Поэты России

ПОЭТЫ РОССИИ
У традиции написания портретов российских литераторов славная история – начиная с портрета «создателя современного русского языка А.С. Пушкина» кисти Кипренского и до достаточно иллюстративной серии его же портретов, исполненных академиком Моисеенко…
Традиция эта имеет под собой достаточно веские причины – тут и «обожествление» пиитов на Руси, когда их слово подчас было единственно возможной честной реакцией на драматические события российской истории, и, как следствие, превращение поэтических текстов в «новое евангелие» даже для образованных людей. Это отношение к поэзии и ее создателям сложилось еще в вполне благополучной России 19 века с ее «золотой» порой в литературе, зарождением и расцветом «Серебряного века», с еще непоколебимым, казалось бы, самодержавием и великой победой над наполеоновским нашествием и славной историей освобождения крестьянства от позорного, в глазах просвещенных людей, рабства.
Теза и антитеза в сравнении исторических коллизий 19 и 29 веков просто поразительна, часто напоминает специально срежиссированный фарс, а судьбы поэтов этих двух столетий и вовсе погружают нас в водевильное неистовство псевдогреческих трагедий.
Расцвет поэзии в начале обоих веков очевиден и причины их породившие схожи – и там, и там присутствовали «брожение умов» и яростное желание образованных кругов России свершить социальные изменения и построить новое справедливое общество. И в начале 19 и в первые годы 20 в Россию пришли войны – они были одинаково никому не нужны, но взвали неподдельный патриотический энтузиазм и неприкрытое сочувствие к проигравшим «декабристам» и их более успешным «наследникам» большевикам.
«Преследование» Пушкина царским режимом, подталкивание Чаадаева к философскому уходу от активной деятельности, показательная экзекуция поэтов-декабристов превращаются в эталон «отеческого попечения» со стороны мудрого царя Николая 1, на фоне маниакального уничтожения лучших поэтов России в 20 веке.
… - смертный список поэтов 19 века.
… - список пиитов, гонимых властью.
Гумилев, Мандельштам, Цветаева, Есенин, Маяковский… это смертный список 20 века.
Ахматова, Бродский, Чичибабин… это неполный перечень поэтов, гонимых властью.
Некрасов и Высоцкий… Кому и как на русской земле хорошо живется основной рефрен в их творчестве. Удивительное сходство ухода из жизни, но какая любовь народная к Владимиру и, практически, забвение  Николая.
Тютчев, Фет, Баратынский в 19 веке были поэтами «любви и жизни», в 20 веке их наследниками и продолжателями были Тарковский, Чичибабин, Слуцкий, Рейн. Их судьбы ярки, но относительно стабильны. 
Татьяна Кузьмина-Чугунова художник драматический, ей интересны трагические судьбы, сильные натуры, она поклонница «Большой» поэзии… Её «икона» - Бродский, ее «мадонна» - Цветаева.  Кстати это нечто новое – ярчайшая вспышка поэзии женщин, такого не было во времена Пушкина, тогда страстные признания и поэтическое саморазоблачение было невозможно. Не то в 20 веке – Ахматова и Цветаева наравне с другими менее известными, а вернее не на слуху, поэтессами просто взорвали литературное пространство, заставив весь мир преклониться перед их страстями и судьбами.
Трагический конец жизни Марины Цветаевой превратил ее знаковую фигуру русского поэтического Олимпа. А близость Елабуги, в котором она совершила суицид, к Чистополю, в котором Татьяна Кузьимна-Чугунова провела свое детство, и с которым связана прелюдия последних дней жизни Марины, когда даже ее друг Пастернак отвернулся от нее, стала решающим моментом в формировании личности художника. Недаром Татьяна даже собиралась поступать на филологический факультет.
Неосознанно, хотя, в конце концов, и со всею определенностью для Татьяны выстроилась четкая иерархия российской поэзии 20 века – главенство принадлежит Цветаевой и Бродскому. Самая трагическая судьба настигла Мандельштама и Гумилева. Самым «слабым звеном», людьми, не справившимися с новыми «социалистическими реалиями» были два врожденных диссидента Маяковский и Есенин – их поэзия была наиболее близка новому времени, которое их и погубило.
Картина, на которой объединены, казалось бы, несоединимые поэты Брюсов, Маяковский и Пастернак, имеет очень точный посыл – неважно какой ты поэт, важно то, что для нового времени хороший живой поэт – это мертвый поэт! Надо быть реальным Демьяном Бедным или литературным Иваном Безродным, для того, чтобы власть безоговорочно приняла тебя в свои ряды - иначе смерть.
Бродский – узник системы, поэт, создавший новый язык, человек разрушивший стену и вырвавшийся на свободу!
И, наконец, Высоцкий – истинно народный поэт, юродивый и скоморох. Шут, не боящийся говорить правду! Так же, как и Татьяна, своими картинами напомнившая нам и о силе духа, и о превратностях судьбы, и о памяти!
И последнее – радует, что постепенно портреты обретают достойное их место! Первые две картины о Марине Цветаевой «Разбитое небо» и «Реквием» отправляются в Елабугский музей-заповедник!


Рецензии