бесконечной череды жизней-смертей, преодоление неумолимого космического закона сансары. Нирвана – это Пробуждение  сознания и обретение Высшего Знания. Нирвана – это окончательное и бесповоротное освобождение от страдания,  которое составляет неизбежную сущность человеческой жизни: рождение – страдание, болезнь – страдание, пребывание с нелюбимым – страдание, расставание с любимым – страдание, потеря друзей и близких – страдание, разочарование в надеждах и идеалах – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, новое рождение в муках – страдание и для матери, и для ребёнка, и так далее. Если сансара – это непостоянство, страдание, иллюзорная бессущностность и нечистота, то нирвана – это состояние космического покоя, блаженства, истинной реальности и чистоты.

Махапаринирвана как раз и знаменует переход Будды (Пробуждённого) в окончательное состояние нирваны. Что примечательно: окончательно этот переход происходит ТОЛЬКО после смерти Пробуждённого, который ещё при жизни удостоился возможности побывать в нирване в состоянии глубокого внутреннего самосозерцания, ведущего к Пробуждению, Бодхи. Побывал, и провозгласил 4 благородных истины и благородный срединный восьмеричный путь, ведущий в нирвану.
 
И вот тут у людей пытливых и не склонных к догматике, а склонных к синтезу в стиле «фьюжн», возникает закономерный вопрос: а нет ли сходства между Великим переходом Будды в окончательную нирвану и Воскресением Христа? Ведь и для того и для другого смерть является неким мучительным барьером, за которым оба – и Будда, и Христос – окончательно обретают некое абсолютно новое качество бытия. Христос становится наследником своего Отца, Творца и Вседержителя мира. Будда выходит из мучительной колесницы сансары и обретает плерому бытия, жизни, сознания, знания. Может, сходство в смыслах, а не в словах?

Интересный вопрос, особенно учитывая тот факт, что в буддизме Бога нет, буддизм – это атеистическая религия. Нет в ней ни Бога, ни Святой Троицы, ни бессмертной души, ни свободы воли. Зато есть неумолимый и вполне объективный закон сансары, циклического возникновения и гибели как мира, так и всего живого и мёртвого в нём. Зато есть волнение дхарм, элементарных психофизических элементов, которое создаёт временную и преходящую иллюзию личности, собственного «я», «эго». Зато есть полная предопределённость, диктуемая вторым неумолимым космическим законом – законом кармы, «действия».

Как пишет виднейший российский буддолог академик Щербатской:

«Действия, вообще говоря, бывают трёх родов: телесные действия, слова и мысли. Что касается действий телесных и словесных, то они не свободны, так как находятся в зависимости от мысли. Но и мысль не свободна в управлении словами и действиями, так как она, в свою очередь, зависит от своих собственных причин, своего прошлого. А если даже сама мысль не свободна, то свободы нет нигде. Всё, что живёт и движется, находится под неумолимой властью причин и их следствий. В числе этих причин мы не видим никакой действующей души, следовательно, и она не обладает свободной волей» [1].

Роднит две столь разные религии роль смерти в достижении нового качества жизни. В этих двух религиях именно смерть человека, который ещё при жизни встал на самой-самой вершине иерархии жизни и сознания, будь то Христос или Будда, открывает ему дорогу в новый мир, недоступный простому смертному.

Иисусу в 30-летнем возрасте при его крещении Святым Духом Отец Небесный адресовал слова «сей есть Сын мой возлюбленный» и даровал ему «Жизнь в Себе»:

                «Ибо, как Отец имеет жизнь вечную в Самом Себе,
                так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26).

А через 3 года гибель Богочеловека, обрядшего «Жизнь в Себе», приводит уже к Воскресению Бога-Сына, который становится наследником Творца и Вседержителя Космоса и воцаряется на космическом троне.

                «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
                как и Я победил  и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
 
Интересная диалектика: человек Иисус умирает, Бог-Сын Христос (гр. – «Помазанник»), имеющий «Жизнь в Себе», воскресает и становится наследником Бога-Отца, Творца и Вседержителя мира. Этот диалектический победоносный переход через смерть к Вечной Жизни в христианстве и называется Воскресением.

В 35 лет бывший принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, денег и плотских утех и 6 лет ведший жизнь аскета, после 7 недель глубокой медитации достигает Пробуждения ото сна иллюзий профанного человеческого сознания, став Пробуждённым, Буддой и основав своё учение, Дхарму. Смерть Будды в возрасте 80-ти лет также дарует ему фазовый переход в иное бытие: сверхчувственное, иррациональное, невыразимое словом, неподвластное ни смерти, ни сансаре, ни страданию. Причём этот фазовый переход затрагивает уже не вещество, как в науке, а жизнь и сознание, как в буддийской философии.

Интересная диалектика: человек Сиддхартха умирает, чтобы вовек уже больше не родиться и вновь не умереть. Этот диалектический переход через смерть к бессмертию в буддизме и называется Махапаринирвана. Смерть Пробуждённого избавляет его от циклической череды жизни-смерти раз и навсегда.

Есть тут некая глубинная тайна бытия, о которой современная наука со всеми её теориями относительности и чёрными дырами даже подозревать не может. Это тайна Вечной Жизни, сознания и Высшего Знания, познаваемых в доселе никому не ведомой Абсолютной системе отсчёта.  Как сказал Гёте, «о тайне мира – пусть хотя бы лепет».

Примечания:

1. Ф.И. Щербатской «Философское учение буддизма»



               
                21 апреля 2019 года


Рецензии