Моё детство, когда Гагарин ещё не слетал

                Благодаря  неуёмной фантазии моей  неутомимой, изобретательной сестры,  наше детство было насыщено множеством ярких приключений, о которых она неоднократно вспоминала, когда приезжала из Москвы на свою родину, в Бийск, и мы вместе с ней погружались в этот незабываемый мир детства.
                Мы с Галей успевали тогда всё: хорошо учиться, помогать родителям на огороде, играть со сверстниками на улице, принимать роды у нашей дворняги Пульки, подшивать валенки, которые были одни на троих…
                И ко всему этому, Галя, совместно с моим ангелом-хранителем, умудрялись, протянув руку, вытаскивать меня, падающего в бездну, из которой возврата нет.
                Это истории о нашем детстве, рассказанные  моей сестрой, но написанные от моего лица.
                Итак, как я умудрился выжить, пройдя огонь, воду и медные трубы, и другие истории….


                1. Стихия №1- Вода, когда она тебе не друг.

          …Летние каникулы мы всей семьей проводили в деревне, у родственников. Мне было три года, сестре Гале -  семь,  брату Славе - десять.
        На одном из пикников, на берегу речки Ильинки, пользуясь отсутствием взрослых (спасаясь от жары, они перекусывали в рощице поодаль) Галя, как самая активная, лидер нашей детской компании, решила организовать поход за черёмухой, растущей на другом берегу речки. И, видимо, возвращаясь назад с полными трусами спелой, терпкой черемухи, мы потеряли брод, и нас начало сносить течением. Почувствовав, что песчаное дно речки начало уходить из-под  ног, я крепко обвил руками шею своей сестры и повис на ней. Левой рукой она продолжала крепко держать Славика, как самого слабого из нашей компании. У него от страха вообще отнялись  ноги.
        Проявив завидное хладнокровие, по горло в воде, шаг за шагом наша героическая Галя вытащила на своих хрупких плечах своих братьев. Здесь в роли ангела-спасителя выступила моя сестра, за что мы с братом ей безмерно благодарны! Так же, как и родители, которые были ошарашены нашим видом и сбивчивым  рассказом   нашей   спасительницы.
        Черемуху для родителей из наших трусов всю вымыло течением воды..


            2. Стихия № 2- Огонь, или как не надо мыться в бане
         Когда я учился во втором классе, судьба решила ещё раз проверить меня на живучесть.
…Всё своё детство я прожил на Мочище, районе, слившемся с городом в пятидесятых годах. Наша улица Рылеева (около пятнадцати домов) была примечательна тем, что на ней проживало шесть  пацанов с именем Сергей: Ковалев, Вдовин, Тупикин, Лазовой (остальных не помню).Я был самый старший из Сергеев. Улица была сплоченной, дружной. Мы, сделав уроки, дотемна тусовались и играли в замечательные детские игры, популярные тогда: "чижика", "лапту", "чапаева", "цепи кованые", "красочки"  и пр. Ссорились, дрались, разбивали носы друг другу, потом мирились. Делились последним куском хлеба с маслом, щедро посыпанным крупной солью или сахаром. «Щупали» девчонок, целовались с ними. Злых детей среди нас не было. Сейчас такого нет...
Сейчас половину своего детства они проводят за телефонами, за телевизором, в интернете.
        Прости, мой читатель, за это старческое брюзжание, за этот ностальгический экскурс. Зато теперь внучка моей сестры – Василиса, учась в третьем классе, на чистом английском поёт песни на детских утренниках.
Как я уже отмечал, улица наша была дружной и, когда у кого-нибудь ремонтировалась своя баня-то, ходили всей семьей мыться к соседям.
        …Я, как самый младший в семье Ковалевых, всегда мылся последним. Чтоб как-то сохранить последнее тепло в бане, мой отец без всякой задней и передней мысли,  аккуратно  задвинул   заслонку  в  трубе.
         Все, что я успел сделать - это налить в таз холодной воды. Мой ангел сделал всё, что мог: аккуратно уложил меня на пол, под полок, чтоб я мог как можно дольше бороться за жизнь с угарным газом, Тем не менее, когда через полчаса, наигравшись в подкидного, мой отец пришел меня забирать, я был уже сине-фиолетового цвета  и  не подавал   признаков  жизни.
         …Кто делал мне искусственное дыхание, моя мама уже не помнит (она от моего вида - отключилась), но для вызова скорой помощи отцу пришлось бежать кросс по пересеченной местности, аж на проходную Элеватора. Ближе телефона на Мочище не было…(Ну, эту баню я ему ещё припомню в гл. №5  и оставлю его без трофейных сапог).


       3.  Стихия № 3- Медные трубы аппендицита, или как не надо его лечить…


      Следующее испытание судьба, совместно с моей любимой бабушкой Ульяной Ефимовной, устроила мне в седьмом классе, когда я, придя со школы домой, почувствовал боли внизу живота. Сердобольная бабушка, которую я до десятого класса называл «мамой»,  решила вылечить мою болезнь горячей грелкой.
     …Через пару часов я не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой,  и скорая помощь выносила меня из дома уже на носилках с диагнозом «острый приступ аппендицита», который умудрился лопнуть по дороге в больницу. Операция длилась два часа сорок минут, вместо положенных двадцати минут. Живот мне чистили ещё в течение месяца, зато теперь я знал, как он выглядит изнутри.
     …Наутро просить прощения с арбузом в руках самой первой прибежала моя бабушка. На неё я не стал держать зла, ведь я знал, что был её любимым внуком!
         Из той ночи я больше всего запомнил момент, когда меня привязывали к операционному столу и надевали на лицо маску. Наверное, я бессознательно боялся заснуть и никогда не проснуться, как уже было один раз в соседской бане. Я яростно боролся, но врачи победили меня. Их было трое – а я  один!
Наутро хирург сказал моим родителям, что через полчаса меня было уже не спасти. Мой ангел-хранитель успел в последний момент меня выхватить их пропасти. Это была ещё не моя смерть…


                4. Пулька, или  наши  первые   роды


           Наша Пулька «залетела». Пулька - маленькая, черная, гладкошерстная дворняга. С умными смоляными глазами. Она жила с нашей семьёй на Мочище всё время, и откуда она появилась - даже Галя не помнит. Собака была добрая и ласковая, и мы (брат Славик, сестра Галя и я) её очень любили. Жила она в конуре - домике, который построил не Джек, а наш отец. Когда было холодно - она перебиралась в сени, на подстилку, когда было совсем холодно - в кухню, под вешалку.
         За ней не были закреплены охранные функции. И, когда из-под окон нашего дома было  уведено главное детское развлечение - велосипед - мы её только пожурили.
Собакой она  была  воспитанной, но инстинкты...
         …В этот раз она позволила себе то, чего ранее никогда не позволяла: зашла в комнату и забилась под родительскую кровать! Её огромный и твердый, как барабан, живот (язык  не поворачивается сказать - брюхо) тянул её к земле, мешал двигаться. Её глаза смотрели на нас виновато-умоляюще: Помогите мне - я сама не смогу!
Так как родители были на работе, самая умная из нас - Галя, решила: будем  принимать роды!
         Акушерка – Галя, руки в полиэтиленовых мешочках вместо перчаток, я - с ножницами для  перерезки  пуповины  Славик- медбрат на  подхвате.
         Роды были тяжелые: мы давили Пульке на живот, тянули за ноги, уговаривали: «ну покричи, легче будет!». Кесарево сечение мы тогда не умели делать. Она даже не скулила, а только смотрела на нас глазами, полными слёз.
Первый щенок родился мертвым. Он был огромный, наверное, в папу, и ему просто не хватило места в животе. Зато трое других были в маму: чёрные, слепые, беспомощные. Мы обтерли  их  и. спустя некоторое время, пристроили к Пулькиным соскам.
         Убрав за собой «родильное отделение»  нашего дома, мы закопали «чужака» глубоко  в углу нашего огорода, а Пульке  за все её страдания и, как кормящей матери, назначили диетическое питание в виде молока от нашей козы Маньки. Пришедшие с работы родители  с уважением отнеслись к нашему поступку, поблагодарили всех за спасение Пульки и щенков, поняв при этом, что инициатором и главным действующим лицом была, конечно же, моя сестра. После этого случая наши родители стали относиться к нам по-другому,  почти как к взрослым, только очень-очень маленького роста.
         Так закончилось наше первое детское испытание на человечность, а сколько их ещё будет в нашей жизни! А наша Галя тогда, наверное, поняла, что спасать других – это  теперь  её   жизненная   стезя, и неслучайно назвала первого щенка красивым именем «Тереза»…


                5. Рогатка, трофейные сапоги
                или как Галя спасла меня во второй раз.


             Что такое рогатка для пацана? Это то же самое, что и кольт для ковбоя. И те, и другие  не  представляют  себя  без  этого  атрибута.
Рогатки создают много проблем житейских: выбитые стекла, конфликты c окружающими. Но всё это с лихвой перекрывается эйфорическим ощущением обладания этим «оружием».Ты чувствуешь себя на ступеньку выше пацанов, у которых их нет, а если твоя рогатка стреляет ещё и дальше  других…
          Почему родители не понимают всего этого и считают рогатку – наипервейшим злом  человечества?
          В рогатке всё должно быть «прекрасно»: идеальный корпус из твёрдого дерева (лучше береза), суперэластичная, но тоже прочная резина (мне лоскут  белой, тонкой резины от противогаза отец сам принёс с работы), а также мягкий износостойкий кожеток – по-простому - «кожанка», куда вкладывается «снаряд».
       Отец сам виноват, что  не предоставил мне материал для этого элемента рогатки.
       Порывшись в чулане в поисках старой изношенной обуви и убедившись в том, что в то время кожаную обувь вообще не носили, я наткнулся на красные, яловые сапоги, привезенные отцом с войны вместе с гармошкой.
Соблазн был очень велик, и я  не  долго мучился гамлетовским вопросом: «Быть или не быть?» Из мягкого голенища этого трофея вышла отличная кожанка.
Кожанка была такая маленькая, а сапоги - такие большие, что без очков отец и не заметит…
       …Вскрылось всё только через полгода, на девятое мая, когда мой отец надевал парадный костюм с орденами и свои уникальные трофейные яловые сапоги…
             Меня спасло только то, что моя любимая сестренка Галя нашла меня на улице раньше, чем  отец.
      Дома я появился только на следующий день, когда отец ушел на работу. И  в живых я остался ещё и благодаря заступнической пламенной речи моей матушки-литератора, которая называлась: «Как уметь прощать своих любимых детей, чтобы было кому нас похоронить в старости».
        ...Когда внучка Аленка придет к нам в следующий раз, я обязательно сделаю для неё замечательную, красивую, дальнобойную рогатку, тем более, что я нашел в интернете десять вариантов конструкций её. В Италии, например, их продают в магазинах в отделах под названием  «простейшие метательные  орудия».
         Но до   Италии   слишком  далеко…


                6. Тимофей не просто кот, а камышовый


         Тимофей не был похож на тех котов, которые могут часами лежать на солнышке и мурлыкать на руках своего хозяина. Он - охотник, боец по природе своей, презирает всякое сюсюкание с ним и, вообще, все блага цивилизации..
       Огромный, весом килограммов пять, серый в полосочку, он запомнился мне своими дикими, зелеными глазами, которые никогда не закрывались - ведь он – охотник и должен быть всегда начеку. Мне кажется, что он и спал с открытыми глазами. А если добавить к этому замечательные, торчащие в разные стороны, усы-антенны и полуметровый хвост ,то сразу же поймете, что наш Тимофей был просто красавец!
        Когда отец принёс этот «подарок знакомых» (которые, вероятно, были безумно счастливы, что сплавили его нам) домой,  кот забился под родительскую кровать и не выходил оттуда двое суток. Но любопытство и голод взяли верх. Он понял, что новые хозяева - это не самый худший вариант. Тимофей внимательно ознакомился и обнюхал весь свой новый ареал обитания: дом с подполом, где у нас хранилась картошка в яме и огородные запасы на зиму; веранду с огромным чуланом, где должны были прятаться в темноте его основные объекты охоты - вредные серые мыши (во всяком случае, мы так думали, но недолго). В огороде у нас ещё стоял сарай с баней - незаменимые объекты для благополучного проживания людей в нашем районе. А  у всех   них были  еще  и крыши.
         …Территория эта была явно мала для нашего Тимофея, для его широкой натуры. Ведь в природе размеры его владений измерялись в километрах! Его очень огорчил тот факт, что у нас в огороде не было камышей, никаких. Но он промолчал. «Для начала хватит!» решил он. Тем более, за заборами, этими смешными заборами (для кого их делают люди?), было много интересного и живого: в частности, соседские курятники. Обладая богатым житейским кошачьим опытом.  он понимал, что живность своих хозяев нужно только охранять!
          Свою охотничью деятельность кот начал с дома: всё, что двигалось  и было серым, было им задушено и аккуратно сложено (для отчета) в кухне, около печки, где чаще всего он видел свою хозяйку. Он был слишком благороден, чтобы  питаться   мясом   своих   серых   врагов.
          Когда Тимофеем  была очищена от «скверны» вся территория нашей усадьбы, перед ним, естественно, встал риторический вопрос: «Чем ему заниматься дальше?». Уходить в отпуск он не хотел и не умел, валяться и дрыхнуть, как другие коты  - тоже, драться с ними и со всеми соседскими собаками он не мог, даже если бы захотел: завидев Тимофея, они все   прятались.
         Душа его страдала от бездействия и, несмотря на все наши детские беседы с ним о том, что частная собственность - неприкосновенна, что есть определенные рамки поведения в обществе людей, которые переступать нельзя - это наказываемо – он  сорвался!
         Через какое-то время до нас стали доходить слухи, что в нашем районе завелся какой-то ночной хищник  Проснувшись поутру хозяева дальних домов находили бездыханные тела бедных курочек и петухов. И, хотя разбой всегда осуществлялся ночью (наш Тимофей был ночным хищником, и ночью  видел даже лучше, чем днём), через месяц тайное стало явным, и к нам стали приходить пострадавшие за компенсацией от этого «не стихийного бедствия».
         Наша семья не была богатой, и в её бюджете не было статьи «выплата компенсации за разбой членов её семьи».
        Отец принял трудное для всех решение: сослать нашего славного охотника Тимофея Ковалёва с целью трудового перевоспитания на мясокомбинат. Там не было куриц, а были коровы, быки, овцы, яки из Монголии, с которыми ему было не справиться, ввиду  разных весовых категорий.
        Все Ковалевы, и особенно младшие, Тимофея любили, он был как член семьи. Но, несмотря на это, мы, дети, были вынуждены согласиться с решением отца,  надеясь  в  душе   на  быстрое   возвращение любимца.
        Нашим надеждам не суждено было сбыться: через месяц наш отец принес с мясокомбината, где он работал, трагическую весть: в бою с многократно превосходившими силами противника, огромными серыми крысами, он погиб смертью храбрых…
        Несмотря на многочисленные потери  (всё поле сражения было усеяно трупами задушенных им серых крыс)  кот сам был разорван ими на части…
Как говорила мне моя любимая мама про «друзей наших меньших»: "Жалей их, они – тоже   люди!"
        Но наш несгибаемый герой Тимофей заслужил не только жалость, но и уважение своих друзей, может быть даже больше иных людей из породы homo sapiens…


               


Рецензии