Тесты на IQ измеряют не интеллект?

                Наталья ГВЕЛЕСИАНИ

ТЕСТЫ НА IQ ИЗМЕРЯЮТ НЕ ИНТЕЛЛЕКТ?

В школе я не любила математику.
Разумеется, совершенно зря.
Я бы сейчас непременно ею увлеклась.
Но не хватает первоначальных знаний, умений и навыков, которые стали бы базой для дальнейшего обучения.
Чтобы наверстать их – не хватает времени… И боюсь – уже безвозвратно.
Поэтому и показатели тестов на IQ у меня весьма средние, а то и вовсе я не могу с ними справиться.

...Но я кое-что поняла!
Большинство тестов на IQ на самом деле измеряют не интеллект, а умения и навыки в области начального школьного образования, причем, скорее в области математического мышления.
И они совершенно не подходят тем индивидуумам, которые в начальной школе и далее не занимались как следует отдельными школьными предметами. Особенно - предметом "математика»!

Эти тесты не подходят всем людям без разбору, без учета того, чему они по жизни обучались, вырабатывая те или иные умения и навыки, а чему - нет.

Человек, появившись на свет, спонтанно, не обучаясь, умеет только плакать и смеяться, а также прибегать к беспорядочным телодвижениям.
Все остальное он приобретает в процессе обучения путем многократных проб и ошибок, путем многократного повторения и закрепления. Только так, в течение долгого времени, формируются и отшлифовываются до автоматизма, все умения и навыки.

Тесты на IQ и выявляют эти закрепленные, доведенные до автоматизма навыки. Которые обеспечивают быстрое и точное решение на основе уже приобретенного опыта.

...А если такого опыта нет?
Если индивидуум в школе банально запустил арифметику? Или ему было скучно заниматься данным предметом и он в это время читал приключенческую книгу? Как ему потом применить эти не сформированные знания, умения, навыки при ответах на вопросы тестов?
А вот как - каждое более менее сложное задание будет для него чем-то абсолютно новым, незнакомым, требующим живого и интенсивного размышления методом проб и ошибок... Ведь готовых навыков и умений в этой области ранее не наработано!
А это - энергозатратно.
И требует времени.

Время же - да и энергия - ограничены.
Индивид не может позволить себе решать каждую задачу "с нуля" - ведь время тестов рассчитано на людей с сформированными навыками.
Поразмыслив над заданиями больше положенного, он, скорее всего, справится. Вернее, справился бы... Но мозг не выдержит столь интенсивной нагрузки, которая заключается в необходимости освоить в кратчайший срок множество умений, причем, умений разнородных, с последовательно нарастающей сложностью. И неважно, что это уровень начальной школы. Даже если индивид академик в области гуманитарных наук, то - может чисто из-за перегрузки не справится с таким тестом.

...Что уже говорить о людях, страдающих аутизмом, к которым тоже пытаются применять данные тесты.
Кто такие люди с РАС?
Это люди не социализированные. А значит, большинство навыков и умений у них просто не сформированы.
Как же тогда можно определить индекс их интеллекта с помощью тестов, измеряющих уровень закрепленных умений и навыков в определенной узкой области? То есть уровень практического освоения опыта в некой отдельно взятой узкой cфере?

Итак, существуют люди, которые в возрасте 7-14 лет развивали свой интеллект не через математику, а гуманитарные предметы, через дворовые игры, физкультуру, походы, сидения у костра, через пение и чтения стихов, через музыку и рисование. В дальнейшем - через гуманитарные науки,включающие философию и т.д.
Как измерить их IQ, если тесты отражают понимание свободы мышления как свойства, выработанного на уроках математики?


Рецензии
Вы совершенно неправы, Наталья, и Ирина Агриппина – тоже. Ошибка содержится здесь
> Тесты на IQ и выявляют эти закрепленные, доведенные до автоматизма навыки.
– Все как раз наоборот: насколько мне известно (поправьте, если ошибаюсь), все тесты IQ составлены так, чтобы исключить влияние каких бы то ни было специальных навыков и зарегистрировать только свободу мышления. Но Вы правы в том, что эта свобода развивается в школе именно на уроках математики, и в другом возрасте сделать этого нельзя, уровень фиксируется в 14 лет.
Есть ли другой путь – кроме математики? Вопрос открыт, но возраст 7-13 лет, отведенный для развития интеллекта, остается.

Ник Пичугин   23.04.2019 15:35     Заявить о нарушении
Спасибо.
Вот видите - "Но Вы правы в том, что эта свобода развивается в школе именно на уроках математики, и в другом возрасте сделать этого нельзя, уровень фиксируется в 14 лет. "
Как же быть тем, кто математику просто пропустил? Кому она до 14-ти лет была не интересна и кто попросту почти и не занимался ею? А читал в это время художественную литературу, книги по истории, позже - по психологии, педагогике, политэкономии и т.д.? И даже так преуспел, что сам теперь пишет книги? Но тесты на интеллект для него - при этом показывают весьма посредственные результаты?

Наталья Гвелесиани Годарова   23.04.2019 17:25   Заявить о нарушении
Итак, существуют люди, которые в возрасте 7-14 лет развивали свой интеллект не через математику, а гуманитарные предметы, через дворовые игры, физкультуру, походы, сидения у костра, через пение и чтения стихов, через музыку и рисование. В дальнейшем - через гуманитарные науки,включающие философию и т.д.
Как измерить их IQ, если в них заложено понимание свободы мышления как свойства, выработанное на уроках математики?

Наталья Гвелесиани Годарова   24.04.2019 09:57   Заявить о нарушении
Модный тренд. Не недо делать из IQ фетиш. Никому не нужен интеллект сам по себе – а лишь в сочетании с другими качествами, не менее ценными. А вот человек, напротив, ценен сам по себе, а не своими тактико-техническими данными.
Умники, например, очень часть бывают удивительно бестактны, не замечали? Не сердитесь, принимайте их такими как есть, человек имеет право на недостатки. Это всегда компенсация за его индивидуальные достоинства. Бестактность умников, как правило, от того, что они в свое школьное время не доиграли во дворе – да особенно и не хотелось.
Мы называем «умницей» человека, когда он или она поступает мудро. Это другой характкер. Обратно же, мудрецы нередко неприятны в общении. Это третий характер, и IQ у мудрецов может быть средненький.
Это сложный вопрос, это научный вопрос, но я по малости предполагаю, что современные тесты фиксируют сочетаемость эмоционального и действенного интеллекта. Это важнейшее качество характера – но лишь одно из многих важнейших.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   26.04.2019 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.