Время - Ч

Что такое ВРЕМЯ? Оказывается, наука, до сих пор, не нашла единого определения. Для одних, это форма протекания физических и психических процессов, для других, это необратимое течение процессов, для третьих, это физическая величина и т. д.
 Для большинства обычных людей, это движение стрелки циферблата часов.

Как часто, люди не ценят время или относятся к нему с лёгким пренебрежением.
 ВРЕМЯ играет важную роль в жизни каждого человека.

  Особое значение оно имеет в военном деле. Расскажу о битве экипажа военно-транспортной авиации за выдерживание точного времени, в одном из полётов на больших учениях.

*******************************************************

 Предстоящие учения, проводимые Министром Обороны СССР в Подмосковье в 90-е годы, отличались особой напряжённостью.  За ходом маневров следили зарубежные делегации, атташе стран блока НАТО, высокопоставленные военные.

На российских полях разворачивалось грандиозное «сражение». Многочисленные войсковые подразделения разных видов наземных войск и авиации, готовились к решающему «бою».
 
 На смотровой площадке, где разместилось командование учений, с раннего утра было многолюдно.
 
 Перед взором наблюдателей, сапёры, химики, разведчики - выполняли  свою боевую  работу.  Артиллеристы, ракетчики, танкисты, - приводили орудия в полную готовность. Авиация, на своих аэродромах, приготовилась к взлёту.
 
  Все ждали  время «Ч».

 Время «Ч», это обозначенное в планах штабов время, от которого ведётся отсчёт действий всех военных подразделений.
 Это время заранее планируется и определяет последовательный порядок взаимодействия  воинских частей и формирований.
От способности штабов оперативно влиять на время применения различного оружия, зависит эффективность боевых сил, является одним из  показателей успешности маневров.

 Действия наземных войск обеспечения начинаются в назначенное время, до времени "Ч".
Ракетчики нажимают боевые кнопки для запуска ракет. Артиллерия включается в работу, громыхая своими  залпами.   Боевая авиация оттачивает  удары по наземным целям.
 
После расчистки пространства для наступления, пехота готовится к атаке.
 Для неё, обозначено основное время «Ч». От этого времени строится действия всех взаимодействующих сил.

 Воздушно-десантные войска должны вступить в боевую деятельность  в то время, когда наступит решающий момент в ходе учений.
Этот момент  определяется в ходе анализа сражения. Штаб руководства, постоянно отслеживает результаты боевой деятельности сторон. Для усиления наступающих войск вводятся десантные войска.
 
По решению Министра Обороны - руководителя учений, объявляется  время «Ч» для воздушного десанта (к примеру, "Ч"+2.30)
 В это время, десантные части должны вступить в действие. Доставить эти подразделения к месту сражения предстоит военно-транспортной авиации (ВТА).

 Для воздушного десантирования, на таких учениях, привлекается значительная часть  самолётов ВТА. На воздушных кораблях:  Ан-12, Ил-76, Ан-22 личный состав и боевая техника десанта должны быть доставлены в район учений, в точно назначенное время.
 Расчёт идёт на секунды, ибо  в это время,  над полем боя демонстрируют свою работу дальняя авиация, истребители - бомбардировщики, армейская авиация, в охраняемой зоне патрулируют истребители.
В воздухе тесно на всех высотах.

********************************************** **********

 Для экипажа подполковника Цветкова, на этот раз, задача тоже не обычная.
 В качестве разведчика погоды, экипажу Ил-76 предстоит пройти по всему маршруту, определить погодные условия и передать их командиру  полка для расчёта времени полёта и места  выброски десанта.
   
 Время для выхода на площадку десантирования, для разведчика погоды, задано с точностью до минуты, в  15.37.
Ошибиться, нельзя, - воздушное пространство, в это время, насыщено самолётами на всех высотах.

 Свои рабочие места экипаж занял заранее, до взлёта всей группы авиационного полка.
 Цветков с облегчением снял с плеч военную амуницию. В период учений, все военнослужащие ходят в сапогах, с ремнями и кобурой с оружием. Все эти ремни создают массу неудобств  в  кабине.
 Освободившись от военных ремней, надел свою привычную кожанку.
 Кожаная куртка всегда в самолёте. Она привычна и удобна. В её карманах - тонкие кожаные перчатки, бязевый подшлемник и наколенный планшет.
 
 Взлёт производится в расчётное время. Время это, со штурманом капитаном Владимиром Марковым, было рассчитано заранее, с учётом  прогнозируемого ветра. Такой расчёт считается предварительным, ибо фактические условия в полёте меняются,  и коррективы в скоростном движении, для выхода на цель в заданное время, выполняются в воздухе.

 Для военных лётчиков, время играет важную роль. Секунды определяют взаимное положение самолётов в воздухе в боевом порядке. Не менее важно время для успеха боевой операции на земле. Обеспечить десантным войскам этот приоритет, точного момента вступления в бой, обязаны лётчики воздушных кораблей.
 
 Задача эта решается не просто. Аналитический расчёт времени взлёта всей группы полка производится штурманской службой. Как известно, скорость полёта в воздушной среде не постоянна. Она меняется при изменении высоты и направлении ветра.
 У лётчиков на приборах индицируется тоже разная скорость.  Одна стрелка, отображает  скорость воздушного потока (приборная скорость). Она необходима для безопасного пилотирования самолёта на разных режимах. Другая стрелка, отображает истинную скорость (воздушная скорость).  Индицируется она с учётом высотного коэффициента и температуры, то есть при учёте высоты полёта.
 Для определения скорости относительно земли необходимо к истинной скорости ввести составляющую скорости ветра, которая увеличивает или уменьшает скорость полёта. Так рассчитывается путевая скорость. На современных кораблях она рассчитывается автоматически и выдаётся на соответствующий прибор лётчиков. Вот, по этой путевой скорости, экипажу Цветкова предстоит доставить десантников в заданную точку в указанное время «Ч»-15.37.
 
 С большой точностью, заранее, определить путевую скорость невозможно, ибо, все ветровые данные по маршруту могут меняться. Многочасовой полёт на разных высотах   может значительно изменить все расчёты.

 Для экипажей группы полка, которые летят в боевом порядке на сокращённых дистанциях,  маневрирование скоростью представляется сложным элементом. Поэтому, разведчику погоды предстоит заранее определить условия полёта и передать их ведущему основной группы для  расчёта скорости полёта всего полка.
 
Над площадкой десантирования, важно точно замерить  ветровые данные для расчёта точки выброски парашютистов и боевой техники. При правильных данных, десантники приземлятся в район боевых действий, а боевые машины приземлятся в район, где их будут ожидать экипажи. Любой разброс этих групп может привести к срыву задания, а значит, к невыполнению боевой задачи в целом.
Погрешность в разбросе десантных групп не должна превышать 100 метров или ошибка по времени выброски 1 секунда (это на оценку "отлично").

 Перед запуском двигателей, в экипаже Цветкова произвели сверку показаний часов.
 За несколько минут до взлёта командир дал команду:
--Экипаж! Запуск двигателей!

 Вместе с ростом оборотов турбин оживают приборы. Кабина наполняется всеми привычными звуками  работающих приборов. В наушниках, голос руководителя полётов разрешает руление к взлётной полосе.
 Самолёт медленно движется по рулёжной дорожке аэродрома. Борьба за время начинается с земли. Взлететь  должны точно в расчётное время.
Стартовую позицию заняли за две минуты до взлёта. Проверили органы управления.
По команде командира корабля:
-Взлётный режим!- начинается напряжённая работа экипажа.
 Штурман производит отсчёт:
-До взлёта 30 сек, 20, 10…
 - Взлетаем!
 Самолёт быстро набирает скорость. Через несколько секунд, воздушный корабль воздухе.
 
Набор заданного эшелона выполнили в штатном режиме. Установили радиосвязь с пунктами управления и ведущим группы полка. Замерили все воздушные параметры, просмотрели по радиолокатору  воздушное пространство на многие километры вокруг. Все опасные явления требуется определить заранее, чтобы обеспечить безопасный пролёт большой группы тяжёлых самолётов. 
Впереди несколько часов полёта по заданному маршруту. Тщательный анализ погодных условий –  задача разведчика погоды.

 На первом участке  маршрута, полёт проходит на высоте около 8 тысяч метров.  На этой высоте, более экономный расход топлива.
 Автоматическая система управления ведёт корабль по заданному маршруту. Она же анализирует скорость ветра и выдаёт путевую скорость. Все эти данные разведчик погоды ретранслирует ведущему группы. По этой же скорости вносятся коррективы в расчёт своей скорости.
 На большой высоте экипаж благополучно преодолевает фронтальную облачность, которая остается внизу. Иногда, всполохи молний под самолётом, напоминают о буйстве стихии на земле.

 На второй час полёта, в эфире, всё активнее звучат напряжённые команды различных групп авиации. С приближением к «линии фронта» оживает связь с самолётами, которые осуществляют прикрытие группы десанта помеховыми радиоэлектронными средствами. Они «закрывают» группу самолётов ВТА от средств ПВО противника. Их маршрут пролегает выше колонн с десантом.
 
Для большей скрытности от ПВО, разведчик должен уйти на малую высоту.
После снижения, снова, расчёты скорости по фактической погоде. Теперь, не только у штурмана навигационная линейка в постоянном ходу, но и у командира наколенный планшет в работе.  ( До расчётных компьютеров ещё несколько десятков лет впереди).

 Линию фронта преодолели под прикрытием истребителей. Пара этих «малышей» наблюдает за группой десантных кораблей в своей зоне. Им предстоит защищать их от истребителей противника.
Транспортникам следует уклониться от наземных ракетных средств ПВО. Воздушной разведкой эти средства обнаружены и нанесены на карту всех экипажей. Активно маневрируя, разведчик погоды тоже обходит опасные районы.

При разворотах, влияние ветра на полёт постоянно меняется. То он поддувает в хвост, увеличивая путевую скорость, то замедляет полёт при встречном направлении.  Все эти маневры вынуждают снова вернуться к расчётам времени. Штурман не выпускает из рук привычную линейку НЛ-10.

- Командир! Добавьте скорость на 30 км/час!

Штурман Владимир Марков опытный человек. На многих воздушных кораблях он проходил эту науку воздушных десантирований различных десантов. На него можно положиться.

 Командир дал команду бортовому технику:
  -скорость 480!   (Бортовой техник выдерживает приборную скорость).

 За период службы, судьба сталкивала Цветкова со многими интересными людьми, которые к своей профессии относились творчески. Они не просто выполняли полётное задание. Они старались, в каждом полёте, совершенствовать свое умение, свои навыки.
 Одним, из таких людей, был подполковник Мурашов А.Н., командир авиационной эскадрильи. Он выполнял полёты не просто по нормативам оценки «отлично», он ставил перед собой задачу - выполнить полёт без допустимых отклонений. Так, если норматив выхода на заданную цель на оценку «отлично» допускал погрешность в 1 минуту, он стремился выйти на цель по сигналу точного времени, то есть без отклонения от заданного времени. Эту науку Цветков пытался применить к своим полётам. Не всегда это получалось. Но стремление к точности осталось.
 
 Впереди, важная точка маршрута. Называется она «начало боевого пути» (НБП).
 На земле это железнодорожный мост через небольшую реку.  Мост хорошо виден на экране радиолокатора.
 Дальше, время рассчитается по секундам.

 От моста начинается прицеливание для выхода на цель.
 Штурман выводит воздушный корабль на мост.
 По его команде:
-Разворот! – самолёт ложится на боевой курс.

 На этом участке, путевая скорость будет меняться при выпуске механизации.
 На расчётной шкале планшета командир выставил данные скорости.
 По фактической дальности цели, определил время подлёта. Сличил с показаниями
 часов. В запасе 1 минута.
-Скорость 450! – дал команду.  Штурман подтвердил правильность расчёта.

 В эфире голоса боевой авиации. Над площадкой работает бомбардировочная авиация.
 
Теперь, для экипажа, каждая секунда учитывается в расчёте.
 -Выходим раньше на 30 сек, доложил штурман.
 Погашение скорости начали на 30 сек раньше. Выпустили механизацию крыла.
  -Скорость 300!
  -Удаление 10 км.
  - Открыть грузолюки!

 Самолёт нервно потряхивает от воздушных потоков. Передовая команда десантников готовится к прыжку.
 Штурман всё внимания сосредоточил на точном выходе в расчётную точку для начала выброски. Этот расчёт производится с учётом ветра в районе десантирования. Данные ветра по высотам получены с площадки. По этим  параметрам определяется средний ветер и точка выброски парашютистов. Координаты этой точки вводятся в прицельный комплекс. Система автоматического управления выводит корабль в заданный район.

- Удаление 5 км.
 - Открыть двери!
 
 Перед десантом - открытый воздушный океан.
 Стрелки часов уверенно движутся к заданному времени -15.37.
Секундная стрелка начала свой бег к 37 минуте.

 - Удаление 2км.
 - Приготовиться! В эфире звучит позывной экипажа.
 20 сек. 10, 5, 4, 3, 2,
 -Пошёл!

 Секундная стрелка часов на 10 секунд забежала вперёд. Экипаж уложился в заданные параметры времени.

 На земле, контролирующие службы, произведут свои записи работы экипажа.  Их результат ляжет в оценку общей работы.  По месту  приземления парашютистов оценят и  точность выброски.

Через 30 секунд,  после десантирования, экипаж закрывает люки, выполняет разворот на обратный курс.
 
 Дорога домой проходит в полном анализе своей работы.
 Не ошиблись ли! Не просчитались ли?

Все погодные данные, по условиям выброски, переданы командиру полка группы.

 По этим данным, штурману полка предстоит сделать точные расчёты для выхода всей группы в заданный район.



 Первый проход над площадкой ИЛ-76 – разведчика погоды является прелюдией к большой картине десантирования всей ВТА.
 Через несколько минут, по параллельным маршрутам  колонны Ил-76, Ан-12 и АН-22, раскрасят всё небо куполами.
Грандиозное учение подходит к завершению.

 
  К этому рассказу, из давних событий авиационной жизни, меня подтолкнули обстоятельства жизни.
С обостренным чувством ответственности  я отношусь к назначенному времени.  Глубокое разочарование  и непонимание вызывают у меня  люди, которые не ценят время.
  На каждом шагу, приходится сталкиваться с необязательностью и беспечностью.

 Пусть мой рассказ напомнит читателям, что в современном мире, надо бороться за время, ибо оно так скоротечно и необратимо, что каждая минута имеет огромную ценность.
   
Время неумолимо. Его нельзя остановить и повернуть вспять. Оно бесценно. Оно уходит от тебя незаметно, и ты не можешь сказать ему - подожди!!!
 С каждым  годом жизни, в нарушение всех законов физики, оно мчится всё быстрее…            



Примечание: 
 На рисунке, представлена схема полётов авиационных полков ВТА на площадки десантирования.(Из документов моих друзей - участников учений) . 
 

 
    

 
   


Рецензии