О том, как язык нашу жизнь опережает
"Социальное животное", "венец творения", "смертный бог", "царь природы"...
Как только человеки не называют сами себя . Точнее, некий свой "обобщенный образ".
Какого-то одного определения так и не подобрали до сих пор.
Хорошо, что при всей нашей склонности конфликтовать по любому поводу, хоть из-за определения “что такое человек” мы не воюем. А то...
Да, так вот, явление это, "человек", несмотря на окончательную неясность термина, почему-то все же "интуитивно понятно".
Ведь мы явно имеем в виду нечто определенное, когда говорим друг другу и нашим детям: "Будь человеком!"
Особенно, когда нам что-то от них надо: "будь человеком, сделай то-то...", "ну будь человеком, дай мне это..."
То есть, для нас "человек" - это такое особенное существо, которое способно, - и наверное, даже хочет, - делать добро другому.
Чем и представляется нам качественно лучше и выше тех, кто, ощущая только лишь свои личные заботы и проблемы, способен делать добро только себе самому.
Так ведь?..
Если это закреплено в языке - значит, это существует у нас в менталитете.
Мы же говорим, например, о ком-то: "Вот это - человек!"
Есть даже выражение "человек с большой буквы".
Что это означает? - что тот, о ком идет речь, способен вместить в себя заботы, проблемы и обстоятельства многих людей и охотно способствовать их решению и "благоустроению".
И чем большее количество чужих забот и проблем человек этот способен вместить в свою душу, тем, условно говоря, "больше буква".
То есть - больше оснований называться человеком.
*** ПРАВИЛО ВРУНГЕЛЯ ЗДЕСЬ НЕ РАБОТАЕТ ***
А теперь к теме нашего рисунка.
Хоть это и горестная карикатура, но ведь веселого и юморного в этом деле действительно мало.
Допустим, - например, - что мы желаем, чтобы из наших детей, из каждого, вырос "человек". Допустим.
Почему тогда система, в которой произрастают детишки, - система государственная, солидная, разветвленная, - почему она занимается только лишь образованием?
Но уж никак не тем, чтобы вырастить из каждого из них "человека".
Так вот откровенно и называется: система, или же, министерство "образования".
Есть, конечно, такие страны, как Израиль, где - то ли от желания соригинальничать, то ли действительно исходя из благих намерений, - система и министерство называются не "образования", а "воспитания".
Просто невероятно.
Но - была бы вывеска, - а дела она не меняет.
Правило капитана Врунгеля: “как вы яхту назовете, так она и поплывет”, - здесь не работает. Яхта, названная “Министерство воспитания”, плывет курсом впихивания в детишек знаний и сведений, сведений и знаний.
Ветер огромного бюджета весело свистит в парусах, а на палубах и в кубриках идет муштра и зубрежка.
*** ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ***
Спросите их о проблеме воспитания ребенка человеком.
Вы думаете, они о ней не знают?
"Чтоб каждый вырос настоящим человеком? - да, конечно, но, видите ли, - план. Учебная программа.
И вообще, вы своими вопросами все-таки мешаете нам работать, а у нас и так зарплаты мизерные, у нас и так скоро забастовка...
Да, мы обязательно рассмотрим и внесем...
Да, всего хорошего..."
Так что появление в будущих поколениях человека, то есть существа, которое характеризуется отдачей, ощущением забот и проблем ближнего, склонностью к созданию с окружающими отношений взаимопомощи, - откладывается на неопределенный срок.
При том, что понятие "человек", которое в языке и сознании упрямо существует - согласитесь, - феномен необычный.
Язык, как явление якобы служебное, которое всегда развивается вслед за развитием и усложнением жизни, - в нашем случае опережает саму жизнь.
Как говорил один мультгерой: "Это "ж-ж-ж" неспроста!"
Вот вам и карикатура, вот вам и юмор…
Свидетельство о публикации №219042201131