Поплачь со мною вместе...

1

Леон равнодушно взирал из окна своего большого кабинета на лужайку перед особняком. Его ничего не волновало: ни пышность роз, ни их божественное благоухание, ни чудный фонтан, выполненный по его плану. Архитектор Леон де Лакруа уже шестой год находился в глубоком трауре.
Трудно было в нем узнать красавца, жизнелюба, искусителя женских сердец. Он легко знакомился с красотками, еще легче и без сожаления прощался с ними. Граф Леон де Лакруа , модный архитектор, успешный бизнесмен, был завидным столичным женихом. Его имя было на слуху во многих богатых домах, где подрастали невесты от нежного возраста до зрелых девиц. Но Леона манили другие женщины: танцовщицы кабаре, певички и артистки. Влюбленность была его обычным состоянием.
Однажды он сидел в ложе парижского театра и уже в который раз смотрел игру своей возлюбленной Лоранс. Он лениво водил лорнетом по залу, натыкаясь на скучные лица завсегдатаев оперы, затем зевнул и перевел взгляд на соседнюю ложу. И замер: такой юной белокурой красавицы он еще не встречал.
Девушка зачарованно смотрела на сцену, подавшись вперед. Было в ней что-то трогательное, нежное, не испорченное: еще не женщина, но уже не подросток. Она находилась в той прелестной поре, когда женщина раскрывается как бутон розы. Леон залюбовался. Он настойчиво наводил лорнет на красавицу, но все было безуспешно: она его не замечала. Девушке что-то шепнула сидящая рядом с ней мадам. Юная красотка бегло взглянула на Леона и отвернулась. Леон де Лакруа, мот и волокита, ее совсем не привлек. Она слегка пожала плечами, поправила меховое манто на полуженских оголенных плечах и вновь с интересом принялась смотреть на сцену.
 Со сцены Лоранс выразительно посылала Леону взгляды. Наступил кульминационный момент: Лоранс падает в объятия сценического возлюбленного и нежно целуется с ним. До сегодняшнего дня она целовалась со своим партнером, создавая видимость поцелуя. Леон не раз устраивал ей бешеные сцены ревности. Но сегодня она не узнавала своего Леона: он ни разу не взглянул на нее, не крикнул «браво», не бросил цветы к ее ногам. В Лоранс все внутренне восстало: она оказалась неготовой к измене Леона. Пытаясь разжечь в нем чувства, она стала страстно осыпать поцелуями героя-любовника,  краешком глаза наблюдая за Леоном. Но все было напрасно: он неотрывно смотрел на эту неуклюжую девчонку. Как зрелая женщина Лоранс сразу почувствовала: сегодня к ее ногам не прилетит роскошный букет роз из его сада, сегодня он не кинется к ней в гримерку и не станет осыпать ее поцелуями. Сегодня наступит конец их отношениям. И по опыту она знала: бесполезно воскрешать то, что ушло, сгорело и превратилось в пепел. И она не станет удерживать Леона. Она, наконец, обратит внимание на банкира Шарля де Валенсаль, который безуспешно добивался ее благосклонности. Пора менять партнеров. Это игра: встреча, безумство чувств, пик страсти и постепенный неумолимый их спад. Если нет глубокого чувства, то этот финал предсказуем.
Сколько у Лоранс и Леона было отчаянных сцен безумства, ревности? Много. Значит, они сегодня перевернут последнюю страницу законченного романа.
А Леон пытался у друзей по ложе узнать, кто эта юная чаровница, что так моментально завладела его сердцем. Узнал немногое: это Катрин, воспитанница графини де Буржуа. Недавно прибыла из пансионата. Сирота.

Леон не был бы искуснейшим ловеласом, если бы не поставил перед собой цели и не достиг ее. В качестве отступного он послал Лоранс огромную корзину черно-бордовых роз, приложил в бархатной коробочке кольцо с бриллиантом и открытку: «Лоранс! Дорогая! Ты умная женщина, ты все поняла. Нашу любовь я никогда не забуду. Леон».
С настойчивостью истинного игрока Леон принялся добиваться знакомства с Катрин. Оказалось, что семейство Лакруа находится в некотором родстве с семейством Буржуа. По его настоянию он был представлен тетушкой  графине Розанде де Буржуа. Графиня была старой девой. Она истово принялась устраивать судьбу бедной родственницы. Розанда решила породниться с семейством министра из кабинета правительства по социальной политике Моришаль. Его сын, Пьер, известный в столичном кругу адвокат, мог бы оказаться блестящей парой для ее девочки. Когда Леон был представлен семейству Буржуа, Пьер де Моришаль готовился к обряду обручения с юной Катрин. Леон надеялся, что до отчаяния еще далеко. Еще все можно изменить, если веришь. Если хочется петь. Как музыка имеет много оттенков, так и любовь: она музыкальна и ее хочется распевать на все лады. Душа Леона находилась в гармонии с музыкой.
Леон стал часто бывать в доме Розанды де Буржуа. Графине было чуть больше пятидесяти. Она была чопорна и богата. Но при этом далеко не красавица. Она ни разу не была замужем, уяснив для себя одну истину: брак по расчету оборачивается благом только в том случае, если есть надежда превратить его по любви. А ей как раз встречались такие мужчины, которые бы желали жениться на ее деньгах. И тогда Розанда испытала острую потребность в покое, тишине и уединении. В настоящее время она была занята поиском достойного жениха для своей троюродной племянницы Катрин. Конечно, она от всей души желала, чтобы девочка была счастлива в первую очередь, а богатство было уже второстепенным мотивом. Ей казалось, что Пьер де Моришаль был как раз тем самым молодым человеком, который окружит Катрин и любовью, и богатством. Появление в доме дальнего родственника Леона де Лакруа  могло спутать ее план обвенчать Катрин с Пьером. Леон выгодно затенял Пьера: он был остроумен, весел и всегда умел расположить к себе собеседников. Вернее собеседниц. Тетушка видела, как появление Леона приводило Катрин в хорошее расположение духа: она оживлялась, много смеялась и даже научилась заметно кокетничать. Было видно, что Пьер де Моришаль нервничает, пытается внимание Катрин перевести на себя, но было все безуспешно: девушка явное предпочтение отдавала Леону. Поэтому для Розанды не стало неожиданностью, когда Леон попросил у нее руки Катрин. Она не стала препятствовать счастью племянницы, и свадьбу отпраздновали дорогую, но не шумную. Вслед за бракосочетанием состоялось венчание в церкви святого Патрика. «Красивая пара, - шептались в храме. – Розанда благоразумно выдала свою племянницу за красавца и богача Леона де Лакруа. Пора ему в тридцать пять лет остепениться. И видно, что этот брак по любви. Бедняжка Катрин просто заслужила быть счастливой».

2

Ольга упаковала последний чемодан и оглянулась: квартира изменилась, в ней исчез дух уюта и всего  того, что объединяло ее с Романом. Уже два года он находился в долгосрочной командировке в Париже. Представительство московской корпорации по коммуникациям направило Романа Данцева во Францию как подающего большие надежды в области  электроники. Ольга не могла сразу уехать вместе с Романом из-за затянувшейся депрессии. Пережив очередной третий выкидыш ребенка, она разуверилась, что сможет когда-нибудь еще родить. Врачи разводили руками: у нее и мужа было все в порядке. Роман хотел отказаться от перспективной командировки, но она убедила его, что такого шанса повысить свою квалификацию электронщика у него, по всей вероятности, уже никогда не будет. Прошли все сроки, пора собираться к Роману: он посылал ей письма, умоляя приехать как можно скорее.
Она преподавала русский язык в одной московской школе. Ей не хотелось расставаться со своим любимым десятым «Б». Она просила Романа подождать еще один год, чтобы нормально выпустить своих архаровцев, но муж выдвинул ультиматум: или-или. И Ольга решилась: в начале июля она сдала в аренду квартиру молоденькой учительнице Верочке Перовской и сейчас ждала ее, чтобы передать ключи.

Самолет приземлился в парижском аэропорту ранним утром. Ольга, получив багаж, вышла в холл аэропорта. И удивилась: ее никто не встречал. Она принялась звонить Роману, узнать, не опаздывает ли он? В ответ услышала: « Все в порядке, детка. Я сейчас не смогу тебя встретить, у меня важная встреча. Но тебя ожидает мой партнер по работе Поль. Ты его увидишь по вывеске «Ольга». Целую, встретимся дома вечером».
Ольгу неприятно кольнуло слово «детка»: Роман никогда не называл ее так. Ей привычнее было бы услышать: ласточка, кралечка, но никак не «детка».
Подхватив сумку, она вышла из стен аэропорта и сразу увидела молодого худощавого мужчину с плакатом в руке. На нем красными буквами было выведено: «Ольга».
Представившись друг другу, они сели в машину и поехали, как предполагала Ольга, в самый центр Парижа. Но оказалось, они едут в загородный дом Романа, который он снимает уже второй год. А его квартира в городе действительно находится в центре столицы недалеко от его офиса. Так удобно, объяснил Поль на ломаном русском языке. Он очень удивился, когда Ольга попросила говорить с ним по-французски:
- Тю парле Франс?
- Да, это мой сюрприз для Романа: я два года ходила на курсы ускоренного французского языка.
Они подъехали к небольшому двухэтажному домику. Он находился в пригороде, в двух часах езды от Парижа.

Вечером приехал Роман. Ольга уже успела отдохнуть, привести себя в порядок и приготовить ужин для двоих при свечах.  Роман приехал с цветами, большой сумкой с едой, купленной в ресторане. Бурной встречи не произошло. Было такое ощущение, что они совсем недавно расстались друг с другом.
- Ты меня целуешь так, как будто не было целого года разлуки, - с ноткой разочарования заметила Ольга.
- Детка, прости меня: я сегодня так устал на работе, весь вымотан до предела. Я рад видеть тебя, наконец-то мы вместе.
- Прошу, не называй меня деткой, мне это неприятно, потому что непривычно: я чувствую себя какой-то чужой.
- Да брось, все нормально, здесь так принято обращаться к любимой девушке.
- А когда ты привык так обращаться к любимой девушке, если я была далеко от тебя?
- Кралечка, это уже придирки. Давай не будем портить нашу встречу дурацкими подозрениями.
Они весь вечер пили шампанское, она угощала его своей домашней едой, а он ресторанной: все было очень вкусно.
Но самой большой неожиданностью стало для Романа известие, что она неплохо говорит по-французски:
- Ты не перестаешь удивлять меня, детка…Прости, я постараюсь выкинуть это словечко…

               
                3

           Ольга недоумевала: Роман категорично настаивал, чтобы она не работала, мотивируя тем, что он достаточно зарабатывает:
- Мне важнее всего, что меня ждет дома любимая женщина, уют и вкусная еда.
Один раз в неделю приходила домработница: она мыла, стирала и прибирала дом. Вокруг дома был разбит небольшой садик, где Ольга отводила душу: она ухаживала за цветами, составляла букеты, а потом научилась искусству икебаны.
Однажды ее окликнул садовник соседнего особняка и предложил безвозмездно привести в порядок деревья и кустарники. Садовник объяснил, что ему очень жаль, что сад Романа находится в таком запустении, и что он будет очень рад помочь молодой леди обустроить парковую зону дома. Старый садовник, его звали «дядюшка Люка», стал единственным человеком, кто хоть как-то принял живое участие в ее затворничестве: домработница была угрюма и малоразговорчива.
Роман постоянно приезжал поздно, жаловался на бешеный ритм работы, городскую суету и пробки на дорогах. Поужинав и перекинувшись новостями с Ольгой, он поднимался в спальню и моментально засыпал. Ольга шутила:
- Я подам на тебя жалобу в суд, что ты не исполняешь супружеский долг. Вспомни, ты ко мне всегда приставал и был неутомим в своих ласках.
Роман отшучивался:
- Старею, видно придется тебе завести любовника. Я буду не против… Кстати, о тебе всегда спрашивает Поль и передает тебе приветы. Уж не случайно ли?..
Манера отшучиваться появилась у Романа здесь, в Париже. Чувствовалось, что он постоянно был в напряжении. Ольга видела, как устает Роман, и старалась всячески устроить ему быт в загородном доме: в комнатах всегда были свежие букеты, к ужину на столе его ждала вкусная еда, выпечка, которую он обожал.
Как-то Роман позвонил и сказал, что задержится в Париже и переночует на квартире, потому что образовалось много срочной работы. И Ольга решила ему устроить сюрприз: она собралась в Париж приготовить романтичный ужин на двоих: пусть Роман встряхнется от напряженной работы и проведет беззаботный ужин с ней.
По дороге в квартиру она закупила мяса, много овощей, фруктов, слоеного теста. К вечеру ужин был готов. 
Около восьми вечера Ольга услышала, как в двери поворачивается ключ, и поспешила в прихожую. Она спряталась за входной дверью и приняла таинственный вид. Дверь открылась и Ольга услышала:
- Детка, как вкусно пахнет…Ты приготовила мне сюрприз?
Ольга уже собиралась выйти из укрытия и рассекретиться, но остановилась, потому что чей-то женский голос промяукал:
- Милый, я подумала, это ты позаботился о сюрпризе…
Дверь захлопнулась, и Ольга уставилась на Романа и его спутницу:
- Ужин на столе, голубки. Ты, детка, - Ольга обратилась к девушке, - смотри, не подавись слюной.
Она схватила сумочку в прихожей, широко распахнула дверь и на глазах потрясенного Романа вышла на лестничную площадку и вызвала лифт. Странно, но муж не кинулся за ней вдогонку, не стал просить прощения…Лифт подъехал, и Ольга молча спустилась в холл. Консьержка обратилась к ней:
- Вы далеко? Уже поздний вечер. Это, конечно, не мое дело, но ваш муж Роман постоянно обедает и ужинает со своей сестрой …
Ольга не стала слушать бред старой консьержки и вышла на улицу. Она остановила такси и через полтора часа уже была в загородном доме Романа.
Всю дорогу она думала о банальной измене мужа. Она теперь уже была почти уверена, что эта пассия у Романа давно. И зачем он сорвал ее с места? Как она теперь будет выглядеть в глазах коллег? Что делать ей дальше в этой ситуации? Вопросов было много, но обо всем этом она решила подумать завтра и, не раздеваясь, упала на диван в прихожей и уснула тревожным сном.


Утром ее разбудил садовник, старый Люка, и напомнил Ольге, что пора в осень высадить головки тюльпанов в землю, чтобы ранней весной порадоваться восхитительными цветами.
Ольга машинально выполняла указания садовника и была занята своими мыслями. Она решила во что бы то ни стало съехать из дома Романа. И это не обсуждается. Второе, надо обязательно найти работу. В Россию она пока возвращаться не будет: зачем смешить друзей и недругов?
Она не сразу услышала вопрос Люка:
- Вы сегодня какая-то рассеянная. Что с вами?
И Ольгу прорвало: она вдруг всхлипнула и заплакала, уткнувшись головой в куртку садовника. Люка молча гладил Ольгу по голове натруженной ладонью и не прерывал ее отрывистый откровенный рассказ о предательстве Романа. Когда она затихла, он ладонями рук смахнул последние ее слезинки и сказал:
- Послушай меня, девочка. Я в этой жизни много достигал, многое терял. Но никогда не терял веры. Ты любишь жизнь, я за тобой наблюдал. Тогда не теряй времени и начни действовать. Время – это материал, из которого сделана наша жизнь, и оно работает на нас. Поспеши, не упивайся горем. Мудрец сказал: «Не успокаивайся в случае удач, не приходи в отчаянье в беде». Мой хозяин пять лет назад потерял свою жену. Она умерла при родах. Родилась прелестная девочка, а он не послушал меня и продолжает жить в своем горе. Отвернулся от дочери, друзей. Только работа спасает его в этой жизни. От его замкнутости страдают близкие люди. В первую очередь дочь Анна. К чему я тебе это рассказываю? Девочку окружают няньки, гувернантки, но хозяин ищет для девочки учителя по русскому языку. Попробуй, приходи сегодня к нам: хозяин в воскресенье не работает.

4

Леон молча разглядывал бумаги, документы Ольги. Молодая женщина не произвела на него никакого впечатления, но, просмотрев бумаги, обронил:
- Я вас принимаю на работу. Вы будете обучать мою дочь азам русского языка и литературы. Жалованье вы будете получать у моего секретаря дважды в месяц. Садовник Люка пояснил мне, что в настоящее время у вас нет жилья. Будете жить во флигеле. Люка покажет. До свидания.

На Ольгу Леон также не произвел впечатления: красивый напыщенный индюк. В холле ее ожидал дядюшка Люка:
- Ну, что я вам говорил? Все будет получаться у тех, кто пытается хоть что-то делать. Я сейчас унесу ваши вещи во флигель, а вас, смотрите, ожидает юное создание.
Ольга оглянулась: на нее смотрела обворожительная девочка с белокурыми волосами. Она была худенькая, в ее широко распахнутых  глазах читался испуг. И интерес. Ольга шагнула к ней и спросила на французском:
- Я знаю, у вас очень красивый сад. Покажи его мне.
Ольга двинулась к выходу, а за ней мелкими шажками засеменила Анна.
Так состоялось знакомство учительницы и маленькой ученицы.


Наступил октябрь. Садовник торопился до холодов управиться в саду. Однажды он остановил Ольгу:
- Месяц тому назад я видел объявление, что Роман продает дом, а сегодня я впервые увидел новых соседей. Вернее, соседку, пожилую даму. Мы с ней уже успели познакомиться: она тоже любит цветы.
Сентябрь пролетел для Ольги незаметно: новые хлопоты и обязанности отвлекли ее от горьких раздумий о превратности судьбы. Она думала, что Роман станет ее искать, будет умолять вернуться. Но телефон Романа молчал, а когда она, остыв, решила позвонить, автоответчик высветил фразу: «Абонента с таким номером не существует…». «Все мосты решил сжечь в одночасье, - горько подумала Ольга. – Значит, я свободна в своем выборе».
В девочке Ольга почувствовала такую же брошенную, не согретую лаской маленькую душу. Ольга не торопила девочку, не подгоняла, не покрикивала на нее, как многие гувернантки. И девочка потянулась к ней. Она стала делать первые успехи, и ей очень хотелось показать папе Леону, чему она научилась у мадам Ольги. Но отец был постоянно занят на работе: у него были важные государственные и частные заказы на строительство крупных и мелких объектов.
Ольга обладала еще одним талантом: она неплохо рисовала. Заметив в девочке способности к живописи, она стала ее учить композиции, искусству рисунка. Анна была старательной ученицей. Однажды девочка показала свой рисунок Ольге: высоко в небе летали белоснежные ангелы; один из них приземлился и расправил свои крылья над мужчиной. Мужчина держал за руку маленькую девочку с белокурыми волосами. В картине было выражено настроение и взаимопонимание. Как будто мужчина и маленький ребенок были одно целое, а ангел охранял их любовь. Конечно же, Ольга сразу поняла, что девочка изобразила себя и отца. Но ее больше всего восхитило то, что девочка нарисовала ангела над головой отца, как бы охраняя его от всех бед и напастей. А сама девочка была защищена крепкой рукой отца.
Ольга погладила девочку, прижала к себе:
- Рисунок подари отцу. Пойдем, он скоро приедет домой.
Ольга и Анна ожидали Леона в холле перед камином. Девочка забавно повторяла за Ольгой песенку:

В тваве сидел кужнечик, сомсем как огурдечик…

Они так увлеклись пением, что не сразу заметили Леона. Обернувшись на скрип входной двери, Анна вскочила, схватила рисунок и помчалась навстречу отцу. Девочка бежала, смешно расставив в стороны ручонки, и вдруг спотыкнулась о журнальный столик, на котором стояла большая красивая ваза. Ваза пошатнулась, упала на мраморный пол и разбилась.
Анна лежала на полу, она поранилась, и со лба стекала маленькая струйка крови. Ольга кинулась к девочке, а Леон к вазе:
- Паршивка, что ты наделала? Ты разбила мою любимую вазу…
Он схватил девочку за руку и больно встряхнул ее за плечо. До этого испуганная девочка молчала, потому что была в шоке, а сейчас громко, истерически заплакала.
Еле сдерживая себя, Ольга близко подошла к Леону, и ей вдруг захотелось  дать ему пощечину:
- Вы…вы бездушный холодный тип…Вы можете уволить меня, но вы заслужили эти слова.
- Эту вазу мне подарила покойная жена, - как бы оправдываясь, прошипел Леон.
Ольга быстро подхватила на руки девочку и унесла ее в спальню. Анне было плохо, ее тошнило, и она вырвала. Прибывший врач объявил, что у нее сильное сотрясение мозга и что он увозит девочку в больницу.
Когда Леону сообщили, в какой опасности находится его дочь, он растерялся и был благодарен Ольге, что она поехала вместе с ним сопровождать Анну в больницу.

5

Девочка долго выздоравливала. Она пришла в себя только на третий день. Все это время около ее постели дежурила Ольга. Она держала в своих ладонях бледные тонкие пальчики девочки. Они были постоянно холодные, и Ольга прижимала их к себе, стараясь вдохнуть свое тепло, нежность больной малышке.
Леон приезжал каждый день, он был встревожен состоянием дочери. Ольга не вслушивалась, что он говорил доктору в его кабинете, но последние слова, сказанные громко, она услышала:
- Да поймите вы, она все, что у меня осталось. Спасите ее!


Через три недели Анну выписали домой. За эти дни она очень привязалась к Ольге, к ее ласкательным словам: Анечка, Аннушка, Нюрочка, Нюсенька. Было в этих незнакомых словах что-то нежное, убаюкивающее и успокаивающее.
Ольге казалось, что после болезни дочери Леон изменит свое отношение к Анне. Но этого не случилось: Леон успокоился, как только удостоверился, что дочь пошла на поправку. Лишь один раз он заглянул в зимний сад, где Ольга и Анна любили проводить время и занимались живописью. Он долго рассматривал детский рисунок: высоко в небо улетал одинокий ангел.
Леон повернулся к Ольге:
- И чему вы ее учите? Займитесь своими прямыми обязанностями.
- Своим предметам я уделяю время строго по расписанию. Девочка тянется к живописи, она радуется каждому рисунку – что в этом плохого?
- Вам дополнительно я оплачивать работу не буду.
- Я и не прошу, позвольте только подольше проводить время с Анной. И позвольте заметить: сейчас дочь очень нуждается в вас, а когда вы постареете, вы ей будете не нужны. Взрослые ответственны за детей, потому что ввели их в этот мир. Или я ошибаюсь?
В разговор встряла Анна:
- Папочка, разреши мне чаще быть с Ольгой. Мне нравится с ней…
Леон молча развернулся и удалился. И было непонятно: то ли разрешил, то ли запретил.


Весь день Леон был взбешен: ему не нравилось, что дочь привязалась к этой русской. Что она в ней нашла? Дочь он любит, но по-своему. Он просто не может простить ей, что ее появление на свет унесло жизнь Катрин. Он, конечно, понимал, что девочка здесь ни при чем, но было ужасно одиноко и пусто в этом мире без любимой женщины.
Леон в послеобеденное время зашел в небольшой ресторанчик под вывеской «Интрига». В чем заключалась интрига, было непонятно, но Леон облюбовал этот ресторанчик, когда еще был счастлив и беспечен. В который раз он поймал себя на мысли, что название ресторана не соответствует действительности: ничего интригующего не приключалось с ним и не предвиделось.
Он, как обычно, присел за свой давно присмотренный столик у дальнего окна, заказал черный кофе. В зале звучал вальс Шуберта. За фортепиано сидел пожилой пианист. Он всегда был здесь. В любое время. Леону казалось, что этот музыкант одинок, и что спешить ему некуда и не к кому. Как и ему, Леону.
Музыкант играл профессионально весь классический репертуар. 
Леон допил свой кофе, закрыл глаза и слушал музыку. Она его успокаивала, уносила от обыденности куда-то наверх, где не было печали, тоски. Где не было пустоты.
Открыв глаза, Леон машинально вытащил из кармана ручку, потянулся к салфетке, развернул ее и написал фразу: «Ничего нет холоднее мертвой любви…». Прочитал, сложил ее вчетверо и оставил на столе. Расплатившись, он с сожалением, что не дослушал пьесу Шопена, вышел из ресторана.
Через полчаса официант уже за этим столиком обслуживал молодую женщину. В недавнее время она стала также посещать этот ресторан с интригующим названием. Она садилась за столик Леона у дальнего окна, заказывала кофе и слушала музыку.
В этот день она допила кофе, но не спешила уходить. Ей почему-то хотелось подойти к музыканту, сказать ему теплые, обнадеживающие слова. Ей казалось, что он нуждается в поддержке, добром слове. Ее пристальный взгляд поймал музыкант, слегка кивнул ей седой головой и продолжил играть музыку Брамса.
Женщина поправила прическу и собралась уходить. Взгляд ее упал на аккуратно завернутую салфетку. Развернув ее, она прочитала фразу: «Ничего нет холоднее мертвой любви…».
«Странная запись, - подумала она, - написана, видимо, от безысходности». И написала рядом ответ: « Открой сердце навстречу новой любви…». И вышла.

Музыкант доиграл Брамса и, хромая, направился к столику, где недавно сидела женщина. Он заказал кофе и стал пить его медленными глотками. Ему вдруг очень захотелось, чтобы за этим столом сейчас оказалась бы эта недавно ушедшая молодая женщина. Она была не красавица. Нет. Но в ее взгляде было столько теплоты, сострадания, что ему впервые за много лет захотелось вдруг открыться этой совсем незнакомой женщине, услышать слова утешения и поддержки. Он допил кофе, шумно вздохнул, потянулся к салфетке, лежащей на столе, раскрыл ее. Прочитал написанное и …заплакал. Казалось, это про него и для него были написаны эти строчки. Музыкант осторожно свернул салфетку и аккуратно положил ее под салфетницу. Ему казалось, что он сейчас прикоснулся к чужой тайне.
С легким сожалением он вернулся к своему инструменту и стал играть небольшие пьесы Берлиоза.

6

Ольга сидела у окна вместе с Анной и заплетала ее вьющиеся колечками белокурые волосы.
- Скоро Новый год. Мне садовник Люка говорил, что он уже присмотрел в дальнем уголке сада пышную елочку. Я предлагаю заняться изготовлением снежинок, фонариков, бумажных разноцветных гирлянд. В моем детстве это было самое любимое развлечение.
- А зачем делать игрушки? У нас очень много красивых игрушек.
- Все, что сделано своими руками, остается надолго в твоей памяти. Ты вырастешь, и всегда будешь помнить свою первую игрушку, изготовленную своими мягкими, теплыми, нежными пальчиками. Запомни мои слова, Нюсенька…Я сегодня поеду в Париж и постараюсь все закупить для поделок новогодних украшений.
 

В свое привычное время Леон после обеда зашел в свое кафе испить чашечку кофе и послушать музыку.
На этот раз он заказал еще и коньяк, чтобы отметить удачную сделку. У Леона было хорошее настроение, и он сегодня решил задержаться в кафе.
Музыкант играл грустные мелодии Сен-Санса. Леон подумал, что было бы неплохо в этом году для Анны устроить рождественские праздники. В том году он и сам не заметил, как прошли все новогодние праздники. Надо еще подумать, что ей подарить. Но вот что? Он решил спросить об этом у Ольги: она знает ее желания, о чем-то щебечет с ней все дни напролет. Но Леону не нравилось, что эта обоюдная привязанность растет, а Ольга непозволительно проявляет к дочери материнские чувства – это было заметно. Пора пресечь эти неуставные отношения между учительницей и воспитанницей. И он ей укажет на это обстоятельство сегодня же.
Пора было уходить, Леон потянулся к салфетнице и заметил под ней аккуратно сложенную салфетку. Сегодня они были зеленого цвета, а вчера оранжевого. Леон потянул оранжевую, узнал ее по своей записи на ней и вдруг прочитал приписку: «Открой сердце навстречу новой любви…». Леон оглянулся: в зале были редкие посетители, все пили свой кофе и слушали музыку. Леон достал ручку и ниже, ни о чем не думая, написал: «Остывшее сердце уже ничего не хочет…». Салфетку оставил на столе в развернутом виде.  И вышел, не оглядываясь.
Пожилой маэстро, играя, наблюдал, что происходит за его любимым столиком. Он уже почти наверное знал, что скоро появится незнакомка, сядет за этот же столик, закажет кофе и будет слушать его музыку. А он для нее сегодня исполнит любимый вальс Прокофьева.
Он поднял глаза и увидел ее. Она шла плавной походкой к столику у окна. Было видно, что у нее сегодня усталый, озабоченный вид. К ней подошел официант, она сделала свой заказ и рукой показала в сторону музыканта. В зале зазвучал вальс Прокофьева. Официант задерживался с заказом. Женщина посмотрела в окно, взглянула опять на музыканта и вдруг заметила оранжевую салфетку. Она как будто чувствовала, что сегодня прочтет ответ на свое предложение. И не ошиблась. Прочитав ответную фразу, женщина подумала и приписала следующий ответ: «Если очень плохо, поплачь…». И отодвинула салфетку в сторону.
Музыкант доиграл вальс и, ковыляя, направился к молодой женщине. Присев за стол, он на чисто русском языке спросил:
- Не ошибусь, если предположу, что вы тоже русская. Спасибо вам за кофе, я с удовольствием посижу рядом с соотечественницей. Знаете, давно не слышал русскую речь.
- Вы давно из России? – спросила женщина.
- Я в прошлом диссидент, живу здесь более сорока лет.
- Домой не хотите вернуться?
- Некуда и не к кому: у меня здесь хоть крошечная квартирка, а в Ленинграде, простите, Петербурге, в большой квартире на Фонтанке живет моя бывшая жена со вторым мужем, у них свои дети, а мои выросли без меня и знать не желают. Так их воспитала мать. Я ее не осуждаю, нет. Так что музыка, это кафе – мое последнее пристанище в этом мире. Я поговорил с вами, и мне стало легче. Простите за откровенность, - и старик смахнул набежавшую слезу.
- Вы не одиноки, с вами музыка, и все, кто любит ее. Посмотрите, в кафе, я заметила, приходят в основном послушать хорошую музыку. А вы -прекрасный музыкант, и вы всем очень нужны. Поверьте моим словам, это так, - женщина поднялась, приобняла старика и, сдерживая слезы, вышла из зала.
- Спасибо тебе, русская душа, будь счастлива, - ответил старик  и перекрестился.
В зале слышались редкие голоса, музыкант встал, чтобы направиться к пианино, как опять заметил салфетку. Не удержался, сел, прочел, смахнув слезу, сложил вчетверо салфетку и положил на прежнее место под салфетницу.
Музыкант сидел, наклонив голову, и о чем-то сосредоточенно думал. Он думал о России. Сейчас туда можно возвратиться, но кто его ждет? Он подавал большие надежды как большой музыкант, лауреат многих премий. Но карьера резко оборвалась, когда неожиданно быстро закончилась «хрущевская оттепель», когда он был выслан за границу со всем инакомыслящими советскими людьми. Вернее, не советскими людьми, а врагами родины. Было старику о чем подумать за чашечкой кофе.
Он поднял голову и увидел, что рядом с ним стоит молодой мужчина и читает ответ на оранжевой салфетке.
- Она была только что здесь? – быстро, отрывисто спросил он у музыканта.
- Да, я с ней только что пил кофе и разговаривал.
- Вы ее знаете?
-Извините, нет, но сегодня она меня почему-то решила угостить чашечкой превосходного кофе.
- Что она говорила, куда пошла?
- Я не знаю, но я бы многое отдал, что бы с ней познакомиться поближе…
- Послушайте, выполните мою просьбу. В зале ежедневно работают разные официанты, а вы всегда на своем месте у пианино, и вы все замечаете. Я буду вам благодарен, если вы передадите ей мой номер телефона: пусть она позвонит.
- Мне, конечно, не трудно. Но прошу вас, не обидьте ее неосторожным словом, намеком или взглядом: я чувствую, что это необыкновенная, чуткая женщина, - музыкант положил в карман пиджака листок с телефонным номером и направился, хромая, к своему рабочему месту.

7

Приближалось Рождество. Анна в эти дни была, как никогда, оживлена, весела. Накануне они с Ольгой, старым Люка и новой соседкой из бывшего дома Романа, мадам Риготе, уединившись в зимнем саду, готовили новогодние игрушки.
Люка обвел всех глазами и сказал:
- Как вы думаете, если предложить хозяину елочку не спиливать, а украсить ее в саду: жалко ее, еще маленькая, ей бы расти да расти…
- На свежем воздухе еще интереснее хороводы водить. У нас на Вологодчине часто Новый год в лесу встречали,- поддержала его Ольга.
- А я могу простудиться и заболеть, - озабоченно отозвалась Анна.
- Вот глупышка, мы тебя укутаем как матрешку – будет тепло и весело, - смеясь и обнимая девочку, ответила Ольга.
Они все так увлеченно работали, что и не заметили, как и когда появился граф Леон де Лакруа. Он стоял мрачный. Он все слышал, и ему не нравилась перспектива хороводиться в саду у елки:
- Я приказываю вам, Люка, завтра же срубить елку и установить ее в зале. А вашу самоделишную мишуру выкиньте. Кому она нужна?
Ольга вспыхнула:
- Это не мусор – это наше творчество. Мы вложили в него нашу фантазию, умение. Мы научили Анну чувствовать игрушку, сделанную своими руками. Вы же человек творческий, должны понимать…
- Все это чепуха, я не люблю самодеятельность. Я сказал: выкиньте.
В разговор вмешалась мадам Риготе:
- Мсье, пардон, но постарайтесь вслушаться в разумные доводы Ольги. Я прожила на белом свете много лет, но увлекательнее занятия не видела. На самом деле ваша дочь Анна такая фантазерка. Посмотрите, у нее самые красочные, необыкновенные гирлянды.
Но Леон, не дослушав, хлопнул дверью и вышел.

Уже в который раз его взбесило поведение Ольги, пора ей указать на место, или придется расстаться.
 Немного успокоившись, он стал думать о незнакомке. Впервые за последние пять лет его заинтересовала женщина, что так смело, не зная его совершенно, предлагает ему изменить его жизнь. До этого времени он был уверен, что жизнь для него закончена. Для него главным оставалась его работа. И даже дочь его интересовала мало: у нее есть няньки, гувернантки. Что еще? Главное, чтобы была здорова.
В эту минуту раздался звонок на мобильном телефоне. Бегло взглянув, он увидел незнакомый номер:
- Я вас слушаю, говорите.
- Простите, - в трубке послышался женский голос, - вы просили позвонить, ваш номер передал мне пианист…
- Спасибо, что откликнулись. Я предлагаю вам встречу  в кафе «Интрига».
- Когда и во сколько?
- Сегодня в шестнадцать ровно.
- Я постараюсь, - ответила незнакомка и выключила телефон.
Давно забытое возбуждение игрока и ловеласа охватило Леона. Он принялся насвистывать, перебирая в шкафу рубашки и галстуки.

Ровно в четыре часа он ожидал незнакомку с красивым букетом цветов. Он волновался. Он отвык от предвкушения встречи, радости, счастья: до сегодняшнего дня его сердце молчало.
Он взглянул на музыканта, уловил его взгляд и помахал ему рукой. Музыкант играл какую-то незнакомую для Леона торжественную музыку. Под звуки этой возвышенной музыки к столу Леона приблизилась женщина. Это была Ольга.
Разочарование пробежало по лицу Леона:
- Это вы?
Ольга присела на краешек стула: на ее лице было написано удивление и замешательство. Она никак не предполагала встретить здесь Леона. Она ожидала встретить кого угодно, но только не графа де Лакруа.
Подошел официант, принес шампанское, фрукты. Леон и Ольга сидели, обескураженные этой встречей. Первым откликнулся Леон:
- Я налью вам шампанское, не возражаете?
- Я не откажусь, но на этом мы закончим нашу двусмысленную встречу и постараемся забыть о ней.
Они подняли бокалы, и в эту минуты зазвучало танго. Музыканту со стороны казалось, что встреча проходит по высокому сценарию, где мужчина и женщина могут объясниться, а танец танго будет только прелюдией к новым отношениям.
Но женщина, допив бокал игристого вина, поднялась и пошла к выходу. Мужчина не догонял ее, и эта сцена была не понятна пианисту. Он остановил игру и строго  посмотрел на Леона.
Леон налил новый фужер шампанского и направился к пианисту. Подав ему фужер, Леон с сарказмом в голосе сказал:
- Финита ля комедия…- и пошел к выходу.

8

Наступило Рождество. Решили не омрачать светлый праздник и нарядили елочку бумажными яркими фонариками, гирляндами и снежинками. Бал будет в парадной зале, а потом гостям предлагалось салютами встретить Рождество в парке.
К семи часам вечера стали прибывать гости. Для маленьких детей столы накрыли в малом зале. Анна очень просила Ольгу пустить ее на взрослый бал:
- Я так хочу посмотреть на нарядных взрослых. Ты меня очень красиво нарядила. Я хочу на тебя тоже посмотреть.

И бал начался. Музыканты взмахнули смычками, и пары пошли по кругу.
Колонну танцующих возглавлял Леон с Элен де Моруа. Давно уже говорили Леону обратить внимание на Элен: она красавица и с титулом.
Пары менялись через каждые четыре па. По какому-то кругу в паре оказались Леон и Ольга. Она была неотразима: еще никогда Леон не видел учительницу русского языка в таком блеске красоты: в своем сверкающем наряде, с короной на пышно убранной голове она выгодно отличалась от всех присутствующих гостей. Леон залюбовался. Он не ожидал такой перемены в Ольге: он привык видеть ее в свитере, джинсах, а волосы всегда были подколоты огромной заколкой. И танцевала Ольга легко, изящно, будто была преподавательницей бальных танцев. Леон был в восторге. Он выразительно смотрел на Ольгу, но она не отвечала ему взаимностью и была рада, когда произошла смена партнеров.
Зазвучал вальс Прокофьева. Ольга подняла наверх голову и увидела старого диссидента: он махнул ей головой, улыбнулся, и сразу в танце закрутились пары. К Ольге подошел Леон:
- Разрешите пригласить королеву бала.
Ольга царственно положила ему руку на плечо, и они вошли в круг танцующих. Леон не видел, каким змеиным взглядом сопроводила эту пару  богачка и красавица Элен.
Леон умело подхватил Ольгу, и они закружились в ритме вальса. Он чуть наклонился к Ольге и прошептал:
- Вы восхитительны.
- Леон, простите меня, но я хочу воспользоваться возможностью сказать вам следующее: я от вас завтра ухожу. Навсегда. Мы с вами расходимся в методах воспитания. Я думаю, что я вас не удивила, вы мне сами бы предложили отставку, не правда ли?
Леон молчал: он был поражен. Губы его побелели, руки с силой сжимали Ольгу. Вальс окончился. Леон поклонился Ольге и вышел из зала. За ним устремилась Элен:
- Милый, что происходит?
Леон развернулся и, сдерживая резкость, ответил:
- Я вам не милый, нас с вами ничто не связывает, вы свободны в своих действиях, не заблуждайтесь на мой счет, - и, резко развернувшись, пошел к дочери Анне. Теперь только дочь могла помочь ему удержать Ольгу, только на нее он возлагал надежду остановить ее от неправильного решения.
Леона окликнул Люка:
- Простите, хозяин, Ольгу у калитки ожидает мужчина, но я ее нигде не могу найти.
- Черт побери, какой еще мужчина в поздний час может ожидать Ольгу?
- Мсье, это ее муж Роман.
- Муж? Она замужем?
- А я вам разве не говорил?
Но оглушенный этим известием Леон оставил вопрос без ответа и стремительно пошел по направлению к зимнему саду.


Ольга в холле объяснялась с Романом. Роман пытался ее обнять:
- Милая, я тебя так долго искал, ты не поверишь…Какая ты восхитительная!
- А где твоя детка?
- Брось ревновать, ее больше нет в моей жизни.
- А кто занял ее место? Новая Фи-фи, Ми-ми? Впрочем, меня это не волнует. Если ты меня нашел, то я прошу дать мне развод: я возвращаюсь в Россию.
- Но я тебе не хочу давать развода, я тебя люблю, без тебя у меня ничего не получается в жизни. Ты – мой ангел хранитель…
- Твой ангел улетел от тебя, когда ты его предал. Пришли после праздника адвоката, и давай разойдемся цивилизованно, - и Ольга в своем царственном наряде удалилась, как королева. Она направилась в Зимний сад, чтобы дать волю слезам.
В Зимнем саду горели свечи, и было очень торжественно. Ольга села на скамейку и задумалась: «Прошло всего полгода, а как все изменилось в моей жизни…». Кто-то подошел к ней сзади, и она услышала голос Леона:
- Ольга, как жаль, что вы замужем…
- Что это меняет? Вы самовлюбленный эгоист, который упивается своим горем и не видит, как от этого страдают близкие вам люди…
- Ольга, вы мне открыли глаза…
- Вы мне тоже: сегодня на мое счастье объявился пропащий муженек, и я у него попросила развод. Я приняла решение вернуться в Россию.
- Оля, это правда? Ты не передумаешь?
- Я не передумаю возвратиться на родину и заберу с собой несчастного старого пианиста.
- Ольга, а как же я? Как Анна, твоя Нюрочка? Спасибо тебе: я понял, что  счастье, когда ты живешь ради близких, счастье, когда слышен детский смех, счастье, когда рядом любимая, желанная женщина. Ольга, поверь мне…
- Твоим словам трудно поверить. Тебе придется заново научиться любить и понимать Анну. А еще тебе придется наступить на свою депрессию и…вперед. Я знаю, о чем говорю, сама чуть не погрязла в ней.
- Оля, не покидай нас: ты же сама предложила мне открыть сердце для новой любви, ты написала: «Если будет очень плохо, поплачь». Прошу, поплачь со мной вместе…
Он подошел к ней, но в эту минуту в саду раздались салюты, и было слышно, как гости приветствуют Рождество.
Дверь в Зимний сад распахнулась, к ним вбежала сияющая Анна:
- Идемте к елочке! Ольга, наряди меня как матрешку, и пойдем с папой веселиться у елки!


В небе вспыхивали разноцветные салюты, гости радовались каждому залпу. Они взялись за руки и стали танцевать у елочки, а на пеньке на простой русской гармошке играл мелодию »В лесу родилась елочка» старый музыкант. И слезы катились у него по щеке. О чем сейчас плакал пианист? Неизвестно. Известно было лишь то, что наступил светлый праздник, а в канун Нового года случаются самые разные чудеса.



 



 


Рецензии