Пьяный краб

- Значит, экзотичной пищей балуемся, батенька? Как в этой передаче на ТВ - "Поедем-поедим!" Так, что ли? - я укоризненно взглянул на Дениса, и ещё раз вгляделся в строчки диагноза, выданные нашим лабораторным центром.

   Диагноз был не очень хорош. Бывают и хуже, но в наше время, когда специалистов по таким заболеваниям немного, лечение стоит дорого, а промедление смерти подобно, Денис сделал совершенно правильно, обратившись ко мне. Этот молодой шалопай, зарабатывающий денег, куда больше меня и своих родителей, вместе взятых, был талантливым инженером-программистом, но два раза в год брал отпуск и носился по всему миру, насмотревшись завлекательных программ по телевидению, рекламирующих райский отдых где-нибудь, где ещё недавно не было ничего привлекательного. Малярийные болота, не менее малярийные джунгли, отсутствие канализации, непривычная пища, злое солнце, и плохая вода. Всё это, вкупе с идиотским пляжным отдыхом, самым примитивным, но, к сожалению - самым распространенным, не могло меня не раздражать.

   Родители Дениса были моими старыми знакомыми, обожали своего талантливого отпрыска, сюсюкали по поводу его смелых путешествий, восторгались талантом сына, как программиста, и даже не очень беспокоились по поводу коротких романов наследника. Полагая, что парень ещё молод, пусть побесится, зато брак будет уж точно по любви, и крепким. То, что сынуля уже как-то раз влип пару раз с легкими венерическими инфекциями, но вовремя обратился к врачу, и пару раз девицы в интересном положении преследовали его, как будущего отца, родителей, похоже, тоже не волновало. Впрочем, они об этом, скорее всего, даже не догадывались.

   В общем, когда Денис влипал в очередную историю, он шел ко мне. Всё же хороший знакомый, у которого есть целая диагностическая лаборатория под рукой, знакомые врачи, связи, и который поможет избавиться от напасти, и даст парочку ценных советов. Не знаю уж, как он откручивался от беременных подруг, но мой знакомый врач-дерматолог, умница и подполковник медицинской службы запаса, никогда ни чему не удивлялся, не задавал лишних вопросов, а быстро ставил диагноз, и быстро лечил Дениса, в том числе и разок от банальной чесотки, которую Денис, будучи ещё студентом, банально подхватил прямо в раздевалке заводского бассейна с сауной. Вероятно, пользуясь общим полотенцем.

   В этот раз умный отпрыск моих знакомых обратился точно по адресу. Вместо порядком надоевших ему Турции и Египта, он посетил Индию и Таиланд. От Индии он пришел в ужас, в Таиланде ему показалось слишком жарко, но этот шалопай везде предпочитал не европейскую кухню, а со знанием дела дегустировал местную пищу. И чем экзотичнее она была, тем охотнее он её пробовал. Гурман, прямо. Но быть гурманом подразумевает быть истинным знатоком и ценителем блюд. А не простоватым туристом, вроде крикливых и пестро одетых янки, которые жрут всё без разбору, чтобы потом похвастаться в кругу друзей, что ему доводилось есть мясо слона, хвост крокодила, сушеную саранчу, смешанную с медом, жареных личинок тропических жуков, и прочую сомнительную пищу, а чаще всего - дрянь, рассчитанную именно на туристов. Россияне, с их любовью к пиву и горячительным напиткам, тоже недалеко ушли от американцев, и если Денис считал себя продвинутым и современным молодым мачо, то глубоко ошибался. Я, как мог, учил его культуре пития и питания. Только у меня что-то плохо получалось. Эти современные молодые люди слушают только себя, любимых, и учатся на своих же ошибках.

  На этот раз, рассматривая осунувшееся лицо Дениса, и пальпируя его живот, я понял, что парень влип. Вряд ли теперь он будет продолжать свои кулинарные изыски. Когда он встал с кушетки и оделся, я предложил ему присесть, и вынес свой приговор. Окончательный, и не подлежащий обжалованию:

- Знаешь песню Высоцкого "Про дикого вепря?" Впрочем, откуда вам знать, вьюноша. Там есть такая фраза:
                И король ему прокашлял: Не буду
                Я тебе читать морали, юнец!
                Но, если завтра победишь чуду-юду,
                То принцессу поведешь под венец.

  Не бледней. Под венец я тебя тебя не гоню. Да, и выглядишь ты для этого совсем неважно. Вид у тебя того - не товарный. Морали читать буду. Но вначале вопрос. Что ты опять жрал в этой своей поездке? Колись! Диагноз мне ясен, вовремя ты обратился. Чуть позже, был бы перитонит, и сейчас бы тебя резали хирурги. Да и сейчас ты от этого не застрахован. Думаешь, у тебя банальная дизентерия? Как бы не так! Дизентерию можно подхватить где угодно. Особенно,если не соблюдать элементарных гигиенических правил. Не мыть перед едой рук, пить некипяченую воду, употреблять немытые фрукты. Ну, и так далее. Это банальный понос, даже диарея, причем с кровью, но легко лечится антибиотиками. Вернее, раньше легко лечилась. Гашека читал? У него там хорошо клиническая картина описана. Вплоть до частых позывов на горшок, и классический "дизентерийный плевок". Это когда страшно тянет на унитаз, а сходить нечем, и из тебя выходит только комочек кровавой слизи. Так вот, старина, у тебя не бактериальная дизентерия. Гораздо хуже. Что ты ел?

   Из опроса выяснилось, что Денис отдал должное разным местным блюдам. Всех и не упомнишь. В перечне были тайские сладкие супчики на кокосовом молоке, от которых нормального руссака сразу бы стошнило, морепродукты, фрукты, соки, речная рыба, элементы европейской кухни, вроде грудинки и яичницы с беконом, бутилированная вода, салаты, и многое другое. Можно было подумать, что передо мной сидит сам Гаргантюа. Или упитанный Пантагрюэль. Но Денис был обычным долговязым молодым человеком, средней упитанности, не толстым, но и не хилым, не качком, но и не вялым компьютерным мальчиком. Вполне созрел для продолжения потомства и брака.

   Рыба и морепродукты меня насторожили. Было время, когда я на тропических инфекциях и инвазиях собаку съел. Ещё с Афгана начали приходить демобилизованные парни, которых надо было сразу обследовать. Армейская медицинская служба почему-то этого не успевала. Данные о приехавших войнах-интернационалистах военкоматы передавали местным медикам, те вызывали дембелей, нюхнувших смерти и пороха, в поликлиники по месту жительства, и уговаривали сдать анализы.

   Никому не хотелось, за здорово живешь, сдавать кровь из вены, мочу и кал в коробочке из-под спичек, и чтобы ещё долго мяли живот, пальпируя печень. У нас в стране мужики по больницам ходить не любят. Только, если совсем уж припрет. Это, когда уже на стену от боли лезет. На эту тему есть немало черного юмора, шуток, и одна из них, будучи очень нецензурной, тем не менее, очень точно передает эту проблему, характерную для российских мужиков любого возраста.

"В России у мужиков всего две болезни. Одна называется "фигня", вторая - "пипец". Пипец совсем не лечится, а фигня сама пройдет".

   Именно так. Хотя, бывают и такие мужики, что из-за каждого прыщика по врачам бегают, очень заботятся о своем здоровье, педанты и эгоисты в душе, не очень приятные в общении люди. Из породы мужиков-одиночек. Денис не такой. Во всяком случае, я на это надеюсь. Так вот, у "афганцев" медики находили "букет". Это когда не одна болезнь, а сразу несколько. Как правило, у них были малярия, в вирусный гепатит, плюс пара-тройка неизвестных в Советском Союзе глистов или других паразитов. Картина маслом.

   Малярийный плазмодий, кстати, тоже паразит. Паразит крови и органов кроветворения. У войнов-интернационалистов, прошедших Афганистан, малярия и вирусный гепатит были смазаны применением акрихина и антибиотиков, а на наличие паразитов их вообще никто не обследовал. Иметь подобные лаборатории в полковых медицинских пунктах или в полевом госпитале ОМедБ - слишком роскошно. Конечно, отдельный медицинский батальон имеет в своем составе передвижную лабораторию. Но обследовать в кратчайшие сроки сразу весь личный состав такая лаборатория просто не в состоянии. В Афганистане солдаты пили из одной фляги, если из одного котелка, в полевых условиях не хватало воды, и всё это вылилось в такой, вот, "букет".

   В конце-концов Министерство обороны озаботилось тем, что крупные военные госпитали начали отправлять своих специалистов на курсы по тропическим инвазиям и инфекциям в Институт тропических инфекций и малярии имени Марциновского в Москве. И ваш покорный слуга, будучи ещё капитаном, а по должности - врачом-специалистом, окончил эти самые курсы.

   В общем, с Денисом всё было ясно. Когда он рассказал мне о блюде под названием "Пьяный краб", об устрицах и мидиях, сомнительных деликатесах из сырой рыбы типа "суши", крыть ему уже было нечем. Как говориться, "что едим, тем и болеем". Если суши, устрицы и прочие моллюски настоящим гурманам спрыскивают лимонным соком, не подвергая их термической обработке, это не значит, что сок в мгновение ока убьет всех бактерий. Необходима определенная выдержка, то есть, эти продукты надо как следует вымочить, а не сбрызгивать. Это в старых фильмах и книгах герой-любовник глотает устриц и мидий живыми, и они аж пищат, бедняги, отправляясь не разжеванными прямиком в желудок едока. Полезные свойства этих устриц, мидий, морских огурцов, включая знаменитых дальневосточных трепангов, сильно преувеличены. Полезны не они целиком, а спиртовые вытяжки из них, настойки, и прочие экстракты, а не разжеванная пища никогда не усвоится. Она выскочит из прямой кишки, как кусочек сала у известного враля барона Мюнхгаузена, когда он привязал его на веревку и ловил уток. Не больше, не меньше.

   Если читатель далеко не брезглив, то он может себе представить свой желудок и пищеварительный тракт. Хотя бы схематично, или чисто теоретически. Крупные куски пищи абсолютно не могут усвоиться. Всасываются мельчайшие частицы, едва ли не цепочки молекул и микроны пищи, уже достаточно обработанных ферментами слюнных желез, желудочным соком и его секретами, частично уже распавшихся на фрагменты, которые легче усвоить. Вот почему люди, которые не жуют пищу, а глотают её подобно хищникам, будут вечно голодными. Поэтому, целиком проглоченные вами морепродукты - деньги на ветер. И уж, тем более, термически не обработанные.

   Скажу больше. В странах Юго-Восточной Азии канализации в приморских городах, где обычно шляются туристы, практически нет. Где уж, там, если её нет даже в таком городе, как наш Сочи, каким он был до проведения Олимпиады. Сейчас не знаю. Там, как и в Одессе, для этого маловато воды. Разве что, морской много. В Азии, которую и сейчас многие справедливо считают отсталой в этом отношении, ещё идут и тропические ливни. Как из ведра, и периодически, а не только в сезон дождей. Эти ливни уносят в моря и заливы не только плодоносный слой перегноя из джунглей, но и всю грязь, в том числе, пардон, естественные отходы людей.

   В прибрежных водах канализационные стоки с берега охотно усваивают все морские обитатели. Те самые, которые являются морепродуктами, и которых подают, как деликатесы, в сомнительных кафе нашим туристам. Вместе с отходами, крабы, устрицы и рыбы усваивают возбудителей болезней и особенно паразитов. Что касается блюда "Пьяный краб", на которое Денис подсел в Индии, то там вместо лимонного сока мяса краба заливают вином. Отсюда и название.

   У Дениса была самая настоящая амебная дизентерия, которая не лечится обычными антибиотиками. Амеба, если помните из учебника про инфузорий, это не бактерия, а простейшее. В желудке человека циста, в которой амеба переживает неблагополучные периоды жизни, под действием желудочного растворяется, и этот паразит внедряется в стенки кишечника, вызывая кишечные кровотечения. Если болезнь запустить, наш кишечник станет дырявым, как дуршлаг, что неизбежно вызовет перитонит и сепсис.

   Всё это я обстоятельно разжевал Денису, назначив ему длительный курс лечения, щадящую диету, и периодическое лабораторное обследование.

- Старина! - сказал я ему на прощанье, - Ты мне дорог, как сын, хотя порой дал бы я тебе пару крепких затрещин. Собираешься стать успешным человеком, и не умеешь прилично есть. Разве джентльмены едят, что попало? Настоящий гурман не будет пить в Китае настойку из скорпионов, пить отвратительно сладкое турецкое кофе, жрать литрами баночное пиво, и закусывать сомнительными креветками. Мясо кенгуру или зелёных мартышек ещё не пробовал? Да у нас любая кухня, российская, украинская или молдавская, даст сто очков твоим суши, роллам, баночному пиву и пьяным крабам! Заметь, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, будучи истинными джентльменами, не наворачивают деликатесы. Три ложки овсянки, омлет с ветчиной, всякие, там, пудинги, штрудели, типа яблочных пирогов, творожок со сметанкой и кофе со сливками. Что ещё надо? Ах, пиво? Тогда это должен быть настоящий эль, выдержанный, а не баночное пойло или отрава из пластиковых бутылей. К такому пиво не грех заказать и пару хороших отбивных с лучком и горошком.

   Заметив, что своими словами, я возбудил у парня дикий аппетит, я поспешил слегка охладить его пыл:

- Ну-ну, не глотай тут мне голодных слюней! Сказано тебе - кашку, значит ешь кашку. Иначе изрежут тебе кишечник так, что останется только добрая его половина. Этакая трубка от желудка до прямой кишки. И всю оставшуюся жизнь будешь питаться, как язвенник, без конца бегать в туалет, и станешь желтым и старым.

   Парень вник. Или мне так показалось. Спустя несколько недель на щеках у него опять появился румянец, глаза вновь заблестели, он начал поглядывать на девушек, и лелеять мечту поехать в скором времени с одной из них куда-нибудь к морю. Там, в шорохе волн, так приятно говорить о любви. Любовь - дело тонкое, в чужую жизнь лазить не следует, но, рассматривая последние анализы лабораторных исследований, я не удержался, и посоветовал:

- Опять "юноша пылкий, со взором горящим"? Что значит молодость! Почему бы тебе не подыскать себе в попутчицы не пляжно-ресторанную девочку, а интересующуюся историей и литературой Европы? Не "синий чулок", и не худосочную компьютерную мечтательницу о принце на белом коне, а нормальную девчонку? Продвинутую в кулинарии, слегка спортивную, с образованием или интересной профессией, с юмором и не зануду? Скажешь, таких просто нет, и я говорю о нескольких девушках сразу?

- Ты, как всегда прав, прямо сэнсэй! - сказал Денис очень серьезно, - Что-то я не думал о старушке Европе? А что,собственно, мы там будем делать?

   Типичный ответ современного человека,который о Париже знает только,что там имеется Эйфелева башня и хорошие духи, а об Англии, что там туманы, старые сырые замки, и есть лорды и королева.

- Оценишь настоящую европейскую кухню! - ответил я, - Что-то понравится, что-то нет. На то ты и любитель. Что русскому хорошо, то немцу смерть, и наоборот. Научись там правилам  этикета, почитай об исторических местах, чтобы не выглядеть потом придурком в глазах дамы. Ну, и води её по Лувру, Британскому Музею, разным, там, Мулен Руж, и театрам. Не забывая о духах, которых здесь не достать, за исключением польско-рижских подделок, бижутерии и вечерних туалетах. Время летит, завтра у тебя появится потомство, заботы, долги и одышка, и будет не до поездок за границу. Особенно в наше время, и в нашей стране. Без работы не останешься, но проблемы у тебя непременно ещё будут. В общем, "ешь ананасы, рябчиков жуй", но лучше остепенись, женись, и займись обустройством быта и семейного гнездышка. Пока есть возможность и здоровье. Я, конечно, старый ворчун, но говорю истину.

- Ты, сэнсэй, всё же продолжаешь читать мне морали. Так не делал даже король в той песне Высоцкого. Но я, пожалуй, вниму твоим советам. Мои старики будут рады.

   И он ушел, довольный жизнью, с подлеченным, подштопанным и укрепленным кишечником, и весь в мечтах о новой предстоящей поездке с юной подругой, походам по концертам и музеям, местной кухне и светлом будущем. В его годы мы были молодыми специалистами, ютились по общагам, ждали ордера на квартиры, получали небольшие оклады, которых всё же хватало на поездку в отпуск к морю, о заграницах и не мечтали, зато была эпоха всеобщего дефицита. Этому малому ещё повезло, что у него приличные родители и светлая голова. Любитель "Пьяного краба"...         
               


Рецензии