Теория всего, чего нет. приложения

 Книга 3. Приложения к Теории
 
***
   приложение 3

 "Космос" Карл Саган

 Я уважаю этого человека, как писателя, учёного, популяризатора, как человека с юмором. В предисловии к его книге сказано, что многое из написано в ней не объективно, отражает лишь его понимание и интерпретацию явления, просто уже устарело или неверно из-за новых открытий в космологии и космических технологиях. И что? Разве мы смеёмся, читая Аристотеля, Декарта, Гюйгенса, или Плиния? Мнение, а тем более способ мышления умного человека в любом случае достойны внимательного изучения. А "устарело" - критерий совсем ненадёжный. С моей точки зрения, многие современные фундаментальные истины следовало бы пересмотреть в свете новых прочтений древних учёных и философов. Какие-то мысли Сагана перекликаются с моими догадками, служа мне некоторой поддержкой, его взгляды на методы современной науки также созвучны моим, а другие выдержки его текста служат порой забавными, порой зловещими иллюстрациями  непростой судьбы новых взглядов на мир...

 - "... Шкловский (с которым Саган дружил и сотрудничал, работал над программами поиска внеземного разума) со временем разочаровался в своих ранних романтических убеждениях ("Вопросы философии" 1976г."О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной"). Саган же, наоборот, до последних дней надеялся, что внеземные сигналы будут вот-вот обнаружены. В 1985 г. он написал научно-фантастический роман "Контакт", по которому в 1997 г. был снят одноимённый фильм."

 -1-
 -"... Множество гипотез, предложенных как учёными, так и дилетантами, оказались ошибочными. Но наука сама исправляет свои ошибки. Чтобы добиться признания, все новые идеи должны пройти через суровую проверку доказательств... хуже всего не то, что ... гипотезы ошибочны или находятся в противоречии с надёжно установленными фактами, а то, что некоторые люди, считающие себя учёными, пытаются запретить... такие работы. Наука создаётся свободными исследованиями и служит им: любая гипотеза, сколь странной она ни была, достойна того, чтобы быть рассмотренной по существу. Запрет неудобных идей - обычное дело в религии или политике, но этот путь не ведёт к знанию, ему нет места в научном поиске. Нам не дано знать, кому откроются новые фундаментальные истины..."

 -2-
 - " ... Согласно Плинию, римляне воспринимали слово sideratio, как "месть планеты". В планетах принято было усматривать непосредственную причину смерти людей." - Вообще-то, непосредственная причина  смерти людей в большинстве случаев - это жизнь. И это не каламбур, но фундаментальная истина."

 -3-
 - "... Земля сконцентрировалась... примерно 4,6 миллиарда лет назад... уже вскоре после этого, около 4 миллиардов лет назад, в первобытных океанах зародилась жизнь... в один прекрасный день СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО появилась молекула, способная воспроизвести свою собственную ГРУБУЮ копию... Требуется немалое время, чтобы случилась мутация, улучшающая работу организма... движущей силой эволюции служат именно эти НЕВЕРОЯТНЫЕ события (случайные мутации)... Около трёх миллиардов лет назад несколько одноклеточных растений объединились по какой-то причине, ВОЗМОЖНО из-за мутации, которая препятствовала разъединению клеток, образовавшихся после деления. Так началась эволюция... Живая материя возникла почти сразу после образования Земли, и это позволяет предположить, что жизнь, возможно, есть химический  процесс, с неизбежностью возникающий на планетах земного типа..."
  - "... И опять не могу удержаться, чтобы не удивиться страсти людей всё подгонять под стандартные установки. Ведь всем должно быть ясно, что теория Дарвина верна лишь в отношении организмов, т.е. физиологии, но не разума. В который раз, читая о мыслителях самых древних времён человечества (оставивших письменные памятники), поражаюсь современности их мышления, и тупому пользованию своим разумом многих и многих моих современников. Иногда кажется, что идёт не эволюция, но деградация разума. Но тогда получается, что разум был создан сразу во всём полном объёме, и с течением времени какие-то его свойства стираются, отправляются в архив за ненадобностью, и их нужно восстанавливать, чтобы деградация не стала необратимой. Насчёт возникновения жизни в принципе, С. Хокинг сказал, что это, видимо, зависит от состояния Вселенной в начальный период после большого взрыва. Моё мнение таково, что если У РАЗНЫХ УЧЁНЫХ СУЩЕСТВУЮТ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ НАСЧЁТ ЧЕГО-ЛИБО, ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЛИБО ОБЩЕПРИНЯТАЯ ТЕОРИЯ ЭТОГО САМОГО "ЧЕГО-ЛИБО" НЕВЕРНА, ИЛИ В ОТНОШЕНИИ "ЧЕГО-ЛИБО" ЛЮБОЕ ЗДРАВОЕ МНЕНИЕ РАВНОЦЕННО С ЛЮБЫМ ДРУГИМ (О чём опять таки очень хорошо сказал С. Хокинг)."

 -4-
 - "..."Космос"- это греческое слово, означающее порядок во Вселенной. Оно противоположно по смыслу слову "хаос" и подразумевает глубокую взаимосвязь всего сущего. Оно внушает священный трепет перед сложностью и изощрённостью взаимосвязей, пронизывающих Мироздание..."

 -5-
 -"...Недоразумения и злоупотребления свойственны всем человеческим институтам, но тем не менее у каждого из них есть своя функция, недоступная другим. В частности, в компетенции религии, или, точнее, метафизики, находятся вопросы о смысле жизни и ценностях, о морали и этике. Позитивистская наука не может включить их в свой круг ответственности, так как в этой сфере эмпирический метод бессилен.
 Поэтому любая атеистическая система должна выработать некую собственную метафизику. И поэтому Саган Высшим смыслом объявляет самопознание Мира, осуществляемое через разумных существ. Отсюда появляется моральный императив: будучи порождением  Космоса, мы в долгу перед ним и не можем допустить, чтобы по нашей вине его самопознание остановилось. Человечество должно приложить все силы к тому, чтобы выжить..."

 -6-
 - "Размеры и возраст Космоса лежат за пределами нормального человеческого понимания. Наш крошечный планетарный дом затерян где-то между вечностью и безмерностью пространства. Перед лицом Космоса большинство людских дел выглядят незначительными, даже пустячными..."

 -7-
 -"...Мы знаем, что в Александрийской библиотеке хранилась ныне утраченная мировая история в 3-х частях, написанная вавилонским жрецом Беросом. Первая часть освещала период от сотворения мира до Всемирного потопа, период, который длился 432000 лет, то-есть примерно в сотню раз дольше, чем по хронологии Ветхого завета. Любопытно, что же там было написано? "

 -8-
 - "... Астрономы называют этот рой облаком Оорта, по имени голландского астронома Яна Хендрика Оорта (1900-1992), который выдвинул гипотезу о его существовании. Облако Оорта до сих пор остаётся гипотетическим объектом, так как его непосредственное наблюдение находится далеко за пределами возможностей современной техники..." 
 (Облако Оорта - рой металлическо-ледяных глыб, окружающих солнечную систему.)

 -9-10-
 - "Галилей великой герцогине Кристине: - Несколько лет назад... я открыл в небесах множество вещей, которых до нашего века никому видеть на доводилось. Новизна этих вещей, а также некоторые выводы, из них вытекающие и противоречащие физическим представлениям, коих придерживаются обычно академические философы, восстановили против меня немалое число профессоров(среди которых много священников), как будто я своими... руками поместил эти вещи на небо с целью внести беспорядок в природу и ниспровергнуть науки. Они, похоже, забывают, что умножение известных истин способствует исследованиям, законности и развитию искусств..."
 - "Рене Декарт в 1634г. одному из своих корреспондентов: - Несомненно, вы знаете, что Галилей подвергся недавно осуждению Святой инквизиции и что его взгляды на движение Земли признаны еретическими. Должен Вам сказать, что все эти вещи я объяснил в моём трактате, который включает также доктрину о движении Земли, и они настолько взаимосвязаны, что достаточно обнаружить ложность одной из них, чтобы все... стали ненадёжными. Хотя я думаю, что они основаны на очень надёжных и очевидных доказательствах, я не желал бы ни за что в мире поддерживать их против авторитета церкви... Я хочу пребывать в мире и продолжаю следовать девизу, с которым вступал в жизнь: "Чтобы жить хорошо, надо жить незаметно".
   
 -11-
 - "... В несовершенный телескоп Галилея они (кольца Сатурна) казались двумя симметричными выступами возле диска Сатурна. Галилей несколько озадаченно говорил, что они напоминают ему пару ушей..."

 -12-
 - "... Гюйгенс говорил, что взгляды Коперника приняты всеми астрономами, за исключением тех, кто "слишком медленно соображает или находится под властью предрассудков, навязанных исключительно человеческой волей." В Средние века христианские философы любили приводить такой аргумент: коль скоро небеса обращаются вокруг Земли всего за сутки, вряд ли они могут быть бесконечно велики в размерах..."

 -13-
 - "... Гюйгенс... допускал, что "планетяне" могут иметь "тела" , в целом и в каждой части сильно отличающиеся от наших... довольно смешно думать, что мыслящий Дух не может обитать в какой-либо из форм, отличной от нашей собственной". Можно быть изящным, даже если выглядишь странно, говорит он. Но затем пускается в доказательства, что обитатели планет не должны выглядеть "СЛИШКОМ необычно..."

 -14-
 - "... Анаксагор верил в существование бесконечного числа миров, сплошь населённых и проходящих через циклы распада и возрождения. - Однако, - как с сожалением отмечает святой Августин, - он не больше, чем Фалес, связывал причину всех этих непрестанных изменений с деятельностью Божественного разума.
 Именно он впервые использовал слово "Космос" для обозначения упорядоченной и гармонично организованной Вселенной, мира, доступного человеческому пониманию.
 Пифагор же учил, что законы Природы можно вывести из одних только умозаключений. Он и его последователи не принадлежали к числу экспериментаторов. Они были математиками. И последовательными мистиками..."
 
 -15-
 - "... При обсуждении следует, конечно, больше придавать значения силе доказательств, чем авторитету. Так что... желающим научиться авторитет учителя приносит даже вред, потому что они перестают сами рассуждать и считают бесспорными только суждения того лица, которого они почитают. Я не одобряю пифагорейцев, которые на вопрос: "Почему так ?", обычно отвечают: "Сам сказал!"
 "Сам" - это значит Пифагор. Столь великой оказалась сила предвзятого мнения, что авторитет стал действовать даже без доказательств."

 -16-
 - "... Шестое столетие до нашей эры - период поразительного интеллектуального и духовного подъёма на всей планете. Это было время не только Фалеса, Пифагора, Анаксимандра и других ионийцев но также время... фараона Нехо, отправившего экспедицию вокруг Африки, Зороастра (Заратустры) в Персии, Конфуция и Лао-цзы в Китае, еврейских пророков в Израиле, Египте и Вавилоне, Будды Гаутамы в Индии. ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, ЧТО ВСЕ ЭТИ СОБЫТИЯ ПРОИСХОДИЛИ БЕЗ ВСЯКОЙ СВЯЗИ ДРУГ С ДРУГОМ..." 
 - "... Однако доступность рабской силы подтачивала экономические мотивы развития технологии. Так торговля, которая содействовала ионийскому пробуждению около 600 года до нашей эры, спустя два столетия привела его к упадку, дав толчок развитию рабства. Какая величайшая ирония судьбы..." 

 -17-
 - "... Бог способен создавать частицы вещества различных размеров и форм... и, возможно, различной плотности и силы и таким образом изменять законы Природы и порождать разного вида миры в различных частях Вселенной. По крайней мере, я не вижу в этом ничего противоречивого." - Исаак Ньютон. "Оптика."

 -18-
 - "... Слово "иррациональное" первоначально означало лишь то, что число невозможно представить в виде отношения (ratio). Однако для пифагорейцев оно наполнилось зловещим смыслом, намекая на то, что их взгляд на мир может оказаться лишённым всякого смысла, и отсюда  происходит другое значение слова "иррациональный". Вместо того...
 ... Слово "квинтэссенция" (от лат. guinta essentia - пятая сущность) иногда применяется в современной космологии как синоним более широко закрепившегося термина "тёмная энергия". (особое состояние материи, ответственное за ускоренное расширение Вселенной.)

 -19-
 Тема несоответствия теории Большого взрыва всё... появляющимся новым фактам и теориям уже навязла в зубах, но рассуждения К. Сагана (который занимает неопределённую в этом вопросе позицию) всё-таки хочется привести.
 - "... Смут склоняется к выводу, что Большой взрыв был гораздо менее однородным, чем это следует из его же собственных наблюдений (?), что первоначальное распределение материи во Вселенной было сильно неоднородным... Возможно, этот парадокс удастся разрешить, рассматривая два или более (!!!) одновременных Больших взрыва... Что ему предшествовало? Крошечная Вселенная, лишённая вещества, которое потом неожиданно было создано из ничего? Почему это произошло?... Это просто уход от истины... Мы... должны спросить, откуда взялся БОГ. И если решим, что вопрос не имеет ответа, то почему бы нам... сразу не признать, что вопрос о происхождении Вселенной неразрешим? Или, если мы согласимся, что Бог существовал всегда, почему не заключить сразу, что Вселенная существовала всегда?" - здесь Саган всё-таки ошибается, путая два разных понятия - "Вселенная" и "Мироздание". Вселенную создал Бог, это Его творение, следовательно, оно не может существовать "всегда". А Мироздание" - здание, в котором "живёт" Бог. Они вечны, два этих явления. И время существования Вселенной зависит от них. 

 -20-
 Предыдущее суждение (-19-) было скорее философским, тема же отдаёт материализмом, и потому следующим номером будет именно материалистическое построение, хотя материализм здесь вообще не при чём, скорее, современное мифотворчество.
 - "... Наиболее очевидным объяснением красного смещения был эффект Доплера: - галактики удаляются от нас; чем дальше находится галактика, тем выше скорость её удаления. НО ПОЧЕМУ ГАЛАКТИКИ РАЗБЕГАЮТСЯ ИМЕННО ОТ НАС? Неужели есть что-то особенное в нашем местоположении во Вселенной... По всей видимости, гораздо более вероятно, что сама Вселенная расширяется, унося с собой галактики - (вот ответ, который НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯЕТ!!!)... Видимое удаление галактик при доплеровской интерпретации красного смещения - это не единственное доказательство Большого взрыва. Независимым и очень убедительным подтверждением служит чернотельное (!) фоновое космическое излучение... постоянно приходящее к нам из космоса совершенно однородно со всех (!) сторон..., каковое и должно быть от заметно ослабшего излучения Большого взрыва. (ТАК ОН БЫЛ СО ВСЕХ СТОРОН, ИЛИ ВСЁ-ТАКИ ТАМ, ОТКУДА МЫ РАЗБЕГАЕМСЯ???) Но и здесь есть нечто загадочное... Звёзд (обладающих синим свечением) должно быть столько же, сколько красных. В действительности... наблюдаются почти исключительно красные смещения... Некоторых  астрономов преследует подозрение, что не всё так гладко с выводом о расширении Вселенной, сделанном исходя из доплеровской природы красного смещения галактик... Если красное смещение вызвано расширением Вселенной, то из большой разницы красных смещений следует большая разница расстояний до галактик. Но две физически связанные галактики вряд ли могут быть столь сильно удалены друг от друга..." - комментарии? Но это просто фиаско теории Б.В. Рушится отправная точка всего построения. Ерунда! Наши учёные и не из такого выходили с блеском. Придумают что-нибудь... Не отказываться же от такого куска... и ведь нужна достойная альтернатива... 
 
 -21-
 - "ЧЁРНЫЕ ДЫРЫ" - ещё одна страшилка современной космогонии, с которой научный мир не знает, что делать. НИКТО ДОСТОВЕРНО не может сказать по этой теме НИЧЕГО. Однако она продолжает пугать, как неубиваемый Фредди Крюгер. Литературы, в том числе "научной", наверное не меньше, чем о Лох-Несском чудовище или Бермудском треугольнике, только в зависимость от них не ставятся судьбы Вселенной. Гипотезы, появляющиеся из чёрных дыр, всё замысловатее и страннее. САМ А. Эйнштейн от безысходности приложил руки и подлил масла в огонь. Правда, он признавал, что проблема просто вышла из-под контроля и рождает монстров. (КАК И САМА Т. О.!!!) Чего стоит мир сверхсветовых скоростей с временем, идущим в обратном направлении.
 К. Саган неспроста задаётся в связи с этим шутовским вопросом, не заканчивается ли жизнь аборигенов того мира в чреве матери. Но он же вполне серьёзно размышляет:
 - "... Хороший путь к пониманию чёрных дыр - представление о кривизне пространства (далее следует выдержка из Эйнштейна, уподоблявшего пространство листу резины с брошенными на него мраморными шариками - МНЕ ВСЕГДА ЭТА АЛЛЕГОРИЯ КАЗАЛАСЬ СМЕШНОЙ. ВЕСЬ ВОПРОС ПОСТАВЛЕН ЭЙНШТЕЙНОМ С НОГ НА ГОЛОВУ!) ... вообразите, что мы живём в трёхмерной Вселенной, которая местами прогибается под действием материи в четвёртое физическое измерение, не поддающееся непосредственному восприятию (кто бы мне объяснил, зачем мне представлять подобный ужас...) В этой аналогии чёрная дыра - что-то вроде бездонной ямы. Что случится, если вы в неё  упадёте? На взгляд снаружи вам понадобится бесконечное время, чтобы упасть на дно, поскольку все ваши часы ... будут выглядеть остановившимися. Однако с вашей точки зрения все ваши часы будут идти нормально... Если... чёрная дыра окажется вращающейся, вполне возможно, что вас выбросит где-нибудь в другой области пространства-времени в какое-то другое пространство, в иное время... Возможность существования таких "червоточин" в пространстве... рассматривается вполне серьёзно, хотя пока никоим образом не подтверждена... Способны ли чёрные дыры послужить машинами времени, переносящими нас в... прошлое или в отдалённое будущее? ДАЖЕ САМ ФАКТ, ЧТО ПОДОБНЫЕ ВОПРОС ОБСУЖДАЮТСЯ... ПОКАЗЫВАЕТ, НАСКОЛЬКО СЮРРЕАЛИСТИЧНЫМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НАШ МИР." 
 Мне кажется, что здесь любые комментарии могут только всё испортить...

 -22-
 Остался, кажется, последний вопрос, и можно будет с благодарностью автору отложить книгу в сторону:
 - "...Являются ли кварки самыми фундаментальными составляющими материи, или они ТОЖЕ состоят из ещё меньших, ещё БОЛЕЕ элементарных частиц? Достигнем ли мы когда-нибудь окончательного понимания природы материи, или существует бесконечная лестница всё более и более фундаментальных частиц? Это одна из величайших неразрешённых проблем науки..." 
 На этот вопрос я мог-бы сказать вот что: - Да, конечно, кварки совсем не предел минимизации составляющих материи, это ясно само собой, поскольку на этом должны строиться новые теории строения Космоса. Все частицы, о которых нам уже известно - слишком грубый материал для вновь предлагаемых энергий - "тёмной", гравитационной...
 Но вопрос в том, что что мы не знаем пределов, установленных для материи нашего мира - когда она перестаёт принадлежать нашему миру. Это могут вообразить только математики... Опять смешно...
 А Я ПРОСТО ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ БЛАГОДАРЕН АВТОРУ ЗА ВЕЛИКОЛЕПНО ПРОВЕДЁННЫЙ ВЕЧЕР.

***
   приложение 4

                ТАКОЙ СЛОВАРИК.
             Неалфавитный, и вообще "не"...

термины из латыни:

- MENS- УМ
- ANIMUS- ДУХ
- RATIO- ИНТЕЛЛЕКТ, РАЗУМ
- FAMULUS- ДОМАШНИЙ РАБ
- FAMILIA- РАБЫ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
- SERVIUS- РАБСТВО
(остальное в тексте)
               
***
   "АКЦИДЕНЦИЯ"- (лат. accidentia — случайно появляющееся) — философский термин, введенный в его греческом варианте Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
 В философии акциденция противопоставляется сущности (субстанции) и означает происшедшие от некоторого процесса случайности, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому в нём отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, что она есть.
 Термин «акциденция» имел важное значение в христианской философии, объясняя парадокс ответственности Бога за все происходящее на Земле. Как только Бог дал миру право на жизнь, то тот, начав самостоятельно существовать, получил новые, часто несущественные, свойства. Тем самым миру и человечеству была дана свобода, а с ней и неопределенность, возможность выбора.

***
   "АПЕЙРОН"- ("бесконечное, беспредельное. греч.)- похоже на то, что я называю "пространством". - в др.греч. философии означает неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество... является основой мира и существует в вечном движении. "А."- бескачественная материя, всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей( Анаксимандр)

***
   "АПРИОРИ" - знание, полученное ДО опыта и независимо от него - как бы известное заранее. Идея априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления."- это знание, полученное от использования жизненного опыта человечества, и держится на постулатах, впитанных в течении жизни индивида. 
 Только "интуитивное" мышление питается знанием (информацией), содержащейся в ячейках пространства постоянно, независимо от настоящей реальности ноосферы и истории цивилизации. Оно может даже противоречить тому, что считается фундаментальной наукой "истинным знанием", а потому воспринимается как ересь.

***
   "ВРЕМЯ"- в класс.физ.-непрерывная величина, АПРИОРНАЯ характеристикатмира, НИЧЕМ не определяемая..., существует само по себе, отдельно от пространства и любых материальных объектов в мире.(из википедии)

***
   "ГОМЕОСТАЗ"- постоянство внутренней среды, для защиты от внешних воздействий (- неприменимо для Пространства, отсутствуют "внешние воздействия".)

***
   "ДЕТЕРМИНИЗМ"(лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.
 Детерминизмом называют учение о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический детерминизм,
или учение о предопределении), или явлениями природы (космологический детерминизм), или специально человеческой волей (антропологическо этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места.
 В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм.
 Пьер-Симон Лаплас был приверженцем абсолютного детерминизма. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положения и скорости всех частиц в мире в некий момент, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Такое гипотетическое существо впоследствии было названо демоном Лапласа.

***
   "ДИСКРЕТНОСТЬ" материи - материя состоит из конечных определённых атомов, являющихся пределом делимости вещества. (Материя "нашего" Мира).
   "ДИСКРЕТНОСТЬ" (от лат. discretus — разделённый, прерывистый) — свойство, противопоставляемое непрерывности, прерывность. Дискретность — всеобщее свойство материи, под дискретностью понимают:
1.Нечто, изменяющееся между несколькими различными стабильными состояниями, например механические часы, которые передвигают минутную стрелку дискретно (скачкообразно) на 1/60 часть окружности
2.Нечто, состоящее из отдельных частей, прерывистость, дробность. Например, дискретный спектр, дискретные структуры, дискретные сообщения.

***
   "ДОКАЗАТЕЛЬСТВО считается приемлемым, если оно наблюдаемо и измеримо, причем в такой мере, что субъективное мнение исследователя сведено к минимуму. Иными словами, другие ученые, повторяющие наблюдения и измерения другими инструментами в другое время и в других местах, должны прийти к точно такому же заключению. Более того, выводы из наблюдений и изменений должны подчиняться определенным правилам логики и законам здравого смысла.
 Подобное доказательство именуется научным. В идеале оно должно быть «принудительным». То есть люди, изучающие наблюдения и измерения, а также выводы, которые сделаны на их основе, должны чувствовать принудительную необходимость согласиться с выводами, даже если поначалу они испытывали сильное сомнение в существе вопроса." А.Азимов "В начале"

***
   ЗНАНИЕ :
- ПЛАТОН пришёл к заключению о том, что к числу необходимых характеристик знания должно относиться не только соответствие информации реальному положению дел, но и её обоснованность.
- ПАРМЕНИД вводит различия между истиной и мнением. Истина — это знание бытия,  поэтому её главными критериями являются непротиворечивость, неизменность и вневременность.
- СОКРАТ разрабатывает один из первых методов познания — майевтику - опирающийся на представление о предсуществовании истины, которая сокрыта от конкретного субъекта его мнением. Платон трактовал подлинное знание как воспоминание, возможное вследствие былой причастности души к миру идей. - АРИСТОТЕЛЬ закладывает основы рационализма, разрабатывая такой метод познания как аналитика.
- Европейская средневековая философия рассматривает знание как благодать, исходящую от Бога. Бог себя обнаруживает в творении и в откровении, поэтому эпистемология становится герменевтикой — искусством истолкования Библии.
- ЭМПИРИЗМ (Бэкон, Локк, Юм) утверждает тезис, согласно которому всякое знание  происходит из опыта.
- КАНТ ставит вопрос о предпосылках знания, то есть о сфере трансцендентального и отрицает возможность адекватного познания мира.
- В ГЕГЕЛЕВСКОМ понимании вопроса логика целиком и полностью, без иррационального остатка, покрывает собою все поле проблем познания, не оставляет за пределами своих границ ни образов созерцания, ни образов фантазии. Она включает их рассмотрение в качестве внешних (в чувственно воспринимаемом материале осуществленных) продуктов деятельной силы мышления, ибо они
— То же самое  мышление, только опредмеченное не в словах, суждениях и умозаключениях, а в чувственно противостоящих индивидуальному сознанию вещах (поступках, событиях  и т. д.).
 Логика целиком и без остатка сливается здесь с теорией познания потому, что все остальные познавательные способности рассматриваются как виды мышления,  как мышление, ещё не достигшее адекватной формы выражения, ещё не созревшее до неё.
- "Теория познания"(неокантианство, гносеология)- «…учение о знании, выясняющее условия, благодаря которым становится возможным бесспорно существующее знание, и в зависимости от этих условий устанавливающее границы, до которых может простираться какое бы то ни было знание и за которыми открывается область одинаково недоказуемых мнений.
 СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ЗНАНИЯ - СПЛОШНОЙ БРЕД БОЛЬНОГО РАЗУМА (СОН РАЗУМА ПОРОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ... ПЕРЕФРАЗИРУЯ СТ. ЛЕМА: ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ЗНАНИЕ, НАЧИНАЮТСЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.)

 "ЗНАНИЕ"- это представление о факте или явлении нашего мира.
 Имеет два значения;-
- ИНТУИТИВНОЕ знание, исходящее из жизненного опыта, свободных ассоциаций, а также из "искры Божьей". Зачастую на основе И.З. рождаются гипотезы и теории, которые принимают вид постулатов, например теория "чёрных дыр" и др.
- ИСТИННОЕ знание должно иметь строгое обоснование, статистическое, математическое и логическое. Оно также должно быть рациональным и целесообразным.
 НО в последнее время (последние 200 лет) я вижу появление странного феномена, который я назвал "повреждённое знание". Это не фантазия, но истинное знание, поскольку его основывают всеми вышеозначенными методами, однако предмет его не имеет смысла в нашем мире, но - несмотря на это - на основе его предполагаемых параметров физики, астрофизики, релятивисты и их космогонисты опять-таки выстраивают фундаментальные теории, объясняющие существующие или кажущиеся таковыми явления и процессы нашей вселенной. Я уже отмечал несоответствие топологии многомерного пространства нашей Вселенной, но теории, применяемые именно в нашем мире и основанные на многомерности пространства, существуют и множатся. Идёт речь о создании теории "белых дыр", несмотря на то, что теория "чёрных дыр" висит в "безвоздушном пространстве" - предполагаемые параметры её внутренних процессов просто бессмысленны в нашем мире.

***
   "КОРНУКОПИАНСТВО"- псевдорелигия, вера в то, что по мере нужды технологии будут предоставлять страждущему человечеству спасительный "рог изобилия".
 Например, при катастрофической гибели зерновых хлеб станут производить из нефти. По иссякновению запасов углеводородов в ход пойдёт целлюлоза. Когда исчезнут источники оной, самогон будут гнать из... "бозонов Хиггза". И так до бесконечности.
 Главное тут - оптимизм.

***
   "КРЕАЦИОНИЗМ (creation- творение) - понимание Библии дословно, без интерпретаций.
***
   "ЛОГИКА" (др.-греч. — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от ЛОГОС — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика, как наука, изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
 Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

 В любой науке логика служит одним из основных инструментов

 - Сущность логики:
 Классическая логическая теория далеко не совершенна (неопределённость): основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п. Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: ИНТУИЦИЯ, ЭМОЦИИ, ОБРАЗНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА и многое другое. Однако нестрогость мышления еще не значит, что оно не подчинено логике.
 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ (функция) ЛОГИКИ всегда оставалась неизменной: ИССЛЕДОВАНИЕ ТОГО, КАК ИЗ ОДНИХ УТВЕРЖДЕНИЙ МОЖНО ВЫВОДИТЬ ДРУГИЕ. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания.
 Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления.

***
   "МЕТАФИЗИКА" (др.-греч. — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
 Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после  Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.
 Николай Дамасский, перипатетик I в. н. э., цитирует их под этим названием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Этот смысл термина и остался в общем сознании.
 Впервые этот термин был употреблен неоплатоником Симплицием в V веке, а в средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту началами.

 Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось.
 В связи с этим, можно различать:
- Античную (древнюю) метафизику
- Классическую (эпоха Нового времени) метафизику
- Современную метафизику
 О содержании метафизики говорить всегда затруднительно, потому что термин, проживший более 2.5 тысяч лет, оброс многими значениями и невозможно принять какое-то одно из них в качестве основного, и, опираясь на него, описать «предмет метафизики». Разумнее указать на те вопросы, которые всегда выражали содержание метафизики.
 Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всём протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.
 В отношении Аристотелевской философии можно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус). В отношении Платоновской философии можно сказать, например, что метафизика «связана» с миром идей (Платоновскими идеями).
 Общим в таком словоупотреблении подразумевается то, что не «видится глазом», не усматривается непосредственно и «просто»; то, что требует каких-то особых операций (магических или метафорических — восхождения, нисхождения, возвращения, интеллектуальных — абстрагирования, редукции, и так далее) для достижения истока (начал, причин).

 Аристотель во всей своей «Метафизике» ни разу не употребляет слово «метафизика», (если не считать названия книги, не им самим данного), а в самом тексте непосредственно обсуждает, описывает и анализирует проблемы «начал». Естественно, что Аристотель так поступает не только потому, что таков был круг его собеседников, которым не нужно было давать определений, но потому, что характер объяснений у Аристотеля принципиально отличается от того, к чему «привыкло» Новое время.
 Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы обращаются с метафизикой, как с чем-то законченным, созревшим, имеющим фиксированное, раз и навсегда заданное значение (заданное Аристотелем, в частности), и нуждающимся только в должном разъяснении, аргументации и последовательном применении.
 Декарт применяет принцип эпохе в отношении всех фундаментальных (и поэтому — метафизических) утверждений, исключая из рассмотрения любые основания, которые могут быть подвергнуты сомнению. Декарт приходит, таким образом, к единственному бесспорному утверждению — «я сомневаюсь, значит мыслю, следовательно существую» (невозможно подвергнуть сомнению сам факт сомнения).
 С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны (как было у Аристотеля), но как особый способ понимания вообще — способ, который ориентируется в том числе на уже существующие высказывания и понимания. То есть уже существующие «до» XVIII века высказывания и понимания «вошли» в наличный мир, оказались под тем же знаком вопроса, что и существование «простого стула».
 Иммануил Кант критикует утверждения об «опытном» происхождении знания. Кант различал априорное, доопытное и апостериорное, послеопытное знание. Априорными формами восприятия (ибо ведь даже в чистом восприятии мы получаем знание) он называл пространство и время, априорными объявлял также категории рассудка и схематизм их функционирования.
 Гегель в XIX веке вынужден специально обсуждать само понятие «начало». Он начинает свою книгу «Науки логики» с заявления о том, что никаких определений начала перед самим началом логики (объективной метафизики) быть не может, и ситуация с «началами» обстоит не так, как в началах, скажем, математики.

***
   "НООСФЕРА": - по Вернадскому - "...перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человека, как единого целого..."
 -по моему- объём Пространства сознательно освоенного разумом человека(Солнечная система примерно до орбиты Сатурна - дальше начинаются сказки.)

***
   "ПАРАДОКС ОЛЬБЕРСА"

 " Однако ведь и основой космогонических теорий в астрономии также является единичный негативный факт. Я имею в виду парадокс Ольберса. Если бы Вселенная
— гласит этот парадокс — была бесконечна и равномерно заполнена звездами, все небо должно было бы излучать равномерный свет, чего на самом деле не происходит.
 Именно это и есть тот «негативный факт», который должны принимать во внимание все гипотезы о строении Вселенной." "С.Т. Предисловие к первому изданию"

 Ст.Лем- умнейший мужик. Вот только он не знал о моей Т.В.
- "Если бы Вселенная была бесконечна и равномерно заполнена звёздами"...
 Только вот она не бесконечна. Она ограничена ноосферой. Безгранично Пространство. И вряд-ли оно заполнено звёздами. Так что я не принимаю во внимание парадокс Ольберса.
 Хотя он отлично подтверждает положение моей теории о Вселенных в Пространстве.

 "ПАРАДОКС ОЛЬБЕРСА":
 - Фотометрический парадокс (парадокс Ольберса) — один из парадоксов дорелятивистской космологии, заключающийся в том, что в стационарной Вселенной, равномерно заполненной звёздами (как тогда считалось), яркость неба (в том числе ночного) должна быть примерно равна яркости солнечного диска. В теории в космологической модели Большого Взрыва этот парадокс полностью разрешается посредством учёта конечности скорости света и конечности возраста Вселенной.
 Сущность парадокса:
 B бесконечной статической Вселенной, всё пространство которой заполнено звёздами, всякий луч зрения должен оканчиваться на звезде, аналогично тому, как в густом лесу мы обнаруживаем себя окружёнными «стеной» из удалённых деревьев. Поток энергии излучения, принимаемого от звезды, уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния до неё. Но угловая площадь (телесный угол), занимаемая на небе каждой звездой, также уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния, из чего следует, что поверхностная яркость звезды (равная отношению потока энергии к телесному углу, занимаемому на небе звездой) не зависит от расстояния. Поскольку наше Солнце является во всех отношениях типичной звездой, то поверхностная яркость звезды в среднем должна быть равна поверхностной яркости Солнца. Когда мы смотрим в какую-то точку неба, мы видим звезду с той же поверхностной яркостью, что и Солнце; поверхностная яркость соседней точки должна быть такой же, и вообще во всех точках неба поверхностная яркость должна быть равна поверхностной яркости Солнца, поскольку в любой точке небосвода должна находиться какая-нибудь звезда.
 Следовательно, всё небо (независимо от времени суток) должно быть таким же ярким, как и поверхность Солнца.
 Шезо и Ольберс предполагали разрешить этот парадокс предположением, что облака космической пыли экранируют свет далёких звёзд. Однако (как впервые отметил Джон Гершель в 1848 году) это объяснение неправильно: в однородной изотропной Вселенной в силу закона сохранения энергии пыль сама должна нагреваться и светиться так же ярко, как звезды. Другое объяснение заключалось в том, что бесконечная Вселенная устроена иерархически, подобно матрёшке: каждая материальная система входит в состав системы более высокого уровня, так что средняя плотность излучателей света по мере роста масштабов стремится к нулю. Такое мнение впервые высказал Джон Гершель в 1848 году и математически обосновал Карл Шарлье в 1908 и 1922 г.
 Однако это предположение не имеет поддержки современных космологов, так как противоречит наблюдательным данным по изотропии реликтового излучения. Общепринятым основанием современной космологии является космологический принцип, согласно которому Вселенная однородна и изотропна.
 Подробное математическое (!) рассмотрение этого решения было дано Уильямом Томсоном (лордом Кельвином) в 1901 году. Оно основано на конечности возраста Вселенной и конечности скорости света. Поскольку (по современным данным) более 13 млрд лет назад во Вселенной не было галактик и квазаров, свет от самых далёких звёзд, которые мы в принципе можем наблюдать, идёт около 13 млрд лет. Это устраняет основную предпосылку фотометрического парадокса — то, что звёзды расположены на любых, сколь угодно больших расстояниях от нас. Вселенная, наблюдаемая на больших расстояниях, настолько молода, что звезды ещё не успели в ней образоваться. Иначе говоря, свет от очень далёких звёзд ещё не успел до нас дойти за время существования Вселенной. Заметим, что это нисколько не противоречит космологическому принципу, из которого следует безграничность Вселенной: ограничена не Вселенная, а только та часть её, которая доступна наблюдениям.

 От себя замечу, что ПРИДУМАТЬ объяснения парадоксу Ольберса можно множество. Но так-же множество и опровержений... То-есть, данный парадокс можно во внимание не принимать, т.к. он ничего не доказывает и не объясняет.

***
   "ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ" Гейзенберга - невозможность одновременно получить точную информацию и о положении, и о скорости элементарной частицы. Состояние объекта зависит от того, каким именно образом мы его наблюдаем  (в М.Сизов "Наука против религии"-) - а по простому говоря, ещё одна непонятная парадоксальная страшилка из сотен "подтверждающих" то, что в подтверждениях не нуждается.

***
   "ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ":
- Путешествия во времени — гипотетическое перемещение человека или другого объекта из настоящего в прошлое или будущее. Зачастую такие путешествия предполагают осуществлять с помощью технического устройства — «машины времени».
 Современная наука допускает несколько возможных способов путешествия в будущее
(речь идет об ускоренном путешествии):
 Физический (на основе следствий теории относительности) - Движение со скоростью, близкой к скорости света. Время путешествия, измеренное по часам того, кто двигался с такой скоростью, всегда меньше измеренного по часам того, кто оставался неподвижен (точнее: того, кто не испытывал ускорений — «парадокс близнецов»).
 Биологический — остановка метаболизма тела с последующим восстановлением (например: криоконсервация).
 Путешествовать в прошлое значительно сложнее, чем в будущее, однако есть несколько гипотетически возможных способов попасть в прошлое:
 Через т. н. «кротовые норы» (англ. wormhole — червоточина), гипотетически допускаемые Общей теорией относительности, — некие туннели (возможно, очень короткие), соединяющие удалённые области в пространстве, через нарушение топологии пространства. Разрабатывая теорию кротовых нор, К. Торн и М. Моррис заметили, что, если перемещать один конец (А) кротовой норы с большой скоростью, а потом приблизить его к другому концу (Б), то — в силу парадокса близнецов — объект, попавший в момент времени T во вход А, может выйти из Б в момент, предшествующий T (однако таким способом невозможно попасть во время, предшествующее созданию машины времени). Из уравнений Эйнштейна следует, что кротовая нора закроется раньше, чем путешественник сумеет пройти через неё (как, например, в случае «моста Эйнштейна-Розена» — первой описанной кротовой норы), если её не будет удерживать от этого так называемая «экзотическая материя» — материя с отрицательной плотностью энергии.
 Существование экзотической материи подтверждено как теоретически, так и экспериментально...
 В 1936 г. Ван Стокум обнаружил, что тело, вращающееся вокруг массивного и бесконечно длинного цилиндра, может попасть в прошлое (позже Ф. Типлер предположил, что это возможно и в случае цилиндра конечной длины, однако более поздний результат С. Хокинга показывает, что в этом случае опять была бы необходима экзотическая материя).
 Таким цилиндром могла бы быть так называемая космическая струна, но нет никаких свидетельств, что космические струны существуют, и вряд ли есть способ создавать новые.
 На примере приведённого видно, что люди могут воспринимать подобный бред именно как бред. Чего стоит перл: - "Таким цилиндром могла бы быть так называемая "космическая струна", но нет никаких свидетельств, что космические струны существуют..." А ведь теория струн на сегодняшний день одна из революционных теорий, подтверждающая в 1000-й раз ТО и квантовую физику...
 Что тут добавить?
***
  "РЕЛЯТИВИЗМ" (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
 Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.
 Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще.
 Аргументы релятивизма философы XVI—XVIII веков (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль релятивизм играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.
 Принцип относительности (принцип относительности Эйнштейна) (Р. в физике — фундаментальный физический принцип, один из принципов симметрии, согласно которому все физические процессы в инерциальных системах отсчёта протекают одинаково, независимо от того, неподвижна ли система или она находится в состоянии равномерного и прямолинейного движения. Отсюда следует, что все законы природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчёта.

***
  "СОФИЗМ" -(от греч.-"мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость") - ложное высказывание, которое при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на сознательном нарушении правил логики ("паралогизм", "апории"- могут содержать непреднамеренную ошибку, или не иметь ошибок, но приводить к неверному выводу.)

***
   СТОХАСТИЧЕСКИЙ - случайный, вероятностный.

***

   ТЕЛЕОЛОГИЯ - вещи возникли и существуют с определённой целью.

***
   "ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ"
 Альберт Эйнштейн — один из авторов теории относительности (1921 год). Теория относительности — физическая теория пространства-времени, то есть теория, описывающая универсальные пространственно-временные свойства физических процессов. Термин был введен в 1906 году Максом Планком с целью подчеркнуть роль принципа относительности в специальной теории относительности (и, позже, общей теории относительности). Иногда используется как эквивалент понятия «релятивистская физика».
 В узком смысле теория относительности включает в себя специальную и общую теорию относительности. Специальная теория относительности относится к процессам, при исследовании которых полями тяготения можно пренебречь; общая теория относительности — это теория тяготения, обобщающая ньютоновскую.
 В истории физики термин теория относительности иногда используется для отграничения взглядов Эйнштейна, Минковского и их последователей, отвергающих концепцию светоносного эфира, от взглядов некоторых их предшественников, таких как Лоренц и Пуанкаре.

***
   "ФЕНОМЕНОЛОГИЯ" - (нем. Phanomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
 Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

***
   "ФИЛОСОФСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ"- считается,что ни одна философская система не может достигнуть той общеобязательности, какой достигает (только в некоторых определённых частях) наука... можно отбросить ВСЕ философские системы, которые сейчас живы..., ВСЕ философские проблемы или философские стороны научных проблем.
 Философский скепсис не есть положительное философское построение, он даёт одностороннее впечатление о... философской мысли..."
                В.И.Вернадский в сб. "Биосфера и Ноосфера"
 Я пользуюсь этой системой в том смысле, что, допуская право на существование любых мыслимых построений о природе действительности, я не критикую их логику, но лишь предпосылки и назначение.
 И использую лишь те, которые отвечают моим собственным построениям.

***
   "ЧЁРНЫЕ ДЫРЫ" - Черной дырой называется область пространства-времени, в которой гравитационное поле настолько сильно, что даже свет не может покинуть эту область.
 Это происходит, если размеры тела меньше его гравитационного радиуса rg. Черные дыры должны возникать в результате очень сильного сжатия массы, при этом поле тяготения возрастает настолько сильно, что не выпускает ни свет, ни какое-либо другое излучение...
 Здесь я остановился, чтобы сдержать порыв смеха... В самом деле, сейчас этой темой заполонены страницы инета на научную и псевдонаучную тему. Что тут можно сказать? Только то, что никаких материальных доказательств существования этих всемогущих феноменов не существует (не считая математики).
 Лучше я промолчу.
 ВСЁ, СКАЗАННОЕ О "ЧЁРНЫХ ДЫРАХ" ДОВОЛЬНО СИЛЬНО СМАХИВАЕТ НА БЕССВЯЗНОЕ БОРМОТАНИЕ ДУШЕВНОБОЛЬНОГО В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЛЕЧЕБНИЦЕ. ВОЗМОЖНО, "ЧЁРНЫЕ ДЫРЫ" СУЩЕСТВУЮТ. Я НЕ ПРОТИВ, И РАССМАТРИВАЮ ТАКИЕ ВАРИАНТЫ В ТЕОРИИ ВСЕГО. ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ, ЧТО МЫ "ЗНАЕМ" О НИХ (цитаты):
 - "Черные дыры должны возникать..." ,
 "...Оттуда также не может поступать информация. Невозможно узнать, что произошло с тем, кто попал в черную дыру..." ,
 "... Существование черных дыр вытекает из теории гравитации: ЕСЛИ эта теория верна, то истинным является существование черных дыр. Поэтому утверждения о непосредственных доказательствах существования чёрных дыр следует понимать в смысле подтверждения существования астрономических объектов..."
 "... Кроме того, чёрными дырами часто называют объекты, не строго соответствующие данному выше определению, а лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре..."
 "Эти необычные свойства черных дыр кажутся просто фантастическими, поэтому их
существование в природе часто ставится под сомнение..."
 И в заключении;- "Предполагается, что...", "Астрономы не исключают,...",
"поэтому не исключено...","есть надежда на новые открытия в этой области..."
 "Значения масс большого числа нейтронных звезд и черных дыр подтверждают
справедливость предсказаний теории относительности А. Эйнштейна."
 Фримен Дайсон отметил, "что это единственные тела во Вселенной, которые во всей полноте... воплощают теорию относительности..." ("Эйнштейн. Пространство - это вопрос времени" David Blanko Laserna, 2012)
 А может быть это и есть истинная причина существования "чёрных дыр"?
- ВОПЛОТИТЬ...

***
   "ЧЁРНЫЙ ЯЩИК": - "Черный ящик, как очень сложная система, не поддается описанию; алгоритм его никому не известен и не может быть известен, его действия носят вероятностный характер, и, значит, поставленный дважды в одну и ту же ситуацию, он вовсе не обязан поступать одинаково. Кроме того, — и это, наверное, самое важное — Черный ящик есть машина, которая учится на собственных ошибках в процессе предпринимаемых ею конкретных действий.
 Из самых основ кибернетики следует, что Властелин Экономики — Черный ящик, который был бы заранее всеведущ и умел бы предвидеть все последствия принимаемых им решений, построен быть не может."- Ст.Лем "Сумма Т."
 "Чёрный ящик" — термин, используемый для обозначения системы, внутреннее устройство и механизм работы которой очень сложны, неизвестны или неважны в рамках данной задачи. «Метод черного ящика» — метод исследования таких систем, когда вместо свойств и взаимосвязей составных частей системы, изучается реакция системы, как целого, на изменяющиеся условия. Подход чёрного ящика сформировался в точных науках (в кибернетике, системотехнике и физике) в 20-40 годах XX века и был заимствован другими науками (прежде всего, бихевиористической психологией).
 Система, которую представляют как «черный ящик», рассматривается как имеющая некий «вход» для ввода информации и «выход» для отображения результатов работы, при этом происходящие в ходе работы системы процессы наблюдателю неизвестны. Предполагается, что состояние выходов функционально зависит от состояния входов.
 Каноническое представление чёрного ящика — это полное описание его функций.
- Два черных ящика с одинаковыми каноническими представлениями считаются
эквивалентными.
- Изучение системы по методу чёрного ящика сводится к наблюдениям за ней и проведению экспериментов по изменению входных данных, при этом в ходе наблюдения над реакциями системы на внешние воздействия достигается определённый уровень знаний об исследуемом объекте, позволяющий осуществлять прогнозирование поведения «чёрного ящика» при любых заданных условиях.
- Знания, полученные об объекте по методу черного ящика, не позволяют получить информацию о его внутреннем строении.
- Данный метод применяется для решения задач моделирования управляемых систем, в инженерной психологии — для формального описания деятельности оператора и построения ее математических моделей.
 - КОРОЧЕ ГОВОРЯ, "Ч.Я."- ЭТО ТО, ЧТО НЕ ПОДДАЁТСЯ ПОЗНАНИЮ.
КАК МИР, КАК БОГ, КАК ЧЕЛОВЕК...

***
   "ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ": Общее значение — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.
 В маркетинге — распространение выявленных закономерностей развития
изучаемого предмета на будущее.
 В статистике — распространение установленных в прошлом тенденций на будущий  период (экстраполяция во времени применяется для перспективных расчетов  населения); распространение выборочных данных на другую часть совокупности, не  подвергнутую наблюдению (экстраполяция в пространстве).

***
   "ЭНТРОПИЯ" — мера необратимого рассеивания энергии, мера отклонения реального процесса от идеального.
 Энтропия (биология) — в биологической экологии единица измерения биологической
вариативности.
 Информационная энтропия — мера хаотичности информации, неопределённость
появления какого-либо символа первичного алфавита.
 Энтропия языка — статистическая функция текста на определённом языке, либо
самого языка, определяющая количество информации на единицу текста.

***
   "ЭПИСТЕМОЛОГИЯ" (от др.-греч. — «научное знание, наука», «достоверное знание» и — «слово», «речь»); гносеология (от др.-греч. — «познание», «знание» и — «слово», и «речь») — теория познания, раздел философии.
 Критицизм. (ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕЧЕНИЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ):
 Эпистемология может рассматриваться как критика того представления о знании, которое предлагается в рамках обыденного здравого смысла, научных концепций или других философских систем; она начинается с рассмотрения проблемы соотношения иллюзии и реальности, а также с проведения различий между мнением и знанием. Размышления на эту тему содержатся уже в диалогах Платона, который пришёл к заключению о том, что к числу необходимых характеристик знания должно относиться не только соответствие информации реальному положению дел, но и её обоснованность; впоследствии, начиная с XVII века, соответствующая проблематика оказывается в центре внимания западноевропейской философии, и именно в этот период осуществляется так называемый «эпистемологический поворот». Активно обсуждается вопрос о том, что может считаться достаточным обоснованием знания; эпистемология критикует сложившиеся системы знания, отталкиваясь от некоего идеала знания. Этот процесс принимает различные формы: например, Ф. Бэкон и Р. Декарт критиковали схоластическую метафизику и перипатетическую науку, Дж. Беркли — материализм и некоторые основополагающие идеи науки Нового времени, И. Кант — традиционную онтологию и некоторые научные дисциплины, например, рациональную (то есть теоретическую) психологию. Эпистемологический критицизм оказал влияние на А. Эйнштейна, который использовал концепцию Э. Маха при создании специальной теории относительности, а также проявился в использовании К. Поппером принципа фальсификации в его стремлении разграничить научное и ненаучное знание.

-из История эпистемологии :
- Античная философия
Одним из первых эпистемологическую проблему ставит Парменид, вводя различия между истиной и мнением. Истина — это знание бытия, поэтому её главными критериями являются непротиворечивость, неизменность и вневременность. Сократ разрабатывает один из первых методов познания — майевтику — опирающийся на представление о предсуществовании истины, которая сокрыта от конкретного субъекта его мнением. Платон трактовал подлинное знание как воспоминание, возможное вследствие былой причастности души к миру идей. Аристотель закладывает основы рационализма, разрабатывая такой метод познания как аналитика.
- Средневековая философия
Европейская средневековая философия рассматривает знание как благодать, исходящую от Бога. Бог себя обнаруживает в творении и в откровении, поэтому эпистемология становится герменевтикой — искусством истолкования Библии. Ориген разрабатывает учение о трёх уровнях понимания. Схоласты разрабатывают концепцию дедуктивного способа получения знания.

***
   "1-й ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ" - энергия не может взяться ниоткуда и исчезнуть в никуда.
 ПРОСТРАНСТВА (моего) это не касается. Энергоструктура пространства включает в себя все виды энергии известные (и не известные) человечеству.
 А точнее, она может ВОПЛОЩАТЬСЯ в любой вид энергии, строить его "из себя" по
мере надобности: - "ВСЁ в НЁМ, и ОН во ВСЁМ."
 1-й закон термодинамики, как и все прочие номера, напридуманые людьми для
нашего мира, действительны только здесь и сейчас, для нашего, локального объёма пространства. То-есть, являются частными случаями.

***
                Олег Ока
                Санкт-Петербург
                05.07.2017 - 22.04.19 г.г.


Рецензии