Что может быть лучше русской бани?..

   Меньше месяца оставалось до окончания календарной зимы 1982 года.
   Судя по морозам, зима не хотела подчиняться законам природы и вела вечный бой против наступающих тёплых весенних дней... За окном хиус.* Ветер при морозе – беда. Отметка на градуснике застыла на -20. Для Сибири это, как ранняя весна после  -50 градусов, а для Брянщины – сама матушка  Сибирь  со своими холодами.
Десятого февраля 1982 года на десять коротких дней я прибыл в армейский отпуск, до ДМБ оставалось чуть больше двух месяцев: ни тревог, ни ранних подъёмов, ни старшины тебе, ни усатого рыжего комбата…    
   Ещё в поезде у меня возникло непреодолимое желание не просто помыться, а попариться в баньке, да так, чтобы дух захватывало. Ох, как хотелось отвести душу за все армейские месяцы. Трудно представить баню без берёзового или дубового веника, совсем невозможно – без хорошей парилки.
   Рано утром поезд Гомель – Москва прибыл на станцию Клинцы… Выйдя из вагона, я во всю грудную клетку вдохнул желанный свежий морозный воздух, казалось, что все берёзки за этих не полные два года выпрямились и подросли.
Ну, здравствуй, сторона моя родная, если бы ты только знала, как я соскучился по тебе и своим родным! По лицу покатились слёзы радости. Через 30 минут я был в родном селе Творишино. Вот и колодец. Я зачерпнул водицы и попил – холодная, зараза. Успокоил душу и направился в отчий дом. Только шагнул за калитку, как из-под сена выскочил пёс и положил серые лапы на мою шинель. Рекс родной мой, не забыл, не забыл. Пёс лизал моё лицо и руки, я снова заплакал от радости.
Вечером в родительский дом пришли родная сестра Татьяна с мужем, другом моего детства Василием. Он знал, что я люблю баню, очень люблю! Я часто писал ему о своём страстном желании попариться.
    -В баню пойдёшь? – спросил Василий. Я рассмеялся.
    -А  что здесь смешного?
    -А то, что я больше всего мечтаю об этом. Всё сбывается, как в сказке.
    -Ну, тогда всё в порядке, приходи к матери, она там управляется с банькой,
думаю, к  семи вечера банька будет готова. Давай, мы ждём тебя...
    -Хорошо, что с собой брать, - пошутил я.
    -Свою волю и желание,
    -Договорились, - ответил я, и снова рассмеялся.
    -О чём смех, браток? - спросила сестра.И я рассказал об армейской бане. В первый же день службы нас повели мыться. Всех удивило, что в моечном отделении не было тазов. На помывку дали 30 минут. Все намылились и под душ – смывать хозяйственное мыло. Покрутили краники, а вода холодная, ну такая холодная, как из нашего сельского колодца, но выбора не было. Под крики «ух!» и «ах!» смыли мыло, переоделись в солдатскую  форму – и в часть.
В учебке я пробыл пять с половиной месяцев, потом – полевая почта  «33593-А», город Свидница, ПНР. Страна другая, но солдатская баня такая же. В Польше мне объявляли отпуск  пять раз, но отменяли из-за введённого военного положения.  На шестой раз отпуск состоялся.
В условленное время я был в доме Васиных родителей, которые мылись в бане.
Вскоре в дом зашёл отец Василия дядя Володя, распаренный, на плече полотенце. Сразу с порога  и строго:
    -Вы, что, ещё не собрались? Идите скорее, а то баня остынет.
Вася отшутился:
- Не остынет, не успеет, нам тут идти пару секунд. Миша, иди первым, а мы с Татьяной потом.
Но я сестру и друга любезно пропустил вперёд, хотелось попариться не спеша, с удовольствием.Вернулись они через пять минут, Вася с криком набросился на отца:
    -Ты куда нас отправил, заморозить решил!?
    -А вы куда ходили? - удивлённо спросил чистый и распаренный дядя Володя.
    -Как куда? В нашу баню.
Дядя Володя начал хохотать, что выглядело издевательски на фоне дрожащих от холода Василия и Татьяны, у которой зуб на зуб не попадал.
    -Вы разве не знаете, что свою баню, построенную из шлака, мы топим, когда на улице не ниже минус пяти, а вас ждёт баня бабы Ани на хуторе.
Тут засмеялись все, даже продрогшая Таня. Собрали вещи и пошли на хутор, до которого было километра полтора.
Только вышли из дома, Вася мне и говорит (а на его лице улыбка такая, будто с ангелом только, что разговаривал):
     -Мишка, зайди в баню  нашу и посмотри… Я зашёл в предбанник – полная холодрыга… Открыл дверь в баню, а на стенах иней толщиной сантиметров в пять, до весны не растопить.  Ещё заметил на одной стене полосу сбитого снега – сверху до низу широкая полоса. Смотрю и не могу удержаться от смеха,
    -Весело бы ты смеялся, если бы вошёл в баню не в полушубке, а как мы с Таней
раздетые, в руках мыло и мочалка, даже полотенце в предбаннике…
    -А почему же вы не открыли дверь и не проверили?..
    -Да вот так и не открыли. Зашли в предбанник, а он-то не отапливается, мигом разделись – и в баню. О боже! Стали одеваться, перепутали бельё, пока разбирали где чьё, тело уже не слушалось, руки дрожали, зубы стучали, как ложка в чайном стаканчике, когда едешь в поезде.
Не заметили, как дошли до бабушки. Из банной трубы шёл дым, пахло берёзовым веником.
    -Иди первый мойся, - сказал Вася, - мы уже сегодня первыми были…
Видно, что баня хорошо натоплена, так как на потолке  в предбаннике висели маленькие капельки влаги, которые иногда капали на пол,  Я разделся, запарил свежий берёзовый веник, поддал парку, тело принимало блаженство, оно отдыхало от армейской службы, а душа от житейских забот… Парилка оказалась отменной, дух на славу, настоящий. Помылся, зашёл в дом и с порога, по-доброму улыбнувшись:
    -Ну, первопроходцы, идите, мойтесь!
Сестра потом рассказала, что Василий вначале заглянул в баню и лишь потом разделся со словами: мало ли где твой брат мылся.
Помылись на славу, настроение было отменным, нас ждал празднично накрытый стол…
    -Когда моюсь в чужом доме,прежде, чем раздеться, открываю двери в баню и убеждаюсь, что с духом всё хорошо, мало ли …
А после баньки всегда говорю себе:
    -Что может быть лучше русской бани?

         Только русская баня!
 
Автор:Михаил Мёд-Мелешенко 23.04.2019 картинка с интернета


Рецензии