Дядь Лёша

   Если у человека есть цель, то он к ней стремится всю жизнь, а у кого нет цели, тот живёт как ковыль в степи, куда ветер подует, туда и клонится. У него была цель с самого детства - иметь деньги. О том, мало или много, он не задумывался, просто хотел иметь деньги. Семья, в которой он вырос, по нынешним меркам, считалась бы неблагополучной. Отец часто напивался, бил мать, а потом её зверски насиловал прямо на глазах у сына. В первый раз он убежал из дома, когда ему было пять лет. Весь день просидел за сараями, а, когда стемнело, голодный и продрогший, жалобно скулил, размазывая по грязному лицу  слёзы и сопли. Мимо шёл сосед, дядь Лёша, он привёл ребёнка к себе домой, умыл, накормил, уложил спать. Утром повёл к матери и отцу, а те, даже не хватились, что сына не было ночью дома. Второй раз подался  в бега в четвёртом классе. Помнил, как в прошлый раз хотелось  есть,  и запасся едой.   Вытряхнул из портфеля тетрадки, положил туда батон, кусок колбасы. Налил в бутылку воды, а пробку сделал из бумаги. Вырвал пару листков из книжки, туго скрутил и заткнул бутылку. Он видел, как мать так закрывала бутылку с растительным маслом. Из кармана у отца выгреб мелочь и отправился в бега. Добрался до вокзала, купил пирожок, мороженку, выпил стакан газировки с сиропом, деньги и закончились.  Сел в электричку, доехал до конечной. Его заметила женщина, сообщила дежурному на перроне о ребёнке, который ехал  без взрослых. Парня задержали, отправили в участок. Выяснить,  кто он и откуда, как зовут, не получилось, пацан молчал как партизан, боялся, что вернут домой. Открыли его портфель. Там бутылка на боку, раскисший батон и мокрый кусок колбасы. Дежурный развернул бумажную пробку, это оказались страницы из библиотечной книги со штампом. По этому штампу и установили данные о беглеце.  Позвонили в город, установили адрес библиотеки, связались с библиотекаршей, она сразу назвала фамилию и адрес нерадивого читателя, который держал книгу уже третий месяц. Старая библиотекарша наизусть помнила всех должников.

   Участковый пошёл к парню домой, сообщить, что его задержали в соседнем городе и надо за ним ехать. Отец был с большого похмелья, никак не мог понять, куда и почему надо  ехать, мать лежала в постели вся в синяках и стонала. Надо было за беглецом  ехать самому участковому. Участковый был уже на пенсии, ждал замену, он попросил съездить дядь Лёшу.  Когда тот был подростком, попал в дурную компанию, и, если бы, не молодой тогда участковый, сидеть бы ему в колонии. С тех пор они водили «дружбу», и дядь Лёша  помогал участковому в работе с подростками. Когда ехали обратно, дядь Лёша  провёл воспитательную беседу на свой лад. Сказал, что убегать из дома без денег, дело гиблое, надо деньги иметь. А чтобы их иметь, надо учиться, а то будешь дворником, как хромой  Василий, какие уж тут деньги. Вопрос о деньгах запал в душу, с тех пор и определилась  у парня цель всей жизни.

   Они с дядь Лёшей стали друзьями. Взрослый не навязчиво присматривал за пацаном, когда надо, защищал, когда родители были «не в форме», забирал к себе. Парень платил искренней привязанностью и даже помогал. Дядь Лёша любил перекинуться в картишки, или постучать костяшками домино. Стол, за которым играли в карты мужики со всего двора, стоял как раз под окнами его квартиры. Как-то парень заметил, что в раме приоткрытого окна можно видеть карты игрока, который сидит к окну спиной. Поделился догадкой с дядь Лёшей. С тех пор, как только мужики садились играть, дядь Лёша занимал место, с которого можно было видеть карты соперника. А его помощник регулировал угол, на который надо повернуть оконную  раму. Играли на копейки, но всё равно, было приятно выигрывать.

   Он учился хорошо, мечтал о том, чтобы в будущем хорошо зарабатывать, и иметь деньги. Окончил техникум, работал сменным мастером на фабрике. Зарплата была не Бог весть какая, но деньги были. Цель, вроде, достигнута.  К этому времени многое изменилось, не стало отца и матери, дядь Лёша сменил участкового, был в авторитете у местной «шпаны», знал каждого проблемного ребёнка на участке, за работу с молодёжью получал грамоты от начальства. Однажды дядь Лёша открыл тайну, рассказал, как он называл, своему «крестнику», почему его родители не ладили между собой.

  Она жила с тёткой,  когда  исполнилось восемнадцать, влюбилась в рослого, сильного парня.  До свадьбы оставалась неделя, и случилась беда, её изнасиловал женатый мужик.   Никому ничего не сказала, боялась позора, обычно, в таких случаях, часто обвиняют  не насильника, а жертву. Со страхом ждала свадьбу, понимала, что в первую же ночь всё откроется. Тогда ещё ценили девственность невесты. Так и получилось, жених побоями добился признания, а на утро нашёл обидчика и избил его до полусмерти. Жениха, а теперь уже мужа, посадили. Она ездила к нему на свидание, пока живота не было заметно. Родила сына. Муж вернулся, сына не признал своим, стал пить и избивать жену. Она, или  чувствовала себя виноватой, или развился «Стокгольмский синдром», от мужа не уходила, терпела побои. Сына не любила, его отцом считала насильника. У мужа тоже выработался «синдром», он трезвым уже был не способен почувствовать полового возбуждения, разогревал себя выпивкой и истязаниями жены. Сын рос как сорняк в огороде, и, если бы не дядь Лёша, неизвестно, что бы из него вышло. 

   Дядь Лёшу подстрелили заезжие бандиты. Они грабили магазин, включилась сигнализация. До приезда группы, участковый, а он как раз шёл мимо магазина, решил сам задержать грабителей. У тех был пистолет, ему  выстрели в живот. Дядь Лёша перенёс несколько операций.  Его спасли, но пуля прошла через позвоночник, отказали ноги. Родных у дядь Лёши не было, после больницы за инвалидом ухаживал «крестник». Дядь Лёше становилось всё хуже и хуже, а перед смертью он открыл ещё одну тайну. Рассказал, что насильником матери «крестника» был отец  дядь Лёши. После того, как его полуживого принесли домой, прожил полгода. Мать, то ли из-за позора, то ли по другой причине, уехала, и адреса не оставила. Дядь Лёше тогда было тринадцать лет, он остался с бабушкой, связался с дурной компанией и, если бы не молодой участковый, попал бы в колонию. Выходило, что дядь Лёша приходится братом по отцу. Эта новость огорошила и объяснила, почему дядь Лёша, он же брат, принимал такое участие в судьбе «крестника».

   Дядь Лёша умер, оставив завещание, по которому квартиру и денежные накопления завещал «крестнику». Конечно, не миллионы, но и не копейки, но деньги радости не приносили. Молодой человек поступил в школу милиции, чтобы со временем стать участковым, как брат.


Рецензии