Книги о войне

Обсуждали тут давече на странице у одного автора повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Безусловно душу рвущая книга и отлийчный фильм Ростоцкого. В свое время, ещё учась в школе, мной был написан не один реферат по этому произведению. Стыдно сказать, но я стырила в школьной библиотеке журнал, вырезала фотографии актеров из фильма и вклеила их в одну из своих работ. За что и получила какое- то там место на олимпиаде по литературе. Просто хотелось бы сейчас рассказать про мои любимые книги о войне. Пусть я не открою Америку, эти авторы и их произведения не нуждаются в представлении, но уж очень они отложились в  памяти.     Есть книги взрывающие мозг, безумно тяжёлые, шокирующие. Которые не хочешь перечитывать второй раз, но хотя бы один раз в жизни ты их обязан прочесть.    Невозможно описать их все, остановлюсь лишь на нескольких.    Виктор Астафьев "Пастух и пастушка". Асафьев вообще стоит особняком в коллекции моих любимых писателей, он прочно удерживает позицию лидера вот уже почти тридцать лет. Я очень рано научилась читать и одно из первых прочитанных самостоятельно книг была "Васюткино озеро". Дальше был "Последний поклон"(мне кажется я его уже наизусть знаю, книга зачитана до дыр) и вот уже много лет мы с Виктором Петровичем неразлучны. Но как то так получилось, что при всей моей любви к автору, "Пастух и пастушка" я прочитала лишь года три назад, хотя это первое крупное произведение писателя о войне. Как бывший фронтовик,Астафьев очень подробно и без прикрас описывает  происходящее. Лежащие за баней убитые старики, прикрывающие друг друга, солдат расстреливает немцев, с криком, что они сожгли"мамку, крестную-всех сожгли", а на фоне этого ужаса разворачивается история любви Бориса и Люси....При жизни писателя уж очень многие его критиковали, за то что рубил правду-матку. Не показывал он в своих книгах чистеньких, красивых красноармейцев бегущих в атаку с криком "За родину!",а показывал настоящую окопную жизнь, порой страшную. Это , кстати, хорошо показано в романе "Прокляты и убиты".    Вторая книга, это Кристина Живульская "Я пережила Освенцим". Я думаю, тут объяснять ничего не надо, название говорит само за себя, это документальная книга. Шок! Просто шок! Других слов нет. Я очень жёсткий человек, но при прочтении раз десять у меня начиналась истерика. Невозможно описать ужасы этой книги, просто приведу цитату:"..А печь пылала, выбрасывая в трубу зловещие искры. Это догорали греческие евреи..." Почти два года выживания в аду. Каждый день и на каждой странице смерть. "Вокруг нас постоянно кто-то плакал, кто-то стонал, то и дело уносили чьи-то трупы, а мы мечтали вслух", "В одну ночь сожгли всех цыган, 5 тыс.человек". Это нужно читать ОБЯЗАТЕЛЬНО, что бы знать как быть НЕ ДОЛЖНО! Не могу решится прочитать эти две книги ещё раз, слишком тяжело они мне дались.     Если уж зашёл разговор о писателях фронтовиках, не могу не написать про мою любимую Юлию Друнину. Я думаю мало кто в нашей стране не знает ее бессмертные строки"...кто говорит, что на войне не страшно-тот ничего не знает о войне". А сколько ещё прекрасных стихов ей написано. Молодой девченкой попав на фронт в самом начале войны, домой вернулась только в сорок четвертом, после контузии."Я родом не из детства-из воины",-напишет она потом. Это тот автор у которого нет ни одного проходного произведения, абсолютно все, что она писала, это прекрасно. Потрясающая женщина. Жаль, что ее жизнь закончилась так рано и трагично. "Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив и кто отнят войной..." Год назад будучи в Старом Крыму,где похоронена Юлия Друнина и ее муж Алексей Каплер, я подошла к  дому, где жили супруги. Небольшой белый домик, окружённый деревьями грецкого ореха и цветами, похоже что нежилой. Боже мой, какое там умиротворение,даже воздух какой то другой. Неудивительно, что супруги так любили этот безмятежный крымский уголок. К сожалению, было уже поздно и я не смогла попасть на могилу писательницы,простите меня Юлия Владимировна.      Меня всегда мучал один вопрос, почему подросткам в школе предлагают к прочтению книги до которых они ещё не доросли. Зачем насиловать детский мозг объемными произведениями Толстого или депрессивного Достоевского? Нет, это нисколько не уменьшает величие классиков русской литературы. Помню по себе, как я в 15 лет мучалась над "Преступлением и наказанием", лишь бы прочитать, сдать и отвязаться. Не прониклась я тогда Федором Михайловичем. Зато заново прочитав эту же книгу в тридцать, я была в восторге. До всего доходишь с возрастом. Я понимаю, что Живульская, это наверно слишком, для неокрепшего сознания. Но  почему бы не изучать школярам ту же Друнину? Астафьева? На что моя мама педаго ответила: " С удовольствием бы, но есть программа. Не мы ее составляем". А книги все же удивительные. Как сказал кто- то из умных людей: "читайте современников, описываемых событий".


Рецензии
Названные вами книги действительно достойны внимания своей суровой правдой о войне. Удачи.

Александр Аввакумов   07.06.2019 08:19     Заявить о нарушении
Александр, спасибо.

Ольга Иванова 41   07.06.2019 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.