Ассанчуковичи, Оссанчуковичи

Ассанчуковичи
Асанчюковичи
Оссанчуковичи
Асанчуковичи – Фурсовичи


***

Прим.
В переписи Войска ВКЛ есть вероятность, что происходит интерференция персоналий Влана Санчуковича и Ахмета Асанчуковича.

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




«Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоускага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоускага. Кн.523. Кн.Публiчных спрау 1»

***

под редакцией к.и.н А.И.Груша, к.и.н М.Ф.Спиридоров, М.А.Вайтович.
На белорусском языке.

Бодашевич Осан, т. хар. Ахмет Влан Санчуковiча 119 адв.

Влан Санчукович, Асанчукович Ахмет т., хар. та-тарскi 6, 119 адв., 121 адв.; с. 38

Жадыкрович Асан, т. хар. Ахмет Влан Санчуковiча 120адв.

Левонович Осан, т. хар. Ахмет Влан Санчуковiча 121

Осан, з с. Папорцi, т. хар. Банька Сенкавiча 124

Соболевич Асан, т. Абрагiмава сцягу 118

Упопортех Осан, т. хар. Банька Сенкавiча 124 У раз, кн., т. Абрагiмава сцягу 116 адв.

Шагдавлет Асан, т. Алiшкава хар. 122

http://forum.secret-r.net/viewtopic.php?f=1&t=1361&p=88862




Ассанчуковичи

***

‘’До середины XVI в. татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшихся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Наиболее привилегированную группу составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам - Острынским и Пунским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами как потомков ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Они пользовались титулом князь. Во главе княжеских родов стояли: Ассанчуковичи (Уланы), Корыцкие, Юшынские, Кадышевичи, Крычинские, Лостайские, Тальковские, Ловчицкие, Смольские, Тарашвиские, Завицкие и Баргынские (Барановские)’’.

http://misharlar.ru/ttrpolsk.html





Асанчюковичи

***

По поручению Сигизмунда I этот царевич выдавал служилым татарам и свидетельства о шляхетстве, подтверждаемые королем на тех же основаниях, что и аналогичные «листы», выданные боярам-шляхте назначенными для этого литовскими панами.

Уже после отъезда Шейх-Ахмеда Азубек получил несколько дополнительных пожалований.

В 1531 г. ему было пожаловано имение Положин (Минский повет), в 1536 г. — земля Степановщина (Трокский повет) <--// Wolff J. Op. cit. S. 639; Dziadulewicz S. Op. cit. S. 245-246. Кроме того, сын Азюбека царевич Чингис владел имением Берестовица (Бжостовица)-Бигене в Волковысском повете, «на повинности военной» пожалованным его «предкам», т.е., очевидно, также отцу (ЦГАДА. Ф. 389. Д. 569. Л. 850-850 об.) //-->. В 1532 г. ему были выданы из литовской казны 10 коп грошей и постав сукна. В «реестре чиненя заплаты за службы дворянам господарским» (придворным) за 1536 г. есть записи о выдаче «царевичу Азибек солтану» адамашка на одежду, сукна, денег (10, затем 15 коп грошей), т.е. в это время он находился в свите Сигизмунда I. Последнее известное нам упоминание о нем относится к июлю 1540 г., когда трое татар представили на утверждение королю «лист судовый царевича Озюбек солтана и Фурса Улана Асанчюковича».

С.Думин.
http://www.misharlar.ru/tttzliet.html




Польско-литовские татары

***

Первыми татарами, оказавшимися в Польше и Литве, были татары КараКисека. Кара-

Кисек был
сыном Джеке,
сына Ногая (знаменитый золотоордынский темник),
сына Татара,
сына Бувала,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

Кара-Кисек после борьбы с Токтой бежал в Польшу, в Краковскую область.
Позже другая волна татарских переселенцев пришла с Тохтамышем и его
детьми. Сын Тохтамыша Джелаладдин участвовал в Грюнвальдской битве
на стороне Витовта и Ягайла. Именно легкая татарская конница своим
первым натиском, а потом притворным отступлением помогла полякам и
литовцам одолеть Орден.

В 1455 году младший сын Тохтамыша Сеид-Ахмед попал в плен к
Казимиру. Он был поселен в Ковно (Каунас), девять его сыновей осели
среди польских татар [8].

Один из его сыновей Джанибек смог на время вернуться в степь, где на два
года стал ханом в Крыму [9]. Еще два сына Сеид-Ахмеда, Воймин и Кирко,
известны по литовским источникам. Мы считаем, что царевичи Пунские
были по происхождению от детей Сеид-Ахмеда, так как они имели статус
царевичей, хотя также нам не известно, какую фамилию носило
многочисленное потомство Сеид-Ахмеда. Такое отнесение Пунских имеет
под собой основания, хотя и возможны другие варианты. Ветвью Пунских
были Гиреевские, происходящие от Ислам-Гирея Пунского. Пунские
существовали в Великом княжестве литовском до конца XVII в.
По семейной легенде к чингизидам относились также Бердибековы. По
легенде сын Бердибека уехал сначала в Крым, а потом в Литву. Имя его
неизвестно. Потомок Бердибека Иван Бердибекович оставил трех сыновей –
Мишка, Семена и Павла, упомянутых в 1470-95 годах в актах метрики
Литовской. Павел был жив еще в 1528 году. У него было два сына Петр и
Грегорий, известных по описи 1567 года.

Следующей семьей, потомками чингизидов, были Острынские,
происходящие от сына последнего хана Большой Орды Узбека ШейхАхмедовича. 11 апреля 1514 г. Сигизмунд I известил острынского
наместника о пожаловании царевичу Узбек (Азубек)-солтану 70 конюхов, 6
пустошей и двух паробков под Острыной (Лидский повет). По
местоположению этого имения (позже известного как Рыча) Узбека и его
потомков стали именовать царевичами Острынскими.
После возвращения хана в Орду Азубек-солтан оставался в Литве
(первоначально, видимо, в качестве одного из заложников, вместе с ханским
братом Халлеком и упоминавшейся выше женой Шейх-Ахмеда) [10]. В
начале 17-го века род Острынских пресекся.
Польско-литовские татары делились на шесть групп: Баргын (Барын),
Джалаир, Юшинь (Уйсун), Конграт, Найман, и Улан.
Из этих шести групп пять были племенами Золотой Орды, а слово Улан
происходило от названия Оглан (титул, который носили представители
рода Чингиз-хана). В Великом княжестве литовском было много уланских
родов. Уланов от царевичей Острынских и Пунских отличал статус:
Острынские и Пунские происходили от золотоордынских ханов ШейхАхмеда и Сеид-Ахмеда (есть версия что Пунские происходят от крымских
ханов), в то время как уланы происходили от прочих чингизидов, не
правивших Золотой Ордой.
На основании книги Дъядулевича [11], дадим короткое резюме по
уланским (чингизидским) родам среди польско-литовских татар:
Самым большим уланским родом были Асанчуковичи. По информации,
доступной в Интернете, род Асанчук происходит от Кара-Кисека, внука
Ногая, но в литературе эта версия не нашла подтверждения. Асанчук
известен в 1425-1430 годах, он и его потомки владели имением Засуле, близ
Минска. У него было четыре сына – старшего звали Шатыш (упомянут в
1460 году), имена двух средних сыновей неизвестны, младший – Чадет-улан
(упомянут в 1480 году)

1. Шатыш
Сыновьями Шатыш-удана были
Войшутко (1482),
Майко (1487-1520),
Сеит (1487).

1.1. Войшутко.
Сыном Войшутко был Ахмет. У него было три сына

1.1.1. Хасан, предок таких родов, как Засульские, Ждановичи, Хасеневичи.
У него были следующие сыновья:
Алей,
Фурс (женился на Умнее Ширинской, вдове Чингиза Острынского),
Махмет,
Ахмет,
Шахун.
Махмет,
Ахмет и Шахун унаследовали Засулу от Аликеча из другой ветви Асанчуковичей.


2. Второй сын Асанчука не известен по имени. Его сыновьями были Урус и
Тулаш, упомянутые в 1506 году, а также Кодзел.

2.1. Сыновьями Уруса были Ахмет, Асан, Халим, Абрагим, и возможно
Урмаш (предок Халецких). Сыном Абрагима был Измаил, предок
Измаиловичей.

Асан положил начало таким родам как Демидковские, Шемешовы.

У Ахмета был сын Яхья, у Яхьи был сын Сафьян.
У Сафьяна были дети Рызван и Ильяс, положившие начало родам Ильяшевичи и Рызвановичи.

2.2. Сыновьями Тулаша были Майко и Дисо.

3. Третий сын Асанчука тоже не известен по имени. Его сыновьями были
Обдула, Банко, Дахно, Кодзел.

3.1. Сыном Обдулы был Давлеш. Сыновьями Давлеша были Исуп и Михно,
положившие начало роду Романовских.

3.2. Банко. У Банко были три сына Келим, Киль Довлет и Ян Довлет.

3.2.1. Келим стал предком Шабановичей.

3.2.2. Киль Довлет. Его сын Измаил в 1565 году был на военной службе в
литовском войске. Его сыновьями были Муртаза, по прозвищу Альдзиук
(предок Альдукевичей), и Абдыш, предок Абдзевичей.

3.2.3. Ян Довлет. Его потомки носили фамилию Улановы. Его детьми были
Богдан, Джанибек и Ахмат (предок Ахматовичей).
3.3. Сыном Дахно был Джанибек.
3.4. Сыновьями Кодзела являлись Ивашко и Аликеш. У Ивашко был сын
Алей, на котором род Кодзелевичей пресекся.
4. Сыновьями Чадет-улана были Чогадай, Мысак и предположительно
Михно
4.1. Чогадай. У него было два сына Миско и Федор. От Миско пошли два
рода: Чугаевичи и Йозефовичи.
4.2. Михно. Сыновьями Михно были Фурс, Анджей, Михайло, Бахтияр.
Михайло и Бахтияр положили начало таким родам как ВолкачовыКаецинские и Мочинские.
4.3. Мысак. У него было три сына: Янушко, Ромодан, Махреш.
Янушко стал предком Рудзиевичей, а Ромодан и Махреш стали предками
Мысаковых.

Также к Асанчуковичам относят:
1. Дайковы: предок Часиен Дайко фигурирует в гродненских актах 1591
года. Возможно из рода Халецких, либо из другой ветви Асанчуковичей.
2. Москевичи, подрод Рудзиевичей.
3. Поланские-Улановы, потомки Александра Улана из рода Улановых (1769)
4. Дракевские, ветвь Халецких.

В роду Уланов самым знаменитым был ротмистр Александр Улан. Получив
звание полковника, он был фаворитом Августа III. Во время гражданской
войны 1715-1716 годов он воевал на стороне короля. Король оценил это и
перевел весь полк Александра Улана, состоящий из восьми хоругвей, в
количестве 400 человек, в польскую армию, где этот полк выполнял
функции королевской гвардии. После смерти Александра командование
полком поручили полковнику Чымбаю Мужи Рудницкому (тоже из
уланского рода), который вскоре стал генерал-майором. Полк был назван
уланским, в честь Александра Улана, а впоследствии это название было
перенесено на все татарские полки. Чымбай умер на войне в 1762 году [12].

https://www.anatole-klyosov.com/2_4_2009.pdf




Ассан Алеб-имам

***

В начале 1813 г., в Познани, остатки эскадрона (30 чел) были причислены к 3-му полку шеволежеров Императорской гвардии, образовав 15-ю роту под командованием капитана Султан Улана, но настоящим влиянием отряде пользовался второй лейтенант Ассан Алеб-имам.

В марте 1813 г., вследствие реорганизации гвардейской кавалерии татарская рота перешла в состав 1-го шеволежеров полка гвардии. Для увеличения численности роты Султан Улан прибыл в Мец, где из русских пленных должен был завербовать мусульман и польских татар, желающих добровольно сражаться за Польшу и Наполеона.

Но все старания Султана пропадают втуне. Тогда он обращается с письмом к Л.-А. Бертье, в котором просит оказать ему всяческое содействие для польских татар (и вообще мусульман), желающих добровольно с оружием в руках служить великому императору за восстановление Польши. Л.-А. Бертье не отвечает: у правой руки Наполеона хватало достаточно других, более необходимых дел. Однако письмо Султана и последовавшая аудиенция к военному министру А.-Ж. Кларку принесла некоторые плоды.
Пятнадцатого апреля 1813 г. герцог Фельтрский, А.-Ж. Кларк, обращается к императору: «Сир, в Меце находится отряд польских татар в составе 1 капитана, 1 старшего вахмистра, 1 бригадира и 3 рядовых, желающих сражаться под Вашими знаменами…». Ответа отправитель письма так и не дождался, как и после второго, отправленного 5 мая.

Тем не менее, благодаря настойчивости Султана в марте 1813 г. отряд был сформирован – в количестве 50 чел, причисленных к 1-му полку шеволежеров гвардии, возглавляемом В.К. Красинским. В составе полка «эскадрон» принял участие во всех сражениях кампании 1813 г. – при Люцене, Бауцене, Дрездене, Лейпциге.

С декабря 1813 г. «эскадрон» Султана Улана продолжал сражаться под знаменами императора, но в составе 3-го полка разведчиков (татар прозвали «французскими казаками»).

В январе-апреле 1814 г. «французские казаки» доблестно сражались за Наполеона под Бриеном, Ла Ротьером, Шампобером, Монмирайлем, Вошаном, Шато-Тьерри. К концу Французской кампании 1814 г. численность татар составляла 14 чел во главе с неутомимым Султаном Уланом.

После отречения Наполеона полк был расформирован и целиком перешел на русскую службу к Александру I.




"В период правления "белых ханов"

***

В начале XIX века один из выдающихся польских историков Тадеуш Чацкий обнаружил в архивах какое-то прошение, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами». Свою точку зрения на эту тему он высказал в статье, опубликованной в «Виленьском еженедельнике» в 1816 году. Гипотезу Т.Чацкого развил в 30-е годы XX века молодой талантливый историк Станислав Крычиньский. «Знаю,— писал он,— что литовские татары называли ханами или «белыми ханами» в своих прошениях и мемориалах королей из династии Ягеллонов. Это характерно для данной этнической группы, к которой относятся наши татары. Они, называя Ягеллонов «белыми ханами», хотели таким образом подчеркнуть их независимость, суверенность и силу».

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман.

Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.
Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз.
Им принадлежал титул князя.

Во главе княжеских татарских родов стояли:
Ассанчуковичи,

Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они были обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты <--// Шляхта — польское дворянство //-->. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




От татарских ханов и мурз произошли польские князья

***

Ассанчуковичи (прямые потомки Джучи),

https://vk.com/topic-3760513_23658270




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

Ассанчуковичи
,

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

… Ассанович , Ассанчукович , Аузбикович, Аузбукевич , Афганович , Афендевич, Аффанович, Ахматович, Ахмецевич, Ачдогаев…

https://vk.com/topic-163461381_37474926




Корыцкие потомки уланов Ассанчуковичей

***

Статья Рахмет Baitasau-

Корыцкие являются потомками уланов Ассанчуковичей, занимавших 2-е место (после царевичей (чингисидов) Острынских (потомки хана Золотой Орды Шейх Ахмада и Пунских (вероятно потомки крымского хана Хаджи-Гирея) в иерархии татарской аристократии ВКЛ.

Входили в состав уланской харугви войска ВКЛ.

Их предком считается ордынец Банк по прозвищу Толстый Улан (тюркская транскрипция этого имени неизвестна, но в истории известно, например, имя кыпчакского хана Боняка).

По неподтвержденным данным Ассанчук потомок Кара-Кисека внука Ногая.

https://deskgram.net/p/1518263998772167209_3134560184




Ассанчуковичи

***

Ассанчуковичи, ветвь потомков Чингиз-хана от его старшего сына Джучи, польско-литовский шляхетский клан ордынского происхождения от огланов (роды чингизидов-джучидов).

От Ассанчуковичей происходят следующие роды польско-литовской шляхты ордынского происхождения (огланы): Абдзевичи, Альдукевичи, Ахматовичи, Халецкие, Чугаевичи, Чимбаевичи, Демидковские, Илъяшевичи/Илляшевичи - Ильясевичи/Иллясевичи, Хасеневичи, Йозефовичи, Корицкие Лостайские, Малучицкие, Мочинские, Мисаковы, Нурулловичи, Романовские Рудзиевичи, Ризвановичи, Шабановичи, Шагуневичи, Шемешовы Улановы Волкачовы-Каецинские, Засулъские и Ждановичи.
В.Н. Илляшевич

Цитируется из кн.: Прибалтийцы в Отечественной войне 1812 года. ПТ «Тарбеинфо» / Эстонское отделение Союза писателей России. Таллин, 2001. с. 556-557.

***

При дворах многих европейских монархий были популярны кавалерийские уланские полки. Польско-литовские ордынцы принимали участие в известной Грюнвальдской битве русско-польско-татарских войск с крестоносцами Тевтонского ордена в 1410 году. Начало уланы получили из Польши и Литвы, где бывшие ордынцы постепенно (с конца 13 века) обрели для себя новую Родину, а название своё полки получили, по одной из гипотез, от своего первого командира — ордынского ротмистра по фамилии Улан (славянизированный вариант термина «оглан» или «углан», коими именовали ордынских князей-чингизидов).
От одного из наиболее влиятельных в старой речи Посполитой татарских, а точнее, ордынского происхождения родов — князей Улановых герба «Улан», как полагают некоторые историки, произошло название уланских полков. Род Улановых, в свою очередь, представлял из себя одну из главных ветвей другого знатного рода огланов — Ассанчуковичей герба «Ассанчук». Кроме Улановых, князья Ассанчуковичи дали жизнь и таким польско-татарским родам, как Абдзевичи, Ахматовичи, Абдзюкевичи и Шабановичи. Общим их предком считается знатный ордынец Банк по прозвищу Толстый Улан (тюркская транскрипция этого имени, к сожалению, не сохранилась, но из истории известно, например, имя кипчакского хана Боняка). Одного из сыновей Банка (Боняки?) звали Ян-Иен (Джан?), в 1515 году записанный как владелец части селения Улановичи в ковете Новогродском (современный Новогрудский район Гродненской области Белоруссии), а в 1528 году фигурировавший в военном списке. Польский исследователь и генеалог Станислав Дзядулевич в своей книге «Гербовник родов татарских в Польше» (Вильно, 1929) довольно подробно перечисляет потомков Улановых. Известна и русская фамилия Улановых. Как сообщает в своей книге «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» А.Халиков, российские Улановы также произошли из среды польско-литовских татар, получивших земли в Белорусском Полесье. Автор утверждает, что российская ветвь Улановых пошла от полковника Александра Улана (Уланова), перешедшего на русскую службу в 1791 - 1792 годах.

Однако фамилия и титул «улан» не всегда совпадали. «Улан» или «оглан» вообще в ордынской аристократии означал принца крови огланы принадлежали к дому Чингиз-хана и пользовались беспрекословным уважением. Исследователь истории польско-литовских татар Станислав Крычинский считал, что титул огланов у татар литовских носили Ассанчуковичи и происходящие от них следующие роды «чингизидов-джучидов» по линии старшего сына Чингиз-хана от первой жены Бортэ - Джучи-хана 58: Абдзевичи, Альдукевичи, Ахматовичи, Халецкие, Чугаевичи, Чимбаевичи, Демидковские, Илъяшевичи/Илляшевичи, Ильясевичи/Иллясевичи, Эльяшевичи/ Елиашевичи, Хасеневичи, Йозефовичи, Корицкие, Лостайские, Малучицкие, Мочинские, Мисаковы, Нурулловичи, Романовские, Рудзиевичи, Ризвановичи, Шабановичи, Шагуневичи, Шемешовы, Улановы, Волкачовы- Каецинские, Засулъские и Ждановичи. Ассанчуковичи, а позднее - Улановы, пользовались среди польско-литовских татар особенным авторитетом, а также были фаворизованы польскими королями, литовскими великими князьями и некоторыми магнатами.
Такое происхождение этих родов должно было привести к возникновению элитных, то есть, в этом случае, уланских воинских частей. Они были созданы и образовали Уланское хорунжество (военно-административная единица) Стяга Гродненского и Ошмянского. Следующими по рангу следовали Хорунжество Юшинское, Найманское, Ялоирское, Кондратское (Кунгратское) и Барынское. 59 Очень многие польские шляхетские роды ведут своё происхождение от ордынцев, о чём знают их родословные росписи и специалисты-генеалоги.

Примечания

58 «Джучи улус», наследственные земли монгольских ханов из рода Джучи (с 1224) в западной части Монгольской империи, в русской историографии известные как «Золотая Орда». Чингизидов этой ветви называют джучидами.
59 По: Фаяз Фаизов. «Полумесяц полков уланских». - «Татарские края», №40(505)- 30.10.2002. Станислав Дзядулевич. «Гербовник родов татарских в Польше». Вильно, 1929. - Stanislaw Dziadukwicz «Herbarz Rodzin Tatarskich w Polsce», Wilno 1929.
Цитируется из кн.: Прибалтийцы в Отечественной войне 1812 года. ПТ «Тарбеинфо» / Эстонское отделение Союза писателей России. Таллин, 2001. с. 556-557.
Читайте полностью главу "Польско-литовские татары".

http://pravitelimira.ru/biograf/bio_a/assanchukovichi.php



Ассанчуковичи

***

Статья Рахмет Baitasau-

Герб Ассанчук (Асанчук) - польский шляхетский герб.
Использовался татарским княжеским родом Ассанчуковичей с родовым прозвищем (пшыдомком) Улан.

Считается, что предок Ассанчуковичей прибыл в ВКЛ в первой половине XVв.

Занимали в Литве первое место согласно старшинству татарских родов.

Первый известный Ассанчукович в ВКЛ - Асанчук (Санчук, Осанчук) Улан.

В исторической литературе его называют потомком Чингисхана, что, вряд ли, верно. Наиболее верна, видимо, точка зрения, что уланы - это потомки тюркских княжеских родов, представители которых могли брать в жены дочерей чингисидов.

Эти, княжичи, чаще всего, младшие сыновья владетельных князей, воспитывались при дворе хана вместе с его сыновьями.

Подтверждают данную точку зрения последние генетические исследования: у литовских татар до сих пор не обнаружена "монгольская" Y-гаплогруппа С2 и тем более, старкластер, характерный для чингисидов.
При этом, среди литовских татар есть носители "самодийской" Y-гаплогруппы N1b.

По С. Думину Асанчук до 1440г. получил от одного из великих князей Литовских, Сигизмунда Кейстутовича или Свидригайло , а возможно и от Витовта (до 1430г.) имение Засулье в Минском воеводстве.

Позже часть имения и часть крестьян у него забрали.
Остальная часть имения принадлежала его потомкам до конца XVIв., когда была продана князю Ярошу Жижемскому.

Асанчук умер в 1457г.

Его сыновья: князья Аликеш, Войшутка и Майко Асанчуковичи Уланы.

Их потомки стали использовать титул Улан, как фамилию.

Представители этого рода занимали должности хорунжих и маршалков уланской хоругви, татарского воинского подразделения Гродненского и Ошмянского поветов (первоначально, подразделение называлось - сцяг Уланов Ассанчуковичей).

Они владели имениями Малушици и Корица в Новогрудском повете, Лостаями и Довбучками в Ошмянском повете
(Dumin S. Tatarskie biografie. Tatarzy polsko-litewscy w historii i kultute. Bialystok, 2012. С.59-51)

https://deskgram.net/p/1831116441919796362_3134560184

***

Статья Рахмет Baitasau-

Одним из уланских родов в ВКЛ были князья Лостайские герба Улан, пшыдомку Улан.

С. Дзядулевич считает их ветвью Уланов-Ассанчуковичей.

Их родоначальник, Шатыш-Улан, живший около 1460г., отец Сейця (видимо, Сеит )-Улана, дед Юхна.

https://deskgram.net/p/1828493817691691582_3134560184





Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

2. Князья Уланы-Асанчуковичи (лит.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Асанчуковичи – Фурсовичи

***

Асанчуковичи – Фурсовичи занимали высокое положение в Великом Княжестве Литовском,имели много земли, поместья.

Дворяне герба «Вонж», проживали в Пинском и Ошмянском поветах.

Род Фурсов в Великом княжестве Литовском, был достаточно многочислен и приближен к роду Глинских.

«Древнейший известный нам акт на земли — принадлежавшие семье Фурсовичей — это пожалование кн. Марьи Фурсу Ивановичу, имение Красыев и Ополье, четыре дворища в ее. Чернеевичи, Паршевичи и Холожин, да по два человека в Беждежи и Кошевичах (1495). Фуре Иванович был боярином рады кн. Марьи и на одном акте 1496 значится наместником пинским, при кн. Феодоре — он тоже был участником и свидетелем важнейших актов, напр., при составлении дарственной записи Пинской Дмитровской церкви 1502.

У Фурса Ивановича были сыновья Григорий, Афанасий, Венедикт, Семен:
Венедикт Фурсович — служебник кн. Феодора — получил от него 4 дворища в дд. Чернеевичи, Посиничи и Кошевичи (1515), а два года спустя, женясь на Огренке Калавуровне, панне штата кн. Олены (сыней наших) получил за нею 5 дворищ в Паршевичах, Гончарах, Новошичах и Ляховичах (1517), с условием наследования лишь детям этого брака.

На одной грамоте 1513 г. Венедикт Фуре обозначен подчашим, кроме того он подписывается на грамотах кн. Олены, а позднее при Боне был хорунжим пинским.

По полису 1528 г. семья Фурсов, именно четверо выше перечисленных братьев и Василевая Фурсовна ставили всего 8 коней.

Дочери Венедикта Фурсовича вышли замуж за Макара Мартиновича, Ивана Данилевича и Андрея Кмиту: кроме них наследниками пинских имений Фурсов были — Гурин Семенович (до совершеннолетия мать его — вдова урожд. Анна Мартинович) и Иван Афанасьевич; в их руках при первой помере находились имения Красыев, Ольшаевичи, Ополье, Холожин, меньшия земельныя владения принадлежали вдове Григория Фурса и Федору Фурсу.

Гурин Семенович исправлял в 1561—62 временно обязанности подстаросты пинскаго, позднее был писарем земским пинским (1570), а Иван Афанасьевич был судьею земским». http://pinsk-history.ru/katalog?catid=0&id=20/

https://synchasvetlana.livejournal.com/110036.html


Рецензии