Об Одессе и одесситах, если позволите

 Разве  можно считать событие случайным, которое могло не произойти, если бы не случайно сложились некоторые обстоятельства?  Все бывает впервые. Вот и у меня это произошло. Я впервые побывала в Одессе. Случайно.

  Уже все сказано-пересказано об этом городе-празднике вдоль и поперек и, кажется, что не осталось слов и баек, которых мы не знаем, но мои руки тянуться к ноутбуку, а пальцы едва успевают фиксировать поток впечатлений по горячим следам.
 Не важно, как я оказалась в составе группы юных красавиц и красавцев одного модельного агентства, которые приехали отдохнуть у моря, а заодно, проиллюстрировать свою красоту на фоне "натуры портового города".

  Нам предстояло провести несколько ночей в хостеле по улице Канатной, рядом с мореходным училищем имени Маринеско, раположенного вблизи исторического центра  Одессы. Когда- то особняк был доходным домом Леваневского.  А в скромном домике номер 2 бывал А.С.Пушкин, друживший с его хозяином.

  Кстати, с 1909 года по 1920 год улица Канатная была переименована в улицу Полтавской битвы и упомянута в романе Ильфа и Петрова "Золотой теленок". По ней гулял в юности будущий миллионер Корейко и мечтал... и даже точно знал, где найдет кошелек с деньгами...
 В доме номер 8, где расположилось мореходное училище, проживал известный мошенник, по совместительству - инспектор уголовного розыска и главный прототип Остапа Бендера - Осип Беньяминович Шор. Его большой мечтой было уехать в Бразилию или Аргентину. Он носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф...
Сразу признаюсь -  я не предполагала и не верила, что когда-нибудь станет возможным погрузиться в атмосферу настоящей, той Одессы, описанной многими известными авторами.

  В первый же вечер, длинноногая компания, облачившись в вечерние туалеты, привычно окунулась в мир гламура светской вечеринки - ставшей причудливым началом плановой программы нашей краткосрочной командировки.
Съемка показов коллекций. Знакомство с новыми лицами. Встречи со старыми лицами. Красивыми. Красногубыми. Красноречиво молчаливыми и въедливо занудными.

  Опять съемка. Коктейли. Виски. Лед. Лед…вокруг изумрудно-голубого бассейна, окруженного светскими полуулыбками, сверкающей бижутерией и холодным блеском бриллиантов. Пламя. Загорелая кожа. Куртуазная пластика разгоряченных тел, облаченных  до пят или слегка прикрытых накидками-тогами. Тусклые и мутные взгляды, насытившихся и скучающих. Пламя горящих глаз. Зовущих глаз…
Красная дорожка. Красный автомобиль. Фейерверк.

 Надо сказать, что за наше обаяние и оперативность хештегов с фотографиями бармена, мгновенно размещенных в соцсетях,  менеджер бара предоставил неограниченный дегустационный лимит горячительных напитков. Изрядно очумев от дегустации коктейлей и бесконечных сэмплов, проникновенно ухающих в такт подиумного шага, мы направились к выходу, чтобы отчалить от гламурной пристани и отдохнуть после бессонной ночи в поезде.

 Стоя в ожидании четырех такси, в которые должна была поместиться наша компания, мы стали свидетелями отъезда  вереницы дорогих автомобилей с мажорами, торопливо покидающих очередную вечеринку, чтобы еще успеть засвидетельствовать свое присутствие на следующей...

  Кстати, об одесских таксистах. Когда целью нашей поездки была площадка Summer Weekend, в одном из такси нас было пятеро, и за неразрешенный провоз пятого тела, водитель взял дополнительную плату. В отличие от другого, который транспортировал по стандартному тарифу такое же количество невесомых и тоненьких красавиц, свободно разместившихся на заднем сидении.

  Утро следующего дня, начавшееся с рассветом, совпало с  небольшой мигренью и невыносимым желанием выпить крепкий кофе. И, как бы не устала моя многолетняя привычка - встречать восход у кромки морского берега, я ей не изменила. Употребив кофе с надеждой, что мигрень улетучится с остатками сна, я бесшумно спустилась со второго этажа по мраморной лестнице бывшего доходного дома. Интересно, следы скольких людей помнят ступени, хранившие молчание и серо-бежевый цвет, с потертостями и разновеликими пятнами, непонятного происхождения - то ли от времени, то ли от минеральной природы мрамора, из которого они сделаны.

 Выходя из парадного и прикрывая огромную распашную дверь с облупившимся покрытием темно-красного оттенка, я пыталась сообразить, в какой стороне находится море, а в какой Дерибасовская. И в тот момент, когда я решительно свернула направо (как потом оказалось - ошибочно), по касательной, задела плечом пожилую женщину, медленно идущую по тротуару шаркающей походкой.

- Куда прёшь, кобыла! - голос прозвучал звонко и молодо, как боксерский гонг, оповестивший начало раунда.
  От неожиданности я вздрогнула и, кажется, почувствовала себя беззащитной, потому что услышала свой пульс, возмутившийся внезапной бурей моей крови. Я было открыла рот для..., но тут же его закрыла.
- Понаехали, сволочи! - прозвучало на той же ноте.

  Женщина шла, не оборачиваясь, уже уверенно шаркая вдоль особняка  номер 9 - дома Леонарда  - одного из самых красивейших одесских особняков городского типа. У одного из его хозяев, Карла Леонарда, была скульптурно-мраморная мастерская в том же доме. Женщина уже сравнялась с фигурами атлантов первого этажа, на плечах которых покоились консоли балкона и спаренные колонны, а я по неизвестной причине, пошла в эту же сторону, отдаляясь от моря.  Шаткой походкой, переваливаясь с ноги на ногу, как ходят утки, женщина перестала торопиться. Ее плечи опустились. Спина сгорбилась и голова в нелепой панаме словно маятник, смещалась то вправо, то влево. Из-под коротеньких брючек-чиносов были видны худенькие сморщенные щиколотки с продубленной кожей землистого оттенка.

  Элегантный фасад особняка со стилистическими элементами эпохи модерна, высился над уставшей от возраста женщиной, а безмолвные атланты смотрели на нее с любовью каждый раз, когда она проходила мимо, сожалея о том, что не могут проводить ее взглядом...

                * * *
  Делаю руками мощный гребок ладонями наружу. Локти сгибаются и разворачиваются в стороны. Кисти резко ускоряют движение снаружи, а затем внутрь. Рассекая прозрачно-голубую воду, синхронно отталкиваюсь ногами и выныриваю. Над зеркальной поверхностью морской глади, делаю вдох и стремительно возвращаюсь под воду с продолжительным выдохом. Снова вверх, чтобы начать новый цикл гребка...
Я плыву брасом. Точнее - плаваю. Уже много лет и большие дистанции. Осталось сделать последнюю сотню гребков и можно залечь на пляже.  Сквозь запотевшие  стекла очков едва заметна береговая линия Ланжерона. Пора возвращаться.
Приморская часть Одессы. Общая протяженность пляжей около 20 километров. Замучишься перечислять названия городских пляжей. Я отметилась на двух - Ланжерон и Аркадия. Звучит, как названия самых вкусных пирожных с невероятно изысканным вкусом.

  Простота происхождения названий не выходит из логического ряда их рождения. У генерал-губернатора Новороссии графа Ланжерона на том берегу была дача. А романтики-одесситы, мечтая об идиллическом месте на земле, дали греческое название своему пологому берегу, не представляя, что он окажется туристической Меккой для любителей морского отдыха.

  После полуторачасового заплыва захотелось полежать на вымощенной доской набережной-палубе отеля Немо - место утренней локации нашей компании. Красота! Лежу на животе, подставляя,  некоторые места ультрафиолетовому излучению и сравниваю свои ощущения с плаванием в других морских пучинах.

  Вода чистая и прозрачная, хотя справа, на расстоянии пятисот пятидесяти гребков, - территория портового причала с исполином-сухогрузом на рейде.
Без наличия резко выраженных ароматических признаков. Горько-соленая. Химики бывшими не бывают.

  Утреннее море прекрасно! Поднявшись на рассвете, можешь оценить отсутствие  главного показателя успешности туристического сезона - многолюдности, -  неотъемлемой части подтверждения популярности удобного места для отдыха. Ну, еще минут десять поваляюсь, пока не накрыло... многолюдностью и задремала…

- Доброе утро, Фима!
- Со-о-онечка! Как я рад видеть вас, в здравии! Что же вы не зашли искупаться вчера?
- Вчера? Не помню Фима... вчера…
- Сонечка, я вам принесу свой рецепт. Мне прописал его один шарлатан. Я пью этот препарат уже второй курс. Уверяю вас, ваша память восстановится.
- Как он называется? Я могу набрать его название в телефон.
- Бао... я не могу произнести его вслух!

 Мою дремоту сдуло то ли легким бризом, то ли любопытством, от которого меня развернуло в сторону доносившихся голосов. Влево.
Вдоль декоративного забора, отделяющего территорию респектабельного Немо от бесплатной и беспрепятственной линии рекреационного прохода на пляж, лежало  большое полотенце, около которого стоял бронзовый мужчина. Его фигура кого-то отдаленно напоминала, и мне показалось, что я его уже видела.

   В жестах, в интонациях, в манере говорить, в используемых сочетаниях слов, -  я уже слышала. Только где? Может быть, в старом кино?
 Я приподнялась на локте, чтобы лучше слышать их голоса. Может быть, утренняя прохлада разреженного воздуха препятствовала распространению звука или … я оглохла на одно ухо.

  Женщина в раздельном купальнике суетилась около большой сумки. Ее корпулентное тело красноречиво демонстрировало природную стать упитанной фигуры.
- Фима, у вас новые очки?
- Сегодня должна прийти Наденька…
- Она вам звонила?
-  Нет. Но она придет.
- Фима, у вас новые очки?
- Пойду, освежусь, пока в воду не написяли.
  Он так и сказал - "написяли".

  Пока бронзовый мужчина купался в чистой воде, пришла Надя.
Она была огненно-рыжей. От макушки на голове, включая волосы и бандану с козырьком, до пляжных шлепанцев. Она громко поздоровалась с дамой в купальнике.
- У меня новые жильцы. Я не могла их оставить одних, мало ли что…
- Надя, можно подумать, что у тебя есть деньги.
- Денег у меня нет. Но… у меня есть платья! Если я лишусь этих платьев... я не переживу стресс. Помнишь, у Жоры... ну, у которого был кот по имени Стравинский? Ты же помнишь, как он ушел? Я не хочу такого конца...

  Начинался новый день, солнечный, безмятежный, ветреный. Под терпким соленым бризом синяя морская гладь слегка вздыбилась и побежала, гоняясь за маленькими бурунчиками, то тут, то там играющих морской пеной.
  Солнце нещадно шпарило по моим бокам, а спрятаться  было некуда. Да и в мои планы вообще не входило валяться - меня ждал город...


- Посмотрите на мои новые очки.  Моя отдыхающая уехала вчера и подарила  свои очки. Они мне идут? Когда я смотрю через них в зеркало - мне ничего не видно… я не уверен, что они мне идут.
- Зачем вам зеркало? Посмотрите в мои глаза, и вы все поймете!
- Она подарила мне очки, но я ей сказал, что она не моя женсчина!  - он старательно выговаривал все буквы подряд в средине последнего слова, - я ей так и сказал.
- Фима, нельзя разговаривать с женщинами, имея их ввиду!
Гортанный бас, которым была произнесена эта фраза, принадлежала очень тучному мужчине с  тугими наколенниками. Он еле передвигался самостоятельно и его под руки привели два парня.
- Заберешь меня, минут через... пятьдесят и прихвати из машины мою колу! Да, Фима, женщинам иногда можно и соврать...
- Володя, я знаю тебя слишком много лет, и никогда не назову тебя фармазоном. Твоя дипломатическая репутация тому подтверждение. Кто ты, а кто я...
- Не прибедняйся, Фима!  Жизнь положила на всех свой отпечаток, а в наши годы мы поняли самое главное. Проснуться утром и с иронической нежностью принимать любовь близких, которым отдал всю жизнь...
- Для меня, Володя, по утрам главное - не проснуться, а просраться... ой, пора на зарядку!

 Бронзовый мужчина торопливо повернулся к отелю. Я и не заметила, что оттуда неслась громкая ритмичная музыка, сопровождающая призывы аниматоров, о начале  утренней зарядки.
  В фокусе не отснятого кадра остались первые мгновения удивления и восторга в увиденной  мизансцене, происходящего действия на пляже, ставшим для меня сценической площадкой.
 Бронзовый мужчина - все еще подтянутый и плечистый, да, не такой крупный и совсем не ловкий, и ближе к восьмидесяти, но - не старик!  Его полудвижения со взмахами рук, полушаги - как делают первые попытки малыши, полуамплитудные, как бы, не доведенные до конца, "упражнения" -  у меня не вызвали никаких  чувств, кроме восхищения. Он пританцовывал на месте, стараясь попасть в такт ритма, то запаздывая, то... впрочем, какая разница, что звучит музыка? Главное - движение!
По палубе уже пестрило разноцветье купальников, оживленное  многолюдностью толпы. Голубые зонтики Немо спрятали от солнечных лучей ленивые тела немногочисленных обитателей и сверкающие холодным блеском, драгоценные украшения.
 
 Море на горизонте заиграло сотнями оттенков, оживленных волнами и соленым бризом. Далеко на рейде занимал очередь сухогруз, с первого взгляда казавшимся небольшим островком, если бы не...
...ох! Я поднималась в парк по лестницам и дорожкам не прогулочным шагом, встречая  потоки жаждущих погрузиться в морскую воду, полежать на пляже, поесть сладкой ваты, выгулять новый купальник.
  Впереди еще будут утренние заплывы, на которые буду бежать сломя голову, надеясь встретить Фиму...
...лестница, музеи, известные рестораны и кабаки, и воспоминания о прекрасном сне, который длится по сю пору…
…не ущипните меня случайно - я не желаю просыпаться.


Рецензии