Про Моисея

Все люди имеют привычку передавать опыт своей жизни из поколения в поколение. Привычка эта древняя и очень полезная. Почему-то сразу вспоминается пример из какого-то учебника по психологии, когда пещерный человек, увидевший тигра, должен был рассказать всему племени, где именно он его увидел, и при каких обстоятельствах сам остался жив. Или про яму образовавшуюся после дождя, тоже должен был рассказать. Чтобы в неё не упали пещерные дети или пещерные женщины. Время шло, люди развивались, а привычка рассказывать кто как выжил не пропадала, а даже совсем наоборот - совершенствовалась. К примеру, моя бабушка рассказала мне, что когда из магазинов пропадает соль, надо брать все деньги и бежать покупать крупу, мыло, спички, сахар. Я втихаря похихикала над тёмной бабулей и тут же забыла эту глупость. Потому что шёл 1972 год. Но когда в 90-е, моя сестра не смогла купить соли, я моментально всё вспомнила и сделала так, как мне советовала моя мудрая родственница. Через несколько дней из магазинов действительно пропали все продукты, кроме напитка "Арктика" и кильки в томате. Но у нас уже было, как говорится. И это сработало! Мы выжили! И этот опыт у меня закрепился в голове намертво. Почему это связано с солью - бог его знает, но связано. Кстати, в современных реалиях это тоже работает. Просто, перед подорожанием, пропадает вся дешёвая соль. А затем, с полок магазинов исчезают все качественные продукты.
Сейчас же, когда люди всего мира общаются в соцсетях, они перенимают опыт бабушек из других семей, из других стран даже! ...
Короче, я про что - обмануть народ можно только один раз. И дальше - меняй президента, не меняй президента, меняй строй, не меняй строй, строй что-нибудь, совсем ничего не строй - неважно; как только возникает ситуация, похожая на ту, что привела к унижению и обнищанию народа, вся страна получает ответную реакцию в бочину. И становится больно. Простейший пример из ближайшего прошлого: наши люди не верят банкам после дефолта 1998 года. И не будут уже верить никогда.
Ну, и так далее ...
Ах, да! Про Моисея! Поэтому, я не верю, что Моисей водил свой народ по пустыне сорок лет, чтобы они забыли про рабство. Он же не запрещал им разговаривать между собой? Не запрещал. Странно было бы уходить от рабства с зашитыми ртами.
Он их водил, водил ... А они всё разговаривали и разговаривали вечерами, возле костра. А утром они опять шли .... А он их вёл дальше. Вполне возможно, что даже кругами. Но привёл же, привёл!
И думается мне, что истинной целью такого долгого путешествия было не забыть рабство, не дождаться, когда умрёт последний человек, познавший унижения. А наоборот - запомнить про случившееся на всю оставшуюся жизнь, обсудить все причины, повергшие всех их в зависимость и нищету. Чтобы не повторилось такое больше никогда!
Наверное, чтобы это понять, надо самому побродить по пустыне хотя бы чуть-чуть. Примерить на себя, так сказать, шкуру изгоя, устремившегося к свободе. Почувствовать пересохшими губами отсутствие воды и еды. А головой - жаркое дыхание равнодушного солнца. Увидеть зияние всепоглощающей пустоты. И услышать тишину эфира, в которой и зарождаются обычно собственные мысли.


Рецензии