Впечатления о городе Юности

Впервые я увидел «город Юности», как часто называли Комсомольск-на-Амуре, еще в конце 50-х годов. Именно увидел,  потому что проплывал мимо на пароходе по пути из Николаевска в Хабаровск. Пароход работал на угле, около Комсомольска бункеровался с баржи, а это процедура не скорая, попробуй на тачках навозить угол в бункер машинного отделения парохода. К тому же пыльная, угольная пыль покрывает весь пароход. На время погрузки угля пассажиров высаживали в Комсомольске, но я в первый раз решил посмотреть, как грузят уголь, и остался на пароходе, а мои родители сошли на берег. 

В  дальнейшем я сходил на берег и увидел немного городские улицы. Дело в том, что на берегу реки стояли многочисленные заводские цеха, а жилые кварталы пятиэтажек были вдалеке от береговой черты.  Но долго ходить по городу не было возможности, тогда еще не ходили трамваи по улице, ведущей к берегу,  и мы возвращались на  обычный дебаркадер, как у всех населенных пунктов, где останавливались пароходы. Позднее на берегу построили речной вокзал, на Амуре единственный в своем роде. 

А я как-то после очередного плавания сошел в Комсомольске не на несколько часов, а на пару-тройку дней. Нас с моим дядей Володей, всего на 1 год старше меня, оставил у себя другой дядя, Виктор Степанович, который работал на заводе «Амурсталь» мастером.  Тогда я увидел небольшой поселок около завода, где жили преимущественно заводчане, побывал в мартеновском цехе, пил подсоленную воду из фонтанчика в цехе. А вот другие районы города я не запомнил.

Потом долгие годы я видел Комсомольск издалека  и с высоты, пролетая мимо на самолете Ан-2, когда был школьником. Уже студентом после 5-го курса нас провезли на поезде через город на военно-морскую практику в город Советская Гавань.  Тогда еще не было моста через Амур в районе Комсомольска, вагоны переправляли на пароме до поселка Пивань, где снова формировали состав пассажирского поезда.

Прошло еще немало лет, пока я не попал в «город Юности». К этому времени я уже стал главным рентгенологом края, и совершал поездки для ознакомления с рентгеновскими кабинетами и их персоналом.  К этому времени я уже имел неплохой опыт организаторской работы, был в течение десяти лет парторгом крупной городской больницы, главным рентгенологом города Хабаровска.  Имея опыт службы на флоте,  где меня научили сразу представляться начальству,  сразу пришел в городской отдел здравоохранения. Тогда заведующей работала Глушко Зинаида Николаевна, опытный и знающий организатор здравоохранения. Такой  же была и заведующая отделом здравоохранения в Хабаровске Шетенко Лариса Степановна, они были подружки.  Глушко недавно отметила свой юбилей.

Знакомство с больницами я начинал с кабинета главного врача. Общался с ним, узнавал претензии к рентгеновской службе. Потом главврач приглашал в кабинет заведующего рентгеновским отделением или кабинетом, с которым мы работали в течение  дня. Затем свои впечатления о работе рентгеновской службы я докладывал главному врачу, и если требовалось, тут же намечали мероприятия по улучшению работы. 

Самыми колоритными были главные врачи городской больницы № 2 Стародубов и больницы № 7 Лебедев. Последнему я писал в начале своей карьеры рентгенолога. Тогда я работал в хабаровской больнице № 11, у меня остро стоял жилищный вопрос,  и, прочитав в «Медицинской газете», что больнице № 7 Комсомольска требуется рентгенолог, предложил себя. Но Лебедев мне не ответил.  И когда он в первый мой приход стал говорить, что его не устраивает работа заведующего отделением больницы, я напомнил ему об этом.  Ознакомившись с работой отделения, я убедился, что главный врач прав. Поэтому вскоре заведующий отделением 7-й больницы приехал на стажировку в Хабаровскую городскую больницу № 11, и это помогло ему познакомиться с хорошей работой отделения, и перестроить свою работу.

А вот в больнице № 2 была сильная рентгеновская служба, и заведующий отделением Гордеев, и  врач Журавлев, председатель филиала краевого научного общества рентгенологов в Комсомольске,  были на своих местах. Да и остальные врачи больницы тянулись за ними.

Больниц и поликлиник в городе Комсомольске много,  так что я запланировал свою командировку на 2 недели, и выходные дни собирался посвятить более тесному знакомству с городом.  Был февраль 1987 года, морозный и ветреный. Когда я решил в выходные дни посмотреть город, выдержал недолго, замерз. Бросилось в глаза, что город, в отличие от краевой столицы, намного хуже убирался от снега. На одной неширокой улице два автобуса, чтобы разъехаться, заезжали одним боком на заснеженный бордюр, и чуть не касались друг друга крышами.  А вот появившийся в последние годы проспект Первостроителей, который шел от железнодорожного вокзала до Амура, построенный по ленинградскому проекту, очень понравился. Такого проспекта не было ни в Хабаровске, ни во Владивостоке.  Он был похож на один из проспектов в Ленинграде, но вот на какой точно, не скажу.

Остальные улицы города имели традиционный вид городов послевоенной застройки, где я уже до этого побывал. Именно такие здания возводились в 50-60-е годы. Но были и деревянные здания постройки 30-х и 40-х годов.  Именно такие здания были в микрорайоне вокруг завода «Амурсталь», где я когда-то останавливался.  Но уже началось возведение 9-тиэтажек на проспекте Победы в Ленинском районе, и в Центральном районе города.

Мне уже в тот приезд понравился микрорайон с неофициальным названием «Дземги». Так называлась деревушка, на месте которой стали строить авиационный завод и рабочий поселок. Со временем там появился и большой нефтеперерабатывающий завод,  мясокомбинат. Именно  эти предприятия обслуживала больница № 2. Этот микрорайон был очень ухоженный, с обилием деревьев и кустарников вдоль городских улиц.  Большинство домов у входа на авиазавод было 3-5 этажные постройки середины века, утопающие в зелени. Но всю красоту этого района города я увидел уже в следующий приезд летом.

А вот другая крупная 7-я больница вместе с медсанчастью № 99 обслуживала трудящихся и население вокруг судостроительного завода в центральной части города. Там было больше всяких зданий – ДК судостроителей, «Универмаг», другие административные  и жилые здания с магазинами на первых этажах. На  «Аллее Труда» было здание горкома партии и горисполкома.  А с другой стороны улицы был городской парк.

Были еще городские больницы №№ 3,4, железнодорожная больница, онкологический, кожно-венерологический диспансеры и психиатрическая больница, большая детская соматическая больница и  инфекционная, родильный дом, несколько поликлиник. Все, что положено крупному городу, ведь Комсомольск насчитывал уже почти 300 тысяч жителей в те годы, и чуть позднее перевалил за эту черту.

Как главный рентгенолог края я пару раз приезжал в Комсомольск. Однажды с моими коллегами с кафедры рентгенологии медицинского института приехал для проведения конференции. По чьей-то ошибке нам не была заказаны номера в гостинице, и пришлось ночевать в приемном отделении больницы № 2.  Помог разместиться новый главный врач больницы Файзулин Валерий Каюмович, с которым мы были знакомы еще с институтских времен, и потом долгие годы дружили.  Он дал команду, и нам, троим мужикам, выделили отдельную палату.

Из автобуса, который нас вез в больницу, мы увидели пивной бар, и решили сходить туда, «убить» время. Так и сделали. А вот ужин нам прислала моя племянница Алла Кисарина через своего мужа, оба они работали в городской больнице № 2.  Мы были благодарны моей родственнице, уплетая за обе щеки вареную картошку с рыбой. 

Через полтора года работы главным рентгенологом края я сделал очередной шаг в своей служебной карьере – стал заместителем заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, а еще через полтора года – первым заместителем. Именно тогда я стал куратором города Комсомольска по линии здравоохранения. После этого я стал частым гостем в городе.  Ездил туда и один, и  с группой коллег.

Однажды приезжал вместе с заместителем министра здравоохранения РСФСР Вагановым Николаем Николаевичем. Он курировал оказание медицинской помощи детям. Когда мы  ехали из аэропорта в город, он увидел темные клубы дыма из многочисленных котельных и двух ТЭЦ. Посмотрев на такое безобразие, Ваганов промолвил: «Откуда здесь будет хорошее здоровье  у детей? При такой-то экологической обстановке в городе?». 

В этот приезд я вместе с Вагановым приехал в детскую стоматологическую поликлинику. Главный врач поликлиники Кузакова Галина Михайловна не была предупреждена о нашем визите, но не ударила в грязь лицом.  Ваганов после осмотра поликлиники и общения с главным врачом остался очень доволен.  Проговорил: «Если бы все главные врачи были, как эта женщина, у нас бы проблем было меньше».  Сразу скажу, что через некоторое время Кузакова стала заведующей городским отделом здравоохранения.

Остался Ваганов доволен и от общения с главным врачом детской соматической больницы Горлач Ольгой  Александровной, которая бойко давала объяснения и отвечала на вопросы.  Хорошее впечатления произвела и главный акушер-гинеколог Даниленко Лидия Георгиевна.

Комсомольчане не были избалованы вниманием начальства, поводов не давали. Врачам приходилось принимать решения самостоятельно, не прячась за широкими спинами консультантов из работников Хабаровского медицинского института. Большую роль играло мнение главных специалистов города – терапевта, хирурга, педиатра, гинеколога.  Это были опытные, квалифицированные врачи. Мне не раз приходилось в этом убеждаться.  Тот же Секулер, кандидат медицинских наук, врач высшей квалификационной категории, мог дать фору главному краевому хирургу.  Он все годы, имея штатную должность, продолжал совмещать в больнице, лечить и оперировать больных.

Умели комсомольчане и принимать гостей. Особенно в этом отношении отличался Файзулин, который, несмотря на солидный возраст, возглавляет больницу № 2 до сих пор. Вот это настоящий современный менеджер, который умел находить общий язык со всеми категориями населения города. Имел хорошие контакты с руководством, директорами заводов,  рядовыми жителями, мог оказать влияние даже на преступников. У меня есть по этому поводу отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2017/09/03/823. 

Строгим, но справедливым руководителем проявила себя и заведующая городским отделом здравоохранения Кузакова Галина Михайловна. Она не только на сто процентов использовала опыт главных специалистов отдела, которые достались ей в наследство от Глушко, но и умело  подбирала новые кадры.

Я регулярно приезжал в Комсомольск, участвовал во всевозможных совещаниях, медицинских советах, знал  всех главных специалистов городского отдела здравоохранения и главных врачей крупных больниц. Приезжал на совещания и в горисполком, когда обсуждались вопросы здравоохранения, был в хороших отношениях с руководителями города Матвеевым, а после перевода последнего в Хабаровск,  с Михалевым, не раз вел разговоры в их кабинетах за чашкой чая.  Знал и некоторых руководителей предприятий города, и их заместителей.  Однажды я приехал на праздник, день медицинского работника. Торжественное собрание было для всех медиков города, а вот после него я поехал в городскую больницу № 2, где было организовано чаепитие и танцы. Помню, как я танцевал со своей племянницей Аллочкой, и мы очень неплохо с ней смотрелись  в паре.  Она до сих пор этот танец вспоминает и сетует, что всего один раз танцевала с дядей.

Ну,  а теперь попытаюсь дать небольшую характеристику некоторым руководителям здравоохранения города.

Главный терапевт  - Сербская Татьяна Андреевна, невысокая полноватая  женщина, грамотный специалист, пользующийся большим уважением в больницах и среди пациентов. Шумная, говорливая, умеющая отстаивать свое мнение.

Главный акушер-гинеколог - Даниленко Лидия Георгиевна, оказалась моей сокурсницей. Скажу честно, я не обращал на неё внимание в студенческие годы, она училась в другом потоке. И вот выросла до главного специалиста крупного города, и вполне по праву. Она же была и главным врачом родильного дома № 2, очень требовательным руководителем, и очень принципиальным.

Главный педиатр - Васильева Александра Васильевна, симпатичная, тогда еще совсем молодая женщина. Но с ней я мало пересекался. У нас была заместитель заведующего отделом здравоохранения крайисполкома Овчинникова Нина Петровна, она хорошо знала край и город Комсомольск, поэтому все вопросы по оказанию медицинской помощи женщинам и детям я поручал ей. Вот она-то и работала с Александрой Васильевной.  Сейчас та перебралась в Украину, хотя периодически навещает детей, оставшихся в России,  и является моим другом в «Одноклассниках».

Главный хирург - Секулер Ефим Фишелевич был учеником профессора Александровича Григория Леонтьевича, под руководством которого написал и защитил кандидатскую диссертацию. Непререкаемый авторитет для всех хирургов города, очень уважаемый специалист и у хирургов края. Когда через какое-то время профессор Александрович стал советником начальника  краевого управления здравоохранения и поехал в Комсомольск, по возвращению оттуда очень положительно отозвался о своем ученике. Ефим Фишелевич был другом моего родственника,  Голубина Владимира Павловича, который много лет назад был главным акушером-гинекологом Комсомольска. Вот тогда они и подружились, и эта дружба продолжалась до последних дней их жизни. К сожалению, оба ушли в мир иной, прожив долгую и славную жизнь, достойную уважения.

О главном враче 2-й горбольницы Файзулине Валерии Каюмовиче я уже писал, но стоит добавить.  У него сложились отличные взаимоотношения я руководителями всех предприятий города, но в первую очередь  авиационного завода имени Гагарина, нефтеперерабатывающего завода и мясокомбината, которые располагались в одном районе города с больницей, Ленинском, на Дземгах.  Помню, когда в 90-е годы было очень тяжелое положения с финансированием медицинских учреждений, в том числе с питанием больных в стационаре больницы,  он уговорил начальство авиазавода дать ему состав с тушенкой из Китая, которую завод получил по бартеру за проданные в эту стану истребители Су-27. И больше года этой тушенкой кормили больных. Естественно, не только тушенкой.  Помогла эта тушенка пережить тяжелые времена и сотрудникам  краевого отдела здравоохранения,  машину с ящиками тушенки Файзулин прислал в отдел, которая была раскуплена сразу же.

С главным врачом 3-й горбольницы Руденко Татьяной  Васильевной я встречался на совещаниях, во время посещений больницы с разными комиссиями. Чаще был в кабинете главного врача  4 –й горбольницы Саенко Людмилы Афанасьевны, но не потому, что она мне больше нравилась, хотя  она была, как и все руководители учреждений здравоохранения Комсомольска, красивой женщиной. Нет, просто в актовом зале этой больницы чаще всего проводились  всевозможные городские совещания.

С главными врачами 7-й  больницы Лебедевым  Владимиром  Ивановичем, а затем Тяжелковым Анатолием Петровичем тоже часто общался. Помнил, что сам чуть не стал сотрудником этой больницы в 70-е годы. Огромная многопрофильная  больница, работать руководителем в которой сложно, я прекрасно знал это, побывав в шкуре парторга примерно такой же больницы № 11 в Хабаровске, и за 10 лет узнав, насколько труден хлеб главного врача. Но и Лебедев, и Тяжелков,  прекрасно справлялись  с трудными обязанностями.

Детская городская больница - Горлач Ольга Александровна. Я узнал ей лучше, когда мы вместе ездили во Владивосток на выставку медицинского оборудования, которую устраивало тамошнее руководство Приморского края. Не раз писал, что именно в командировках лучше узнаешь друг друга. Как-то в Комсомольске был дома в гостях у Ольги Александровны, мне очень понравилась  её мать, добрая хлебосольная женщина, а сына Горлач я как-то привез на своей машине на каникулы домой из Хабаровска, где он учился в институте. Захватил с собой, когда ехал в командировку.

Намного реже контактировал  я с главными врачами кожвендиспансера Беловой Аллой Васильевной и городского  тубдиспансера Буровой Инной Леонидовной. Да и с главным врачом  инфекционной  больницы Приваловым  Сергеем Ивановичем также пересекался разве что на совещаниях в городском отделе здравоохранения.

А вот с главным врачом психиатрической  больницы Тимоховым  Сергеем Дмитриевичем я знаком с первого курса медицинского института. Он учился курсом старше, но мы занимались с ним в одной спортивной секции волейболом. А так как по своим физическим параметрам были похожи, то силовые упражнения  в парах выполняли друг с другом.  Став после окончания института психиатром, Сергей со временем дорос до должности главного врача крупного медицинского учреждения.

С главным врачом городского онкодиспансера  Куделько Натальей Ивановной мы плотно общались, когда проводился капитальный ремонт диспансера, и планерки на объекте проводил губернатор края Ишаев Виктор Иванович.  Помню, я докладывал ему на одной из них, как идет закупка для учреждения медицинского оборудования, перечень которого был согласован с Натальей Ивановной.

А вот контакты с руководителями наркодиспансера  Галактионовым  Валерием Ивановичем, станции скорой медпомощи Максимовым  Сергеем Геннадьевичем, затем Барановым Сергеем Ивановичем  и  9-й  поликлиники Ахтамьяновым  Рашидом Маликовичем,  мне чем-то особенным не запомнились. 

Комсомольск-на-Амуре – типичный рабочий город. В советское время он, будучи по численности населения вдвое меньше Хабаровска, давал в краевой бюджет столько же средств, сколько и краевая столица. Большое количество крупных заводов, в первую очередь оборонного значения, было в городе.   Помню, на одном из совещаний в горисполкоме приводились такие цифры. 40% предприятий  - чисто оборонного профиля, а еще 30% - двойного назначения.  Например, аккумуляторный завод выпускал продукцию, которая шла и на подводные лодки, и на гражданские автомобили.  И таких предприятий хватало.

Больно был наблюдать, как в «лихие 90-е годы» разваливается промышленность города, как рабочие того же аккумуляторного завода стоят по обочинам дорог, чтобы продавать продукцию завода, выданную им вместо заработной платы.   Хоть как-то на плаву удержался авиазавод за счет продажи в Китай самолетов, а огромный судостроительный завод несколько лет строил одну подводную лодку, в то время как в советское время со стапелей  завода в год сходило до 14 субмарин. Больше половины высококвалифицированных судостроителей ушли с завода, да и отток населения города в те годы был значительный.

Несмотря на не самые благоприятные годы, Комсомольск жил, хотя не могу сказать, что процветал.   Именно в этом городе во время командировок  я побывал на концертах Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, правда, в разное время.  Из Хабаровска в Комсомольск мы ехали на одном поезде с Киркоровым, который со своим оркестром и шоу-балетом занимал два вагона. 

Здесь, в Комсомольске, я впервые увидел четырехэтажные гаражи у работников авиазавода.  Один этаж занимала машина, наверху была комната отдыха, а внизу два этажа. Один  - яма для проведения ремонта, а ниже холодный погреб с солениями и вареньями. Но это было построено еще в советские годы, когда авиазавод процветал.

Многое что можно вспомнить от посещений Комсомольска-га-Амуре. И об экскурсии по авиазаводу, которую провел для меня первый заместитель генерального директора КНАППО.  Я увидел процесс изготовления самолета, начиная с фрезерования огромного куска алюминия, когда изготовляется «позвоночник» истребителя, к которому потом прикрепляются другие детали.  Как лазером прожигается толстый лист титана. А в завершении увидел стоящих в ряд насколько самолетов Су-27 разных модификаций. Посидел я и в кабине истребителя. Кстати, тоже самое сделал представитель фирмы «Сименс» в России господин Андерсен, который обсуждал с руководством покупку компьютерного томографа для 2-й больницы. Он очень сетовал, что его нельзя было сфотографировать в кабине лучшего истребителя в мире.  Огромная территория завода вместе с аэродромом, где дежурит полк ПВО, и испытываются самолеты. Помню беседы с летчиками-испытателями завода во время отдыха в пансионате на правом берегу Амура.  И юбилей нефтеперерабатывающего завода, на котором выступал Александр Малинин.

Или поездки на рыбалку.  Авиазавод выпускал корпуса моторных лодок из дюралюминия. Для их испытаний покупались руль-моторы «Ямаха», мощные, в 2-3 раза мощнее наших «Вихрей». Однажды меня повезли на рыбалку в мае месяце, когда идут на нерест осетровые.  Все поездки на лодках в это время  были запрещены, рыбинспекция так боролась с браконьерами. Но мы собирались половить белорыбицу в одном из заливчиков на правом берегу Амура. На катер повесили таблицу «Испытания», и можно было ехать.  Однажды я приехал в Комсомольск с большой комиссией. После работы перед отъездом в Хабаровск нас повезли на катере порыбачить и отдохнуть на берегу реки. В это время уровень воды в Амуре падал очень быстро, и пока мы часа три отдыхали, вода упала, и катер с большим трудом слез с мели, в которую превратился берег реки. Мы еле-еле успели к отходу поезда.

Как-то мы повезли нашего гостя из Москвы, профессора-дерматолога, показать, как ловят сетями красную рыбу. Это было время путины, и для ловли осенней кеты  надо было купить лицензию и ловить рыбу на тоне (прим – специальное место для официальной ловли лососевых). Этот профессор был поражен и шириной реки, и крупными особями кеты, а когда  сделали так называемую «пятиминутку», икру кеты, приготовленную прямо на месте ловли рыбы, он был в диком восторге. Когда мы стояли с ним на борту катера, который нас привез на тонь, он произнес: «Есть поговорка – увидеть Париж и умереть. Я не раз был в Париже, но такой красоты не видел. Сейчас тоже мог бы сказать – я увидел всё».  В скором времени профессор поехал в Мадрид, простыл и по возвращению в Москву умер от воспаления легких. Пророческие слова сказал этот профессор, как будто чувствовал свою близкую смерть. Хорошо, что он увидел красоту Амура.

Мне доводилось останавливаться в разных гостиницах города. Чаще всего это была гостиница «Восход», где меня однажды не хотели селить, так как у меня было только служебное удостоверение работника крайисполкома, но не было паспорта.  В советские времена проблема гостиниц была очень острая (непонятно, почему такое было), поэтому многие крупные предприятия старались делать из обычных квартир  мини-номера в жилых домах. Приходилось мне останавливаться в таких  номерах от заводов НПЗ, «Амурлитмаш». А вот судостроительный завод построил целую гостиницу на «Аллее Труда», где было несколько номеров. В ней я не раз останавливался, один раз даже в номер «люкс», где была большая спальня и такая же большая ванная комната, где вместо обычной чугунной ванны была оборудована большая ванна с кафельным покрытием.

Несколько раз я посещал сауны в Комсомольске. Однажды парился вместе с заместителем генерального директора Борисом Брегманом в одном из цехов авиазавода. Другой раз в сауне мясокомбината. Тогда меня угостили продукцией предприятия, и я был немало удивлен обилием деликатесов, которые выпускаются в городе. Однажды с несколькими коллегами парился в бане местного криминального авторитета. В муниципальных банях был санитарный день, а на частников это не распространялось. Вот и договорился Валера Файзулин  с одним из «братков» о небольшой услуге.

Запомнился мне один отъезд из Комсомольска. Я всегда предпочитал прилетать утром в Комсомольск,  день работать, а вечером улетать в Хабаровск.  Не всегда удавалось купить билет на самолет туда и обратно.  В тот раз я проверял жалобу на оказание помощи в гинекологическом отделении центральной районной больницы Комсомольского района.  Разобравшись с проблемами этого отделения, я собрался вечером улетать. Билета на обратный рейс у меня не было. Поэтому я заехал к мэру города Матвееву, который написал записку, разрешающей использовать бронь мэрии. Но приехав в аэропорт и зайдя к диспетчеру, отвечающему  за загрузку борта, получил отказ. Якобы все места на этот рейс заняты.  Но меня выручила заведующая гинекологического отделения ЦРБ. Она о чем-то пошепталась с дамой в окошке справочной, и через какое-то время меня пригласили на регистрацию. И какое же было у меня удивление и возмущение, когда увидел несколько свободных мест в салоне.  Случилось это в «лихие 90-е годы». В советское время записка председателя горисполкома была бы выполнена обязательно.

Мне нравился Комсомольск как рабочий город, дающий важную продукцию. Но еще больше мне нравились жители города, в первую очередь мои коллеги во многих лечебно-профилактических учреждениях.  Думаю, и они иногда могут вспомнить меня, и как главного рентгенолога края, и как одного из начальников краевого здравоохранения.  Как и Вялкова Анатолия Ивановича, моего шефа в конце 80-х и начале 90-х годов, ставшего позже первым заместителем министра здравоохранения России. Он тоже начинал свой трудовой путь в этом городе.  Здесь же на заводе «Амурсталь» начал работать Пастернак Виктор Степанович, мой дядя, который дорос до заведующего отделом ЦК КПСС.  Вот таких людей рождала земля «города Юности».

Уже после моего отъезда из Хабаровского края случилось наводнение на Амуре. Вода превысила все мыслимые и немыслимые пределы, в том же Хабаровске вода поднялась на 8 метров выше ординара. А в Комсомольске вода была на 9 метров выше ординара.
 
Вот что написано в Википедии об уровне воды.
Уровень воды — высота поверхности воды, отсчитываемая относительно некоторой постоянной плоскости сравнения (по умолчанию — относительно ординара).

В Европейской части России уровень воды в реках соответственно гидрологическому режиму достигает минимальных (низких) и максимальных (высших) уровней. Весной во время половодья наблюдаются высокие уровни воды. Осенью случаются повышения уровней воды, обусловленные выпадением дождей (паводки). Зимой и летом происходит понижение уровня воды (межень). Нередко пересыхают ручьи и речки. В других природных зонах ход уровней может быть другой, в зависимости от режима выпадения осадков и температуры.

Я очень переживал за своих земляков, живущих на берегах Амура.  Смотрел, как горожане в Хабаровске и в Комсомольске в массовом порядке шли защищать города от стихии, как им помогали армейские подразделения.  Особенно запомнились сцены борьбы в районе Мылков, это чуть выше города Комсомольска,  место с довольно низким берегом.  И люди отстояли город. Это напомнило мне кадры из известного фильма знаменитого мэтра советского кинематографа Сергея Герасимова «Комсомольск», премьера которого состоялась 1 мая 1938 года.  Так что нынешние комсомольчане продолжают подвиг комсомольцев 30-х годов, благодаря которым и появился этот город. Конечно, справедливости ради надо сказать и о труде многих тысяч заключенных, строивших Комсомольск.


Рецензии