Галопом по европам. Римская империя

                Фото из Интернета. Спасибо, автору.

 
                РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.


        Мы приехали в столицу Венгрии Будапешт. Объехали с остановками город «Жемчужину Дуная». Река разделяет его на холмистую Буду и низменную Пешту. Архитектура здесь своеобразна и разнообразна. Является продуктом римской истории созидания и еще больше истории залеченных следов разрушений.  Здесь кроме венгров побывали, славяне, татаро монголы, турки, фашисты, советские войска-освободители и «борцы» с контрреволюционным мятежом в 1956-ом году. Но что действительно здесь уникально - это огромные по площади купальни Сечении: комплекс бассейнов с горячей термальной водой, саунами и разнообразными гидромассажными ваннами. Мы побывали здесь на обратном пути. Это впечатляет, это здорово! В эпоху социализма лишь «высокопоставленным» членам доводилось резвиться на целебных водах. Остальные  граждане, как правило, были невыездными. Ловко придумано!
 
        К ночи нас привезли в отель в средневековом городе Шопроне, что на границе с Австрией. «Попробовать знаменитого горячего вина в одном из местных погребков», как вкусно записано в путевке, мы на этот раз «не успели». Сережа всюду норовит «срезать углы», т.е. опоздать, пропустив ужин для трех десятков человек, собрать с нас втрое больше за катер в Венецию, пользуясь нашим неведением, доверием и абсолютным незнанием иностранного языка. Он избегал местных гидов, а это нарушение негласной «конвенции». Сережа, экономя деньги, сам рассказывал нам обо всем «по понятиям», что видел наш и его глаз. Будь то картина, скульптура, храм божий, фонтан или ландшафт. И делал он это, надо отдать должное, великолепно! Он сколько угодно мог рассказывать о любом экспонате, интересно и содержательно. Да Сережа и сам экспонат, достойный внимания. Ему около сорока, а выглядит на 25! Ясная голова, азарт, цель, память, способности к языкам, гуманитарное разностороннее образование. Свежий воздух, движение, хороший обмен веществ, коммуникабельность и незлобивый купеческий дар: обо всем со всеми договариваться на взаимовыгодной основе. Может и допустит какую неточность, но разве это важно?! Все почти не подготовлены: услышали и тут же забыли. Важен настрой, впечатление, обобщенное восприятие.

        Следующий день был посвящен переезду по территории Австрии и осмотру ее столицы,  красавицы Вены. Главная улица Вены - это два полукольца: Рингштрасе и набережная реки Дунай. Мы прошагали здесь пешком мимо ансамблей красивых вычурных официальных и строгих жилых зданий, которые хорошо сочетаются и дополняют друг друга. Посмотрели Бургтеатр, новый Хофбург, естественноисторический музей, здание государственной оперы. Погуляли и посидели в городском парке, где есть золоченый памятник Штраусу, играющему на скрипке. Кстати, мне было отрадно, что здесь говорят по-немецки, звучала родная, хотя и не совсем понятная без практических навыков речь. Побывали мы на площади Шварценберг, на которой сооружен огромный, но недостаточно выразительный памятник советским воинам-освободителям. Здание высшей технической школы. Комплекс зданий университета.

        Выглядят парадными и помпезными площадь, и здания ратуши, и парламента, украшенные огромными скульптурными группами. На этой площади множество повозок, запряженных парами по-царски ухоженных и нарядных лошадок. Каждая пара либо белая, либо серая в яблоках. Играет, будто в небесах, приятная музыка. И лошадки в парах ласкают друг друга мордочками. Всю эту прелесть мне повезло снять на видео!
 
        В центре пространства ограниченного полукольцами Рингштрасе находится громадный каменный собор Святого Стефана, 12-15-го  веков. Это третий готический собор, величайшее творение зодчих, после собора Нотр-Дам де Пари и собора Святого Вита в Праге, которые я видел. Есть еще колонна Троицы в память о годах страшной чумы. Таких «чумных» столбов с изображениями обезображенных тел умерших в городах Европы мы видели много! От Вены остались приятные воспоминания, как о городе высочайшей культуры и красоты!

        Из Австрии мы уехали поздно вечером. На горизонте, на фоне темного неба были видны отроги Альп. Ночью наш маршрут проходил через многочисленные длинные тоннели, проложенные в скалах,  освещенные электрическим светом. Жуткое ощущение возникает, когда задумываешься, что над головой тысячи тонн камня. Восхищаешься результатом труда проходчиков. Утром мы приехали в Италию, знакомство с которой началось в городе Пиза.

        Город Пиза знаменит благодаря всемирно известной, неуклонно падающей башне. Усилия местных специалистов нацелены на сохранение ее наклонного положения, вызванного просадкой грунта еще во время ее строительства. Жаль, конечно, если она когда-то упадет. Но и выпрямлять ее  положение не имеет практического смысла. Хотя и существуют такие проекты. Башню снизу подстраховывают незаметные глазу бандажи и тросы-растяжки. Напряжения в тросах контролируются с помощью тензометрирования. Угол наклона башни составляет примерно семь градусов. Высота 55 метров.
 
        Это недостроенное до проектной высоты в 70 метров чудо находится на  площади, названной «Полем чудес». Где находится и великолепный кафедральный собор. В соседстве с нормально стоящим собором особенно хорошо заметен наклон Пизанской башни. Завершает культовую композицию Баптистерий /крестильная/ романского стиля, символ нарождающейся жизни. За каменными стенами Крытое кладбище-усыпальница выдающихся людей, символ прошлой жизни. Но живым даровано видеть божественную красоту и гармонию одних из самых древних выдающихся христианских построек Италии.
 
        Все строения убраны белым мрамором, декорированы ажурными многоярусными лоджиями с колоннами. Они отлично смотрятся на фоне зеленой лужайки.   На «чудо» ежедневно приходят посмотреть тысячи людей всех мастей из всех волостей. Здесь великолепный магазинчик, где можно купить иллюстрированные книги-описания всех городов и туристических объектов Италии. Это - уникальные сувениры. А еще здесь многочисленные маечки, чашечки, фигурки... И все падают и падают, изображенные на них Пизанские башенки-копии, как бы передразнивая свой каменный оригинал.

        Здесь в Пизе, как мы знаем по истории,  учился и работал в местном университете Галилео Галилей. Это он в связи с падающей башней ввел  понятие «центра тяжести». Благодаря многострадальному ученому Земля стала  «вращаться» гораздо увереннее, несмотря на косые взгляды безжалостной инквизиции средневековья. Галилео Галилей, согласно его последней воле, был похоронен во Флоренции, куда мы и отправились на следующий день.

        В переводе с латинского Флоренция означает: «цветущая». Город сыграл великую роль в истории мировой культуры. В нем после столетий средневековья возникло и расцвело новое искусство, искусство эпохи Возрождения. Крупнейшими деятелями того периода были, жившие во Флоренции, Данте, Петрарка, Боккаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Макиавелли, Гвиччардини, Микеланджело. Творчество Микеланджело охватывает два важнейших этапа развитии итальянского Возрождения: период Высокого Ренессанса и период Позднего Ренессанса. В отличие от других мастеров он изображает своих героев в решающий момент их жизни. Создавал выдуманных богов по образу и подобию живых людей.

        Покровителем и меценатом людей искусства был  богатейший род банкиров Медичи, благодаря заказам и финансовым вложениям которого создавались бесценные творения художников и архитекторов. Прежде всего это был Козимо де Медичи: фактический хозяин Флоренции, владелец банкирского дома и его филиалов в городах Италии и других странах. Приемником его политики был внук, Лоренцо Великолепный.

        «Первые годы становления мастера Микеланджело прошли для него в довольно благоприятных условиях. После того как тринадцатилетним мальчиком Микеланджело вступил на путь художника и был отдан в обучение к Гирландайо, он уже через год  перешел в художественную школу в садах Медичи при флорентийском монастыре Сан Марко. «Академия» в садах Медичи была школой более высокого уровня. Несвязанная с выполнением официальных и частных заказов, она была лишена специфической цеховой обстановки. Дух ремесленной мастерской уступал здесь место более свободной и артистической атмосфере. Руководство мастерской со стороны опытного скульптора Бертольде ди Джованни обеспечивало ученикам не только приобретение глубоких профессиональных знаний, но и восприятие лучших традиций флорентийской пластики 15 столетия.

        Наконец, чрезвычайно много значило для школы внимание со стороны Лоренцо Медичи и группировавшихся вокруг него деятелей флорентийской культуры. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Микеланджело очевидно настолько выделялся своим дарованием, что Лоренцо взял его под свое особое покровительство. Поселив его у себя во дворце, он приобщил его к своему  окружению, среди которого выделялись глава школы неоплатоников философ Марсилио Фичино и поэт Анджело Полициано».
С обзорной площадки на набережной реки Арно видна панорама города.

        Здесь же на смотровой площадке стоит бронзовый монумент в честь великого Микеланджело в виде бронзовой копии его библейского Давида и его копий аллегорических фигур: утро, день, вечер, ночь. Среди кварталов зданий выделяется зубчатый дворец-крепость на площади Синьории с часами и возвышающейся башней, церковь Санта Кроче, кафедральный Флорентийский Собор с колокольней и Баптистерием, церковь Сан Лоренцо, галерея Уффици, дворец Питти. Видна река Арно, с  пересекающими ее, многочисленными мостами. Среди них центральный - мост Веккьо. От обзорной площадки мы пошли, к только что увиденным  с высоты, площадям и дворцам.
Церковь Святого Креста /Санта Кроче/ - шедевр архитектуры, хранительница художественных фресок, а также пантеон, где в гранитных,  высокохудожественно оформленных надгробьях, покоятся знаменитые люди Италии, в том числе Макиавелли, Микеланджело и Галилео Галилей.
 
        В центре – капелла Маджоре, украшенная витражами и фресками, где представлены эпизоды из истории «обретения истинного Креста», которому эта церковь и посвящена, взятые из «Золотой легенды».

        Мы прошли по узкой мрачной средневековой улочке, каких множество. Там припаркованы многочисленные мотоциклы. Вот историческое место. На втором этаже ни чем не примечательного дома жил великий Микеланджело. Недалеко отсюда дом-музей Данте - поэта, писателя, создателя итальянского литературного языка, автора аллегорической «Божественной Комедии» о событиях загробной жизни. Данте написал много любовных стихов о своей любимой Биатриче.

        Мы подошли к  величественному и изящному кафедральному собору «Флоренция», занимающему  четвертое место в мире по площади, длиной 153 м и шириной 38 метров. Но по красоте он мог бы занимать первое место! Это шедевр архитектуры и высочайшее творение скульпторов. В общей сложности его строили 300 лет! На мраморную сказку флорентийского стиля из белого, розового и зеленого цвета смотреть без слез восхищения невозможно! Стены собора изобилуют рельефными украшениями. Круглые углубления окон прикрыты тончайшим каменным кружевом.

        В многочисленных четырехъярусных нишах античные статуи. Двухъярусные крыши собора обрамлены затейливым каменным узором. Библейскими сюжетами разрисованы огромные ниши дверей. Длинный двухъярусный пенал собора преобразуется в своем тыльном торце в восьмиугольную призму, увенчанную полусферическим куполом с башенкой на вершине. Собор был задуман не только как культовое сооружение, но и как место общественных собраний. Чтения «Божественной комедии» Данте проходили именно здесь. На это флорентийское чудо можно смотреть часами, но времени было мало, нужно спешить видеть другие шедевры зодчества.

        Рядом с собором на фоне небес, покрытых барашками перистых облаков, 84-метровая призматическая четырехгранная колокольня. И Баптистерий, в честь святого Иоанна Крестителя, покровителя  флорентинцев. Здание было построено на народные деньги в конце XI века от Р.Х.! Баптистерий имеет форму восьмиугольника с пологим восьмигранным пирамидальным куполом. Бронзовые двери ориентированы на три стороны света. На них изображены сюжеты из жизни Христа, Иоанна Крестителя, сцены из Ветхого завета. Восточную дверь Микеланджело назвал «Вратами Рая». Эта дверь позолочена. В купели Баптистерия крестился Данте. На соборной площади много туристов, столиков кафе, цокают копытами прогулочные лошадки. Автомобилям здесь находиться запрещено: нельзя загазовывать мировые шедевры!
         
        Мы прошли по территории «старого рынка» и «нового рынка». Группа останавливалась, проходя мимо, потемневшего от времени, бронзового кабана. А нос у животного  сияет цветом начищенной бронзы. Прикосновение к его носу сулит богатство и приносит счастье! И люди, надеющиеся  на чудеса, не упускали момента и прикладывали руку с носу кабана. И документировали это событие вспышками фотоаппаратов.

        Пришли на площадь Синьории. Здесь особого стиля дворец с зубчатым завершением, как  у стены Кремля в Москве. Синьория с башней высотой 94 м и часами построена в 1300 г. У подножья дворца две статуи: фонтан «Белый гигант» или «Нептун /морской Бог/» на колеснице, в которую впряжены морские кони и Конная статуя Козимо I. С левой стороны дворца под навесом множество скульптурных групп, например: «Геркулес и Какус», бронзовая скульптура «Юдифь и Олоферна».

        Камень-валун, по которому с удовольствием лазают дети. И, наконец, четырехметровый красавец Давид. Мраморная копия  знаменитого творения Микеланджело. (Оригинал хранится в Галерее академии). Давид – библейский герой. Он изображен в момент высшего напряжения сил, готовый метнуть из пращи смертоносный камень в злого великана Голиафа. Существует еще две бронзовых скульптуры Давида, ранее созданные Донателло и Веккьо. Оба Давида – очаровательные мальчики-подростки. Давид Микеланджело – это героический образ, наполненный монументальной энергией, движением, целеустремленностью и в то же время это образец возвышенной, одухотворенной и физической красоты. Этот шедевр великий скульптор высек из глыбы превосходного белого мрамора. Глыба была заброшена предыдущим ваятелем, у которого замысел не удался, и камень был признан испорченным.
 
        Галерея Уффици расположена во дворце, созданном по заказу семьи Медичи, где когда-то размещалось административное учреждение. Уффичо означает учреждение, офис по-современному. Это один из лучших и наиболее известных художественных музеев мира. Коллекция галереи пополнялась несколькими поколениями рода Медичи.
Из галереи Уффици по мосту Веккьо короткий переход к дворцу Питти. Длина дворца 205 м и высота 36 м. В нем располагаются восемь музеев с богатейшими коллекциями произведений искусства. Есть там  Палатинская галерея, где размещены коллекция живописи и скульптуры Медичи, принадлежавшие королевской семье.
 
        Главным соперником Козимо Медичи во Флоренции был Лука Питти - человек богатый и влиятельный. Влияние его настолько возросло, что городом-государством стал фактически править он, а не Козимо Медичи. Проект гигантского здания-дворца Питти выполнил Филиппо Брунеллески. По желанию заказчика окна дворца были такой же величины, как двери  дворца Медичи, который мог бы уместиться во дворе нового здания Питти, ибо главной задачей Луки было превзойти род, ненавистных ему, соперников. Сбор средств на это опустошительное строительство был равноценен военным потерям. Гигантский дворец был достроен  значительно позже.

        Во всей  Италии множество воров. Необходимо быть исключительно бдительным. Деньги и документы должны быть спрятаны надежно. В гостиницах принято ценные бумаги и драгоценности  запечатывать в конверт и сдавать в сейф администратора. Едва мы разместились в отеле, как услышали крик женщины из нашей компании. Вор залез через открытую дверь балкона на втором этаже и, почти из рук туристки, вырвал видеокамеру. Сумочку у вас с плеча  обязательно срежет милая девушка, сидящая на багажнике мотоцикла,  вы и не почувствуете. Оригинальны итальянские вымогатели. Нам навстречу двигалась «сладкая парочка». На инвалидной коляске один бугай вез другого бугая, вызывая чувство сострадания у гостей города. В шапку «несчастному» кладутся итальянские лиры. Вскоре породистые синьоры поменялись местами, и «паперть» на колесах переместилась на другую улицу.

        По пути к следующему туристическому гиганту наш автобус останавливается у Автогриля. Это дорожный центр сервиса для автотранспортных средств и для отдыха путников. Обычно здесь имеются кафе, магазины, туалеты, сияющие кафелем, с горячей водой и душевыми кабинами и прочие удовольствия. Все, как для людей! Автогрили попадаются  регулярно на автострадах во всех странах «загнивающего запада».
      
        Коллектив автобуса заполняет кафе, чтобы подкрепиться перед очередными серьезными переходами, побаловать себя национальной едой, разрекламированной в автобусе и заказанной по спутниковой мобильной связи. Мы с Аллой идем в скверик и освобождаем  ноги от обуви. Ноги - основной инструмент туриста во всех городах Италии. Автобусы туристов по городам здесь не катают. «Смотреть налево и смотреть направо» приходится только пешком. Я фотографирую на память покрасневшие пятки Аллы – ноги лица  Российской Федерации.
 
        Мы едем в Рим, заслуживший титул «Вечного города» еще в I веке до н. э.. И позднее от века к веку он набирал мощь, темп и великолепие, стал символом творческой энергии человека. Еще в VII в. монах  по имени Беда изрек: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим. Когда падет Колизей, падет Рим. Когда падет Рим, падет весь мир».
 
        Осмотр «города на семи холмах» начинаем с базилики Санта Мария Маджоре, посвященной Богоматери. Базилика - это царский дом. Прямоугольная в плане, она разделена двумя рядами гладких колонн на три нефа. Центральный неф с богато украшенным потолком и мозаичным полом. В конце нефа арка свода,  пышный балдахин над алтарем и исповедальней. Здесь хранятся  части яслей Христовых. Наверху мозаичный сюжет «Триумф Девы Марии». В правом нефе капелла (сооружение в виде комнаты) - баптистерий  с «крещальным» ковчегом. В левом нефе Паолина, где погребен папа Павел V. В поперечном нефе расположена Сикстинская капелла в честь папы Сикста IV. В базилике имеется орган, а  вдоль стен множество скульптур.  Особенно выразителен библейский Моисей Микеланджело.
 
        Возле Колизея осколок громадной стены, некогда стоявшего здесь, «Золотого Дома Нерона». О размерах этого дворца пишут так. Вестибюль его был такой высоты, что в нем стояла колоссальная  статуя императора, высотой 35 метров. Длина дворца полтора километра. Внутри пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, затем - поля, леса и виноградники и на них множество домашнего скота и диких зверей. В остальных покоях все было украшено золотом, драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. В обеденных залах потолки были штучные с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстиями, чтобы рассеивать ароматы. Главный зал был круглый и днем, и ночью безостановочно вращался вслед небосводу. В купальнях текли соленые и серные воды. Получив такой дворец, Нерон сказал, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески. Строительство явилось издевательством над императорской казной.
 
        А громадная территория в центре города высвободилась благодаря грандиозному пожару в Риме. Пожар этот организовал Нерон. Пусть горит все огнем, «пока живу». Слуги его поджигали город в разных местах, а император наблюдал с башни за общей картиной пожара. Ему не нравилась стихийно сложившаяся  планировка, беспорядочная и скученная. Взамен были построены для людей, точно отмеренные, кварталы.               
Нерон был императором-разбойником, и он бесчинствовал ночами в городе, переодетым в рубище простолюдина, в сопровождении золотой знатной молодежи. Учинял погромы торговых лавок, избивал и насиловал. Его компанию подстраховывали воины и гладиаторы. Свергнутый с престола в 68-м году, он покончил с собой. Ненавистную статую раскололи на куски, а дворец растащили на частное строительство и на строительство Колизея, построенного тоже на крови людей.
 
        Колизей - главный памятник античного Рима, был построен спустя 11 лет после смерти Нерона. Слово «Колизей» означает «колоссальный». И это верно. Диаметр круглого пятиярусного сооружения - 188 м. снаружи и 156 м. внутри. Высота 50 м. Он вмещал до 72 тысяч зрителей. Отлично организованы выходы с мраморными и каменными лестницами, подземные коридоры под ареной, служебные помещения. Пять ярусов лож, нижние ярусы для сенаторов и знати,  верхние для простой публики.
К сожалению, как все античное, Колизей сохранился не полностью, но и этого достаточно, чтобы им восхищаться. Возле Колизея кипит бурная жизнь. Разгуливают ряженые, вооруженные воины в забавных округлых трусиках, красных плащах, в выразительных касках с алыми перьями вверху. Не переставая, щелкают фотоаппараты. Люди желают сфотографироваться рядом  с «античным» воином на фоне Колизея. Можно покататься вокруг на колеснице. Перекрывая гомон толпы, многоязычные  экскурсоводы просвещают своих туристов. И, конечно же, сувениры. Не хочется отсюда уходить, так выразительно это место!
 
        Генеральным заказчиком и радетелем строительства Колизея был император Виспасиан. Он прославился победоносными воинами и завоеваниями земель. К власти он не рвался. Но он был избран на роль императора, как наиболее достойный. Приняв на себя венец властелина, Виспасиан вознамерился оставить о себе  добрую память. Строительство Колизея - это воплощение его мечты. Им было задумано такое строение, какого нет нигде, потрясающее человеческое воображение. Здесь должно было воплотиться все самое, самое. И воплотились в Колизее смелые архитектурные новации.

        Масштабное строительство. Было выбрано место, где покоилось озеро размером в четыре футбольных поля. Принято решение осушить озеро и исключить возможность его возрождения. Для этого прокопали дренажные каналы с небольшим уклоном, протяженностью в один километр, что обеспечивает и поныне сброс дождевых и подземных вод в реку Тибр. В дополнение к традиционному камню были изобретены и применены новые строительные материалы - цемент и  красный глиняный кирпич. Это то, что человечество будет, с тех пор, применять всегда. Нижние ярусы выложены камнем, тяжелым и прочным. Верхние более легкие, сложены из кирпичей.  Применена арочная архитектура. Замыкающий камень в вершине арки обеспечивает наличие только сжимающих нагрузок на арку.

        Каждый ярус строения - это гигантское кольцо, составленное из совокупности арок, само уравновешивающих распорные силы. Каждая арка, это стандартный повторяющийся элемент. Их 80 в каждом ярусе, всего 240. Арки готовят отдельно, сразу несколько строительных бригад и поставляют их на сборку ярусов. Здесь, впервые в мировой практике, применялись стандартизация, распределение работ, а также строительный конвейер (задолго до конвейера Форда).
 
        Для столь масштабного строительства надо было очень много денег. Разумеется, имела место  разрушительная нагрузка на казну. Но налоги, как поборы с населения, Виспасиан не применил, чтобы не вызывать нарекания к себе. Средства были изысканы извне. Виспасиан послал своего сына Тита в Палестину,  разорять иудеев. Тит разрушил Второй иудейский Храм в Иерусалиме и разграбил все ценности, что были к тому времени накоплены там, как подношения в Храм. 30.000 иудеев были захвачены в рабство,  доставлены в Рим на торги, на популярные тогда рабовладельческие рынки. Средства, полученные от распродаж, использованы, в том числе, и на оплату квалифицированных работ при строительстве Колизея.
 
        Сопровождая задуманную стройку, Виспасиан оказался  настойчивым и талантливым предпринимателем. Сын поначалу был воином, добытчиком средств. Но именно ему, Титу, довелось завершить строительство Колизея и запустить его в эксплуатацию, одновременно со строительством верхнего яруса. Для защиты зрителей от палящего  солнца потребовалось воздвигнуть сверху на стержнях мягкий купол с отверстием в центре, для света и вентиляции. Зрители занимали места согласно своему статусу, по номеру яруса и сектора, указанному в купленном билете.

        Под сценой содержались дикие звери и ожидали боев гладиаторы. На сцене разыгрывались театральные кровавые побоища гладиаторов с дикими зверями и друг с другом. В угоду нравам, страстям и вкусам  зрителей-римлян.

        Рядом с Колизеем стоит самая крупная в Риме арка Константина, сооруженная в честь его побед в 312-ом году. От Колизея хорошо виден античный Римский императорский форум - городская площадь, рынок, центр политической жизни. Мы видим его снизу, поднимаемся по улице с его же именем и видим все сверху. С вершины Капитолийского холма. Сейчас можно различить составляющие его форумы: Цезаря, Августа, Мира, Траяна. К сожалению, сейчас остались только обломки колонн, статуй, строений.
На вершине капитолийского холма находится площадь, созданная по проекту Микеланджело. Здесь воздвигнут дворец Сенаторов с гармоничной двойной лестницей. В дворике еще два дворца: Новый дворец и дворец Консерваторов. Здесь же фонтан с колоссальной фигурой морского божества. Конная статуя императора Марка Аврелия. Внутри дворцов многочисленные музейные экспонаты.
 
        На улице, на стене висят огромные каменные карты-схемы, на которых изображены последовательно стадии завоевания Римской Империей Средиземноморья, стран запада и юга Европы и Малой Азии. Вплоть до наивысшего расцвета Империи - в эпоху Христа.

        Повсюду в провинциях  власть удерживалась силой войск, правили там римские прокураторы, собиравшие налоги с покоренных народов. Свое величие и средства, на шедевры которыми мы сейчас восторгаемся, Рим приобрел в значительной степени за счет разорения, подвластных ему, территорий. Повсюду насаждался чуждый образ жизни и чуждая религия. Римское господство вызывало протесты, восстания, иногда ожесточенное противодействие. Известны восстания кельтов, испанских, португальских племен, иудеев.

        В трагической судьбе иудеев Римская Империя особенно повинна, хотя и была уже пятой по счету империей насилия на их землях (вслед за Ассирией, Вавилоном, Персией, Македонией). Нашествия  привели к многократному выселению непокорных иудеев и к 2000-летнему рассеянию их по свету. Эти осколки нации сохраняли свой монотеизм (веру в единого бога) и продолжали жить, уже в чужих странах, по законам Торы, дарованной им Моисеем.
 
        Оставшиеся оккупированными, иудеи поднимали восстания против насаждения им римских богов и статуй римских императоров для неукоснительного поклонения и против актов публичного сожжения Торы. Для подавления восстания группы сопротивления Зелоты римляне выслали 60-тысячное войско. Было уничтожено 100 тысяч иудеев в Галилее. Разрушен Иерусалим и находившаяся там высшая иудейская драгоценность: Второй Храм Давида. При защите своих реликвий погиб почти миллион иудеев.
 
        Уцелевшие воины Зелоты укрылись в крепости Масада на вершине скалы на берегу Мертвого моря. Здесь они продержались 3 года, окруженные  римлянами. За это время римляне подготовили для штурма крепости осадные сооружения. Поняв бесперспективность дальнейшего сопротивления, 960 защитников крепости уничтожили самих себя.
 
        В дальнейшем римляне начали компанию по искоренению иудаизма, объявив Тору вне закона и насаждая свою языческую веру в многочисленных богов. Иерусалим превратили в языческий город. Новое восстание организовал раввин Акива. Вначале был успех, но важно выиграть последнее сражение. Раби Акива был сожжен, сожжены 985 поселений и уничтожено 580 тысяч иудеев. Это время является одной из Катастроф народа иудеев. (Следующей катастрофой было уничтожение 6.000.000 иудеев фашистами).

        Не менее важно влияние римлян и на формирование мировых религий. Понтий Пилат был жесточайшим римским наместником в Иудее. Под его присмотром произошло распятие Иисуса Христа, в чем обвиняют тем не менее иудеев. Среди бывших соратников Иисуса были 12 апостолов (послов, проповедников), в том числе наиболее выдающиеся апостолы Павел и Петр. Пережив кризис в связи с распятием Христа,  Павел резко порвал с иудаизмом. Якобы его посетило озарение. Он объявил иудаизм ошибочной религией. И отверг Тору с ее 613-ю заповедями, считая, что достаточно просто верить в Бога и быть свободным от соблюдения многочисленных ритуалов и традиций.  Из христианской секты, благодаря проповедям Павла, монотеистическое христианство стало самостоятельной религией.
 
        Павел совершил три миссионерских путешествия по странам Средиземноморья. Был за это арестован в Иерусалиме римлянами. Два года он провел под арестом в Кесарии и потребовал, чтобы его отправили в Рим, где бы он мог оправдаться перед судом кесаря. И был отправлен туда морем в сопровождении римских воинов. После кораблекрушения и недолгого пребывания на Мальте Павел прибыл в Рим. Церковь относит смерть Павла ко времени гонений Нерона на христиан.

        Еще одним апостолом в новозаветной мифологии явился Петр. Считается, что он первым провозгласил Иисуса мессией /Христом/, за что Христос назвал его «камнем», на котором со временем будет воздвигнут храм, что теперь в Ватикане.

        Прогулялись мы по площадям Рима. Площадь Венеции с дворцом Венеции - одна из первых построек эпохи Возрождения. Это живописное подковообразное многоярусное архитектурное сооружение с колоннами по полукругу и двумя портиками. В центре композиции грандиозный монумент Эммануилу II. Вверх ведет многоярусная мраморная лестница. От дворца виден дом Бонапарта с балконом, именно отсюда произносил свои речи предводитель итальянских фашистов Муссолини.
 
        Символ Рима - знаменитая статуя Капитолийская волчица и фигурки братьев-близнецов Ромула и Рема. Когда братики подросли, утверждается в легенде, Ромул убил Рема, чтобы стать первым царем дикого города-государства Рима.

        Есть в Риме и памятник сожженному Джордано Бруно на площади «вонючего» рыбного рынка, где много бомжей и студентов. Площадь Навона имеет вытянутую форму, напоминающую стадион. На площади три великолепных фонтана. Фонтан Мавр. Фонтан Нептун с изображениями царя морей и океанов, морских коней и других скульптурных групп. И фонтан четырех рек с аллегорическими фигурками рек Дуная, Нила, Ганга и Рио делла Плато, установленных вокруг живописной скалы. Очень милое местечко, тем более что здесь можно и умыться. Раньше Площадь Навона, загораживалась и заливалась водой. По ней на специальных прогулочных лодочках катались важные императорские особы города. Здесь же церковь Святой Аньезе. Это наиболее значительное творение в стиле Барокко.
 
        Пантеон - классический римский храм с колоннадой и треугольным фронтоном. Император Фока даровал этот храм папе Бонифацию IV, чтобы тот из языческого храма античной эпохи, чудом уцелевшего в бесконечных междоусобных войнах, оборудовал христианскую церковь. Наиболее интересен грандиозный купол с отверстием в центре диаметром 92 см. для освещения внутри храма. Стенки купола вафельные и толщина их уменьшается от основания к вершине. В пантеоне похоронен великий Рафаэль. Здесь  в гробницах  покоятся итальянские короли.
 
        Площадь Испании неправильной формы окружена зданиями разных стилей. Любимое место римлян. Главное в этой площади лестница, гармонично соединяющая плоскость площади с холмом Пинчо, часто используемая как подиум для демонстрации мод или концертная площадка под открытым небом. Внизу на площади оригинальный фонтан Лодочка. А на вершине холма церковь Святой Троицы с двумя выразительными колокольнями. Там же стоит египетский обелиск.
 
        «Район площади Испании - один из уютных  и поэтичных уголков Рима. Здесь жил Н.В. Гоголь на Виа Феличе - на Счастливой улице и был по-настоящему счастлив. Гениальный первый том «Мертвых душ» написан в обстановке величественного и вдохновенного барочного Рима».

        Вот его незабвенные строки о Риме глазами юноши, римского потомственного князя: «…он находил все равно прекрасным: мир древний, шевелившегося из-под темного архитрава, могучий средний век, положивший везде следы художников-исполинов и великолепной щедрости пап, и, наконец, прилепившийся к ним новый век с толпящимся новым народонаселением. Ему нравилось это чудное их слияние в одно, эти признаки людной столицы и пустыни вместе: дворец, колонны, трава, дикие кусты, бегущие по стенам, трепещущий рынок среди темных молчаливых, заслоненных снизу, громад, живой крик рыбного продавца у портика, лимонадчик с воздушной украшенной зеленью лавчонкой перед Пантеоном. Ему нравилась самая невзрачность улиц темных, неприбранных, отсутствие желтых и светленьких красок на домах, идиллия среди города: отдыхавшее стадо козлов на уличной мостовой, крики ребятишек и какое-то невидимое присутствие на всем ясной торжественной тишины, обнимавшей человека…» 

        А вот уж что вызывает самое сильное восхищение своим великолепием, так это Фонтан Треви на одноименной площади. Архитектор этого чуда Никола Сальви. Фонтан  находится перед фасадом дворца Поли. На значительной площади размещены многочисленные скальные выступы. Оттуда, разбиваясь на тысячи струй, низвергаются каскады чистой воды. Доминирующей фигурой является Бог моря Нептун. Полководец Агриппа объясняет императору Августу свой план подачи чистой воды в Рим. «Фонтан питается водой из античного водопровода Аква Вирго /вода Девы/, проведенного в I в. до н. э. по инициативе Марка Випсания Агриппы. Его воинам источник показала какая-то девушка, отсюда и название водопровода. Помните у Маяковского: «Как в наши дни вошел водопровод, сработанный рабами Рима»!? Новое название  «Треви» означает: «перекресток трех дорог». Вода  Треви самая вкусная в Риме». Перед скульптурной группой целое озеро чистой воды полукруглой формы. На площади несколько сотен людей любуются этим великолепием, пьют чистую воду и бросают монетки, чтобы, когда-нибудь сюда вернуться. Возможно уже в другой жизни, если верить поверьям. 

        После ночевки в загородной гостинице, мы на Римском метро едем в небольшое, но значительное государство Ватикан - оплот католического христианства. Фундамент Ватикана, камень, на котором он был построен - это могила святого апостола Петра, прибывшего в Рим из Иудеи. При царе Константине Великом над его могилой был построен маленький памятник с образом Христа. В течение веков, над могилой соорудили престол, балдахин, купол и громадный собор. В Евангелии рассказывается о последующем трехкратном отречении Петра от своего учителя. После распятия Христа, Петр возглавлял христианскую общину, стал проповедником христианства, добившимся успеха. Церковное предание называет Петра первым римским епископом, казненным, однако, во время гонений на христиан в период правления Нерона. В итоге христианство все-таки победило и в Риме.

        В Ватикане на площади св. Петра производились раскопки с целью найти останки легендарного апостола Петра, захороненного где-то под «черным камнем». Но ничего найти не удалось. Разве что вериги, что находятся в базилике Санта Мария Маджоре. С помощью железных цепей был распят вниз головой первый проповедник новой веры в Бога иудей Петр.
 
        На фоне хорошо раскрученных проповедей христианства, «слуги божьи» пинали первородную религию и самих иудеев, как носителей «ошибочной веры», ритуалов и традиций. Стало модой перед многотысячной паствой произносить в храмах наговоры и наветы, обвиняя иудеев во всех смертных грехах, которые ими никогда не совершались. Особенно преуспел Иоанн Златоуст. В головы верующих христиан и атеистов была вбита неосознанная ненависть к иудеям, передающаяся из поколения в поколения, из уст в уста...

        Вторую часть Ватикана представляет дворец-резиденция  преемника Петра -  Папы. При дворце Апостольская библиотека  и знаменитые музеи Ватикана, куда попасть очень трудно. Перед дворцом и собором площадь Святого Петра, место для проповедей, олицетворяющая собой стремление охватить религией весь мир. В центре площади Египетский гранитный обелиск.

        При восхождении под купол собора открывается вид на сам купол - величайшее творение Микеланджело, которым он завершил свое непревзойденное мастерство и умер в возрасте 83 лет, не успев получить за работу денег. Уважая античных зодчих, размер купола он сделал на 40 см в диаметре меньше, чем купол исполина Пантеона. Купол собора Святого Петра словно парит над вами. Через многочисленные расположенные по окружности  окна и окно в вершине проникает дневной свет. Отсюда великолепный вид на  дворцовую площадь. Поднявшись на высоту 92 метра к фонарю собора, можно наблюдать великолепную панораму зданий, садов и всего города-государства. Ватикан, как и сам Рим - это гигантский город-музей, обладающий сказочными сокровищами. Нужно потратить многие годы, чтобы осмотреть и насладиться всем этим. 

        В непосредственной близости от Собора и Соборной площади на излучине Тибра стоит великолепный для восприятия  замок Святого Ангела, который укрывал великих людей церкви в дни воин и катастроф. Он еще лучше смотрится с моста через Тибр, украшенного десятью белоснежными мраморными статуями ангелов.
Замок в форме цилиндрической башни вписан в четырехугольник крепостной стены, по углам которой поставлены крупные восьмиугольные оборонные сооружения с открытыми площадками наверху. Стратегическое расположение замка на берегу Тибра имело военное значение еще в Средние века. Начиная с 13-го века этот замок-крепость соединили с дворцами Ватикана прямым специальным переходом поверх крепостной стены через улицы города.

        Дальше маршрут путешествия привел нас в Венецию - город на воде, архипелаг, возникший на сотне островов, соединенных более чем 400 мостами. Удаленность от материка позволила когда-то Венеции развиваться самостийно и богато. У города своя культура и кровавая история. Например, вторжение Крестоносцев на Ближний Восток спонсировала ненасытная Венеция. Теперь «Светлейшая», как называли Венецию в период ее расцвета, умирающий город музеев, карнавалов и кинофестивалей.
С материковой Италией в Венецию туристов доставляют катерами. Самое посещаемое место - это набережная возле дворца Дожей /высших должностных лиц/. Длинный сплошной причал заполнен гондолами, несогласованно покачивающимися на воде, в ожидании желающих покататься.

        Многочисленный потешный флот. Все гондолы изящны и красивы. Но некоторые можно назвать царскими за их богатое убранство. Гондольеры с длинными шестами тоже экипированы соответственно. Вдоль набережной прямо на улице и в магазинчиках  обилие сувенирных товаров. Мы зашли в один из них. Здесь сотни изумительных и разных карнавальных масок, заготовленных для холодных дней традиционных карнавалов. В изобилии стеклодувная продукция местного венецианского промысла. Можно увидеть, как она производится, заказать что-нибудь. В торговом зале сидит женщина-художник и с помощью газовой горелки и стеклянной спицы изготовила нам великолепную сувенирную лошадку. На улице мы не удержались и купили кружевной белоснежный солнечный зонт.

        Прошли мимо дворца Дожей. Вдоль двух протяженных фасадных сторон  дворца проложен регулярный белоснежный кружевной узор, состоящий из арок, колонн, стрельчатых и круглых окон. Изысканный образец готического венецианского стиля. Живописный рисунок этого дворца узнаваем благодаря своей уникальности. Через узкий канал между зданиями суда и тюрьмы перекинут мостик-переход с двумя квадратными окнами, задрапированными каменным узором. Через эти окна осужденные на казнь или пожизненное заключение могут бросить прощальный взгляд на живописную лагуну. Это место называется:  «мост Вздохов».

        Вот она площадь Святого Марка! Это прямоугольная территория, ограниченная с трех сторон портиками общей протяженностью полкилометра. Это место для массовых мероприятий. Здесь сотни голубей. Площадь завершается кафедральным собором Святого Марка - небесного покровителя Венеции. Собор этот сказочной красоты с четырьмя разновеликими двухъярусными куполами и шестью огромными арками. В соборе хранятся мощи Святого Марка, похищенного у магометан в Александрии в 828 году. Внутренность собора содержит традиционные элементы базилики: алтарь, балдахин, крестильную. «Неможно глаз отвесть» от по-своему живописно убранных портиков, скульптур, полотен картин, отображающих земную жизнь Христа, сюжетами священной истории.

        Справа от собора 100-метровая колокольня со смотровой площадкой, позволяющей обозревать всю лагуну. Слева  - Часовая башня эпохи Возрождения. Она декорирована звездами на голубом фоне скульптурой мадонны с младенцем, крылатым львом и бронзовыми маврами. Легенда гласит, что создателей этого шедевра по завершении работы ослепили, чтобы они не могли нигде создать нечто подобное! По истине  царская оценка работы! В городе много ветхих заброшенных домов, где никто не живет. Владельцам их трудно содержать. Почти все жители Венеции обслуживают туристов.   

        Через монументальные ворота этой башни открывается проход к самой оживленной и торговой улице Венеции. Удивительно, что нигде нельзя присесть отдохнуть. Либо это стульчики частных кафе, либо «приват»-скамеечки для гондольеров. Главный остров-лагуну, где мы находились, кроме многочисленных узких улочек-каналов, рассекает Большой канал в форме буквы S.  По нему, как по водному проспекту, ходят рейсовые катера, моторные лодки и, конечно, гондолы – души ее жителей. Здесь каждый сентябрь проводится знаменитая историческая регата гондольеров. Главный мост, соединяющий оба берега Большого канала - это мост Риальто. Он арочного типа, что позволяет проходить под ним судам, каменный и по счету  четвертый. Предыдущие его собратья оказались ненадежны и либо сгорали, либо разрушались от наплыва посетителей. Почти каждый знаменитый художник или писатель посвящает этому городу свои произведения. Некоторые покупают землю для своей будущей могилы на одном из островов Венеции.

        Об этом гиды говорят, упоминая российского поэта и бывшего советского диссидента Иосифа Бродского. Кстати, длинный остров Лидо,  кроме кинофестивалей и могил прославленных современников, еще  знаменит своими оборудованными пляжами.


Рецензии
Ах, Флоренция! Колыбель Ренессанса, город властных Медичи и сердце Тосканы...

Воскресная месса Папы меня поразила, не проповедь читал, а разговаривал... Просто разговаривал с людьми, хоть я и не понимаю толком по-итальянски, но ощущения незабываемые. Заключительные слова, которые мне перевели "... и не забудьте помолиться за меня" - Обычный человек ))

Хорошие у Вас заметки, навеяло...

С большим удовольствие прочитала, наилучшие Вам пожелания!

Надежда Волкова 3   11.12.2019 22:33     Заявить о нарушении
Дорогая Надежда, спасибо за понимание и рассказ о впечатлениях во Флоренции!

Я сам плакал, глядя на архитектурные шедевры Флореции!

Вас - в избранные!

С УВАЖЕНИЕМ,

Лев Неронов   11.12.2019 23:22   Заявить о нарушении