Концерт

Разные бывают концерты, и по-разному они вдохновляют. На всю жизнь запоминаются глубокие впечатления от выдающихся концертов. Но, бывают на концертах случаи настолько курьезные, что забыть их тоже совершенно невозможно. Один из них врезался в память наравне с выдающимися событиями жизни.
В 1972-75 годы я жил в Запорожье. Ездил, а это было далеко, на концерты в филармонию с другого конца города. А в нем один главный проспект 18 км длиной! Запорожье в те годы был большим промышленным городом и глубокой музыкальной провинцией. Но с концертами приезжали и советские, и зарубежные выдающиеся музыканты. Однако, полный зал бывал не часто.
Однажды был концерт скрипачки из Болгарии – лауреата конкурса имени Чайковского, только что прошедшего. Пришел в зал. В зале 9 (ДЕВЯТЬ!) человек! Однако концерт не отменили. Я сижу в 9-м ряду. На первом – парень с девушкой, а на 4-5-м – одутловатый дядя в годах, остальные – дальше.
Первый или второй номер программы -  соната Изаи для скрипки соло.  Вышла молодая скрипачка, взглянула в зал и что-то в ее лице переменилось. Может несколько смутило количество зрителей? Но она даже представить себе не могла, что ее ждало дальше. Вздохнув, она начала играть… Очень красиво! Минут через 5 мужчина в 5-м ряду начал изображать тонущий корабль - стал сильно кренится вправо, и, наконец, когда его лысая совершенно круглая голова, как морская мина (правда без рогов), почти ударилась в спинку соседнего кресла, он как-то странно всхрапнул. Потом малость приосанился и начал тонуть уже носом корабля. Наконец стали видны только плечи с чуть возвышающимся блестящим шаром мины. И тогда случилось совершенно непредвиденное: вместе со звуками скрипки стал слышен какой-то странный пробулькивающий звук. Я сначала думал, может показалось – соната для скрипки соло, вроде ничего не должно больше звучать. Но не тут-то было! Этот звук стал усиливаться и очень скоро превратился, к моему ужасу, в звук работающего с перебоями мощного карьерного самосвала. На какие -то мгновения он затихал совершенно и зал филармонии, несмотря на игру скрипачки, наполнялся звенящей (может даже зловещей?) тишиной. Как ему удалось так быстро заснуть, просто уму непостижимо! Причем спал он крепко.  Артистка в громких эпизодах произведения добивалась такой звучности, что могла бы поспорить со знаменитым басом Петровым, которого было слышно за пределами Большого Театра в Москве. Но все тщетно! Дядя оказался сильнее. По мере развития сонаты, и видимо под впечатлением, или по какому-то наитию свыше, он стал храпеть вразрез с исполняемой сонатой великого Эжена  Изаи! Чем тише играла солистка, тем громче храпела морская мина (без рогов).
Через долгие, томительные и выстраданные секунды концерт классической музыки превратился в неравный поединок гладиаторов. Солистка метала грозные стрелы взглядов на субъекта, незаконно использующего запрещенное оружие. Ее игра становилась все более отчаянной, немного душераздирающей и какой-то дьявольски безысходной. Смычек ее метался над скрипкой как меч самурая и, право, даже сам Паганини позавидовал бы ее неистовству. Без всякого сомнения это была самая оригинальная трактовка сонаты Изаи за всю историю ее исполнения на лучших сценах мира.
К великому сожалению у меня тогда совсем не было смартфона и вам придется поверить мне на слово. 
Но это еще не все. Как только в морской мине начал работать храповой механизм, почему-то пропали головы у парочки на 1 ряду. Я даже немного испугался и подумал: что это с ними? Но по их вздрагивающим плечам и сотрясающимся телам при полном безмолвии понял, что дядя стал странным образом воздействовать и на них. Сам я к этому времени напоминал паровой котел, оставленный без присмотра, и готовый взорваться в любую секунду. Тело мое дрожало и тряслось, а ум думал только одно: «Как бы не лопнуть!» За эти оставшиеся минуты (до окончания, а может и до великого конца, великой сонаты великого Изаи) в моем уме пронеслась вся прожитая жизнь, все бесконечные (как мне казалось в то мгновение) 24 года, спрессованные по самую невозможность. Я вспомнил все моменты приближения смерти от отсутствия возможности смеяться и отчетливо понимал, что с годами эти испытания становятся в моей жизни все бесчеловечнее и невыносимее, они начинают граничить с изуверством. Во мне беспрерывно что-то беззвучно стонало, ухало и рвалось наружу из последних сил удерживаемое внутри.
О, Господи, прости меня, но как же мне было невыносимо тогда!
И ВОТ НАКОНЕЦ СОНАТА КОНЧИЛАСЬ! И ЗАЛ ВЗОРВАЛСЯ ОГЛУШИТЕЛЬНОЙ ОВАЦИЕЙ! В которой утонули все прочие, спрессованные мужеством до поры до времени, не соответствующие моменту звуки. Не было даже слышно, как морская мина (без рогов) вновь показалась над поверхностью плеч  тучного дяди. Против оваций он не смог устоять и проснулся-таки! Он быстро приосанился и тоже восторженно (это было понятно даже со спины!) хлопал, и едва ли не громче и не жарче всех! Солистка была счастлива как никогда! Все кончилось! Ура!! Весь этот невыносимый кошмар ушел! Ей стало, вероятно, совершенно ясно, что выступление и победа на конкурсе им. Чайковского было простой заурядной репетицией по сравнению с тем, что пришлось претерпеть ей в славном городе Запорожье! Но она с честью выдержала испытание, не сбилась, не остановилась, сыграла с неслыханным чувством и не вышла из себя! Но бойцовский характер свой показала! Но это же молча… А потом дальше… концерт прошел очень хорошо, играла она превосходно, публика тепло провожала артистку!
Этот концерт наверняка остался у нее в памяти навсегда! Возможно это был ее первый концерт после конкурса! Такое не забывается ни артистами, ни благодарными зрителями! А вот какую сонату Изаи она играла? Хоть убей, не помню!
                2018г.


Рецензии