Чёрный человек

               

                И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать,
                кроме того, кто имеет это начертание…..


                Обыватель.
Я – обыватель! Да-да, обыватель в том самом ругательном смысле, что навешивают на эту большую часть любого общества.
Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм канарейками не был побит!
   В. Маяковский "О дряни"
А я люблю рыбок. У меня два аквариума. Для меня, как обывателя, даже канарейки очень шумные. Они мне напоминают людей, которые вечно призывают к чему – то, с трибун, экранов телевизора, обещают райскую жизнь и всегда добиваются её, но только для себя.
Я уже пожилой человек и по своей жизни научился сразу определять таких людей, рвущихся к кормушке.
Только обыватель способен оценить жизнь, оглянувшись на прошлое, и сказать «крикунам» – не надо, это уже было и ничего хорошего не принесло.
Я сразу хочу предупредить читателя, что обывателем я стал, прожив большую часть своей жизни, а до того тоже верил в утопию или идеальное общество на земле, не принимая небесного.
Я думаю, что обывательщина не передаётся по наследству. Моя бабушка до самой смерти сохранила комсомольский задор и пыталась перестроить этот мир. А вот я на пятом десятке понял, что перестроить этот мир невозможно, как и переделать сознание всех людей.

Вспомнил я себя мальцом лет семи. Времена тяжёлые послевоенные, ещё товарищ Сталин жив был и поднимал нашу страну из руин. Дед мой, царствие ему небесное, тогда ему лет за семьдесят было, сидел за столом и, перебирая большую пачку красивых бумаг, что - то подсчитывал. А после, помуслив химический карандаш во рту, записывал итог на бумагу.
- Деда, а что это у тебя, деньги? – спросил его я.
- Облигации мои и твоего отца. Это такие ценные бумаги, мы их покупали у государства, как бы давая взаймы, а вот пройдёт десять лет и нам вернут деньги по этим бумагам. Они сейчас как на сберкнижке хранятся. Вот ты их и получишь. Я здесь подсчитал, тебе хватит дом построить и корову купить. Отца твоего нет, на фронте погиб, а вот облигации он покупал, верил, что тебе достанутся. И я верю. Вырастешь и заживёшь, хозяином добрым станешь.
Прошло лет пятнадцать. Я отслужил свой срок в армии и вернулся домой. Дед меня не дождался, похоронили его за несколько месяцев до моей демобилизации.
Передала мне мама от него свёрток. Развернул я его и увидел те самые облигации. Верил дед до самого конца, что государство вернёт долги по этим ценным бумагам. Попросил я маму сберечь их, как память об отце и дедушке.
Прошло ещё лет десять. Я уже женился, жил в городе, неплохо зарабатывал. Однажды приехав к маме в гости, вспомнил об этих облигациях, достал их, посмотрел и отдал маленьким дочкам – играйте!
Внучкам я уже отдал играть ваучеры. Вот так я перестал верить государству.
Новому пенсионному вымогательству я не удивился.
Дальше я расскажу несколько историй из своей жизни. О чём они? Конечно о магазинах, торговле, ценах на товары. О том, что больше всего беспокоит таких обывателей как я.
На политику и историю страны я тоже смотрю по-своему, по обывательски. Поэтому прошу отнестись к моим историям с обыкновенным, здоровым юмором.

                Где Средняя Азия, а где Кавказ?
Магазинов в нашем небольшом сибирском городке очень много. Для пенсионеров это очень даже хорошо. Магазины заменили кинотеатры, выставки и другие культурные учреждения. Здесь можно встретиться со старым знакомым и поговорить, вспомнить молодость. Здесь же можно послушать  все последние городские новости, узнать об очередных изменениях в пенсионном законодательстве, услышать кулинарные советы и поделится своими медицинскими познаниями, почерпнутыми из интернета или телевидения.
В магазин мы с женой собираемся, как раньше готовились в театр. Та же праздничная атмосфера с одеждой,
 – А какую шапочку мне лучше надеть синюю или розовую?
Свои истории о магазинах я начну с  магазина «Фрукты-овощи»  в нашем доме. Торгуют в нём два молодых брата узбека, отец же доставляет товар.
Эти парни очень общительные, с покупателями обходительно-вежливые, все близживущие пенсионеры любят ходить в этот магазин, хотя яблоки, грецкие орехи и другие товары хотя бы на рубль, но дороже чем в других овощных магазинах.
На русском языке парни говорят отлично. Но вот надписи на ценниках заставляют смеяться.
Афсанка.  Агурси – 1кг 10 руб.  Акарачка, пелмени, селётка. Бабы мелький, бабы крупний.
Однажды прочитав на ящиках с морковью, – «китайский митый»,  «русский немитый»,– решил приколоться над продавцами. Подмигнул своей жене и говорю
– Издеваются над бедными русскими эти узбеки. Выходит, что русские засра..ы  какие - то против китайцев. А жена мне отвечает
– Вот хотела плов приготовить, а теперь не знаю, стоит ли морковь покупать.
Краем глаза вижу, как один из братьев  походкой знаменитого Альберто Сорди мчится к моей жене от прилавка.
– Вы хотите плов готовить, у нас самая лучшая морковь для плова, каждый день с братом плов едим, пальчики оближешь.
– И какую морковь вы в плов кладёте?
– Любую,– морковь в плове не самое главное. Плов – это чтобы был один рис – один мясо, один рис – один мясо. Берите вот эту мытую – она дороже, потому что мыть уже не надо.
– После китайцев и не мыть, да её замачивать надо, чтобы всю химию вывести.
– А вы ещё приготовьте для вашего мужа шурпу. У нас всё для неё есть и баранина и картофель, перец болгарский, морковь, лук репчатый, помидоры и самое главное все специи.
– Никогда ещё шурпу не готовила, расскажите, что и как.
И вот уже узбек красочно расписывает, как готовить шурпу моей жене и ещё трём пенсионеркам. А его брат накладывает в пакеты им овощи, мясо, специи. На прощание, выходя из магазина, говорю братьям
– Правильно  говорят, еврей заплакал, когда узбек родился!
Узбекских торговых магазинов в городе ещё мало, они только начинают осваивать его. А вот пришельцы с Кавказа уже обосновались капитально и навечно.
Кавказцы разные и различить их мне серому сибиряку невозможно, как будто все одна нация.
Но вот один магазин армянский, это я точно знаю. Когда тот открывался,  мне довелось видеть его хозяина. Он был  копия знаменитого американского актёра Денни Де Вито. Даже семенил своими короткими ногами также.
Магазин под вывеской Техас и продают в нём всё от хозяйственных, бытовых товаров до продуктов сомнительного вида. Особенность его в том, что товары разбиты на группы и у каждой своя цена. Самая маленькая 50 рублей, потом 99 рублей. У некоторых товаров цена получается ниже, чем в других магазинах, у некоторых выше.
Уже с первых дней после открытия магазина почти все хозяйки города стали покупать здесь стиральные порошки, отбеливающие жидкости, это было выгодно.
Преуспевающим оказался ещё один магазин обуви и одежды. В нём работали продавцами местные русские девчонки, а приглядывали за ними молодые джигиты с Кавказа. Странная особенность, девчонки все с бейджиками на груди, а вот джигиты их не носят. Может у всех одна фамилия?
Обувь здесь отвратительного качества из кожзаменителя, клееная. Уже через три месяца подошва лопается, отклеивается. Но покупают и обувь, и одежду хорошо. Одна женщина объясняла моей, что выгоднее купить здесь сапоги за тысячу рублей и через три месяца выкинуть, купив новую пару, а вот из настоящей кожи купить – ползарплаты отдашь точно.
Таких магазинов в городе множество, все они как близнецы, товары одинаковые, цены одинаковые, менеджеры-кавказцы на одно лицо и только наши девчонки – продавцы  разные.
Недавно открылся ещё один такой магазин Мега, но видимо от другого хозяина, да и кавказцы здесь почернее будут.  Выбрали мы с женой для меня брюки, две рубашки, подошли к кассе рассчитаться. За кассой молодой чёрнобородый красавец.
Моя бабуля стала пересчитывать российскую валюту, а молодец не глядя на неё, уставился на меня, прожигая своим взглядом. Потом лениво спросил.
– Я в Сибири недавно, и мне очень интересно, почему у  русских людей  женщина рассчитывается за покупки?  Мужчинам, что не доверяют деньги?
Моя жена сбилась со счёта, покраснела, и начала вновь пересчитывать.
Я никогда об этом не задумывался, но ответ нашёлся сразу.
– Почему не доверяет, очень даже доверяет. И я ей доверяю, ведь она моя жена. А ты что, разве своей жене не доверяешь? Боишься ей свои деньги дать?
Тем временем моя жена сосчитала деньги и передала их красавцу. Тот, не пересчитывая, небрежно смахнул их в ящик. Я взял пакет с покупками, и мы вышли из магазина. На крыльце моя жена сказала – Подожди. Приподнялась на цыпочки и поцеловала в губы.
Мимо шли две молодые девушки, посмотрев на нас, улыбнулись.

                Лотос.
В центре города открылся новый магазин. Огромный лотос переливался  мигающим, заманивающим светом. Магазин сверкал, как новогодняя ёлка, электрическими огнями.
Он  принадлежал китайцам и назывался Лотос. Внутри всё оказалось менее великолепным, чем снаружи. Пуховики, зимняя, осенняя  верхняя одежда и другие товары висели рядами.
 На входе сидел за столом крутолобый, мускулистый парень китаец, товар предлагали две очень миловидные китаянки.
Одна из них помогла моей жене примерить осеннее пальто. Она неплохо говорила по-русски, почти без акцента. Одета была по европейской моде, в одежде  западного производства, что сразу бросалось в глаза.
Я подумал, что вот ещё десять лет назад китайцы торговали в Красноярске на так называемом блошином  рынке и одеты были в свою же продукцию. Этот рынок был рассадником антисанитарии в городе, хорошо, что его прикрыли.
Я вспомнил свою службу на Дальнем Востоке. Наша часть стояла неподалёку от уникального озера с лотосами. Не только лотосами мне пришлось тогда полюбоваться. Это было время обострения политики между СССР и Китаем. Однажды нашу сапёрную роту подняли по тревоге, посадили в машины и повезли к границе.
Это был Даманский. Я его увидел уже после известного реактивного обстрела. Мы сапёры ходили по острову с граблями и собирали останки человеческих тел, смотрели, нет ли неразорвавшихся снарядов.
До сих пор не могу забыть того, что мы видели.
Для меня с тех далёких времён китайцы представлялись безликими хунвейбинами в серых одинаковых костюмах мужчины и женщины.
Прошло пятьдесят лет!!!
Нет уже такой державы как СССР. Китай вышел на первое место в мире по космическим технологиям. Прирастает богатствами Сибири, электроэнергия сибирских рек, лес, газ, нефть, металлы (даже металлолом) – всё идёт в Китай.
И вот я смотрю сейчас на этих китаянок, и меня грызет, нет, не зависть, а ненависть к нашему продажному правительству и чиновничеству.
Купить мы ничего не купили, так как цены в китайском магазине уже были не для нашей русской пенсии.
А вот интернет-магазин нас приятно удивил. Но начну по порядку.  Уже пару лет как я сотрудничаю с белорусским журналом для женщин. Пишу для журнала душещипательные истории о любви. Сам над собой посмеиваюсь – Ляпис Трубецкой!
Писать о любви для женщин просто, это каждый сможет. Главное чтобы герои любили друг друга, а их счастью кто-нибудь мешал, но чтобы в конце обязательно они поженились. Как в индийских фильмах.
Я кстати многие свои сюжеты из них и беру. Или вот ещё знаменитые любовные истории. Про любовь Шота Руставели к царице Тамаре, или любовь английского адмирала Нельсона, перебросишь героев в наше время, оденешь в нашу одежду, назовёшь нашими именами и гони мне гонорар!
А тут такое дело. У нас с женой золотая свадьба намечается. Оказывается, мы и не заметили, как пятьдесят лет рядышком на одной постели спим.
Вот и решили по такому случаю каждый другому подарок подарить.
Увидел я однажды в рекламе интернет магазина белорусские женские платья и подумал
– Вот ведь несправедливость какая. Когда я работал в советские времена, эта Белоруссия такую хрень в магазинах продавала - брать не хотелось. А сейчас попробуй, купи такое платье с пенсии.
Но кое - что придумал. Пишу редакторше в Белоруссию, так, мол, и так – хочу жене подарок сделать, можете ли посодействовать мне и обгонорарить меня авансом на семь тысяч, чтобы купить ваше белорусское платье.
Она мне отвечает. Напишите номер по каталогу, размер, цвет и я вам сама куплю и вышлю. Замётано, так и сделал. И вот приходит мне посылка из Белоруссии. Открываю, а там платье золотом шитое, как раз на мою суженую. Одела она его – княгиня и только. Вижу, что угодил, так обрадовался, что простил свою обиду Белоруссии.
Очень я на неё зол был за распад СССР. Ведь это где - то там, в Беловежской пуще партократы советские Союз пропили.

                Встреча  в Командоре.
Самыми продвинутыми магазинами в городе, да и в стране стали Командоры и  Аллеи. Сеть этих магазинов имеет корни за рубежом и завоёвывает рынок в России основательно и продуманно.
Взять хотя бы факт с карточками Копилка. Сейчас многие торговые фирмы, пытаясь сохранить за собой покупателей, вручают им карточки, по которым те получают небольшую скидку на товары.
Вот и Копилка есть почти у каждого входящего в магазины Командор и Аллея. Оформляя карточку, покупатель даёт свои личные данные и согласие на сотрудничество с фирмой. Они заносятся в компьютер, и человек становится покупателем в магазине, имеет право покупать.
Однажды в очереди к кассе один мужик, положив свою карточку на пульт сказал
– Вот моё начертание с правой руки.
Шутка показалась зловещей – никто в очереди не улыбнулся.
О качестве продуктов и хлеба в Командоре можно бы поспорить, но имеет ли это смысл? Заменители натуральных продуктов заполнили все прилавки любых магазинов. Какая гадость эти торты на пальмовом масле!!
Основой страны стала торговля. Исчезли все воспроизводящие производства. Из страны вывозится всё! Взамен она получает барахло самого низкого качества.
Наступило время торговли людьми!! Вернее их душами!!
Когда – то казалось, как можно добровольно получить начертание зверя на руку? Оказалось очень просто.
Два месяца назад со мной в магазине произошло пренеприятнейшее происшествие.
Моя жена взвешивала овощи на весах, а я с корзиной стоял и глазел на покупателей, стеллажи с товарами, снующих туда - сюда продавцов.
В одном углу, где стояли бутылки с пойлом пиво, я увидел странного человека. Он видимо был из штата сотрудников магазина, потому что перебирал эти бутылки, расставляя их по - новому по полкам.
Лицо, руки этого человека были чёрными. Но он был не негр. Я отчётливо видел по лицу, что чёрен он от волос, плотно прилегавших к коже. Они напоминали морду лошади вороного цвета, но только ту всегда рука тянулась погладить, а здесь отталкивалась чувством брезгливости.
Глаз не было видно, их скрывали пучки чёрных волос наподобие бровей. Он совершенно не обращал на меня и других покупателей внимания.
Я подошёл к жене и тихо ей предложил посмотреть в его сторону. Она посмотрела и сказала что там никого нет. Но он был, я его прекрасно видел.
– Смотри лучше – сказал я жене, но та молча покрутила пальцем у виска, сложила мне в корзину пакеты и мы пошли к кассе.
Меня уже мучил вопрос, правда ли я видел чёрного человека, и я спросил кассиршу, работает ли у них такой? Та с любопытством посмотрела на меня и сказала что нет.
Дома жена прочитала мне лекцию, как нужно себя вести среди людей и в приличном обществе.
Я решил, что это был обыкновенный глюк после вчерашнего просмотра «Планеты обезьян».
Но вот вчера прочитал в интернете, что одна женщина тоже видела чёрного человека в Аллее, а другая видела его в редакции, бродящего между столов с сотрудниками.
Стоит ли после того кричать, что они уже среди нас.










 


Рецензии