Петруччо

     Петя учился с Леной на одном курсе. В общежитии они жили на одном этаже по соседству, он был из провинциального городка, как и она, тоже из Сибири, они быстро подружились. Есть что-то магическое в слове «земляки», на этом могут строиться отношения. Как-будто люди знают какую-то тайну, которая их сближает. Никто не знает, что это за секретные сведения и как их сформулировать, но землячество объединяет людей и они понимают друг друга с полуслова.

     Лене казалось, что имя Петр никак не подходит к его крупной фигуре. Петр - звучит как-то обрублено, и Лена звала его сначала «Пе-тыр-тыр», на что он обижался или смеялся в зависимости от настроения. Потом она стала называть его Петруччо. Ему, конечно, это не понравилось, но имя как-то прилипло, и до конца обучения все друзья звали его именно так.
 
     Высокий мужчина имеет сто очков вперед только за счет своего роста. Это, наверное, сродни тому, что женщина, имеющая талию, может быть уверена в своей неотразимости. Внешне Лена была обычной девушкой, без выдающихся параметров, но было в ней что-то притягательное для мужчин. То ли особая грация, толи завораживающий голос и восточный разрез глаз. Словом, были в ней изюминки. И умом, и юмором бог также не обидел, а потому странным казалось ее одиночество, все знали, что парня у нее не было. Она нравилась парням, но никто не добился взаимности. Лена всегда вела себя крайне сдержанно. 

     Петруччо - высокий, стройный и худощавый брюнет. При этом у него были широкие плечи и узкий таз. Красавцем его не назовешь, но хитрые зеленые глаза и усы придавали ему неотразимость, так что все девушки на потоке млели от любого его знака внимания. Кроме того, Петруччо был необыкновенно умным. На лекции он практически не ходил, спал, сколько хотел. Но еще пил, как сапожник, и курил. Впрочем, тогда все пили в общежитии, даже девушки. На пару ночей он брал у девчонок конспекты лекций и все экзамены сдавал на отлично. К третьему курсу от него все отстали. Посещает или нет, все равно экзамены сдает на отлично.

     У Петруччо и Лены были дружеские отношения. В общежитии, когда люди живут по соседству, всегда найдется причина зайти к соседям.  Кроме того, они занимались научной работой у одного преподавателя, поэтому всегда была тема для разговоров, и виделись они довольно часто. Лена для всех была «своим парнем», с ней делились секретами и парни, и девчонки, а она ни с кем не заводила романов, сторонилась парней, если кто-то проявлял знаки внимания. Даже когда Петруччо пытался положить руку Лене на плечо или слегка обнять, то она тут же руку сбрасывала. Петруччо ей, конечно, нравился, но она знала, что тот был влюблен в свою одногруппницу Ольгу, которая была настоящей красавицей – серые глаза с густыми длинными ресницами, правильные черты лица, красивая фигура, высокая, статная с пышными пшеничными волосами. Заглядывались на нее все парни, особенно со старших курсов. Ольга и Петруччо прекрасно смотрелись вместе, просто голливудская парочка.

     Ольге Петруччо нравился. Не нравилось ей только то, что он пил, курил, не ходил на лекции и не признавал авторитетов. Они встречались какое-то время. Но он жил в общежитии, а она дома с родителями. Папа ее был военный в каком-то высоком чине.  Никто не знает, почему они не поладили.
Как-то Петруччо признался Лене, что он не мог сделать предложение такой шикарной женщине, потому что у него нет ни кола, ни двора, ни денег.
- Но, если бы она сказала «пойдем в загс», я бы ни секунды не раздумывал! Пошел бы как телок на веревочке.
- Она должна сказать? Ну, ты даешь! А ты, что же? Может быть, это счастье всей твоей жизни?
- Я не могу идти на иждивение к женщине. Там такой папа, что сразу квартиру купит и денег даст.  Я так не могу.
- А ты ей об этом сказал? Может быть, она с тобой и в шалаше готова жить.
- Для такой женщины нужен не шалаш…
- Ну, как знаешь…Я думаю, что дело тут не в деньгах!
 Так или иначе, они расстались. Больше в институте он ни с кем не встречался, романов не заводил. С Леной Петруччо дружил всегда и их общение не менялось. Дружили большой компанией, вместе справляли праздники в общежитии. Лена и Петруччо были заводилами, когда хотели кого-то разыграть, или надо было всех подбить пойти ночью на ледяную горку или в поход сырой осенью.

     Однажды вечером Лена собиралась мыть посуду. Умывальник был в конце коридора.  Выходя из двери Лена столкнулась с пьяным Петруччо, он еле стоял на ногах:
- Там Жентльмена бьют…
-Где там?
- В соседней комнате. Дверь закрыли и бьют…
 Жентльмен – это Пашка, друг Петруччо, они живут вместе в комнате. Жентльменом Пашку прозвали, потому что в любом виде и в любое время он вел себя как настоящий джентльмен. Чувствовалось хорошее воспитание во всем, даже осанка у него была величественная, этакая офицерская выправка. Природа так постаралась. Пашка был еще здоровее Пети. Лена не поверила, что Жентльмена может кто-то бить.
- Ну что же ты тут болтаешься? Иди, выручай! – сказала Лена, не придавая особого значения его словам.
- Они дверь закрыли. Бьют его…
- Кто бьет?
- Эти двое…
Он выругался.
- Ну, значит, дверь ломайте…. Иди, спасай…
- На держи, пошел, - Петруччо сунул ей в руку большую зеленую скрепку, которой, видимо, пытался ковырять замок.  Лена помыла посуду, возвращаясь в комнату, она увидела, что ребята в коридоре толпятся около соседней двери.
- Что-то случилось?
- Петруччо из окна выпал!
- Как? Где?  Он живой?
- Вроде живой, дышит, сейчас поднимут, скорую вызвали…

     «Боже мой, это же я отправила его друга выручать!»  Как он потом рассказывал, после ее слов, он пытался дверь выбить, потом решил через окно заглянуть в соседнюю комнату. Такое могло прийти в голову только пьяному. На четвертом этаже пытаться из одного окна на другое перелезть! И это еще в январе! Окно открыл, встал на подоконник, попытался заглянуть в соседнюю комнату, под ногу попался учебник, нога соскользнула… Когда понял, что сорвется, попытался оттолкнуться, чтобы не упасть на блок ржавых батарей.  Упал с сугроб. Хорошо, что в Сибири много снега и сугробы зимой большие.

     Приехала скорая, Петю увезли в больницу. Оказалось, что отделался сильными ушибами и вывихнул ногу. Слава богу, что был пьяный, иначе не выжил бы.
Лена уехала на практику на два месяца, даже не успела зайти к нему в больницу. Но девушки из группы все ей рассказывали. Когда она вернулась после практики, Петруччо по слухам уже выписался, был более - менее здоров, но в общежитии его не было. Оказалось, что он женился и живет теперь на квартире. Это было настолько неожиданно для Лены, что она даже не поверила.

     Все прояснилось, когда в лаборатории появился Петруччо с кольцом на пальце. Примите поздравления.  Он действительно женился несколько дней назад. Свадьбу не справляли, просто тихо расписались. Женился он на девушке с третьего курса.  Маленькая, рыженькая, вся в веснушках. Рядом с ним, она казалась еще меньше. Пока Петя лежал в больнице с отбитыми почками, эта неприметная девушка не отходила от него ни на шаг. Она пересиживала всех влюбленных девушек, которые навещали его по многу раз. Она просто была рядом, веселила его, как могла, бегала на почтамт отправлять письма родителям, кормила, носила еду.

     Закадычные друзья встретились в лаборатории после долгой разлуки. Увидев Петруччо, Лена не бросилась к нему, как бывало раньше, а сдержано поздоровалась, поздравила с женитьбой. Когда в лаборатории никого не было, Лена спросила прежним свойским тоном:
- Петруччо, как тебя угораздило-то?
- Понимаешь, она столько для меня сделала. Я не мог не жениться…- он не смотрел в глаза. -  А ты даже в больницу не пришла.
- Извини. У тебя там толпы влюбленных женщин были каждый день, я думала, ты не заметишь. Я же на практику уехала. Приветы тебе передавали?
После этого разговора между Леной и Петей как будто встала невидимая стена. Теперь долгие разговоры по душам выглядели бы не так, как раньше. Свободная девушка проводит много времени с женатым мужчиной. Не так поймут. Прежние отношения вроде бы остались, но внешнее поведение пришлось изменить.

     После окончания института их оставили работать на кафедре. Петруччо поступил в аспирантуру, написал диссертацию, готовился к защите даже раньше назначенного срока. Лена преподавала, читала лекции студентам, вела лабораторные работы, тоже планировала поступать в аспирантуру.  Как-то их отправили вместе в командировку на научную конференцию, которая проходила в Подмосковье. Они решили день погулять по Москве, переночевать у подруги Лены, а на утро уже отправиться в область.
Когда люди остаются вдвоем в новой обстановке, когда вокруг ни одной знакомой души, то в отношениях проявляется то, что обычно скрыто в привычной тусовке.  Если есть неприязнь, она проявится более явно.  Если есть симпатия, она попытается вас сблизить.

     Они целый день гуляли по Москве, заходили в кафешки погреться и выпить кофе. Вечером уставшие, приехали к подружке, которая жила в однокомнатной квартире. Подруга была очень радушной и гостеприимной. Лена ходила с ней в горные походы не один раз и напросится ночевать, даже с парнем было несложно. За ужином много смеялись, немного выпили. Узнав, что Петруччо просто сослуживец Лены, подруга повеселела, а когда пришло время укладываться спать, подруга взяла раскладушку, подошла к Лене пока Петруччо мылся в ванной.
- Ты ложись на кухне, а я с Петей в комнате лягу.
Она так плотоядно улыбнулась, что Лене стало плохо. Она вдруг представила, как подруга соблазняет Петруччо. Лена, неожиданно для себя, громким шепотом прокричала:
- Ты что! Он женат!
- Ну и что? Какая разница?
- Ну, уж нет! Я буду спать в комнате.
- Да, пожалуйста.  А чего это ты так разволновалась? Влюбилась что-ли?
- Я? С чего это ты взяла?

     Тут в комнату зашел Петруччо. Подруга с раскладушкой уплыла на кухню, лукаво ухмыляясь.  Лена пошла умываться. Переоделась в домашний халат, вернулась в комнату. Петруччо сидел на стуле, как-то с краю, как будто присел на минутку, на лице его было напряжение. Он пристально и внимательно смотрел Лене в глаза.
- Ну, чего ты? - она подошла к нему, слегка потянула за чуб. - Выйди, пожалуйста, я лягу, потом зайдешь. Только, чур, к подруге не приставать.
Петруччо пошел к двери, остановился, оглянулся на Лену, вроде хотел что-то сказать, но молча вышел. Подождал за дверью, спросил, можно ли зайти. Лена улеглась на диване, а он в дальнем углу на кресло-кровати. Сразу отвернулся к стене, буркнул «спокойной ночи» и сделал вид, что спит. Может быть и правда, заснул.

     Вскоре Лена ушла с кафедры, переехала в другой город и связи их оборвались. Через десять лет, когда был юбилей кафедры, они встретились и вспоминали эту поездку. Петруччо к этому времени трудился над докторской диссертацией, у него было двое детей. Когда, уже изрядно выпив, Петруччо стал признаваться ей в любви, она только посмеялась.
- Да я тебя тоже люблю, Петруччо!
- А помнишь, как тогда у твоей подружки ночевали?  Ты подошла ко мне в ночной рубашке на голое тело. Стерва ты, Ленка. Проверяла меня, да? Смогу ли устоять? Я чуть не спятил, губу себе прокусил…
- Ты чего, вообще несешь? Чтобы я в ночной рубашке расхаживала перед посторонним мужиком? Да я в глухом халате была!
- Н е-е-т…- упорствовал Петька. -  Ты была в ночной рубашке…. Если бы ты знала, чего мне стоило удержаться тогда! Но я бы не смог остановиться! А у меня уже была семья.  Стерва, ты Ленка! Делала вид, что ничего не замечаешь…Я же тебя любил, а ты ... всегда такая неприступная. Я ждал, что ты в больницу ко мне придешь. Ждал…А ты…. -  он мотнул головой, - А ты не пришла.
-Кто любил, кого любил…А…. А… я… на практике…. была…. а …а…ты… женился…, - Лена говорила как заевшая пленка в старом магнитофоне. В ее мозгу пролетали те моменты, когда ей казалось, что он неравнодушен, что они могли бы быть не только друзьями.
    Петруччо посмотрел на нее в упор, покачал головой и пошел продолжать веселье. Подруга кафедральных дней, сидевшая рядом, смотрела на остолбеневшую Лену и улыбалась.
- Лааадно, чего придуриваешься? Будто ты не знала, что он по тебе убивался. Все боялся признаться. А когда разбился, так и перестал надеяться. Ты и в больницу не пришла, чего тут думать-то…

     Лена вспоминала те дни, смотрела издали на Петруччо. Воспоминания были так яркие, как будто все было вчера.
Только люди, неравнодушные друг к другу, запоминают все мелочи давних встреч, событий, прежних мыслей. Именно потому, что они привязаны эмоционально. Лена даже представить не могла, что такой мужчина мог любить ее. Опять заговорила подруга, подперев круглые щеки, от чего нос ее казался еще больше:
- Все сидишь в своих комплексах по самые уши? Настолько, что не замечала ничего, даже влюбленного человека. Это все видели, кроме тебя.  А теперь чего глаза выпучила. Ой, не могу.

     Подруга налила вина в бокалы, посмотрела на Лену, усмехнулась, отодвинула бокалы, налила в рюмки коньяк до самых краев.
- Давай, подруга! Жалко редко общаемся. Уехала ты в дальние края, а как хорошо дружили. Смотри, Петьку не тронь! Поздняк метаться! Он папаша двоих детей!
     Лена хотела возмутиться, но взяла протянутую рюмку коньяка. Вздохнула и опрокинула разом. Подруга смотрела не нее сочувственно. Глаза у Лены стали влажными. Она хотела сказать, что слепой и глухой сделали ее слова матери, которые она бросала при каждом удобном случае и в детстве, и в юности: «какая же ты страшненькая». В зеркале Лена видела себя «страшненькую» и не могла предположить, что кто-то отнесется к ней лучше, чем родная мать.
Лена налила себе еще коньяку, спросила:
- Слушай, подруга, вот ты помнишь, что тебе говорила твоя мать о твоей внешности?
- Конечно помню. Что я - красавица. «Вот красота пришла»- так она говорила, когда я из школы приходила. А чего ты вдруг про это?
- А я вот все думаю, какими силами природа подняла значение слов отца или матери до вердикта, до закона, которому взрослые люди следуют всю свою жизнь и помнят каждое слово, даже брошенное родителями в сердцах, мельком. Что это за энергия, которая ребенка так программирует, что он всю свою жизнь ломает из-за дурацкого слова или фразы….
- А че? Тебе мать что говорила? Что ты- королевишна?  Мы то всегда считали, что ты красотка, только зазнайка, ни на кого не смотришь. Так и не выбрала себе никого. «Прынцесса!» Так что она говорила?
- Да лучше бы она ничего мне не говорила! Пошли плясать.

  Лена сняла пиджак, чтобы не мешал танцевать, повесила его на спинку стула. Проверила карманы. Под бумажной салфеткой там лежала большая зеленая скрепка. Та самая.


Рецензии