1. 24. Васька маркшейдер

Был на прииске «Октябрьском» большой конный двор, примерно 150 лошадей. Лошади были анемичные и за пределы района их не выпускали, но это к слову.
      
Когда начинался сезон,  в основном это были весна, глубокая осень или зима. Лошади пользовались повышенным спросом у геологов и геодезистов.
      
При этом отдавалось предпочтение почему-то лошадям монгольской породы – низкорослым, лохматым лошадкам. Стечением времени я понял почему.
      
Первый опыт общения – едем на лошадях с отцом на охоту, отец взял монгола «Ваську-Маркшейдера» себе, а нам обычную русскую длинноногую лошадь. Едем 40 км. В седле старший брат, я на крупе лошади, но результат был один – после поездки брат встал на ноги как «казак» - расстояние между ног  было чуть поуже, чем у меня, а я «расщеперился». Но перед этим было следующие:  болото, перед болотом на вечной мерзлоте отец пересадил нас с братом на «Ваську-маркшейдера».  Васька на болоте застрял и остановился – отец кричит: «Сидите и держитесь крепко» - вдруг рывок, я – в болоте, а Васька с братом стоят на сухом месте. Не мог я понять, что случилось, а потом понял.
      
Вечная  мерзлота, марь, это внизу лед, а сверху, что оттаяло.
      
Так вот эта особенность была заложена в памяти монгольских лошадей – стоя в болоте как поплавок, монгол ищет 4-мя ногами твердую опору, найдя, их упирается и пулей вылетает на сухое место.
      
И вообще, сидя на монгольской лошади можно ехать по «мари» (по кочкам высотой от 0,3м – 1м), как по асфальту, не шелохнувшись. А на русской лошади никогда не знаешь, упадешь или нет.
      
Об удивительной приспосабливаемости «монголов» к местным условиям я убедился еще один раз.
      
От выстрелов русские лошади кидаются в сторону, сбрасывают седока. А «монгол» стоит как вкопанный, хоть стреляй между ушей.
      
Русские лошади после двух выстрелов глохнут, а после того как начинают слышать, все повторяется с завидным постоянством:  седок с лошади, а лошадь неизвестно где.
      
Когда седлаешь «монгола» - косит глазами – не доволен. Заседлал, сел и оказался на земле, а седло под брюхом у «монгола». Он стоит «ухмыляется». Когда не хочет, «надует» пузо и как бы говорит неопытным, наподобие меня: ну седлай, седлай, посмотрим, что получится. Но, потом все-таки находили общий язык и уважали друг друга.
       
Удивительное качество лошадей – где бы они ни находились от конного двора – где еда и отдых, они всегда знали, как вернуться туда, где кормят, неважно на каком бы расстоянии от прииска они ни находились, на севере или на юге.
      
На охоте с отцом мне с братом, вернее брату было поручено надеть путы на «заводную» - лошадь, т.е. лошадь, которая считалась лидером.
      
Результат – путы были плохо одеты, лошадь ушла и увела за собой вторую.
      
Утро, отец сказал следующее: «Если мы ехали 40 км по удобной для езды дороге, а «заводная» пойдет сама и поведет за собой другую лошадь по прямой к конному двору».  Все так и оказалось. Ровно по прямой, как по азимуту, мы через 7-8 км нашли своих лошадей, перед этим выслушав от отца то, что он говорил на основании своего жизненного опыта:   указания всегда  надо выполнять беспрекословно, иначе это может стоить собственной жизни.
       Лошадь это не просто животное – это умное и рассудительное животное.


Рецензии
Папа, привет, это твой сын Антон.
Как же я рад и горд, что я твой сын.
Ты всегда был и есть для меня примером как нужно поступать, как принимать решения и как держать слово.

Всегда впечатляюсь тем, как ты умеешь располагать к себе людей.
Везде где бы ты не был, всегда тебя встречают с улыбкой и радостью в глазах.
Еще не встречал таких людей, которые бы оставались к тебе равнодушными.

У тебя за жизнь было столько событий, столько мест ты успел посетить, столько ярких эмоций и прожитых впечатлений.
Уверен, что там хватит на три или четыре жизни обычного человека.

Буду стараться быть достойным тебя.

Папа, мы тебя все очень любим, поздравляю тебя с юбилеем.

P.S. этот рассказ мне почему-то больше всего запомнился в памяти.
Какие уже удивительные лошади, у них всегда такие добрые глаза, которые смотрят сквозь тебя.
Каждый раз, когда получается побыть рядом с лошадьми всегда испытываю теплоту на душе.
Видимо часть твоей огромной любви к лошадям передалась и мне.

Антон Иванов 4   03.04.2021 19:25     Заявить о нарушении