Полет во Владивосток. Встреча в Верхах

      У Леонида Ильича предстояла встреча с американским президентом Фордом. Местом встречи был выбран город Владивосток.
       Во Владивосток Леонид Ильич решил ехать поездом. И эта поездка через всю страну наложила отпечаток и на нашу работу. Как же держать связь с Москвой и с Правительством? Вот нам и была поставлена задача: обеспечить Леонида Ильича во время поездки по стране правительственной связью. Для этого были задействованы все самолеты «Ил-18», оборудованные ретрансляторами. Они были как в нашей части, так  и правительственном авиаотряде, базировавшегося в аэропорту Внуково. 
      Наш самолет попал в их число, и мы оказались участниками этой многотрудной и сложной работы. Сложность была в том, что самолетов было много, а поезд один. И скорость у поезда одна, а у самолета – другая. Поэтому был составлен график очередности вылетов. А чтобы самолет все время находился над поездом, он должен был барражировать над ним, то есть, ходить кругами с небольшим смещением в сторону движения поезда.
      После взлета самолета и набора им заданной высоты, самолетный Узел Связи должен был войти в связь с Узлом Связи поезда и включиться в работу, то есть установить телемост: Поезд – Самолет – Москва. 
      Полет каждого самолета был рассчитан на полную выработку топлива, а это где-то около 9 часов летного времени. К этому времени очередной самолет, набрав высоту, должен был войти в связь с Узлом Связи поезда и доложить об этом экипажу, который заканчивал  свою работу. Получив такое сообщение, отработавший свое время экипаж шел на посадку. И так над поездом постоянно должен кружить самолет-ретранслятор и  обеспечивать Генсека правительственной связью.
      Первая остановка была в Казани. Пока Брежнев занимался там своими вопросами, экипажи отдыхали. Нас кормили в летной столовой. Обслуживание было по высшему разряду! И дальше, как и в Казани, к нам относились трепетно, и мы были очень довольны таким отношением.
      Летели по Восточной трассе. Летели через всю Россию! Летели с остановками в крупных городах. Долетели до Урала, а впереди Сибирь! Пролетели Байкал. А после Читы уже и Сковородино показалось! Дальше, через Хабаровск на Владивосток. И вот она посадка, конечная точка нашего перелета!
      Надо сказать, что нам не очень повезло в этом перелете, так как, согласно графика вылетов самолетов, нам выпадало барражирование над поездом в основном ночью. А ориентирование на местности в ночных условиях намного сложнее, чем днем. Тем более, что Восточная трасса частенько приближалась к Китайской границе. Те же неудобства были и в районе Владивостока, где мы описывали круги над поездом почти до Китайской границы. И не дай бог зацепить ее хоть краешком!
      Второе неудобство ночных барражирований – это то, что днем так не отдохнешь, как ночью. И мы «добирали» в полете. Мы – это весь экипаж, кроме меня. Я сидел на связи постоянно и меня подменить было не кем. Порой в кабине оставались только мы вдвоем с пилотом, а остальные члены экипажа, расположившись в переднем салоне, отдыхали. А чтобы и нам не уснуть, я сосал драже витамина «С» и угощал ими пилота, Сашу Лавнеева. Самолет летел на автопилоте с заданным креном, и я, сидя сзади пилота, не мог видеть, спит он или нет. И чтобы убедиться, что пилот не спит, я с ним постоянно разговаривал.
      Закончив барражирование в районе Владивостока, мы приземлились в аэропорту. Там нас пригласили в ресторан, накормили и напоили крепким чаем так, что сон как рукой сняло. А надо было идти отдыхать.
      Через несколько дней пребывания во Владивостоке Леонид Ильич полетел в Комсомольск-на- Амуре. Улетел он на самолете «Ту-134», не взяв нас с собой. Видимо, самолет был со спецсвязью!
      На этом наша работа закончилась, и мы вылетели в Москву.


Рецензии