Ангел милосердия

     События Великой Отечественной войны полны драматизма. В них переплетаются судьбы людей и трудные военные дороги. Сколько человеческих жизней отняла война, скольких  людей сделала инвалидами.
  Пересказываю для читателей журнала  историю о судьбе  необыкновенной женщины, сестры милосердия.  Сестрёнка… Так звал боец слабеющим голосом свою спасительницу, и она находила его в самом пекле огня, выносила с поля боя. В медсанбатах и прифронтовых госпиталях после ожесточённых боёв начиналась новая борьба за жизнь израненных бойцов. И когда сердцу ветерана не даёт покоя та далёкая война, он вспоминает наполненные состраданием глаза ангела милосердия, склонившегося над ним в ослепительном свете операционной прифронтового госпиталя…
     Ветеран войны Екатерина Филипповна Розова, хрупкая и улыбчивая. Такой она осталась в моей памяти, когда ещё могла ходить и разговаривать.  Во время нашей беседы  Екатерина Филипповна старалась не давать воли слезам, но глаза наполнялись ими, когда  начинала вспоминать о своей фронтовой судьбе.  По её воспоминаниям можно написать целую повесть…
    Катя Розова  после окончания школы, не задумываясь, поступила учиться в медицинское училище. Мечтала работать акушеркой в родильном доме и радоваться рождению новой жизни. Она никак не ожидала, что скоро окажется среди смерти и разрушения.
   В мае 1941 года пришла из военкомата повестка – в случае войны прибыть в военкомат в течение пяти дней…   А  уже 27  июня  1941 года  Екатерина рассталась со своими родными и близкими, с родным селом  Алексеево-Лазовским Ростовской области и прибыла в Ростов – на Дону, где разворачивался госпиталь № 1600. Она была назначена  на должность  операционной сестры. Так началась её военная судьба.
   Госпиталь был всё время  в пути: то эвакуация в заснеженную Сибирь, то опять в родную Ростовскую область.  Проезжая узловую станцию Лихая, Катя вместе с подругой сошла с поезда, чтобы набрать кипятка. Эшелон тронулся, и они опоздали. Расстроенные девушки смущённо отказались ехать в вагоне с красноармейцами идущего следом поезда и взобрались на открытую платформу этого эшелона. Внезапно началась бомбёжка. Взрывной волной девушек снесло с платформы…
   Катя долгое время лежала без сознания с сильной контузией и с раздробленной ступнёй правой ноги.  В таком состоянии её нашли жители станции и отвезли  на подводе в медсанбат. Но снова началась бомбёжка, и медсанбат был почти полностью разрушен.
  Среди развалин жители станции вновь нашли тяжелораненную Катю,  спрятали в подполе  и стали выхаживать. 
   Немцы оккупировали местность. Оставаться у  добрых людей было нельзя, чтобы не подвергать их опасности. Недалеко от станции жил дядя Екатерины Розовой, и ей удалось ночью перебраться к нему. В подполе его дома она провела почти целую зиму. Наконец территория была освобождена от немцев.
    Хотя нога Кати  срослась неправильно, и ходить было очень тяжело, она сразу прибыла в Красносулинский военный комиссариат  и оттуда направлена в госпиталь № 888267 на Украину. Это была Вторая гвардейская армия, где Екатерина Розова  служила до конца войны.
   После разгрома гитлеровцев под Сталинградом наши войска  продвигались очень быстро, освобождая родную землю. Однажды в госпиталь привезли тяжелораненного немецкого офицера. Он нужен был разведчикам как «язык». Немцу необходимы были срочная операция и переливание крови.  Главврач был против такой помощи – кровь нужна была раненым красноармейцам. Екатерина Розова вызвалась быть донором...
  Немецкий офицер был озлоблен, ругался «по-русски», но после операции присмирел и благодарно смотрел на Катю, которая ухаживала за ним так же заботливо, как и за другими ранеными.
  Он поправился, и его забрали работники НКВД.  А Екатерина Розова  никогда  не сомневалась в правильности своих действий.
 «Сестра милосердия не вправе выбирать, кому оказывать помощь, кому – нет, она обязана сохранить жизнь», - таково было  её мнение на все времена.
    Сколько жизней помогла сохранить эта хрупкая женщина, скольким стала ангелом-хранителем, сосчитать трудно. Фронтовая операционная сестра  Катя  Розова помнит их лица и не может забыть ощущение необычной жизненной силы, исходящей от красноармейцев. Даже тяжелораненые стремились скорее  вернуться на фронт.
   Особенно трудно было ей вспоминать тех, кого пришлось хоронить… Екатерина не могла забыть пятнадцатилетнего паренька, подобранного красноармейцами  в освобождённой от немцев украинской деревне. В госпиталь он попал с осколочным ранением после налёта вражеской авиации.
Катя провела возле его постели не одну  бессонную ночь. Он быстро и сбивчиво  по-украински говорил, что обязательно встанет на ноги, будет служить в армии мужественно и честно, обязательно отомстит  за своих родителей. Но не суждено было этому сбыться…
   А дальше были опять огненные фронтовые дороги. И сошлись они в последней точке  для  Екатерины в той далёкой войне – в Кёнисберге. В одну из весенних ночей рядом с госпиталем началась сильная стрельба. Первая мысль была у Екатерины: «Прорвались немцы! Надо защищать раненых».  Забежал  дежурный: «Победа! Победа!»
   Потом был парад Победы в Москве на Красной площади. Екатерину Розову откомандировали  из госпиталя для медобслуживания  участников парада. Со слезами гордости она смотрела, как складывались ненужным хламом фашистские знамёна перед Кремлём. В душе звучала песня мечты о мирной жизни. Возвращалась в госпиталь с надеждой на скорое увольнение. Но эшелон пошёл на Дальний  Восток…
   Опять страшная по жестокости война, опять раненые красноармейцы и … японские  военнопленные. И опять милосердные сердца русских женщин согрели своим теплом беспомощных врагов.
   Выдержав и это испытание, Катя Розова в декабре 1945 года вернулась домой. А в 1949 году волею судьбы снова  оказалась на Дальнем Востоке и вышла замуж  за военнослужащего, родила двух дочерей.
  Судьба складывалась нелегко, но ангел милосердия – Екатерина - по-прежнему выполняла свою миссию и долгие годы работала старшей медсестрой в детской больнице. У неё появились внучки и правнучка, унаследовавшая от прабабушки неунывающий характер. Именно её характер, считает Екатерина Филипповна, помог ей в трудные годы  бороться за продолжение жизни.





Публикации в газетах "Владпресс", "Утро Россия" и в др.  На фото - в центре.
 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.