Духовный учитель глазами ученика

– А когда я приду на Землю, будут ли узнавать меня все люди?
– Нет, Вы будете рождаться и жить, как обычный человек. Никто даже не догадается, кто Вы. И только тем, кто очень стремится познать Вас, Вы ниспошлете свою милость и подарите бхакти. И с бхакти человек сможет понять, кто Вы.

Фрагмент притчи из сатсанга Шри Пракаша Джи.

 Нынче уже достаточно много появилось информации о Духовных Учителях в самых разных источниках. И лишь некоторые из небольшой части населения, интересующихся духовностью, читали и имеют какое-то представление о них. Но все же легче найти информацию об учениях, даваемых Учителями, чем об образе Духовного Учителя, о его человеческом облике. Каков же он Духовный Учитель в жизни?
Каждый человек по-разному представляет себе облик Духовного Учителя, и каждый хоть что-то да предполагает, какой-то образ (не черты лица) уже складывается у него еще до встречи с Учителем. Он может быть основан на своем внутреннем опыте, чтении книг, на рассказах знакомых, которые уже встречались с каким-либо учителем.
Извлекаем из памяти: «Духовный Учитель – йог, он всегда находится в равновесии».
Но что это означает? Он всегда спокоен, невозмутим, не горюет, не плачет, не смеется?.. Как это может быть? Его лицо не выражает никаких эмоций? Он все время серьезен, не шутит, задумчив, сосредоточен на чем-то, суров, непроницаем?
Он обаятелен, весь его облик излучает доброту, любовь и радость. Он доброжелателен ко всем. С ним не бывает некомфортно. Встреча с Учителем – это минуты (а для кого-то часы) счастья. А когда встреча закончилась, счастье ушло?  Впечатление от встречи как огромный шлейф кометы будет долго светиться в душе, а если человек принимает Учителя и применяет советы и практику, данные им, то не угаснет совсем. От чего такое воздействие? Он как широкое раскидистое дерево: защищает от дождя и спасает от жары. Такова природа высокодуховного человека – вокруг него образуется атмосфера любви и спокойствия. Это то, что называют харизмой. Сейчас говорят о харизме политиков, актеров, музыкантов и даже бизнесменов. Но харизма это: милость, благодать, божественный дар. Это понятие применимо только в духовной сфере, это – исключительная принадлежность святых, йогов, Учителей, но никак не каких-либо деятелей в какой-то области жизни, пусть даже выдающихся. Это качество источается Ими, а воспринимающей стороной являемся мы. Это то, что ощущает человек при встрече с Учителем, даже случайной.
Вспоминаю, как лет 12 назад Учитель приезжал в Ярославль, и в один из августовских дней была поездка в г. Тутаев, он стоит километрах в тридцати от Ярославля. Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск) расположен на обеих высоких берегах Волги. На левой его стороне (Романове), на всем протяжении берега стоят старинные каменные и деревянные здания, утопающие в листве высоких деревьев, и среди них – семь старинных храмов, один даже у самой воды. На правой – много старинных зданий и огромный Воскресенский собор. Мы с Учителем переправлялись на пароме через Волгу на Борисоглебскую сторону. День был ясный, прохладный и ветреный. Паром отчалил и уже прошел, наверное, треть Волги, мы стояли группой на краю палубы у фальшборта и любовались красотами города. В этот момент к нам подошла женщина и, обратилась к Учителю: «Извините меня, я не могла не подойти к вам. Я вас приметила еще на том берегу, в городе и мне очень хотелось с вами познакомиться и поговорить». Учитель ответил: «Да, говорите». Между ними состоялся личный разговор на протяжении всей переправы через Волгу. Что-то притянуло эту женщину к Учителю, когда она говорила с ним, было видно, что она волнуется, но доброжелательность и уважение Учителя сгладили все. Учитель всегда хранит достоинство и, вместе с тем, очень прост в обращении, в нем нет ни капли высокомерия, но есть великая снисходительность.
В этом эпизоде, хотя это была первая встреча, все произошло в соответствии с духовными правилами – первым должен подходить ученик, а не Учитель, с Его стороны не должно быть ни малейшего принуждения. Человек сам выбирает то или иное действие в согласии со своей свободной волей.
Вообще встречи с Учителем полны духовных таинств, смысл которых может открыться не скоро, да и не всем. И это зависит от самого человека и от его кармы.
Первая встреча с Учителем очень важна для человека. Она может стать не только важнейшим жизненным рубежом, но и началом новой жизни, жизни духовной. Как человек к ней отнесется, какой след она оставит в его душе. Кто-то понимает ее значимость уже в момент встречи, кто-то позднее, а кто-то будет продолжать свои духовные поиски…

 На встречах с Учителем и в Москве, и в других городах не раз приходилось наблюдать как некоторые люди волнуются перед встречей с ним. Они сами признаются в этом. Когда у них спрашиваешь: «Почему?» Они отвечают, что и сами не знают. В глубине души они неосознанно понимают, что предстоящая встреча – очень важное событие в их жизни. Выходят они от Учителя уже не взволнованные, а спокойные, кто-то из них радостный, кто-то задумчивый. На встречах устанавливается доброжелательная атмосфера общения.
После встречи с Учителем далеко не все сохраняют в сознании, в сердце свои впечатления от нее, наверное, недооценивают, не придают должного значения, забывают, хотя первые впечатления после встречи и также после посвящения (дикши) у них бывают очень сильны. Но одно дело впечатления, а другое – последующая систематическая работа над собой, благодаря которой человеку многое открывается.
В момент встречи может происходить нечто необычное в человеке. Например, кто-то хотел задать конкретные вопросы и забыл, вспомнил только после встречи. На вопрос: «Почему не спросил(а)?», отвечают: «Как-то легко стало на душе, все вопросы ушли».
Почему так важен ответ именно Учителя на жизненно-важные вопросы?
Что такое вопрос? Любой вопрос… Вопрос – это энергия мысли и чувства (мыслеформа), требующая своей нейтрализации, и не важно какой это вопрос, касается ли он какого-то факта, личного совета или совета в разрешении сложной ситуации. Когда мы получаем ответ на вопрос у какого-то человека, то он редко может удовлетворить нас на 100%. Что-то останется неразрешенным, невыясненным. Потому что энергия вопроса не была полностью нейтрализована из-за силы и качества (спектра) ответа, ответ не был полностью гармоничен вопросу. Когда отвечает Учитель, то его словесный ответ может даже показаться незначительным, но вопрос уйдет, потому что энергия вопроса полностью нейтрализована Учителем. На самом деле йог может вообще не отвечать, а сделать это бессловесно. Многие ученики говорили об этом. Можно сказать по-другому: Учитель видит карму ученика, любого человека, приходящего к нему и в соответствии с ней помогает. Помогает на энергетическом уровне. В Свете Учителя нейтрализуются многие негативы в душе человека.
Встреча (имеется в виду не только первая) пробуждает, активизирует в человеке все, что он накопил в жизнях и хорошее, и плохое. Один человек чувствует огромное воодушевление, радость, любовь, а другой думает: «Я пришел на встречу с чистыми намерениями, а у меня всплыли такие мысли, что стыдно вспомнить». Естественно это происходит не у всех и не каждый раз, но, тем не менее происходит. Отчего это? Духовная энергия Учителя усиливает в человеке все его накопления, и позитивные, и негативные. Усиление негатива на уровне мыслей дает знать человеку, что это конкретное качество в нем есть. Один поймет, что над этим надо работать, а другой посчитает, что это не его отзвук, а пришло извне, от Учителя?! У кого-то это может произойти сразу, у кого-то позднее. Так же может произойти и при посещении ашрама. Одно дело читать об этом, другое – самому быть вместилищем этих процессов, испытать это на себе. Здесь-то и проверяется готовность, зрелость человека к встрече с Учителем, к самоанализу и работе над собой. Учитель как зеркало отражает и усиливает качества ученика. И это не специальное его действие, а свойство его природы, его ауры, его энергий воздействия на все окружающее. Это процесс автоматический, это свойство ауры йога. Пришел с радостью и любовью, получил их усиленными. Если пришел с чем-то негативным, учитель молится, чтобы защитить человека от обратного воздействия, и чтобы он победил негативные качества в себе.
Здравомыслие и искренность перед собой, перед Богом, перед Учителем здесь потребуется в полной мере. Можно сказать, что это проверка для всех. Для тех, кто ничего не читал – его готовность к принятию и самосовершенствованию. Для того, кто читал духовные учения – проверка: просто запомнил человек то, что прочитал, или он творчески подошел к прочитанному и применил на себе знания из книг. Впрочем, это очень узкое деление: читал – не читал. Готовность к духовному совершенствованию определяется ступенью эволюции человека и не зависит от начитанности или образования. Начитанность может как помогать, так и мешать, создавая ложное представление о своих больших знаниях, и способствовать росту самомнения – эго.
Вообще нужно иметь мужество, чтобы встретится с Учителем. Почему? Потому что ветхая природа человека будет протестовать и противодействовать, предчувствуя свой скорый конец, и придумывать разные предлоги, чтобы встреча не состоялась. Этот процесс будет даже у того, кто сильно, яростно устремлен к духовности, единственное – напряженность его будет у всех разная. Кроме того, до встречи человек мог причислять себя к какой-либо религии, духовному течению и ему нужно будет найти в себе силы, духовное распознавание и здравомыслие, чтобы согласовать свои прежние взгляды с синтезом духовности (например, понять законы перерождения, кармы), который дает учитель, либо пересмотреть их полностью и понять, что никакого противоречия нет. Нужно иметь решимость идти против мнения большинства в своем окружении, при этом не желая изменять мнение других и оставаясь на своих позициях. Нужно быть готовым к тому, что тебя не будут понимать друзья, а может и в семье. Но здесь все будет зависеть от поведения самого человека, от его тактичности и желания сохранять со всеми гармоничные отношения.   
 Однако, некоторые люди приходят на встречу с учителем, ничего не зная об учителях как таковых в текущей жизни, и они не были в какой-либо религии или духовном движении. Им же не нужно пересматривать свои духовные представления? Конечно нет. Но они тоже будут испытаны своим окружением и интенсивность этого испытания будет определяться кармой человека и его устремлением к Учителю. 

 Случается, что сам человек не приходит на встречу, а его приносят! Автор сам видел это не один раз и может поручится за виденное. Приносят на руках человека возрастом в несколько месяцев его родители, которые уже ученики Учителя. А как же свободная воля? Здесь может быть масса различных вариантов. Например, в прошлой жизни этот человек сделал санкальп (твердо решил), что в следующей жизни встретится с Учителем и не просто встретится, а встретится как можно раньше. А его карма позволяет этому сбыться. Он рождается в семье учеников и еще грудным ребенком встречается с Гуру. И Гуру Джи даже имя дает и многим уже дал. Но, может, родители приносят по собственной воле. В прошлом можно предположить множество вариантов событий, однако Учитель знает один, и он истинный. Как будет в дальнейшем развиваться духовный путь ребенка – время покажет.
Конечно, весь комплекс восприятий на встрече с Учителем: понимание, чувства, отношение, оценка – суть карма человека. Тем, у кого чистое сердце, кто обращал уже беспристрастно свой взор внутрь   себя и пробовал анализировать процессы внутри сознания и его содержание, кто пробовал воздействовать на них и работать над собой, тому легче разобраться в том, что происходит в душе при встрече. В одном доме Раме и Равану не ужиться, кто-то должен победить и в конечном итоге победит Рама – Свет.
Бывает и так, что на встрече человек может радоваться, рассказывая о своих удачах, а Учитель может сидеть при этом серьезный, даже грустный, так как это событие усложнит карму ученика и затруднит его духовное продвижение. И наоборот, приходит грустный ученик и рассказывает о своих несчастьях или каком-то тяжелом случае, или периоде в своей жизни, а Учитель радуется, потому что ученик успешно преодолел тяжелую карму и дальше будет светлый период. Восприятие воздействия Учителя зависит от чистоты сознания, искренности ученика перед Учителем и даже чистоты тела (они связаны друг с другом) – не пьет, не курит, вегетарианец… Качество и тонкость мышления зависит и от этого. Не случайно в Индии говорят: «Каков ан, таков и ман». Ан – пища, ман – ум.
Учитель постоянно говорит ученикам о необходимости очищение души для духовного прогресса, для познания своей атмы, для этого даются и выполняются практики, для этого необходимо бхакти. Вместе с тем Учитель может раскрыть внутренние знания у любого человека. В чем же дело, почему это происходит крайне редко? Этот процесс раскрытия – энергетический. Энергия Гуру воздействует на духовные центры человека и, если они не чисты, тонкое тело может не выдержать чистых и высоких духовных энергий, и сгореть. Сам процесс очищения не должен идти насильственно, он непременно должен проводится самим человеком. Когда человек медитирует (или пытается медитировать), к нему в сознание особенно интенсивно приходят мысли и образы, к которым он привязан и которые далеко не всегда позитивны. С ними человек связан в жизни. Именно они и являются препятствием для дальнейшего духовного прогресса. С ними необходимо работать не только в практике медитации, но и непосредственно в жизни.

 В общении со многими людьми, интересующимися духовностью, и с теми, кто уже выбрал духовный путь, неоднократно в разговоре возникала тема, касающаяся здоровья учителя. Некоторые собеседники полагали, что учитель просто не может болеть, потому что он йог. Попробуем понять, может ли болеть Учитель, и если да, то почему?            
Существование (в любом мире) – это состояние, ограниченное законами мира, в котором человек существует. Родившись на земле, в физическом теле каждый человек подчиняется законам физического мира. Поэтому йог может заразится и заболеть, находясь в зараженной среде или окружении. И йог не болеет, когда он находится в соответствующем близком ему окружении. 
Кто бы ни был на земле, обычный человек или аватар, он подчиняется всем физическим законам и, естественно, закону кармы. Наверное, самый наглядный пример – уход Кришны, аватара Вишну.
Рама, живший задолго до Кришны, также был аватаром Вишну. В «Рамаяне» Вальмики есть эпизод, в котором Царь Бали борется в смертельном поединке со своим братом Ангадом – сторонником Рамы. У Ангада практически не было никаких шансов победить, потому что Бали был сильнее могущественного Равана (однажды Бали играючи победил Равана) и имел благословение: с кем бы он ни бился, половина силы противника уходила к нему. Рама, давший слово помочь в поединке Ангаду, убивает Бали стрелой. Причем Бали перед смертью прощает Раму в содеянном, и просит у него благословения и освобождения, понимая кто он. В «Махабхарате» Кришна, спустя много лет после окончания Махабхараты, чувствуя, что приближается его уход в Тонкий мир отправился в лес и сел медитировать. В это время там был охотник по имени Джара (санскр. – старость, осень), он за листвой принял Кришну за лань и, выстрелив, попал стрелой ему в пятку – единственное уязвимое место на теле Кришны. Джара был перерождением Бали. Так замкнулся круг кармы, связанный с Бали.
В жизни Будды был следующий эпизод.  На пути с учениками в некий город, он неожиданно свернул с дороги и спустя небольшое время встретил человека, который плюнул ему в лицо. Ученики схватили незнакомца и хотели его крепко проучить. Но Будда остановил их, велел отпустить этого человека и сказал, изумленным ученикам: «Я получил свою карму».
Платон в конце жизни был продан в рабство, при этом он воскликнул: «Хвала небесам, теперь могу отдать долги!»
А сколько подобных эпизодов не зафиксировано ни в духовных, ни в исторических анналах.
У обычного человека состояние тела сильно влияет на внутреннее состояние. Если человеку нездоровится, у него ухудшается настроение.   И наоборот, если человек долго хандрит, возникает депрессия и ухудшается здоровье. У духовного человека, даже не достигшего святости, внутреннее состояние сильнее влияет на физическое тело, а физ. тело по мере роста духовности, все меньше влияет на сост. души. 10-й стих Ювенала «В здоровом теле – здоровый дух», полностью звучит так: «Нужно много молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Это у обычных людей.
 

Что касается святых… Многие из них болели: Рамакришна, Тулсидас, Франциск Ассизский, Сергий Радонежский… Почему? В нынешнее время причин заболеть несравнимо больше, чем сохранить в целостности здоровье даже для йога и духовного учителя. Однако есть вполне объективные причины.
1. Высокие души воплощаются далеко не всегда в самых благоприятных условиях и семьях. Состояние их физического тела связано с кармой их рода, со всеми особенностями, сильными и слабыми сторонами. Это связано не только с чисто физической стороны, но и с психологической атмосферой в семье. Кажется, в книге «Дух нерожденных» есть мысль о том, как трудно найти подходящее тело для высокой души, выбирается порою одна из многих миллионов (Е. Блаватская, например). Почему? Потому что цель воплощения может быть достигнута с трудом или вообще не полностью из-за условий воспитания в семье и окружения.
2. Вибрации высокой души могут быть настолько сильны, что физическое тело едва их выдерживает. Поэтому оно должно обладать определенными качествами и в первую очередь чистотой. Но, духовное напряжение жизни, связанное с достижением поставленной цели, может быть настолько сильным, что тело будет находиться на грани своих возможностей и, порою, не выдерживать его.
3. В процессе полного раскрытия духовного потенциала высокой души для выполнения поставленной задачи (и ее эволюции на земле – да, да, они тоже эволюционируют здесь еще далее), могут быть заболевания, связанные с раскрытием и дальнейшей трансформацией духовных центров, особенно это сказывается в нынешней загрязненной физической и тонкой атмосфере земли (опыт Е. И. Рерих). Эти болезни даже называют священными.
4. Тонкая атмосфера земли сильно заражена негативными энергиями, и, если бы было много духовных людей, они все вместе несли бы эту тягость нейтрализации этого яда (вспомним Шиву, который выпил яд, добытый при пахтании океана (жизни) – деятельности человека на земле), но, поскольку их мало, то несут на себе это единицы. Это не может не отражаться на здоровье махатм. Бывали случаи, когда учителя, заболев от нахождения среди людей, в атмосфере городов, вынуждены были надолго удалятся в закрытые гималайские ашрамы, для поправки здоровья.
5.Больше всего энергии требуется для ближайшего окружения Учителя. Это утверждение может звучать странно, но это так. Наиболее близкие ученики требуют повышенного внимания и энергетической отдачи учителя, потому что в соответствие с кармой они могут иметь большие духовные достижения, но далеко не всегда все идет так как необходимо. И тогда происходит колоссальная отдача энергии учителя, которая сопровождается заболеваниями учителя (пример Рамакришны и Вивекананды).
6. Учителя не только могут, но и всегда помогают разрешить кармические узлы учеников и берут карму на себя (не берусь судить какую часть кармы, но думаю очень большую). Это сопровождается огромным оттоком энергии – учеников много, что также является причиной заболевания учителей.
7. Могут ли быть у учителей болезни допущенные? Из истории известно много таких случаев, когда, например, в тяжелых условиях жизни они простужались в холодную погоду или страдали болезнями из-за скудного питания.
Могут ли быть у святых кармические заболевания? Например, заболевания, не связанные с их родом.
Силы зла всегда их атакуют. И если не заболевания, так боли от ран. Вспомним, как Серафим Саровский бросил топор и сказал трем разбойникам: «Делайте что хотите». Что было потом, хорошо известно. Почему он так поступил? Это относится к его силе – качеству милосердия и сострадания Серафима, но не к его слабости. Физически он был очень силен.
 В болезни святые порою даже не просят избавить их от болей (у Тулсидаса болела сильно рука, у Франциска – спина, у Рамакришна – горло, хотя он по просьбе учеников (!) спрашивал об этом Великую Мать). Думаю, неправильно говорить, что они могут сделать так, что не чувствуют боли, и так делают. Они страдают много больше обычного человека, не зря же йогов называют «человек с ободранной кожей». Такова их чувствительность во всем! Потому и говориться, что только Учителя могут действительно сострадать (обычный человек сочувствует), а это означает взять на себя страдания другого человека. А их множество. И при этом учитель может даже не осознавать это, просто такова милосердная природа учителя. История по счастью сохранила такие примеры. Пусть все они будут для нас еще одним поводом для их почитания, послушания и любви.
С учителем легко и радостно, если искренен с ним; чувствуешь себя под защитой, если вера сильна; и чем сильнее любишь, тем более ощущаешь его любовь. Учитель может пошутить, и его шутка либо поможет, либо возвысит человека, но никогда не обидит. Она может ласкать его или неожиданно подсказать как поступить. Слово учителя – мантра, оно обладает такой же силой, как мантра, данная при посвящении. Даже слово, сказанное в шутке.
Думая об учителе до встречи с ним, мы невольно соотносим свои представления со своим земным опытом. Нам на ум могут приходить фразы: врач исцели себя сам и т.п. Однако мы видим его в огромном умаление на земле! На земле не видна их величественная сострадательная душа, полная любви ко всем людям. Ниспровергатели искаженных основ религий, они же – создатели их обновленных основ, дающие на каждом этапе развития человечества духовные основы его эволюции, выглядят в человеческом теле неотличимо от остальных людей! Есть во всем этом какой-то вселенский драматизм, еще более подчеркивающий их подвиг на земле. И только чуткий сердцем человек и неимоверно жаждущий духовного совершенствования и встречи с учителем способен распознать в обычном на вид человеке йога, святого, духовного учителя, аватара.

12.08.2018.


Рецензии