На дне. К истории отечественной медицины 2004 г
Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».
Французский поэт и сочинитель песен Пьер Жан де Беранже
(из уст Актера, из пьесы А.М. Горького «На дне»)
Заседание Московского терапевтического общества ХХ ХХХ 2004 г. (Боткинские чтения)
Обстановочка
Кремль, гостиница «Националь», темнеет … Анатомический корпус Московской медицинской академии на Моховой. Вход с охранником. Гардероб работает. Людей не видно. В огромном вестибюле совершенно пусто, холодно, как всегда пахнет формалином, но меньше, чем раньше. Грязь, ремонт, краска «пузырями». Кафедра анатомии. На стене – крупная фотография половых органов гермафродита на стенде под названием «Анатомия ли это?». У аудитории объявление: «Студенты, обучающиеся на платной основе, последний срок оплаты …».
Анатомическая аудитория. Все как раньше, буквально. Ремонта не было с тех самых пор. На столе президиума пыль толстым слоем. Рамка экрана оборвана, свисает. На сиденьях и столах аудитории сплошные надписи: «Куда я попал?», «Fuck …» и т. п. Объявленное начало 17 часов. 17.30. Открыли аудиторию, свет зажгли не сразу. Пришло человек 40, десяток и них – испуганные ординаторы из института докладчика, которые не хотят писать реферат. (Накануне в институте вывешено объявление: «Ординаторы! Не посетившие доклад ХХХ должны будут сдать реферат на тему доклада»).
Президиум пуст, нет даже стульев. 17.45. Входит секретарь. Протирает пыль на краю стола президиума. Достает из хозяйственной сумки красную бумажную салфетку. Расстилает на столе. Вынимает бутылку минеральной воды и два пластмассовых стакана. Протирает их пальцами изнутри. Вносят стулья для президиума. Входит председатель. В аудитории на 300 мест сидят человек 50, кучками.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Товарищи! С.П. Боткин на пари перкутировал с завязанными глазами. Говорят, пари выиграл. Нужно проверить... Теперь мало кто перкутирует... Один известный терапевт, член нашего Президиума, фамилию не скажу, спрашивает меня шепотом: «ХХХ, неужели вы еще перкутируете?» Хорошо! Пожалуйста, ХХХ.
ДОКЛАДЧИК. Излагает доклад с помощью отличного видеопроектора. Доклад богато иллюстрирован. Большие цитаты из С.П. Боткина. Непонятные картинки на английском языке. Орфографических ошибок на иллюстрациях почти нет. Слышно плохо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хорошо! Вы правы, диагноз надо ставить рано. Болезнь может начаться от разных причин. Когда я был мальчиком, мой товарищ ввел себе совсем немного керосина в сустав, и у него развился тяжелейший ревматоид. Тогда летали немецкие самолеты и сбрасывали листовки, в которых говорилось, как освободиться от армии, и вот, советовали ввести керосин в сустав.
Вопрос из зала. Освободиться от немецкой армии?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Нет, от Красной. Тогда жили бедно, но керосин был у всех. Ревматоид может начаться от всего. Когда я работал в деревне, там сплошь все болели туберкулезом. Вы уже не помните, а тогда реакция Манту была положительной у всех. Ее даже смысла делать не было. И вот, у одних – распад, каверны, плеврит, а ревматоида нет. А у других только интоксикация и ревматоид. Мы ведь вылечивали этих больных. И вторичный сифилис тоже протекает с ревматоидом, и еще каким! И тоже вылечивали. Хорошо! Кто хочет выступить?
Дама преклонных лет. Я простой участковый терапевт с большим стажем. Вы, ХХХ, говорите, что никто теперь не аускультирует и не перкутирует. Я расскажу вам такой случай. Прихожу я к одной милой пациентке. Она температурит уже 2 недели под 38 градусов. Думаю: это не ОРЗ. Может пневмония? Выслушиваю ее, и вы знаете, под левой ключицей слышу что-то похожее на крепитацию. Оказалась пневмония. У меня все.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Хорошо! Я сейчас скажу крамольную мысль. Они там (показывает на грязный потолок) хотят все разрушить. (Большие двери аудитории неожиданно открываются, и входит, хромая, пожилой, бедно одетый мужчина с портфелем. Медленно проходит к столу президиума, осматривается, качает головой, поворачивается и выходит из аудитории).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (не обращая внимания). Вот, говорят, ревматоидом болеют бедные. Мы перестали заниматься социальной медициной. Честно признаться, даже я никогда ей не занимался. Хотя, впрочем, некоторые наблюдения у меня есть. Когда я бывал в Кремлевке, то заметил, что члены Политбюро живут очень долго. А вот их жены помирают намного раньше времени. Эту тему надо бы развить. Хорошо! Есть еще желающие выступить?
СЫН ПРЕДСЕДАТЕЛЯ (малорослый мужчина с бородкой, отвисающим животом и мобильником на шее. Во время заседания часто то входил, то выходил, доклад не слушал).
Мы прослушали прекрасный доклад. Ревматоид надо лечить плазмаферезом. Канадцы его охаили. Когда я был в Канаде, я сказал им: «Что же вы, ребята?». А второе, это регламент. Где регламент по лечению ревматоида?
Из зала: А кому он нужен, этот регламент?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Я сейчас скажу крамольную мысль. Тут нам иностранцы навязывают регламенты, протоколы всякие. Никогда не приживутся они на нашей земле. Вот, Сергей Петрович Боткин лечил кровопусканиями, и помогало. Правда, не всем. Хорошо! Спасибо, товарищи. До свиданья.
Свидетельство о публикации №219042200509
Форма и смысл понравились. Успехов на писательском поприще!
Марина Северчанская 15.01.2022 06:48 Заявить о нарушении