Семейные игры с детьми

Бывает, что мы с детьми вынуждены долго ждать своей очереди или ехать долго в общественном транспорте - с собой ничего объёмного не возьмёшь, ребёнок изнемогает от ожидания и скуки. Даже дома или летом на даче, когда за окном ненастье или соседские дети уехали, бывает нечем особо заняться. Если есть хотя бы тетрадка в клеточку и карандаши или даже обыкновенная шариковая ручка, уже можно что-то придумать. А какие-то необходимые мелкие предметы всегда можно прихватить с собой.

Например, что можно придумать с листом бумаги?
Можно сложить самолётик и запускать.
Можно сложить кораблик.
Можно сложить лягушку и нажимать на неё так, чтобы она прыгала.
Можно поупражняться в других простейших моделях оригами.
Можно сделать веер, складывая листок как можно аккуратнее гармошкой и обмахиваться им, если душно. Если под рукой цветные карандаши, веер можно разукрасить.
Можно сложить рупор и поиграть в пароход, если место позволяет. Или свернуть подзорную трубу, в которую интересно наблюдать за происходящим вокруг.

Можно поиграть в половинки. Каждый игрок задумывает своё животное и не сообщает другому. Листы бумаги складываются пополам, но изображается только половинка животного, причём так, чтобы были видны кончики линий для соединения с другой половинкой. Когда первая половинка нарисована, она закрывается — можно сложить лист ещё раз в этой части. Игроки обмениваются листами и каждый, используя кончики линий, дорисовывает своё животное. Затем листы открываются. Смотрим что получилось и веселимся.

Можно, играя в открытую, каждому задумать своё животное или что-то другое по договорённости и рисовать на одном листе поочерёдно по одной произвольно выбранной детали. Например, первый игрок нарисовал глаз кошки, передал лист второму — второй нарисовал клюв орла, снова передал первому и так далее. Рисуем до тех пор, пока все части не будут изображены и существо не станет целым. Получается нечто фантастическое. Когда мы играли с маленьким сыном в эту игру в метро, пассажиры вагона, тесно сгрудившись, стояли вокруг нас и смеялись вместе с нами. Радость заразительна. )

Можно рисовать задуманное существо сверху вниз по частям, меняясь листками. Каждый задумывает что-то одно, своё. Нарисовали голову, завернули так, чтобы было не видно, только кончики линий для продолжения обозначены, и поменялись листками. И так последовательно — голова; шея; плечи, руки до локтя и верхняя часть груди — условно это можно назвать верх туловища; руки от локтя и кисти, середина туловища; область таза — нижняя часть туловища; ноги; ступни. Вместо рук и ног могут быть лапы. Ну и хвост, если есть и где он есть.))) Затем развернуть, посмотреть что вышло, вместе посмеяться.

С уже пишущими детьми можно играть в чепуху. Вариант списка вопросов: кто, с кем, где, когда и при каких обстоятельствах, что делали, что сказал первый, что сказал второй, чем дело завершилось? Все игроки отвечают одновременно на один и тот же вопрос, начиная с первого, заворачивают лист так, чтобы было не видно написанного и передают другому, обмениваются листками. Затем отвечают на следующий и так все вопросы по очереди. После листки разворачиваются и читаются, кому какой достанется. В эту игру особенно интересно играть, если игроков более двух.

Закорючки. Хорошо, если есть яркие фломастеры или хотя бы ручки с пастой разного цвета. Каждый на листе изображает своим цветом изогнутую линию — закорючку помудрёнее. Затем листками обмениваются. Задача — увидеть в закорючке образ чего-либо, часть чего-либо всем знакомого и своим цветом дорисовать картинку до целого. Игра развивает воображение и фантазию.

Можно брать с собой заготовки диктантиков по клеточкам. Например мама диктует: точка отсчёта в левом нижнем углу, отступи 10 клеточек вправо, затем 10 клеточек вверх. Ставь точку. Рисуй из этой точки - 3 диагонали влево вверх, 5 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 диагонали вниз влево, 9 влево. Ребёнок сам видит верно ли он всё выполнил, так как должен получиться замкнутый контур и узнаваемая картинка, которую он потом может как-то дорисовать или закрасить. В игре тренируется счёт, аккуратность и внимательность.

Можно делить лист осью пополам и по клеточкам рисовать половину придуманной фигуры, чтобы ребёнок дорисовал симметрично вторую часть.

Для детей, умеющих считать, можно делать заготовки рисунков по точкам, пронумерованным для последовательного соединения линиями. Вариант на фото. 

На даче можно играть в клад. Родитель прячет какой-то предмет или лакомство и рисует карту с простым сопровождающим текстом, готовит и раскладывает по местам подсказки. Ребёнку приходится читать, может быть, выполнять какие-то простые задания. Например, записка со следующим указанием может лежать под дровами, которые нужно по одному полену переносить в сарай, чтобы до неё добраться.
Или вычерпать и переносить ведёрками воду в бочку для полива или в бак для бани, чтобы достать банку с подсказкой, лежащую на дне или под ёмкостью, которую можно сдвинуть с места, только когда она пустая.
Или, чтобы понять, под какой плиткой или доской искать, нужно решить пример, ответ которого и есть подсказка.
Игра может стать любимой и очень интересной, да и полезной, если проявить воображение и смекалку. Вообще, все домашние дела и хозяйственную помощь ребёнок может выполнять в игре и с отличным настроением.

Можно поиграть в составление новых слов из букв заданного слова — кто придумает больше за определённое время.

Можно поиграть в рифмы — буриме. Задаются четыре слова — две пары рифм, по которым надо составить четверостишие. Или, наоборот, задаются строчки, к которым надо подобрать рифмованные окончания.

Ещё одна игра — составление слов по заданному набору букв. Например заданы буквы в последовательности: КА. Можно составить слова: КашА, КурицА, КАдка, КАмин, КАмень, КАрусель и так далее. Можно тренироваться только на одних согласных или только на одних гласных. Чем больше букв в заданном наборе, тем сложнее.

Всем известную игру в крестики-нолики можно из самого простого варианта три на три трансформировать в четыре на четыре или пять на пять, будет интереснее. А можно играть на целом листе без границ. При этом выигрывает тот, кто сумел составить линию из пяти знаков.
Есть и некое подобие этой игры, но с буквами. Игроки ставят буквы в клетки по очереди, по одной, стараясь, чтобы с их ходом получилось целое слово. Выигрывает тот, кто "закроет" больше целых слов к моменту, когда все клетки будут заняты. При этом, если квадрат три на три, то это слова из трёх букв и так далее, можно с опытом увеличивать размер квадрата.

Одна из самых известных дорожных игр - в города. Игроки по очереди говорят названия городов так, чтобы следующее начиналось на последнюю букву предыдущего. С детьми помладше можно играть в слова. Например — только съедобное или только неживое.

Классический морской бой тоже может выручить. Помимо того, что корабли не должны соприкасаться, есть разные варианты правил. Важно убедиться, что ребёнок понял договорённость. Например, можно ли ставить "корабли" к краю, можно ли их изгибать.

Разные варианты игр с шифрами. Можно придумать обозначение для каждой буквы — цифру или знак и писать "тайные" послания друг другу. А можно расшифровывать "древние письмена". Такие шифровки интересно использовать, играя в клад.

Игра в палочки. На клетчатой бумаге по линиям рисуем заготовку — замкнутый контур по клеточкам. Рисуем так, чтобы фигура была правильной формы или, если она неправильной формы, её части не были бы уже двух клеточек. У игроков ручки разного цвета, а если нет, то выбирается у кого будут крестики, а у кого нолики. Ходят по очереди. Каждый, делая ход, может нарисовать по линиям одну палочку, проведя линию по стороне клеточки на бумаге. Если клеточка получается ограничена с трёх сторон линиями, следующий игрок может её занять, закрыв чертой по четвёртой стороне и отметив своим знаком. Затем он тоже делает ход. Рисовать палочки можно в любой части замкнутого контура — заготовки и важно внимательно следить за ходами противника, чтобы не прозевать клеточки с тремя сторонами. Цель — занять больше клеточек.
Так как поначалу игроки стараются ставить чёрточки так, чтобы нельзя было занять клеточки, вся фигура становится исчерчена линиями. Поэтому эту игру называют ещё лабиринтом.

Многим известна классическая игра скрабл или эрудит. Для неё необходима доска с буквами. Доска не слишком дорогая, компактная, а игра может стать любимой практически на всю жизнь. Она хорошо объединяет семью, да и развивает. Если ребёнок допускает грамматические ошибки, старайтесь не акцентировать излишне на его недостаточной грамотности. Можно держать под рукой орфографический словарь, чтобы он мог сам себя проверить. "Я не уверена, так ли пишется это слово, давай проверим по словарю".
Есть варианты с английскими буквами для изучающих язык.

Раньше мы в школе играли в виселицу. Это тоже игра в слова. Я предлагаю её более "гуманный" вариант — домик. Играют на бумаге в клетку. Водящий задумывает сложное слово, пишет его первую букву, затем вместо букв в середине слова ставит точки в клеточках, и пишет последнюю букву слова. Если в слове есть такие же буквы, как первая и последняя, они пишутся в открытую.
Отгадывающий начинает называть по букве, пытаясь разгадать слово. Если буква есть в слове, то водящий пишет её вместо точек, где она есть, все повторяющиеся. Если такой буквы в слове нет, водящий рисует одну линию в домике и делает запись сбоку.
Всего в домике 10 линий - 2 стены, пол, потолок, две линии крыши, окно из 4 линий. Когда открыто достаточно букв, можно угадывать слово и целиком, ходы тратятся так же. Если водящий успевает "достроить" домик, отгадывающий проиграл.

Игра в прямоугольники. Полем является целый тетрадный лист в клетку. Каждый из двух игроков занимает свой угол, по диагонали от противника, ставя точку. У каждого ручка своего цвета и требуется два кубика. Игрок, первым по жребию делающий ход, бросает кубики и рисует из своей точки прямоугольник со сторонами, длина которых соответствует по количеству клеточек выпавшим на кубиках числам. Производится умножение и число площади записывается в центре получившегося прямоугольника. Дети помладше могут просто считать клеточки. Это очень наглядно показывает, что умножение это сложение одинаковых чисел.
В следующий свой ход, игрок рисует следующий прямоугольник, который стороной должен примыкать к предыдущему, к своей территории. И так далее. Если нет возможности нарисовать прямоугольник по выпавшим на кубиках числам, ход пропускается. Игра заканчивается, когда всё поле занято, а побеждает тот, кто занял больше клеточек.

Логическая игра в числа, в которую можно играть со старшими детьми — быки и коровы. Играют двое — каждый задумывает четырёхзначное число и записывает так, чтобы не видел соперник. Цифры в числе не повторяются. Отгадывая число соперника, каждый по очереди называет любое четырёхзначное число. Отвечающий смотрит — если угадана цифра, но стоит не на своём месте, это корова, если ещё и стоит на том же месте, что в его задуманном числе — бык. Таким образом, отвечающий говорит сколько коров и быков в предположении соперника. По ходу каждым ведутся записи, пока кто-то не отгадает число соперника.

Игра в футбол. Цель — забить "гол" в ворота противника. Полем игры является тетрадный листок в клетку. Играют двое, каждый игрок рисует свои ворота договорённой длины - 4-6-8 клеток посередине. У каждого ручка своего цвета. В самом центре листа, точно, ставится точка — начало игры. Кто первым ходит можно договориться или кинуть жребий. Первый ход начинается из центральной точки. За один ход проводится линия длиной в три клетки — она может быть ломаной, могут использоваться и стороны квадратиков и диагонали. Следующий ход вторым игроком начинается из конца линии, только что проведённой противником. Пересекать имеющиеся линии или касаться их нельзя. Если игрок не имеет возможности сделать ход согласно этому правилу, противник "бьёт" штрафной — проводит прямую линию из конечной точки в шесть клеток длиной. Штрафная может пересекать имеющиеся линии и, если штрафная заканчивается ровно на уже проведённой ранее линии или всё равно у противника нет хода, "бьётся" ещё один штрафной.

И ещё одна игра-долгожитель в слова. На листе клетчатой бумаги рисуется квадрат со стороной 5, 7, 9 или даже 11 сантиметров. Чем больше опыта, тем больше может быть квадрат. Затем он расчерчивается на сантиметровые клеточки. Посередине пишется слово, длиной в количество букв, заданное количеством клеточек. Слово выбирается интересное, и так, чтобы в нём было побольше разных гласных. Ходят по очереди. Делая ход, игрок может написать одну новую букву, в клеточку, соприкасающуюся с уже имеющимися буквами так, чтобы можно было прочитать новое, придуманное им слово. Слово должно так читаться, чтобы все клеточки, в которых стоят его буквы, соприкасались сторонами, не уголками. Каждая написанная буква в слове читается только один раз, не повторяясь, но "изгибаться" слово может как угодно и читаться в любых направлениях. Слова игроков записываются, так как они не должны повторяться. Цель — придумывать слова как можно длиннее — количество букв соответствует количеству набранных баллов.
Не поверите, мы с сестрой играли в эти слова в детстве, затем играли на расстоянии по интернету, когда она долгое время жила далеко за океаном, играем и теперь летом на даче, вечерами. И так уже не знаю сколько, лет может около сорока даже... Это так душевно, так согревает.
А что касается детей, то играть так гораздо полезнее, чем давать ребёнку игры на телефоне.
 

Радости совместных семейных игр вам и вашим детям!

Фото из интернета


Рецензии