Незабвенная Красиловка

НЕЗАБВЕННАЯ КРАСИЛОВКА

Красиловка в 1949-м году выглядела довольно густонаселенной деревней, ни на одной улице не найти нежилых хат. Пока никто никуда не выезжал (власти придерживались строго предписания о невыдаче паспортов молодежи). Почти в каждой избе многочисленная семья. Обед ... во главе стола чинно восседает хозяин, разглаживая живописно-роскошную бороду. Вокруг разместилась детвора (в семьях от пяти до десяти ртов). Никто не смеет есть, пока отец не возьмет ложку, предварительно осенив себя крестом перед иконостасом темно-ликих святых.

Хозяйка мать на подхвате: подает кушанья, забирает порожние миски. Еда без разносолов, борщ или суп, картофель или каша, фасоль и, как приправа запеченные вьюны. Хлеб домашней выпечки из муки, смолотой на жерновах (села в те трудные годы не обеспечивались привозным хлебом). Короток осенний день, незаметно подкрадываются сумерки, густеющие до темноты. Вся семья тянется к коптящему красновато-оранжевому язычку восьмиугольной керосиновой лампы, ведь еще не приготовлены уроки. Наспех, особо не вдумываясь, дети листают страницы учебников, письменные тоже исполняются без особой тщательности. Недоученное оставлялось на завтра на время школьных переменок. Да и не здесь, так и ждешь с минуты на минуты: "хватить палить керосин, полно те вам". Натрудившись в колхозе и в домашнем хозяйстве глава семейства расслабленно вытянулся на палатях, подремывая под детский приглушенный говорок, полушепот.

Мать не смежит век пока не закончит всех дел: заквасить хлеб, замочить бельё, починить прохудившуюся одежду, да мало ли еще сколько неизбывных женских хлопот! Ну что ж, такова ее горькая доля ...

... Вот уже на пороге новый год, укрыла подмерзшую землю пушистая зима. Ее-то, мы, ребятня, ждем с нетерпением, как ждут прихода Пасхи. Загодя достаются коньки, лыжи. Фабричные имел мой одноклассник Виктор Поляков. Позже появились и у меня такие. Но до того времени я одалживал самоделки у соседки Лены Соловьёвой.

Однажды спускаясь с крутого февральского сугроба, к моему ужасу, сломалась одна из лыж ... Что же делать? Украдкой, незаметно поставил лыжи в сенцах не осмелившись сразу признаться в содеянном. Естественно Лена отругала меня, требовала возврата новых лыж. Другое дело  коньки. Кто-то подарил мне старые, заржавленные, крепившиеся к обуви веревками с закруткой. Бесснежный декабрь скрипел морозом многочисленные водоемы, заросшую осокой речку Вересню. Началась для нас конькобежная страда. Заводилой среди ребят был Виктор Проц, с коньками получше, поновее. После длительных катаний напоминал о себе голод.

 Моя мама Ксения Сергеевна, подает тыквенную кашу с молоком. Ничего вкуснее кажется, не пробовал, поглощаю с утроенным аппетитом. Завывание февральской вьюги располагало к чтению. Часто гостил я в такие непогодные дни у соседа, Николая Ковальчука, он много читал. Советовал роман А. Степанова "Порт-Артур". А еще мы увлекались рисованием, Николай рисовал попугаев, раскрашивая их оперение в яркие цвета. В оттепель катали снежных баб, устраивали сражение снежками. Долгая зима постепенно шла на убыль. Зачастил звонкой капелью март. К концу его истаивал весь снег. Солнце подбивалось все выше, подсыхала, грелась земля. Лапта, искони русская игра, захватывала и взрослых и детей. Свежий теплый воздух, бесконечные перебежки туда-сюда, ловля неуловимого мячика - незабываемые мгновения!

А теперь о бане. Суббота у красиловцев банный день. Мылись в банях топившихся по-черному. Первый пар  мужчинам. Забирались на полог рьяно хлеща себя березовыми вениками. В такой сауне становится невмоготу, я обычно ложился на пол, или мылся после того как сойдет пар. За мужчинами наступал черед женщин.

А вот и летние каникулы! Благодатная пора! До наступления июльской жары ребята устраивали в кустарниках военные игры. Руководил ими Гриша Поляков. Отдыхая он охотно пересказывал нам содержание романа Сервантеса "Дон Кихот". А когда наступала пора грибов, ягод - отправлялись в манившей прохладой лес. Собирали лисички, подберезовики, подосиновики, ягоды: малину, бруснику, землянику.
Приятно вспомнить неповторимое детство!


Рецензии