Мечтать не вредно. О школе

Один из любимых актеров –В.Зельдин дал рецепт долголетия  :»Мечтайте, даже если не сбудется». Чудесный совет. Давайте помечтаем. О современной школе, например.

 Все, кто имеет хоть какое-то  отношение  к школе, знают и понимают, что положение по части обучения в России катастрофическое. Не знает об этом только правящая элита, но они и живут «параллельно» жизни народа, их вспоминать не будем.
Показатели, которых достигают российские школьники на международных олимпиадах (география, физика, астрономия…) – а именно их берет руководство страны как иллюстрацию успешности  системы образования -  к  массовому процессу обучения в России отношения не имеют.
В современной школе стонут преподаватели, стонут ученики, стонут  родители. Идет  война. Ученики в состоянии страха и глубокой подавленной ненависти к школе, учителям; преподаватели  недовольны детьми, зарплатой, начальством, родителями, родители недовольны и детьми и преподавателями. Основа обучения - насильственное вдалбливание информации в детские головы; дети сопротивляются, чувствуют, что их глубоко не любят, мстят, как могут. Мстят непослушанием, тупостью, агрессией.
И что, кто-то серьезно думает, что в условиях такой войны возможно успешное  овладение знанием? Без радости от постижения нового, без любви к школе…
Это – что есть.

А КАК БЫЛО ?
Было много  миллионов неграмотных и полуграмотных взрослых в России начала прошлого века и 7 -9 млн.детей беЗпризорников после революции 1917 года.
 Точных цифр я не нашла, да их и быть не может, потому что обман в отчетах, которые поступают «наверх» из провинций – это не нашего времени придумка , да и вИдение ситуации меняется по мере изменения политической обстановки в стране, соответственно корректируются и цифры.
«Неграмотных и полуграмотных» - это тех, кто не умел читать и писать или только читал.
Была принята программа борьбы с безграмотностью. Называлась она ЛИКБЕЗ. По этой программе
«Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3;4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. …

Тем не менее, по переписи населения 1937 года в целом по СССР четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали. [133][134][135]. «Усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того
И по сей день  информация о положении дел на местах поступает в центр с большими искажениями,  только мотивация уже другая. Если в 30-е годы речь шла о жизни рапортующего человека, то сейчас это, в основном,соображения карьерного роста.

В 1977 году Конституция СССР законодательно закрепила в статье 45 введение всеобщего обязательного среднего образования молодежи.
 
Вот с этого «обязательного» и началось обвальное падение уровня образования в наших школах.
Я застала введение «обязательного» среднего образования в СССР, работая в школе одной из союзных республик. Продержалась год. Двоек ставить было нельзя. За текущие двойки по контрольной вызывали к директору школы на собеседование, за двойки в четверти – на ковер к председателю горкома партии (городок был маленький, районов не было). При этом в восьмом классе дети не знали таблицу умножения, а услышав про число  «ПИ» начинали хихикать. Наиболее наглые прямо говорили : »А куда вы денетесь, тройку все равно поставите».

Думаете, сейчас что-то изменилось? И сейчас в девятом классе (раньше восьмой) многие дети не знают таблицу умножения, не могут начертить прямоугольный треугольник и найти площадь квадрата…

КОГО ОБМАНЫВАЕМ ?
 Уровень усвоенного знания во многих школах России  (не во всех, конечно,) особенно деревенских !, вполне соответствует требованиям, принятым по программе  ЛИКБЕЗА на заре создания бывшего  СССР, о котором я писала  выше. То есть дети умеют читать, немного писать, производить арифметические действия с целыми числами. Пожалуй, все. Дроби, проценты, графики, диаграммы, схемы о которых говорится в этих требованиях  - это уже за пределами усвоенного материала. Правда, вместо этого  - умения пользователей гаджетами.

Тема огромная, писать можно много.
 Кстати,  одним из основных признаков краха современной школы является массовый размах репетиторства в нашей стране.
 
ЧТО ДЕЛАТЬ ?

 А вот здесь помечтаем.
Представим, что исчезли вся ложь и притворство нашего общества.
Признаем, что, если человек не хочет чего-то делать, то его не заставишь выполнить работу качественно и добровольно.
 
Если ребенок не хочет учиться, то его тоже  не заставишь это делать качественно и добровольно. И не надо. Девять- одиннадцать  лет мучить ребенка, чтобы выпустить его в свободное плавание с набором знаний и умений на уровне ЛИКБЕЗА – зачем?

Конечно, положение в школе отражает ситуацию в стране. И пока основной направляющей – мыслеформой  жизни страны будет получение прибыли,  целью жизни людей - добыча денег, мы будем жить в мире, где «человек человеку – волк». И школа, и семья в таких условиях будет формировать у ребенка  агрессивное сознание преступника, человека, попирающего все гуманитарные  и божественные ценности. Со всеми вытекающими последствиями.
 
Я мечтаю о школе, где детей готовили бы к жизни среди людей, а не волков. И   воспитывали бы  граждан, а не специалистов  узкого профиля для бизнеса и иже с ним.
ПЕРВОЕ - в школе нужны психологи.

 Основные предметы  должны быть нацелены на обучение общению друг с другом, с людьми  за пределами школы по времени и пространстве. «Психологические этюды», ролевые игры, которые охватывали бы самые разные жизненные ситуации.
 Изучение  истории человечества через живопись, музыку…
 Восстановление русского разговорного языка вместо современного сленга зоны.
 Подготовка к материнству, отцовству…
 Изучение истории религий – разных. Как и когда они возникли, в каких регионах планеты распространены, какое влияние  оказывали и оказывают на жизнь народов… 
При этом педагоги должны внимательно наблюдать за детьми, изучая их наклонности, способности… И так далее в этом направлении.
 Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы  не было разделения на «физиков « и «лириков».  Есть много упражнений, гармонизирующих работу правого и левого полушария головного  мозга. Должны быть занятия и  в этом направлении. Думаю, специалисты для таких занятий найдутся, создали же нейроэкономику  для увеличения прибыли от продаж.

То есть деятельность школы должна быть направлена на всестороннее развитие гуманных качеств детей, их поиск «себя» и своего места в обществе и мире, развитие коммуникабельности, знакомство с мирозданием, выбор приоритетов дальнейшего своего обучения, выбор специальности.

ВТОРОЕ . Я бы предоставила возможность  раздельного обучения мальчиков и девочек для желающих.  Смешение неоформленных мужских и женских энергий порождает хаос. Женщины – преподаватели не в состоянии справиться с этим хаосом. Мальчики могут подчиниться  женщине  только если она молода и очень сексуальна или же наоборот, начисто лишена женственности и подавляет их своей волей, держа в «ежовых» рукавицах. Первое  в современной школе случается нечасто, второе ничего плодотворного для обучения не  дает. Воспитывать мужчину теми же методами, что и женщину нельзя. Сейчас общество  получает мужчин с перехлестом энергий женских ( безвольных, инфантильных,  безответственных…) и женщин с избытком мужских качеств ( жестких, решительных, амбициозных…) в частности из-за бездумного отношения к этому вопросу в пределах школьного  образования.

ТРЕТЬЕ
В условиях ПЕРВОГО и ВТОРОГО  пунктов усвоение точных наук не будет насильственно трудным и возможно в три ступени:

Первая ступень. Вполне достаточно  четырех классов по упрощенной программе  ( арифметика, элементы  геометрии, физики, немного ботаники, чтение, письмо)  без оценивания этих знаний. Только если школьник сам  имеет желание , чтобы ему выставляли отметки можно это делать, и только если он способен  учиться дальше, ему можно предоставить возможность сдать экзамены , чтобы он показал свой уровень знаний.
Дальше – проблема, связанная с тем, чем занять детей, которым достаточно уровня знаний первой ступени. Я бы предложила организовать обучение профессиональным навыкам, совмещая это обучение с развитием природных склонностей детей ( рисование, пение, музицирование,  спорт, домоводство…).  Специальностей, где не нужно знаний тригонометрии, физики, умения писать сочинения, ориентироваться  по карте мира, уметь переводить с английского на русский и обратно, множество. Практические навыки слесаря, электрика, кондитера, няни, садовода, парикмахера…

 Это будет честно.
 Это есть и сейчас, но только в скрытом виде. Мы делаем вид, что учим детей, они делают вид, что учатся.
И не говорите про расслоение общества. Оно уже произошло.
А ответственность за воспитание детей вернуть родителям!!!

Вторая ступень обучения .
Те дети, которые склонны учиться дальше, имеют способности и желание! ,переходят в учебные, заведения  с  ориентацией на «физиков» или « лириков». Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы оба полушария головного мозга работали у человека  одинаково хорошо, но, пока этого нет, не нужно насиловать детей гуманитарного склада мышления, заставляя их годами учить физику, химию , математику.  Или наоборот. Но в любом случае  и в этих учебных заведениях  необходимо обучение какой-либо профессии так, чтобы по окончанию  8го или 9го класса  у подростка была специальность на руках.
 
Третья ступень - это собственно подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. Туда , на третью ступень, я пропускала бы только талантливых, не просто натасканных репетиторами , а  нестандартно мыслящих  подростков.
 
Тут приходится затронуть тему обесценивания высшего образования у нас в стране. Сколько институтов созданы просто как финансовые организации по выкачиванию денег  из родителей студентов  в обмен на дипломы! Дипломы эти и на  10%   не  подтверждены объемом полученных знаний и умений. Индустрия написания курсовых работ, дипломных проектов за плату  набирает обороты. Покупаются собственно корочки, любой ветеринар может стать адвокатом или, например, судьей, были бы деньги и желание. То есть  безусловного изменения требует и высшее образование в России. Но здесь не об этом.

Все, что выше написано – только тезисы, которые при востребованности можно развернуть и подробно расписать по каждому пункту. Может быть, когда-то придет время…


Рецензии