Санктизма история. 3 Древняя Греция

ВНИМАНИЕ! Пожалуйста, оставляйте свои замечания и рецензии в знак поддержки «Манифеста милосердия» (См. на авторской странице), который в наше время очень важен для общества



ИСТОРИЯ САНКТИЗМА. САНКТИЗМ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ок. 2500 – 300 г. до н.э.)
Опубликовано 23 апреля 2019 г. Свидетельство о публикации № 219042301887

(См. также Античный идеализм)

Развитие санктизма прослеживается в истории мировой философской и религиозной мысли от ее возникновения и до сегодняшнего дня.

Представление о Божьем, идеальном господствующем начале мира появились в Древней Греции около VI в. до н.э. Философами, развивающими идеи духовного и идеального первоисточника мира, стали Пифагор (ок. 570-490 гг. до н.э.), Сократ (ок. 469-399 гг.до н.э.), Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Они считали, что существует некая первичная Идея сотворения мира (Бог, число, Небеса, энергия, потенция), различные сочетания и изменения форм которой создают и оживляют все остальное Творение, а итогом для всех вещей является возврат к этому духовному Первоисточнику. Школы античного идеализма сосуществовали одновременно со школами античного материализма (Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Диоген, Фалес, и др.), - при этом вопрос о первичности духа или материи поначалу не ставился, поскольку Бог и Вселенная считались едиными, а душой наделялись любые объекты.

Позже, в III в., синтез идей Платона, логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагореизма и орфизма, идей халдейских оракулов и древнеегипетской религии, древнеиндийской философии привели к созданию неоплатонизма как начальной и наиболее ясной формы санктизма. Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения, согласно которому Бог выступает как «перводвигатель», абсолютное начало всех начал. По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный мир. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин. Абсолютное начало всякого движения есть Бог как общемировая сверхчувственная субстанция, Божий Дух. Аристотель обосновал бытие Бога усмотрением принципа благоустройства Вселенной. При этом Бог служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Аристотель справедливо полагал, что душа, обладающая целостностью, есть неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа - это внутренняя сила, заключающая в себе цель и окончательный результат развития тела, при земной жизни человека материальное тело сосуществует с душой, но душа нематериальна и нетелесна. То, благодаря чему живет, ощущает и размышляет человек, - это душа. Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя (вещество, энергия). Согласно Аристотелю, материальному телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и лад, - это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Божьего Разума. Аристотель проанализировал различные части души: память, эмоции, переход от ощущений к общему восприятию, а от общего восприятия - к обобщенному представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле.

Аристотель также ввел термин «этика» и сформировал учение о человеческих добродетелях, проистекающих из высшего, Божьего Сознания. При всем выше сказанном заметим, что в античные времена существовала борьба между материализмом (философией господства материи) и идеализмом (философии господства духа), и проявлялась она изначально в реакции противоположных линий философии Демокрита и Платона.


См. также:

1) О предмете санктизма:

http://www.proza.ru/2019/04/23/290

2) О предмете антропотитократии:

http://www.proza.ru/2019/01/27/2068

3) «Манифест милосердия»:

http://www.proza.ru/2019/01/24/946

4) «Словарь антропотитократических терминов»:

http://www.proza.ru/2019/01/24/858


Рецензии