Записки экскурсовода Ч. 6 Русский итальянец

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/04/08/1990

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году во Флоренции, там же, где отец,  Бартоломео Карло Растрелли, но по другим источникам, в Париже, где отец  работал в качестве придворного архитектора и скульптора  короля-солнца Людовика XIV. С ранних лет Франческо  учился у отца мастерству, был его подмастерьем. До приезда в Россию старший Растрелли не создал значительных художественных произведений. Но за памятник министру короля Людовика XIV маркизу де Помпон  Растрелли-отец был удостоен титула графа Папского государства и ордена Иоанна Латеранского.

В 1715 году Людовик XIV умер. Российский государь Петр Первый приказал своим резидентам в Париже К.Зотову и И.Лефорту "не упустить потребных и добрых мастеров", оставшихся после смерти короля без заказов. Были проведены переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. 1 мая 1715 года Бартоломео Карло Растрелли был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремёслах, которые он знает".

Растрелли-отец дал обязательство проектировать дворцы, сады, каскады и фонтаны, делать статуи из мрамора, порфира и других твёрдых камней, отливать скульптуры из меди, свинца, железа, "исполнять портреты из воска и гипса, которые похожи будут на живых", создавать декорации и машины для театральных представлений, а также обучать людей русских всему, что сам умеет.

В конце ноября 1715 года семья Растрелли покинула Париж. Путь в далёкую Россию лежал через Кёнигсберг, Митаву, Ригу. 16 февраля 1716 года во время остановки в Кёнигсберге Растрелли-старший встретился с русским царём Петром Первым.

24 марта 1716 года, после почти четырех месяцев пути, семья Растрелли прибыла в Петербург. Началась жизнь в неведомой ранее стране. Растрелли-отец занимался планировкой Васильевского острова, ансамбля Стрельны, работал в области монументальной и декоративной пластики, создавал скульптуры для фонтанов и парков Петергофа, барельефы для Триумфального столпа в память Великой (Северной) войны 1700-1721 гг., портреты из меди Петра Первого и его ближайшего сподвижника А.Д.Меншикова, императриц Анны Иоанновны с арапчонком и Елизаветы Петровны.

При создании многих своих работ Растрелли-старший опирался на помощь сына Франческо, который с малых лет жил в атмосфере постоянных творческих поисков отца. Одну из скульптур - конную статую Петра Первого, которая ныне установлена в сквере у Михайловского замка в Санкт-Петербурге - Франческо совместно со "штукатурного дела мастером" Александром Мартелли заканчивал уже после смерти отца в 1744 году.

В 1720 году Франческо Растрелли получил свой первый заказ на строительство казённого дома в Петербурге. Дворец Дмитрия Кантемира, господаря Валахского, на набережной Невы был первой самостоятельной архитектурная работой. Это  каменный  трёхэтажный дворец  вблизи Потешного поля в Петербурге (1721—1727). Постройка вписывалась в основное русло петровского барокко.

Молодой Растрелли приехал в Россию шестнадцатилетним юношей, на правах сына и ученика Растрелли-отца,  в качестве ученика скульптора. Но в Петербурге в это время архитекторы были нужнее, чем скульпторы. Тогда отец Растрелли обратился с просьбой к Петру I командировать его сына за границу.

В период с 1718 по 1730 гг.  молодой Растрелли   несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию.  У кого он учился за границей, где он бывал и жил — осталось неизвестным.
Однако, как ни много стимулов дала Европа для творческого роста мастера, в Россию Растрелли возвратился "к себе", как на родину. Уже его отец успел в какой-то мере обрусеть; сам же Франческо, бегло говоривший и писавший по-русски, еще в юности сделался настоящим русским, недаром его называли Варфоломеем Варфоломеевичем.

Он вернулся в годы жестокой бироновщины, времена казней и ссылок. Бирон и Миних забросали Растрелли заказами, назначили его обер-архитектором, поручили постройку трёх дворцов для Бирона в Курляндии и дворца Анны Иоанновны в Москве. Так начал свой путь молодой Растрелли.

Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Рундальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее.

По рекомендации Бирона Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор.

Обосновавшись в Москве, Анна Иоанновна назначает Растрелли своим придворным архитектором и поручает ему выстроить в Кремле, близ Арсенала, Зимний дворец. Одновременно с этим дворцом, прозванным "Анненгофом" и выстроенным из дерева, Растрелли начинает строить для Анны Иоанновны другой, Летний дворец в Лефортове, за Яузой, тоже деревянный, но гораздо более обширный, задуманный в усадебном характере.

После смерти первого русского архитектора Земцова достраивал начатый им Аничков дворец Растрелли. Он кардинально изменил проект Земцова, использовал только стены, возведённые до второго этажа, увенчал крышу двумя золочёными куполами.

Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.

В 1750—1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). В 1757 году по его проекту началось строительство Гостиного двора. Это здание должно было быть богато украшено лепниной и скульптурами и по пышности не уступать дворцам. Работы начались, но вопросы финансирования затягивались, и проект в конце концов был приостановлен. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, а именно они
должны были осуществлять финансирование строительства. В 1761 году строительство было продолжено, но по другому проекту.

Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748—1757) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754—1762).

Растрелли был, бесспорно, талантливым художником-декоратором. Он создал удивительное сочетание скульптуры и архитектуры. Талантливый художник с богатой фантазией и воображением, Растрелли стал во главе придворных архитекторов, и в его руках оказались все наиболее значительные постройки того времени. Он строил дворцы придворным и царицам, пышные соборы и павильоны в парках. Здания, построенные Растрелли, вошли в число архитектурных памятников русского искусства XVIII века. Растрелли проявил удивительное мастерство в решении планов дворцов.
Воздействие Растрелли на современных ему архитекторов, особенно в середине XVIII в., было, несомненно, весьма значительным.

Так совпало, что после смерти Елизаветы Петровны  стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк.   Воцарение Екатерины II, решительно повернувшей курс на новые течения в архитектуре ( классицизм ), сделало положение Растрелли при дворе еще более шатким. В апреле 1762 г. Растрелли подал прошение об отпуске, а в августе того же года Екатерина уволила его в годичный отпуск для лечения в Италии. По возвращении из Италии, в 1763 г., Растрелли получил от императрицы полную отставку с пожизненной пенсией.    

В   начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Рундальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона.  Старый герцог пригласил Растрелли на должность обер-интенданта строительства при главном архитекторе, которым был тогда выдвиженец молодого герцога Петра Бирона Иоганн Готфрид Зейдель.

В 1766 году Растрелли предпринял попытку найти нового покровителя в лице прусского короля Фридриха II, известного любителя стилей барокко и рококо. Он отправился в Берлин с подробным отчётом с чертежами и описанием всех своих работ. Однако надежды Растрелли были напрасны: Фридрих не дал ему аудиенции, передав лишь записку с рекомендацией сделать гравюры с чертежей для публики, «сие доставило бы вам аплодисменты всех ценителей изящных искусств и наук».

Старый архитектор был вынужден вернуться в Курляндию. Зимой 1767 года умерла его жена Мария. Через некоторое время в газете «Митавские новости» появилось объявление о распродаже в доме Растрелли мебели, дорожной кареты, столового серебра и ювелирных изделий.

Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны.

Косвенно о дате смерти свидетельствует Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати, датированный 29 апреля 1771 года. За несколько месяцев до кончины Растрелли, в январе 1771 года, собрание академиков удовлетворило его прошение о принятии «в число наиболее именитых членов Императорской академии художеств в качестве почётного вольного общника».

Польский граф Потоцкий в 1776 году купил полное собрание чертежей Растрелли (до 1775 года Курляндия была вассалом Польши, так что интерес графа понятен). С 1932 года папка Растрелли хранится в Национальной библиотеке в Варшаве.

Самый известный и "плодовитый" архитектор Петербурга в Большой Советской Энциклопедии записан как РАСТРЕЛЛИ ВАРФОЛОМЕЙ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ:
(Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич ( Франческо  Бартоломео)
 [1700, Париж (-), - 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли
 
И все же великий зодчий сыграл исключительно видную, определяющую роль в том национальном подъёме русской архитектуры, которым отмечены 40-е и 50-е годы XVIII в. Среди создателей торжественно-величавого и ликующе-праздничного архитектурного стиля середины столетия Растрелли занимал одно из первых мест, а может быть, и первое.  И в этом не было ничего случайного, поскольку он не имел себе равных как по богатству творческой фантазии, так и по неукротимой, кипучей энергии.


Сохранившиеся постройки Растрелли


1. Рундальский дворец. Пилсрундале (Латвия) 1736-1740,
1764-1767
               

2. Митавский дворец. Елгава (Латвия) 1738—1740, 1763-1772   
               

3. Большой Петергофский дворец. Петергоф (Россия) 1747-1756

   Церковь Большого Петергофского дворца. 1747—1751


4. Андреевская церковь. Киев (Украина) 1748-1767

5.  Смольный собор.
    Смольный монастырь Санкт-Петербург (Россия) 1748—1764 
               

6. Воронцовский дворец. Санкт-Петербург (Россия) 1749—1757


7. Большой Екатерининский дворец. Царское Село(Россия)
1752-1756
               
               
8. Павильон «Грот». Царское Село (Россия) 1753-1757


9. Павильон «Эрмитаж». Царское Село (Россия) 1744-1754


10. Царский дворец. Киев (Украина) 1752,1870
               

11. Строгановский дворец. Санкт-Петербург (Россия) 1753-1754

12. Зимний дворец. Санкт-Петербург (Россия) 1754-1762


Продолжение   http://www.proza.ru/2019/05/06/895
               
               




               


               
               
               
               

               



   
               
               

             

               
               
 

               
   
               

               
               
            
               
               
            
               


Рецензии
Восторженно смотрел на его творения!

Григорий Аванесов   17.01.2024 07:58     Заявить о нарушении
Да, Григорий, на творения Растрелли все смотрят с восторгом!

Светлана Шаляпина   20.01.2024 00:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.