11. Умер Сталин

11. Умер Сталин. Воспоминания из детства



Написала заголовок и задумалась.
Погрузилась мысленно в тот день, в ту обстановку, в те ощущения...

  Перед глазами возникло всё, до мелочи: наш дом, большой зал - примерно 30 кв. м.  В нём 4 окна, два во двор, два на улицу. Как всегда - уют, тепло и чистота... Дедушка прибаливал. Он простыл, у него горло закутано серым шерстяным шарфом. Он в  безрукавке, овчинкой внутрь, в обрезанных старых мягких валенках, которые служили теперь домашними тапками. Дедушка  поливает цветы на подоконнике из зелёной эмалированной кружки.

Я и брат Саша - рисуем за столом. Бабушка Мария во дворе управляется с хозяйством : корова, куры, поросёнок. Мама на работе.
По радио звучит грустная классическая музыка.
И потом голос Левитана...

Я сейчас прослушала это сообщение снова. Сейчас мы можем всё.  Восприняла совсем по другому.
  А тогда я чётко помню, что Левитан говорил, и голос его дрожал и срывался.
  Дедушка вскрикнул, всплеснул руками, вода из кружки  чуть-чуть пролилась на пол... и он... заплакал...

Мы замерли...Дедушка ходил по комнате, по длинной бордовой ковровой дорожке, которую называли "кремлёвской" , с кружкой в руках и плакал, а слёзы капали в эту кружку.
Мы сидели, замерев, за столом. Мне кажется, что это длилось бесконечно долго.
Хлопнула  входная дверь, бабушка Мария вернулась со двора. Мы кинулись к ней:
- Бабуля...Сталин умер...
 Всхлипывая, прошептала я.

Бабушка Мария, мгновенно оценив обстановку, строгим голосом, как мне показалось, сурово стала говорить... не помню, что. Помню смысл, типа- все там будем, и что теперь?
Её больше всего волновало дедушкино больное сердце.

  Она решительно скинула фуфайку и калоши, усадила деда на диван, забрала у него кружку.
Из аптечки достала пузырёк с валерьянкой и рюмочку и, накапав, долила водички из кружки
 - Пей!  - строго сказала она...

А я помню эту детскую мысль, что водичка в кружке с дедушкиными слезами...
  Очень скоро с работы вернулась мама, растерянная и встревоженная.

Бабушка собрала на стол, но никто не ел... Один вопрос мучил всех: а как же жить дальше?
Я тоже об этом думала, ведь вся моя маленькая жизнь прошла со Сталиным. Он был неотъемлемой её частью... а как же теперь без него? Интересно? Как это? Без Сталина?

  Самообладание не теряла только бабушка Мария.
 - Что теперь думать? Пусть в Кремле думают. Ешьте, картошка стынет. Вас спрашивать никто не будет. И думать нечего. Ешьте, мне скотину управлять надо, а то стемнеет.
  А по радио звучала тревожная траурная музыка...
          Умер Сталин...





Продолжение:
http://proza.ru/2019/04/24/78


Рецензии
Я вижу похожую картину от воспоминаний папы...
Только там наоборот: бабушка плакала, а деда поставил всех на место.
И у него были для этого свои обстоятельства.
А ещё вспоминаются слова из священного писания: "Не создай себе кумира!"
Беда в том, что очень многих людей заставляют верить в то, чего нет.
Или ты вынужден просто верить в то, во что заставляют верить.
И чем дальше, тем больше работают технологии...
Но, верь сердцу своему! Именно там - живёт Дух Божий!
Умеющий видеть сердцем - узрит!
Спасибо Вам!
Люблю!

Натали Бизанс   25.11.2023 21:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташенька, всё взаимно.
Это от меня подарок.
Думаю, понравится.
Привет вашему папе.

http://ok.ru/video/5008162228817

Нина Калашникова   26.11.2023 07:53   Заявить о нарушении
Обязательно посмотрим, как только время будет свободное!
Благодарю!

Натали Бизанс   26.11.2023 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.