1. 53. Угольная шахта 2 часть

Удивительное слово «лава» - это что-то такое, что надвигается неотвратимо как извержение вулкана.
       
Но все идет по определенным законам. Надо знать их и предусматривать все ситуации, которые угрожают жизни.
       
К сожалению не всегда это получается.
       
«Садил» кровлю бригадир с двумя помощниками. Вроде бы и правильно вырубили «стойки» и потянули последний «куст», но «скумполило» когда они были в трех метрах от обрезного штрека, бригадир был ближе к штреку, лампа с каски вывалилась в штрек. Так их и нашли. Бригадира и еще одного быстро откопали и вытащили, не успели задохнуться. А третьего, две смены откапывали, а «кумпол» все сыпет и сыпет мелким в крошку углем, как песок и нет ему края. Не успели. Ушел из жизни шахтер.
         
Вообще трудиться в шахте всегда крайне опасно, ты не застрахован от разных ситуаций, невзирая  на соблюдение правил техники безопасности, например, пустить  «орла». Да все очень просто, вагонетки, которые тянут вверх по наклонной поверхности, вдруг отцепляются от тянущего их каната и вот вся эта сцепка из трехтонных вагонеток несется, ускоряясь вниз. Не дай Бог, кто-то попадается на пути – покалечат. А немного погодя на «кривой» «раскрепощают» штрек на многие метры, т.е. вагончики сметают крепление штрека, иными словами, выбивают все деревянные стойки, в общем, сплошной хаос.
      
Один человек из наших студентов попал под этого «орла» - ногу сломало при этом.
      
Курить в шахте запрещалось. Но курили. Выйдешь в основной штрек, где вентиляция – поискрил троллейный провод – земля, покурил немного и быстрее подальше от этого места. По запаху представители техники безопасности довольно быстро находили нарушителей, если те и другие были недалеко друг от друга.
      
«Закрепощенные выработки» - те штреки, в которых никто не работал и входы в них просто забили досками «закрепостили». Но крепость не ахти какая, разбивали и шли напрямую, чтобы «на гора», быстрее выйти.  Один не вышел. Сел нужду справить. Напарнику сказал, иди, догоню. Не догнал. Взбаламутили воду, тухлыми яйцами пахло,  и аммиак был. Так и задохнулся. Нашли,  когда бирку его на выходе не обнаружили.
      
В закрепощенных выработках особенно видишь как «кровля», земля находящаяся над тобой давит на стойки из стволов деревьев диаметром до тридцати сантиметров с такой силой, что последние не выдерживают и становятся как елочная игрушка расщепленное на полосы в середине пузырем.
      
Вокруг постоянный треск и слышно как сыпется мелкий уголь. А если  еще мокрые штреки, то постоянный «капеж», вода капает.
      
Под седьмое ноября начальник смены: «Ну, кто желает за один день работы два дня отдыха получить?» Все почему-то молчат. Ждут подвоха. «Ну, а вы студенты?» «Да мы за, конечно».
      
Работа оказалась простая. Надо было на терриконике «опрокид» подтянуть на новое, повыше место.
      
«Опрокид» - это устройство предназначеное опрокидывать вагонетки с пустой породой и с остатками угля на вершине террикона. Вагонетка ползет по рельсам узкоколейки на канате, опрокидывается и назад за новой порцией.
      
Вдвоем были, радовались. Подтянули опрокид, рельсы  нарастили. Заодно надышались угарным газом. Уголь то самовозгорается, дымят естественно терриконы.
      
А мы как курильщики дурмана еще три дня вместо двух дней отдыха, блевали и приходили в себя, всячески вспоминая своего начальника.
      
Самоспасатели СП 55, это так для самоуспокоения. Работа его в течение часа, да и то при равномерной ходьбе.
      
В общем, если дойдешь до вертикальной шахты подающей свежий воздух – выживешь. Дойдешь до другой шахты выдающей,  отработанный воздух вверх тогда не известно повезет тебе или нет.
      
Травматизм в шахте высокий был. На объединенной шахте Кирова и «Малый Артем», с численностью чуть больше четырех тысяч шахтеров ежемесячно фиксировали от трех до четырех несчастных случаев, иногда смертельных.
       
Но ведь работали же люди, чтобы заработать на жизнь и детей воспитывать. Но в душе, как мне кажется, каждый из них думал, когда будут выбирать специальность на всю жизнь – только бы не в шахтеры шли.


Рецензии