Философский анализ причины суицида

"Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно." Альбер Камю.

"Раз люди кончают самоубийством...значит, существует нечто, что хуже чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого." Симона Де Бовуар

Я думаю, что проблема самоубийства не должна обходиться стороной, хотя это очень сложная тема, полная своих противоречий. К сожалению, в современном философском дискурсе не особо затрагивается проблематика суицида и смерти. В социально-культурном пространстве современного постмодернистского общества о суициде могут лишь сказать то, что это просто что-то ужасное и трагичное, в духе эдакого буржуазно-сентиментального сострадания или морализаторского осуждения. Если посмотреть на современный социум и идеологию общества потребления, то с одной стороны мы видим гедонистический культ жизни ради удовольствий и подъем нового утилитаризма, а с другой стороны просматривается скрытое замалчивание проблем отдельного человека с его переживаниями и экзистенциальным кризисом. Несмотря на провозглашаемый индивидуализм и  позитивное отношение к жизни, культ успеха и развлечений, мы видим как бы давление общества и идеологии на внутренний мир отдельной личности, невнимание и даже презрение к внутренним проблемам человека. Парадоксально, но несмотря на провозглашаемые формальные демократические свободы (слова, совести, религии и пр.), прослеживается довольно жесткое тоталитарное навязывание единого монопольного взгляда на жизнь. Человеку уже с детства диктуется, что он должен вкусить как можно больше разнообразных удовольствий, а также вести довольно ускоренный ритм жизни, все время быть чем-то занятым, не важно будет ли это карьерный рост или же прозябание в кальянной. Суть в том, что личности внушается идея тотального чего-то делания в ущерб уединению и внутренней саморефлексии. Общество как бы одобряет тот факт, что ты вроде бы как состоялся в жизни и социализирован, приняв господствующие установки и готов со всеми остальными вращаться в колесе бешенного темпа жизни. Человеку как бы скрытно говорят, что он должен быть прилежен в работе и  слушаться начальство, но при этом также и уметь как следует оттянутся после насыщенных будней, позвав на вечеринку как можно больше «друзей», коллег и знакомых, тщательно налаживать связи и не сторонится светских бесед. В этом и коренится причина того, что человек избегает своих внутренних проблем, всячески старается как бы растворится в информационном шуме и чрезмерной общительности, а то и вовсе сбежать от давления внешнего мира в иллюзии. Эскапизм также является механизмом бегства от гнетущего репрессивного общества в мир грез, отсюда уход в виртуальную реальность,  в алкоголь или наркотики. Психика человека подвергается довольно жестким стрессам от чрезмерно навязчивого, насквозь пропитанного материалистической и утилитарной идеологией общества. Все это приводит к тому, что личность не успевает вовремя отслеживать внутренние позывы, исследовать свои накопившиеся противоречия и конфликты. Со временем большинство людей так сильно погружаются в рутину и заполняющие их  досуг развлечения, что они совершенно  не осознают свое отчуждение от общества и самих себя. Скрытые страхи и тревоги, чувства нереализованности и подавленности – все это никуда не девается, а лишь копится внутри нас до тех пор, пока не дойдет до точки кипения. Вот когда неразрешенные конфликты и накопленные подавленные чувства не  находят своего выхода, то возникает мощный всплеск и человек вдруг осознает всю абсурдность происходящего, приходя в полное отчаяние. Страдание от бессмысленности жизни, разочарование в себе и людях, ощущение непричастности к бытию и  разорванности с миром,  расколотость своего «Я» на множество фейковых масок – все это признак внутреннего кризиса человеческой души, впоследствии приходящей к идее покончить со всем этим.

Итак, пусть дорогой читатель подумает, почему же все-таки несмотря на возросший уровень жизни и прогресс науки, люди все равно продолжают сводить счеты с жизнью, страдать депрессиями и ощущением бессмысленности бытия. Мы сказали уже, что современный человек отчужден, пребывает в конфликте и экзистенциальном кризисе, о чем уже писали великие мыслители XX века вроде Эриха Фромма, Карла Юнга, Альбера Камю, Германа Гессе. Но ведь и в прежние эпохи были свои проблемы, люди также подвергались как психологическим, так и физическим стрессам. Правда стоит учесть, что и жили тогда меньше, умирали чаще в войнах, а общество было насквозь религиозным. В средние века религия была как некий опиум, она обезболивала и тем самым помогала переносить трагизм жизни. После того, как наступившая буржуазная эпоха «убила бога», то образовавшуюся пустоту на какое-то время заполнили идеологии вроде национализма, ленинизма и новые оккультные учения, различного рода псевдонаука вроде магии, астрологии и спиритизма. Затем появилась на сцене постмодернистская парадигма, в которой как раз все внимание сосредоточилось на сугубо человеческих и прагматических целях, а идеалы справедливого гуманистического общества и религиозно-философские учения стали подвергаться агрессивным нападкам и называться утопическими. Провозглашается конец истории и приход последнего человека, где вроде бы как нет места борьбе за какие-то идеалы и духовные поиски чего-то высшего. «Человеческое, слишком человеческое» на деле оказывается не гуманизмом, а всяческим оправданием всего низменно-животного, происходит подавление духовного порыва и поощрение телесного гедонизма. Наука продает себя крупному капиталу и ведущие корпорации нанимают себе на службу убежденных ученых – материалистов, уверенно всем твердящим о том, что человек то всего лишь социальное животное, а вопросы о смысле жизни бессмысленны и мы лишь просто хотим утешить себя тем, что уникальны и есть какая-то другая, более совершенная жизнь. Отчаявшемуся духовно алчущему человеку, не наработавшему пока еще себе мощный внутренний стержень, приходится очень сложно в современном обществе потребления, так как он видит всю абсурдность происходящего, что по сути это все не что иное, как «дорога в ад» («The Road to Hell» как пел Chris Rea). В итоге происходит либо эскапистский «уход в себя» и замкнутость в своем футляре, либо жесткая мизантропия и цинизм, либо же ненависть к миру и к самому себе, что в конечном итоге вызывает суицидальные наклонности. Крах старых идеалов, внушенных прошлыми поколениями при воспитании, приводит романтичного идеалиста к глубокому разочарованию и ненависти к несовершенному обществу. Отсюда склонность уйти в лоно природы, к до-цивилизационному существованию, дауншифтинг и переезд в этнические общины, где снова будут все решать традиционно-родовые отношения, а личность освободится от бремени свободы, от которой так страдает цивилизованный человек. Также возможен уход в радикальные религиозные группы, где можно будет получить простые ответы о смысле жизни и как-то побороться с прогнившим миром. Наконец, отчаяние и разочарование доходит до такого накала, что выход видится именно в самоубийстве. Насколько же страшно это душевное состояние, что человек даже не боится смерти и возможных последствий после нее (если все-таки правы религии с их идеями воздаяния или атеизм с его вечным небытием после смерти). Страх перед неизвестностью видимо замещается мощным внутренним переживанием бессмысленности своего существования и мира в целом, поэтому человек решается оборвать свое бытие. И мы сейчас говорим не о подростковом суициде, когда еще происходит становление психики  и вовсю играют гормоны. Тут речь как раз о взрослом человеке, который переживает крах своих идеалов и не видит смысла жить просто потому, что не видит никакого света в конце тоннеля, никаких надежд и целей. Ведь если нет никакой высшей цели для человечества здесь на земле и нет никакой высшей идеи для отдельного человека, то возникает вопрос «зачем же тогда все это?». В таком случае, та же смерть близкого человека, проблемы в личной жизни,  конфликты на работе или насмешки над наивными идеалами со стороны окружающих – все это лишь служит катализатором, подталкивающим к отчаянному решению спустить курок и покончить со всем этим. Таким образом, проблема суицида коренится в том, что человек теряет связь с самим собой и отчуждается от бытия, страдая от тревожного ощущения бессмысленности жизни. И эта проблема не может быть решена лишь тем, что все люди на земле станут жить сытно и в довольстве. Как раз наоборот, нарастающий духовный кризис человечества будет усугублять экзистенциальные проблемы, особенно у тех, кто еще не впал окончательно в животность и не превратился в "хорошо обученный накормленный автомат", как об этом нам писал Эрих Фромм. Необходимо выработать внутренний самоконтроль и духовную дисциплину, найти что-то интересное и творческое, выстроить высокие взаимоотношения с близкими по духу единомышленниками. Человек должен знать, что он все-таки не одинок в этом мире и должен как следует отстаивать себя, не уходить в свой замкнутый частный мирок и не поддаваться власти коллективного стадного эгрегора. Сохранив свою индивидуальность и при этом выстраивая коммуникацию с достойными людьми, а также имея любимое дело своей жизни - все это поможет выстоять прозревающему человеку в эпоху постмодерна.

С наилучшими пожеланиями, ваш автор!


Рецензии
Надеюсь, что я ошибаюсь, но я думаю, что идея о суициде посещала, если не всех, то многих. Ведь неоправданные ожидания, разрушенные иллюзии, предательства, обман, страшные болезни - всё это очень тяжело пережить. И только сильные люди могут справиться с навалившимися трудностями. Самоубийство - это высшая точка отчаяния, когда кажется, что ничего уже не поможет, и ничего не может быть хуже...

Мария Гвоздева   21.10.2020 18:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.