Автопробегом по Запорожью

Сентябрь 1974-го был на редкость солнечным и теплым, особенно в его начале. Вернувшись после летних каникул, коротких ввиду летних военных лагерей, но ярких в контрасте с проведенными в лесу двумя месяцами "военки", мы находились в весьма романтическом настроении. Эйфории добавляло то, что нам, как пятикурсникам, для подготовки к диплому, раз в неделю давался "библиотечный" день, который мы тут же стали считать дополнительным выходным. Вообще, пятый курс – это уже почти финиш учебы, необязательность ежедневного посещения занятий, опыт успешной сдачи экзаменов при практически полном прогуливании лекций, одним словом, красота! Было и еще одно важное для нас с моим студенческим другом Игорем обстоятельство: наличие новенькой светло-серой красавицы "двадцать-четверки", приобретенной им полгода назад после получения наследства из Франции.

Машиночка как раз прошла обкатку, Игорь снял с карбюратора пластинки-ограничители, и мотор значительно прибавил в тяге, низко и мощно рыча, когда давили на акселератор. При этом машина как бы рвалась покорять дороги.

Все это создавало предпосылки к путешествиям и порождало мечты о романтических поездках. Повод нашелся быстро: у дальних родственников в Запорожской области созрел неплохой урожай арбузов, они и раньше приглашали приехать к ним в гости, а тут пришло письмо с конкретным предложением посетить Петро-Михайловку в сентябре. В письме сообщалось, что Михаил с Лидой переехали в новый особняк, выделенный совхозом, и приглашают на своеобразное новоселье. А заодно можно набрать арбузов и других овощей. Совхоз в Петро-Михайловке отличался тем, что это было семеноводческое хозяйство, они выращивали элитные сорта овощей и бахчевых на семена, так что арбузы обещали быть крупными и отменными по вкусу.

Итак, у нас созрел план отправиться в поездку на авто, и мы стали обсуждать детали. Мать Игоря отнеслась к нашей идее скептически: мол, Игорь еще неопытный водитель, и ехать за триста километров ему будет тяжко. Но, в конце концов, мы ее уговорили, соблазнив возможностью привезти много арбузов и овощей, а в дороге мы попробуем меняться за рулем. О том, что у меня еще не было водительских прав, мы старались лишний раз не упоминать. До этого Игорь и я месяца три ездили вечерами, для практики, по городу, иногда меняясь местами, там, где не ожидалось гаишников, да и "Волги" тогда блюстители дорожного движения не тормозили. На таких машинах ездили либо начальники, либо другие уважаемые люди, так что инспекторы относились к "Волгам – двадцать-четверкам", весьма лояльно. Автомобилей на улицах Харькова, особенно по вечерам, было мало. Мы иногда подвозили людей куда-нибудь на Салтовку, зарабатывая на бензин и на кино с мороженым. Но это все были короткие городские поездки, а хотелось дальних странствий.

И тут поездка в Запорожье и область – как подарок судьбы!

План был таким: едем в Запорожье, там проводим пару дней с "вылазкой" на рыбалку на Днепр и остров Хортицу, потом посещаем Петро-Михайловку, отмечаем новоселье у родственников, затариваемся арбузами и – домой!

Выехали с утра, 12 сентября, в четверг. Заправились на Павловке, проехав от дома Игоря по Клочковской. Бензин А-93 тогда стоил 10 копеек за литр, и, уплатив 5 рублей, мы залили бак "по горлышко". В этом был смысл, потому что заправки хоть и были обозначены на прихваченном нами в дорогу "Атласе автомобильных дорог СССР", но были весьма редки. По нашим расчетам бензина должно было хватить на весь путь, так что вперед и с песней! Насчет песен в пути Игорь озаботился еще раньше, приобретя в Москве в "Березке" замечательную кассетную магнитолу "Beltek" с автореверсом и простым рычажным управлением. На кассеты, также заранее, мы назаписывали тогдашних "хитов": Pink Floyd, Rolling Stones, Deep Purple, Beatles, Shocking Blue и даже "на закуску" диск Ивана Реброва "Russische Party", который удалось переписать у знакомого стереофониста.

Проехав по Клочковской, свернули на мосту на Свердлова и далее – на Полтавское шоссе. Магнитола выдавала хороший ровный звук, помогая заглушать шум двигателя и шуршание шин по дороге, заодно создавая романтическое настроение и желание покорять бегущие навстречу километры. Промелькнул хутор Высокий, далее, в Григорьевке, поворот налево на Мерефу, и вот мы уже на пути в Красноград и далее Новомосковск. Не доезжая Новомосковска, мы решили сделать обеденный привал, заметив нечто вроде стоянки большегрузных авто со столовой и нехитрой сельской инфраструктурой. Желание чего-либо перекусить вполне созрело, ведь мы выехали налегке, не подумав взять с собой харчей. Ограничились двумя бутылками минералки, которые уже успели прикончить ввиду жаркого не по-осеннему дня. Остановились, вышли из машины, разминая ноги, и направились в придорожное заведение общепита, очень похожее на колхозную столовку. Внутри стояло несколько столов, стойка с буфетом и окно раздачи. Отдельно была касса. Всем хозяйством заведовала толстая тетка, предложившая нам борщ, котлеты с пшеничной кашей и компот из сухофруктов – обычное столовское меню. Хлеб, нарезанный от круглого черного каравая, большими ломтями лежал на подносе у раздачи. Мы стали обедать, отметив, что вилок в данном заведении предусмотрено не было, и пришлось есть и первое и второе ложками, благо и котлета и каша не создавали в этом неудобства. Другие посетители столовки также не гнушались пользовать ложки как универсальный инструмент. Компот лишь немного утолил жажду, и мы прихватили с собой в буфете по бутылке нарзана.

После этой трапезы мы двинулись в дальнейший путь, и Игорь предложил мне сесть за руль, рассчитывая немного подремать. Я пододвинул сиденье поближе к рулю, чтобы было удобнее, выровнял спинку и, запустив двигатель, тронулся с места. Машина двигалась легко, через какое-то время я стал испытывать восторг от управления железным конем, чутко реагировавшим на мои действия с педалями и рулем. Эйфории добавляла композиция "Highway Star" (Звезда автострады) от Deep Purple, и вот я уже мчусь по почти пустынному шоссе, и спидометр легко уходит за сотню. Обогнал две-три легковушки, а вот и подъемчик и ползущий медленно грузовик с прицепом. Я уже стал его обгонять, выехав на встречку, но что-то меня остановило, я видел, что дорога пустая, но только перед подъемом, а что там дальше – неизвестно… Какая меня сила заставила притормозить и вернуться на свою полосу – до сих пор не знаю, может ангел-хранитель толкнул в затылок, и, только я принял вправо за грузовиком, как из-за бугра на встречной полосе показался автобус. Если бы я все же пошел на обгон, я бы "лоб в лоб" врезался в автобус, ведь сворачивать было некуда. От пережитого только что стресса я съехал на обочину и остановился. Меня трясло как в лихорадке. Игорь, дремавший на пассажирском месте, открыл глаза и спросил:

- Ты чего встал?

- Да вот, что-то пить захотелось. Не хочешь нарзанчика? – Я старался говорить как можно бодрее, чтобы Игорь не догадался о моих страхах.

- Ну давай, - Игорь отхлебнул из горла минералки, - хорошо, что прохладная, не нагрелась еще.

- Конечно, ведь у нас нет холодильника.

- Слушай, а это идея, я видел в "Березке" автомобильный холодильник, надо бы прикупить.

Прохладный нарзан несколько успокоил меня, я и раньше знал, что, когда нервничаешь, советуют попить водички.

- Ну что, поехали. – Игорь устраивался поудобнее, чтобы еще поспать. У него была привычка отдыхать после обеда, и тут он был верен себе.

Я завел мотор и выехал на шоссе. Дрожь в руках улеглась, и я постепенно вернулся в спокойное состояние. Вот только эйфория ушла, и было ровное монотонное набегание серой ленты шоссе, да мелькание придорожных деревьев и, изредка, знаков и указателей. Не доезжая Днепропетровска, свернули налево, на Новомосковск. На выезде возле автобусной остановки нам проголосовал одинокий мужичок с большой сумкой. Я притормозил и остановился.

- Ребята, не подбросите до Терновки? Тут недалеко. Автобус только ушел, а следующий через три часа.

Игорь проснулся:

- Что, мы опять стоим?

- Да вот, попутчик объявился, возьмем?

Мужичок засуетился: – Я заплачу.

- Ну ладно, садись, – разрешил Игорь.

- У меня вот только сумка, можно в салон, или в багажник?

Я заметил, что впереди показался гаишник на мотоцикле. А мы стоим прямо на автобусной остановке. "Вот еще этого не хватало! Ведь я же без прав." – подумал я.

Игорь тоже заметил гаишника и прикрикнул на попутчика:

- Давай садись бегом! Чего ждешь?

Мужичок лихо протиснул свой баул на заднее сиденье, быстро сел и захлопнул дверцу. Я рванул с места и, проехав мимо гаишника, вырулил на трассу. К счастью, инспектор нас не тормознул, и мы благополучно поехали дальше.

Высадив попутчика в Терновке и получив честно заработанные два рубля, мы вновь поменялись ролями, я стал пассажиром, а Игорь сел за руль. Проехали еще несколько сел, и вот показались предместья Запорожья. Миновали поворот на Петро-Михайловку, наметив еще раньше, что посетим родственников на обратном пути, а сейчас – вперед в Запорожье.

Было около четырех часов дня, когда мы подкатили к общежитию, где жила Анюта. С ней я говорил по телефону, что мы собираемся в Запорожье, но что приедем на машине, она не знала и была удивлена и обрадована нашему приезду. Посовещавшись, мы решили поехать на вылазку на Хортицу, остров на Днепре, где порыбачим и заночуем. Игорь попросил Анюту взять с собой кого-либо из подружек, чтобы ему тоже была пара, и Анюта уговорила поехать с нами Женю, которая не имела парня и скучала. Конечно, рядом с Игорем Женя, худенькая, небольшого роста, казалась малолеткой, но согласилась разделить с нами, а точнее с Игорем, наше романтическое путешествие.

Рыболовные снасти у Игоря имелись, а вот обо всем остальном нужно было позаботиться. Перво-наперво мы заехали в пункт проката и взяли палатку, спальные мешки и надувные матрасы. Потом затарились в магазине тушенкой, взяли картошки, хлеба, соли, лимонада и бутылку вина. Подождали девчонок, пока они соберутся в дорогу, и поехали по проспекту в сторону плотины Днепрогэса.

- Давайте проедем по плотине, вы не были на плотине? – предложила Женя. Она уже вполне освоилась в нашей компании, сидела впереди рядом с Игорем и играла роль штурмана.

Мы с Анютой устроились сзади на мягком диванчике, обнявшись и нисколько не возражая против любого маршрута. Нам было и так хорошо рядом.

Проехав по длинному проспекту, пересекая множество поперечных улиц, мы подъехали к грандиозному сооружению Днепрогэса. Плотина впечатляла: по одну сторону раскинулось широкое речное пространство, почти как море, а по другую сторону далеко внизу были видны потоки с шумом вытекавшей через шлюзы плотины воды, отрабатывавшей свой цикл и дававшей энергию турбинам. Мы медленно ехали по узкой дороге прямо по гребню гигантской дуги Днепрогэса, вместе с городским транспортом, восхищаясь громадными размерами гиганта первых пятилеток. На правом берегу хорошо были видны огни большого Запорожья. Широкий проспект, по которому мы подъезжали к плотине, казался отсюда далеким и игрушечным, как и памятник Ленину, выглядевший как небольшая статуэтка.

Проехав еще немного по правобережью, мы развернулись и поехали назад. Теперь уже по другой стороне, ближе к отвесной стене плотины, наблюдая и насосные станции, и шлюзы и аварийные запоры, которые, казалось, с трудом сдерживают натиск водной стихии. Когда проехали плотину и вернулись на проспект, на душе стало как-то спокойнее, все-таки огромная масса воды, хоть и укрощенная человеком, внушала тревогу: а вдруг этот поток вырвется на свободу?

Проехав несколько перекрестков, мы свернули направо, переехали мост и оказались на Хортице. Съехали с дороги и стали выбирать место для разбивки лагеря. Хотелось подъехать как можно ближе к берегу, и в одном месте мы нашли подходящий съезд, там была полянка и небольшой обрывчик, ведущий вниз, к Днепру. Установили палатку, Игорь настроил спиннинг, и мы отправились рыбачить, поручив девушкам начистить картошки для будущей ухи. Игорь стал забрасывать спиннинг, а я озаботился сбором сухих веток для костра. Дров я насобирал вдосталь, рядом были лесные угодья, нашел и подходящие сучья, чтобы устроить подвеску для котелка, в качестве которого пошла большая алюминиевая кастрюля с привязанной к ручкам проволокой. Девки начистили картошки, дело было только за рыбой, но у Игоря что-то клев не шел. Ему удалось подцепить небольшую рыбину, но та была какой-то вялой, мягкой на ощупь, скорее всего уже дохлой, и мы ее выбросили. В конце концов, видя, что с рыбалкой не задалось, Игорь бросил это занятие, и мы, вскипятив воду в кастрюле – котелке, забросили туда картошку и добавили две банки тушенки. Пиршество на свежем воздухе, у костра, под музыку магнитолы из машины, создавало особое романтическое настроение. Мы выпили вина и с аппетитом закусили пахнущей дымкой картошкой с тушенкой. Постепенно стемнело, стало прохладно. Сидеть возле костра было неплохо, но он согревал только с одной стороны, да и усталость начала брать верх. Стали готовиться ко сну. Игорь с Женей решили устроиться в машине, ну а мы с Анютой – в палатке. Надули матрасы, залезли внутрь, застегнули полог палатки. Все! Мы в своем маленьком домике, пусть и парусиновом. Ну, какой там сон, когда рядом любимая девушка! Сказать по правде, я с трудом дождался этого момента, когда мы смогли уединиться…

Утром проснулись рано, солнце только взошло, над рекой стояла легкая дымка тумана. По всему виделась осень. Мечты Игоря о рыбалке на утренней зорьке и сопутствующему ей хорошему клеву растаяли в этой дымке. Да и рыбку он, похоже, поймал неплохую в лице субтильной Жени, которая уже выпорхнула из машины и деловито разжигала костер, собрав в кучу недогоревшие с вечера сучья. Игорь же спал, развалившись по диагонали салона, превращенного в опочивальню, благо просторы ГАЗ-24 это позволяли.

- Доброе утро! Вставайте, сони, – весело крикнула Женя, увидев, как я выглянул из палатки, – проспите завтрак!

- Женька, не дури, еще очень рано, Игоря разбудишь, да и до завтрака еще далековато, костер – вона, только разгорается, – я пытался урезонить взбалмошную девицу.

Вылезать из палатки не хотелось, там было уютно и тепло, но я преодолел минутную слабость и выбрался наружу. На траве была роса, солнце освещало верхушки деревьев, до нас оно еще не добралось, воздух был чист и свеж.

- А здесь ничего, бодренько, – я прошелся по полянке вокруг костра, – пойду к реке.

Спустившись к воде, я зачерпнул полную пригоршню и, брызнув в лицо, умылся. Холодная вода унесла остатки сна. На другом берегу солнце ярко освещало вершину высокого каменного утеса. Днепр в этом месте был узок и не казался большой рекой, но все же в его водах чувствовалось что-то мощное и величественное. Да и было это всего лишь ответвление основного русла. Солнце постепенно расправляло лучи, и вот уже почти весь утес засветился каменной стеной, кое-где подернутой трещинами. Было красиво, я невольно залюбовался видом диковатой природы. "Эти камни видели, наверное, Запорожскую Сечь – подумал я – интересно, как тут жили казаки?" Не верилось, что в десяти минутах езды находился большой город, с проспектами, людской суетой и машинами. Казалось, что мы далеко-далеко, и вот-вот из-за деревьев выедут казачьи отряды.

Когда я вернулся к нашему биваку, девчонки уже вовсю готовили завтрак, разогревая в кастрюле вчерашнюю картошку.

- А у нас есть чайник? – спросила Анюта, – посмотри в машине.

Я открыл багажник и, порывшись, нашел там закопчённый котелок, который Игорь пользовал вместо чайника, когда мы ездили за грибами. Заодно обнаружил несколько картофелин, которые закатились в уголок, и мы их вчера не заметили.

- Давайте запечем картошку, – предложил я.

Котелок отправился на костер, и, когда вода закипела, я всыпал туда изрядную порцию заварки из пачки, на которой были нарисованы слоники.

- Индийский, высший сорт, – объявил я девчонкам, – сделаю покрепче, чтобы отогнать сон.

Проснулся Игорь, он вылез из машины и направился к воде, чтобы умыться. Вернувшись, спросил:

- Может, искупаемся, водичка такая бодрящая.

Солнце уже взошло довольно-таки высоко и стало намного теплее, чем с самого утра. Желания искупаться ни у кого не возникло, так что Игорь оставил эту идею, и мы приступили к завтраку. Доели всю картошку с тушенкой, что была в кастрюле, и даже запеченные в костре картофелины ушли "со свистом". Выпили крепкого как чифирь чаю. Я подумал, что несколько переборщил с заваркой. Когда мы были в военных лагерях, там, на котел с кипятком, на 400 человек, повар забрасывал две пачки грузинского, а тут я высыпал пол пачки на небольшой котелок. Чай разогнал остатки сна и придал бодрость. Игорь был доволен, видно неплохо провел ночь, только посетовал, что не удалась рыбалка.

Девчонки ушли мыть кастрюли на берег реки, а мы стали сворачивать палатку и укладывать вещи. Все-таки путешествие на машине – это красота! Не тащить на себе весь этот туристический скарб, собрал все в багажник, сел на мягкое сиденье и поехал.

По плану мы наметили посетить Петро-Михайловку, но до этого надо было завезти девчонок в общежитие и сдать палатку, мешки и матрасы. Выехав на дорогу, мы вскоре окунулись в суету и водоворот городских улиц. Женя все также на переднем сиденье подсказывала маршрут: где и куда повернуть, мы обратили внимание, что Игорь очень внимательно слушал советы Жени, было впечатление, что между ними пробежала какая-то искра. А может это только показалось.

Попрощавшись с девчонками и уладив имущественные вопросы в пункте проката, мы выехали из города и направились в Петро-Михайловку. Судя по Атласу, нам нужно было проехать всего километров 40, при этом, свернуть на 35-м километре налево. Проехали Георгиевское, поворот на Соколовку, развилку Запорожское – Гнаровское, и вот он, нужный поворот на Петро-Михайловку, прямо у поста ГАИ. Проехали по улице Матросова, которая оказалась транзитной через все село, и уже в конце заметили целую улицу новеньких двухэтажных коттеджей. Судя по описаниям, это и были нужные нам дома. Остановились у одного из них, спросили, где дом Иванько?

- А вот там, видите, высокая голубятня, это и есть их дом. А вы к Михаилу? Так он зараз в районе на семинаре.

- Да ничего, спасибо, - Игорь тронулся с места, и мы поехали к дому с голубятней. Из-за заборов и калиток нас провожали любопытные взгляды, видимо, не часто сюда приезжали на "Волге", да еще двадцать-четверке.

Дома была Лида, она находилась в декрете с малышом, Тарасиком. Увидев нас, вышла из ворот, мы поздоровались.

- Ух, как подрос Тарасик, - Игорь видел его полгода назад, когда они с матерью проездом были в Петро-Михайловке. Чужие дети всегда быстро растут, их ведь не видишь каждый день.

- А это, что же, ваши хоромы?

- Да вот переехали в начале лета, так Михаил первым делом голубятню смастерил, вот уж любитель! Да вы проходите в дом, а машину можно во двор поставить, вот только ворота надо открыть пошире и перегнать тарантас.

Тарантасом оказалась цистерна на шасси Газ-53, в которой когда-то перевозили молоко.

- Осталась от прежнего хозяина, Михаил использует ее как грузовичок, да и воду подвозит на бригаду, в поле.

Игорь по-хозяйски забрался в кабину газона.

- А ключи есть? – спросил он Лиду.

- Сейчас посмотрю, – Лида зашла в дом и вынесла ключи от молоковоза.

- О, да тут бензина совсем чуть-чуть, – Игорь глянул на приборы, – но перегнать хватит.
Он с третьей попытки завел мотор, который, чихнув пару раз, выдал клубы синего дыма и недовольно заурчал.

- Застоялся, бедняга, – Игорь со скрежетом включил скорость и рывками выехал за ворота.
Путь для "Волги" был свободен. Игорь пересел за руль ГАЗ-24 и въехал во двор, припарковавшись у дома.

- Давай, загоняй молоковоз! – скомандовал он мне.

Я залез в кабину газона и закрыл дверцу. Управление грузовиком казалось весьма простым, я еще в институте при обучении вождению освоил шоферские навыки. Нажав педаль сцепления, я надавил на запорный рычажок на ручке переключения передач и включил заднюю скорость. Теперь, медленно отпуская сцепление, нажал на газ, и машина тронулась назад. Обзор в маленькое зеркальце был не ахти, но ехать-то было всего ничего, так что, когда нос машины пересек линию ворот, я остановился и заглушил мотор.

- Классная лайба! – сказал я Игорю, – и, заметь, тоже ГАЗ, только не 24.

- Ага, родной братец моей ласточки.

- Старший брат, а может даже дядя, ведь его начала выпускать, когда 24-й модели даже в проекте не было.

- Вот только управлять им тяжеловато: перегазовки, никаких синхронизаторов, двойной выжим сцепления, не то, что на двадцать-четверке – Игорь ласково взглянул на стоявшую у дома "Волгу".

- Классный получился пейзаж – новенький дом и твоя светло-серая красавица, – сказал я, – вот бы в глянцевый журнал, на обложку: "Новая жизнь тружеников села", или "Стираются грани между городом и деревней!"

Игорь не уловил ироничной нотки и вполне серьезно сказал:

- Жаль, что фотоаппарата с собой не взял, там как раз цветная пленка ОРВО-КОЛОР заряжена.

На автомобильную тему Игорь мог говорить бесконечно, особенно, если это касалось "Волги", ГАЗ-24, да еще светло-серой, как у него. Он мне часто рассказывал, как выбирал цвет, когда мать хотела черную или вишневую, а его в отделе сбыта Горьковского автозавода, где он приобретал своё сокровище, уговорили на светло-серую, сказали, что сейчас все больше входят в моду светлые машины. На них-де и пыль не так заметна, как на темных, и летом в них не так жарко. Что там было правдой, а что маркетинговым ходом, сказать трудно, но Игорь с тех пор, сам влюбившись именно в светло-серую машину, всем налево-направо расхваливал именно этот цвет.

Пока мы восхищались пейзажами, Лида закрыла ворота, уложила Тарасика и подошла к нам:

- Может умыться с дороги, вон там – в ванной, я сейчас достану полотенца.

В просторной ванной негромко гудела стиральная машина, вода, к нашему удивлению, имела зеленоватый оттенок.

- Это Днепр цветет, у нас так каждую осень. Для питья Михаил привозит воду со станции, а для ванной, для стирки, и такая вода годится, – пояснила Лида.

- А что, Михаил скоро вернется?

- Да уж должен завтра к вечеру прибыть.

Вымыв руки и умывшись, мы вышли из ванной и стали рассматривать жилище новоселов. На первом этаже находилась кухня, столь же просторная, как и ванная, отдельный санузел и квадратный зал-гостиная, куда из кухни был проделан проем.

- Очень удобно, – Лида перехватила наши взгляды, – если что-то нужно из кухни подать, не надо обходить через коридор. А вот лестница на второй этаж.

Мы поднялись по лестнице и вошли в небольшой коридорчик, куда выходили три двери.

- Тут у нас три спальни, одна наша, а две – для детей.

- Ну, у вас и впрямь хоромы! – восхитился Игорь, – в городе квартир с такой планировкой не найдешь!

- А помнишь, мы были на строительстве кооператива архитекторов, там тоже были двухэтажные квартиры с огромными холлами, – сказал я.

- Ну, да! Так то же спецпроект, уж архитекторы сами для себя расстарались. А все-таки это в городе, там нет такой красоты и такого чистого воздуха!

- И навозом совсем не пахнет! – я пытался поубавить эйфорию Игоря.

Мы спустились вниз на кухню, где Лида уже накрывала на стол:

- Может, в зале разместимся, я сейчас застелю скатерть.

- Да нет, не стоит, у вас и на кухне вполне уютно и просторно.

- Я думала, что вы вчера приедете, вот голубей нажарила, теперь надо разогревать.

- Да мы немного задержались в Запорожье, ездили на рыбалку на Хортицу.

- Ну и как, удачная была рыбалка, много рыбы наловили?

- Да вот Игорь очень неплохую рыбку подцепил, – я намекнул на Женю, к которой Игорь, похоже, был неравнодушен.

- Жареные голуби – это что-то, ты не пробовал? – Игорь старался сменить тему.

- Что-то я слыхал. Есть, по-моему, рассказ исландского писателя Халлдора Лакснесса "Званый обед с жареными голубями".

Голуби оказались вкусными, они напоминали цыплят, только помельче, Игорь съел штуки четыре. По правде сказать, есть там почти нечего, мясо, конечно, нежное и вкусное, но после на тарелке остается груда костей, кажется, что больше, чем самих голубей.

- Так вот для чего Михаил завел голубей, чтобы устраивать такие королевские застолья! – мне стало интересно происхождение птичек.

- У него какие-то свои причуды, вдруг решил завести новую породу, привез из города, с птичьего рынка, ну а старых – под нож!

- Я слышал, что голубятники специально заманивают "чужаков", а потом требуют с их хозяев выкуп. Иногда доходит до нешуточных разборок, – сказал я.

- Да где тут у нас "чужаки", все голуби – наши, хватает с ними хлопот и без всяких разборок. Михаилу-то что? Посвистел, погонял, подсыпал корма, водицы подлил, ну еще иногда подрезал крылья, чтобы не улетели. А когда под нож, так штук по десять-пятнадцать, а мне потом перья с них обдирай – вот радости-то!

- А много у вас птиц? – спросил Игорь.

- Ой, не знаю точно, думаю, около сотни будет. Да вот Михаил приедет, вы его попытайте, он о голубях может часами толковать.

После сытного обеда Игорь устроился подремать на диване в зале. Я же вышел прогуляться за ворота, посмотреть на почти мне неведомую деревенскую жизнь.

Навстречу шла женщина с девчушкой лет десяти. Девочка глянула на меня с любопытством:

- Здравствуйте! – произнесла она тонким дискантом.

- Здравствуйте! – ответил я.

Мать девочки так же поздоровалась со мной и потянула девочку за руку, когда та приостановилась, разглядывая меня:

- А вы из города?

- Да из города.

- Пойдем, пойдем, видишь, дядя занят, – женщина заторопилась.

Я прошел еще дальше, улица была асфальтирована, тротуаров не было, все так и ходили прямо по дороге. Это была центральная улица Петро-Михайловки, я бы даже сказал проспект, имени Матросова. У дома, где мы спрашивали, как проехать, стояли трое-четверо сельчан, женщины, и один мужичок преклонного возраста.

Они также поздоровались со мной:

- Так вы, значит, из города приехали? Начальство? А что, Михаил что-то натворил? – женщины засыпали меня вопросами.

- Да нет, товарищи, мы не начальство, просто родственники Михаила, вот приехали к ним на новоселье.

- А мы уж подумали, начальство. У вашего друга такой вид был сердитый.

- Да нет, это Игорь, он просто устал с дороги, – я успокаивал жителей.

- Игорь? Так ведь он приезжал с полгода назад, такой весельчак и балагур!

Вот что машина делает с человеком, уже и не узнали давнего знакомца. Я еще немного прошелся по улице, полюбовавшись новенькими домами. По всему было видно, что хозяйство крепко стоит на ногах, только с рабочей силой беда, вот и приходится местному руководству заманивать специалистов жильём. Дома, как я узнал, дают в аренду, с правом выкупа. Расчет на то, что пока человек выкупит свой дом, он прирастет к селу, заведет хозяйство, скотину, привыкнет к сельскому укладу и уже в город не захочет возвращаться. А не хочешь выкупать, живи и так, плати только за коммуналку и за аренду.

Когда я вернулся домой, Игорь уже вовсю болтал с Лидой о том, о сём. Лида рассказывала, что в этом году хороший урожай на бахче, что Михаил уже несколько раз привозил "во-от такие арбузы" – Лида показала руками большой круг, – а еще хорошо удались овощи, кабачки и ротонда (так называли тут патиссоны).

Лида до декрета работала в правлении счетоводом, она когда-то окончила инженерно-экономический в Харькове, но вот судьба забросила в Петро-Михайловку, и высшее образование оказалось не очень нужным, хотя на судьбу Лида не жаловалась. Может, если бы она беседовала с женщинами, рассказала бы что-то из разряда "женских историй", но тут мы были плохими собеседниками. Михаил, по ее словам, пользовался авторитетом у начальства, он, хотя и не имел высшего образования, но был из крестьянской семьи, с детства привык к полевым работам "от зари до зари". К тому же, закончил техникум по механизации сельского хозяйства и трудился бригадиром на машинно-тракторной станции. В хозяйстве был небольшой парк тракторов, сеялок, жаток и другой техники, и всем этим Михаил заправлял. Сейчас уехал в район на семинар по новому трактору Т-150, освоенному на Харьковском тракторном заводе.

Об этом тракторе мы знали хорошо, благодаря большим плакатам, вывешенным по всем центральным улицам Харькова. Тогда вообще все мало-мальски значимые события отражались в наглядной агитации, и даже был в каждом райкоме ответственный из идеологического сектора. Игорь рассказывал, что один его приятель, художник, хорошо зарабатывал на этой самой наглядной агитации, регулярно выезжая в райцентры, чтобы изображать на плакатах очередные цифры и призывы к сельским жителям. Платили за это неплохо, но по сравнению с живописцами, изображавшими членов Политбюро, или, даже, самого Ленина, это были сущие копейки. Говорил, что рисовать или писать, как выражаются художники, кого-то из "небожителей" доверяли только проверенным мастерам по специальному разрешению. Я обращал внимание, что в каждой из республик Союза изображали Ленина по-своему. В Грузии у него были густые усы, в азиатских республиках – скуластое лицо и раскосые глаза. Видимо, художники старались придать образу вождя свой национальный колорит. Ходил анекдот, что заспорили русский, еврей и чукча, какой национальности Ленин? Русский говорит: "Фамилия Ульянов, родился на Волге – русский." Еврей спорит: "Маленький, лысенький, картавит – явно еврей!" Чукча молчит, курит трубку, его спрашивают: "А ты что думаешь?" Чукча в ответ: "Однако, Ленин – чукча". "Как, почему?" – "Шибко умный!"

Постепенно, за разговорами стемнело, и мы стали готовиться ко сну. По правде сказать, прошлую ночь я почти не спал, да и Игорь, видимо, тоже, хоть и "прихватил" немного с утра. Лида расположила нас на втором этаже, в одной из комнат, постелив такие высокие пуховые перины, что я буквально утонул в своей постели.

Наутро нас ждал великолепный завтрак из яичницы с салом с палец толщиной, деревенского белого хлеба, крупных помидоров и огурцов со своего огорода, и арбуза, сладкого как мёд. Игоря восхитил размер огурцов:

- Про такие огурцы говорят: "у нас огирочки по пивмэтра!"

Лида собралась на ферму за молоком, обычно его привозил Михаил, а тут надо самой. Мы вызвались сгонять туда на машине. Взяли бидон, вышли во двор, и тут Игоря осенило:

- Чтобы выехать, надо молоковоз из двора выгонять, может, на нем и смотаемся?

- Да, но документов у нас-то нет.

- Какие тут в селе документы? Да и гаишников за сто километров нет.

- А бензин, ведь его там на донышке?

- Давай с "Волги" сольем чуть-чуть, там еще больше полубака.

Мы взяли шланг и слили литров пять, заправив грузовик.

- Ты заводи, а я открою ворота, – Игорь был полон энтузиазма.

Я сел за руль, включил зажигание, надавил на стартер, машина вдруг икнула и дернулась назад. "Эх, это я вчера не снял ее с задней передачи!" – с досадой подумал я, нажав со всей силы на тормоз. Игорь, увидев мой маневр, бросил полуоткрытую створку ворот и побежал за молоковоз, он испугался за стоявшую позади грузовика "Волгу".

- Ты что, спятил? – закричал он, – куда ты прешь?

Я вылез из кабины и прошел назад. До багажника "Волги" оставалось с полметра. Если бы я не тормознул, трудно представить, что бы было. Для Игоря это обернулось бы катастрофой.

- Давай, я сам выеду, а ты иди, открывай ворота! – Игорь был зол.

Выехав на улицу, Игорь притормозил, поджидая пока я закрою ворота, потом я сел в кабину рядом с ним, и мы поехали вдоль улицы в направлении фермы.

На ферме удивились:

- Мы думали, Михаил вернулся, а вы кто, ребята?

- Да мы родственники, Лида вот за молоком прислала.

- Так, так, родственники, ну что ж, давайте посудину, да помогите поднять флягу.

На ферме управлялись две дородные женщины в белых халатах. Их можно было бы принять за врачей, вот только фигуры были несколько полноватыми. Мне вспомнилась строчка из фильма "Республика ШКИД": "Не женитесь на медичках, они тоненьки, как спички!" Здешние на медичек уж точно не походили, хоть и были в белых халатах.

Заполнив бидон молоком, мы пошли к своему "чихараку". Мне хотелось как-то оправдаться за утреннее фиаско, я предложил:

- Давай я сяду за руль и буду вести машину очень аккуратно. Знаешь, есть такой тест на плавность хода, когда на капот ставят индикатор в виде стакана с водой, и она не должна расплескаться.

- Ты что же хочешь, чтобы индикатором был наш бидон с молоком?

- Игорек, ну пожалуйста, ведь с утра меня просто бес попутал. Дай мне шанс исправиться, я не подведу!

- Ну, ладно, садись за руль, и смотри мне, чтобы ни одной капельки не пролилось. Вишь ты, тест на плавность! – Игорь еще бурчал, но уже мирно. Он и сам здорово струхнул, когда утром колымага дернулась в сторону его "ласточки".

Я, старясь делать все не спеша, завел мотор, выжал сцепление и, поддавая газу, плавно его отпустил. Молоковоз нехотя тронулся с места. Я подумал, что этот агрегат, по всей видимости, хорошо знал дорогу на ферму, ведь в прошлой жизни, будучи молодым и задорным, он бесчисленное множество раз подъезжал к ферме пустой и уезжал от нее, с заполненной до краев цистерной. Куда он еще ездил, бог весть, но эту ферму должен был знать как отче наш. Рассуждая так, я даже как бы почувствовал, что машина хорошо знает дорогу, я поддал газу, отпуская руль, и она катилась сама по себе ровно по дороге. Плавный ход грузовика приводил меня в восторг. "А еще говорят, что у техники нет души!" – подумал я.

- Ты давай, это, руль не бросай, Шумахер! – Игорь сидел рядом со мной с бидоном в обнимку, – сельские дороги коварны!

Зачем он сказал это! Я вдруг увидел, как дорогу переходят, неторопливо и важно ступая, две толстые коровы. И главное, как я их раньше не заметил! Я начал притормаживать, но левая корова вдруг свернула почти прямо перед капотом, и я со всей силы нажал на тормоз. Машина резко качнулась, Игорь чуть не выронил бидон, и изрядная порция молока плеснулась прямо между его ног.

- Ну, я же говорил, черт тебя дери, осторожней! – Игорь глянул на брюки, не измазались ли они молоком, – где ж твоя плавность хода?

- Игорек, правда, они же ринулись прямо под колеса, что же мне их давить?

Я переждал, пока коровы перейдут на другую сторону и удалятся на значительное расстояние.

- Давай уже, поехали, а то к обеду не привезем молоко, – Игорь все так же обнимал бидон.

Я снова плавно тронулся, и уже сосредоточившись только на дороге и управлении этим норовистым механизмом, поехал к показавшимся вдали домикам села. Мое волнение и стремление вести машину как можно более плавно сыграли злую шутку, я пропустил нужный поворот, и Игорь закричал на меня:

- Ты куда, нам же направо надо... было – добавил он, – теперь ищи, где развернуться. Дорога была узкой, на ней едва могли разъехаться две машины, а перекрестка или съезда вблизи не наблюдалось. "И чего это такую узкую полосу сделали!" – досадовал я, – "трудно им было на полметра шире дорогу проложить!". Однако, нужной развилки все не было.

- Смотри, мы уже скоро до трассы дотянем, а там пост ГАИ! – Игорь снова начал сердиться, – что мы скажем, ни документов, ни прав! Что угнали молоковоз, чтобы покататься?

- А мы их молоком угостим, они и подобреют! Скажем, что специально с фермы свежего молочка им привезли.

К счастью, улица Матросова имела развилку, и я кое-как развернулся. Вдали виднелась полосатая будка поста ГАИ. Заметили ли гаишники наши телодвижения, или нет? Я думал об этом весь обратный путь. Вот, наконец, нужный поворот, и мы уже едем вдоль знакомых особняков. Остановились возле ворот, Игорь понес бидон с молоком Лиде, а я вылез и открыл ворота. Развернув машину задом во двор, я стал медленно, как только мог осторожно, въезжать задом во двор. Так, наверное, ездят ученики на первых занятиях по вождению. Машина двигалась небольшими порциями: метр вперед, остановка, еще метр, опять стоп. Наконец передний бампер въехал за линию ворот, и я нажал на тормоз и заглушил мотор. Поставил молоковоз на ручник, и только тогда снял скорость на нейтралку. Ручник был тугой, как у новенького автомобиля, видимо, им не очень-то пользовались. Есть категория шоферов, которые почти не пользуются ручником, считая за шик ставить авто на скорость, включая первую или заднюю. Фишка лишь в том, чтобы потом, заводя мотор, не забыть сначала снять машину со скорости или нажать сцепление. Что ж привычка – вторая натура, хотя гаишники не очень-то жалуют такие привычки.

- Ну как, нашли дорогу на ферму? – спросила Лида.

- А чего ее искать, машина сама туда дорогу нашла, она ведь всю жизнь ездила по этому маршруту – ответил я.

- Да, и еще кое-куда машина чуть сама не приехала – поддакнул Игорь, многозначительно взглянув на меня.

Деревенский день показался нам бесконечно длинным. Мы ждали приезда Михаила. И когда он появился, все вдруг ожило, мы даже сразу не поняли, почему голуби неожиданно вспорхнули в небо. Ведь клетки были закрыты. Оказалось, это Михаил решил навести порядок в своем пернатом хозяйстве и первым делом раскрыл клетки и выгнал птиц на волю.

- Вот красота-то! – Михаил свистел и прыгал от удовольствия, как мальчишка.

- Миша, ну угомонись ты, вот ведь скаженный, даже жену не поцеловал, сразу за своих голубей! – Лида сделала вид, что сердится.

- Жену? Ну что ж, жену можно поцеловать! – Михаил подскочил к Лиде и обняв ее, поднял на руки.

- Пусти же, вон ребята смотрят! – Лида отмахивалась от муженька.

- А-а-а, Игорек, ребята, вот славно, что приехали! Давай, мать, накрывай на стол, будем вечерять!

Мы просидели за разговорами почти до самой ночи, потом ушли на второй этаж, укладываться. Засыпая, я еще слышал смех и возгласы внизу, это семейство Михаила радовалось приезду хозяина.

Утром Михаил решил съездить на бахчу, чтобы доставить нам арбузов. Мы напросились в пассажиры молоковоза и вскоре уже мчались по пыльным сельским дорогам на арбузное поле.

- Куда же мы все это положим? В цистерну, что ли? – спросил Игорь, когда возле молоковоза образовалась приличная груда арбузов.

- А вот в эти емкости – Михаил открыл боковые ящики по обеим сторонам цистерны.

Мы заполнили эти багажники арбузами, но все равно четыре штуки никак не помещались.

- Давайте их возьмём в кабину, на руки – предложил Игорь.

- Ага, и ты будешь их нянчить, или устроишь внизу возле ног – сказал я.

- Видимо, кому-то придется идти пешком, не оставлять же арбузы на краю поля.

- Нет ребята, давайте вы поезжайте, а я тут забегу еще в свое хозяйство, здесь недалеко – сказал Михаил, - дорогу- то найдете?

- Найдем! – Игорь был полон энтузиазма проехаться еще раз на этой лайбе.

- Вот и классно, - Михаил вскочил на подножку, когда мы тронулись, - меня вон там у поворота высадите.

Игорь сидел за рулем и сосредоточенно смотрел на дорогу, чтобы не пропустить нужный поворот. Он притормозил, Михаил спрыгнул с подножки, и мы поехали дальше.

На одном из поворотов Игорь не сбавил скорости, и арбузы, лежавшие на полу кабины, покатились прямо ему под ноги.

- Вот черт, слушай, выкати этот арбуз, он мешает мне нажимать на педали – Игорь обратился ко мне.

Я нагнулся и стал выкатывать арбузы на свою сторону. Игорь немного отвлекся, взглянув вниз, и вдруг машина резко наклонилась вправо и въехала передним колесом в придорожную рытвину.

- Тормози! – закричал я, - сейчас в кювет заедем!

Игорь отчаянно крутанул рулем, потом резко надавил на педаль тормоза. Молоковоз остановился, подняв тучу придорожной пыли. Мы чуть было на врезались головами в лобовое стекло.

- Ты, это, давай, поосторожнее, а может я сяду за руль?

- Нет уж, я сам поведу, да тут и осталось совсем чуть-чуть, вон уже видно дома, – Игорь не хотел уступать руль.

Мы подъехали к дому и стали выгружать арбузы из кабины.

- А как же нам открыть багажники? – Игорь попытался повернуть замок ключом зажигания - не подходит.

Тут мы заметили, что из щелей багажников сочится жидкость. Стало ясно, что это арбузный сок, значит, мы своими "умелыми" действиями за рулем поразбивали лежавшие в багажниках арбузы.

- Что же теперь делать? Да и перед Михаилом стыдно-то как! – сокрушался Игорь.

- Это все твое упрямство, говорил же, давай я поведу! – сказал я

- Да ты тоже не слишком уж опытный шофер, видели, знаем, как ты с молочной фермы ехал! – отпарировал Игорь.

Мы стали ждать Михаила, чтобы как-то вызволить остатки арбузов, да и багажники вымыть было бы не грех после наших похождений.

Михаил, узнав от нашей беде, только рассмеялся:

- Подумаешь, арбузы, наберем еще, не горюйте. А что же вы не могли открыть багажники?

- Да вот ключ не подходит, - развел руками Игорь.

- Какой там ключ, глядите – Михаил поддел дверцу багажника, слегка согнув, и она открылась, - ну, выгребайте ваши сокровища.

На удивление, в каждом из багажников разбитыми оказались только два арбуза, лежавшие с краю, возле железной перегородки, остальные были просто мокрыми, но целыми.

- Вот, видите, все в полном порядке, да и разбитые арбузы не пропадут, скормим их курам, - Михаил принес ведро и тряпку, – давайте, вот смывайте следы преступления.

В этот день мы еще раз съездили на бахчу, пополнив запас сладкой ягоды. Потом Михаил поехал за овощами и на заправку и, прихватив две канистры, привез 40 литров бензина для нашей "Волги".

- У меня талоны на бензин дармовые, так что пользуйтесь, городские, - это он нам с Игорем, вручая канистры.

На следующее утро мы стали собираться в дорогу. Как я и предполагал, арбузов оказалось столько, что мы загрузили ими и багажник, и салон. "Волга" немного присела на задние колеса, но, слава ее создателям, выдержала вес с честью.

Плотно позавтракав, получив еще сверток с провизией "с собой" и распрощавшись с Михаилом и Лидой, мы тронулись в обратный путь.

Машина шла несколько натужно, все-таки груз был немаленький, но все же, как мне показалось, весело, чувствуя, видимо, что возвращается домой.

Игорь врубил магнитолу на полную, когда въезжали в Харьков, пошел дождик и под его шум, в сопровождении звуков альбома "The Dark Side of the Moon" Pink Floyd мы мчались по полупустынной дороге, предаваясь эйфории и романтике быстрой езды на классном комфортном автомобиле.

Куда там деревенскому молоковозу до нашей ласточки! Хотя, этот молоковоз позволил нам испытать немало волнений и радостей в нашем нечаянном автопробеге по дорогам деревенского Запорожья.


Рецензии