Степь. Сайгаки

                Там горы высокие,
                Там степи бескрайние,
                Там ветры летят,
                По просторам пылят
                (Р.Рожденственский)

       Степные воспоминания теснятся в моей голове. Ничего не хочется упустить, слишком много времени жил я в степи, в самом её сердце.

       Хотя родился я не в степях, а в предгорьях Заилийского Алатау. Там, где среди яблоневых садов растёт знаменитый алма-атинский апорт Александра. Его, славу первоклассного сорта! яблоко-праздник! назвали в честь русского царя - Александра победителя. Из верненских садов, на подводах, возили алма-атинский апорт в Москву на царский стол. Яблоки апортовские даже  в Европу, в Париж и Германию возили, показывали на выставках плодов и  они не подкачали, получили восторженные отзывы специалистов садоводов.

       Вот от таких яблоневых садов, меня годовалого, а также старших брата и сестру, родители увезли на урановый рудник в посёлок Аксуек, что в южных прибалхашских степях. Среди пустынь расположился рудник. С правой стороны безводная, а потому и безлюдная пустыня Жусандала (полынная степь). По левую сторону Моюнкумские пески с огромной пустыней Бетпак-дала. К югу пески Таукума. И только с северной стороны жизнь – озеро Балхаш с малюсеньким озерком Алаколь и полноводной рекой Или.

      Уран стране – будущей ядерной державе – ох! как был нужен. А родителям моим нужно было растить и кормить троих детей. В Аксуеке же можно было неплохо заработать.

      Поэтому и рискнули они в полуголодные послевоенные годы уехать от красот Семиречья на работу туда, где почти ещё не ступала нога человеческая. Где, дрожащий от горячего воздуха, горизонт соединяет сухую землю с выгоревшим до лёгкой голубизны небом. Где зимой снег без конца и края. Где в каждом доме в вазах вместо цветов стоит обязательный букетик раскрашенного акварельными красками дымчатого ковыля. Где каждый десятый житель промышлял охотой и рыбалкой.

      Горько солёное озеро Алаколь. Какое это было озеро… просто фантастика! Все аксуекские охотники ездили к нему поохотиться. Охота там распрекрасная.
      А рыбалка! А как клюёт на Алаколе вобла!!! и сазан.  За час можно было натаскать рыбы целое ведро.

      Жаль одного, что озеро это особенное, не всегда оно есть. 20 лет стоит озерко, следующие 20 лет в песок уходит – совсем нет его. Потом опять появляется. В камышовых зарослях Алаколя кабанчики бегают,  и парнокопытные. Сайгаки с джейранами - каракурюками (черный хвостик) бывают.
     Сайгаки - антилопы горбоносые с косулями к озерку прибегают. Я уж не говорю о фазанах, утках, зайцах. Рай для охотников. Настоящая полноценная охота. Знатная охота!
 
      Раньше охота ещё лучше была. В те годы когда мы в Аксуек переехали, на каждого жителя Казахстана по 1 сайгаку приходилось. И бесполезно было подкрадываться к ним или преследовать — сайгаки исчезали мгновенно и бесшумно — неуловимые тени полупустыни. Теперь же, после отстрела сайгаков для Франции (был подписан договор с Францией на поставку сайгачьего мяса), их и не видно совсем, истреблены почти полностью. Вот так французы рассчитались за мясо с Казахстаном поставив на обмен несколько тысяч винтовок егерям, в семидесятых годах! А сайгаки... Что сайгаки? Сайгаков занесли в Красную книгу.

      Что такое сайгак? Поясняю – это необычайно грациозная степная антилопа, стадное животное, хотя и с некрасивой горбатой головой. И живут сайгаки только здесь, нигде больше на Земном шаре их нет. Когда стадо сайгаков в несколько десятков тысяч голов бежит по степи, опустив свои морды к земле, то земля дрожит за несколько километров. Все охотники Аксуека по этому подрагиванию знали, что сайгак идёт, на охоту срочно надо.

      В горах Таукума есть сайгачий могильник. Туда самцы в преклонном возрасте приходят, ложатся и умирают. Я много раз, по охоте, был неподалёку от этого могильника. Там сейчас заповедник сайгаков, да и других животных разводят.   Рассказывают, что уже много их там развелось. Но в основном, ходят сайгаки по Северному Казахстану, в Кустанае, в Актюбинске.
   
     Вместо 15-ти миллионов в 60-х годах, после отстрела в 70-х осталось около 90 тысяч голов, можно сказать что совсем ничего осталось. Совсем мало осталось этих диких парнокопытных животных с очень вкусным мясом. Тяжело восстановить их. Самка приносит в год всего одного детёныша. Дай бог, чтобы не пропали совсем из нашей жизни сайгаки.

      Хотелось мне зайти в заповедник, но с ружьём заходить нельзя, поэтому не видел я могильника, просто интересовался. А стоило бы и постоять у могильника, молчанием отдать дань памяти красивому животному. Да и на молоденьких сайгачат полюбоваться.

      Старики рассказывают разные свои случаи.
- В 80-х годах сайгаки спускались до юга Казахстана, к самой Алма-Ате подходили. Сейчас только разрозненные стайки их сюда, к Заилийскому Алатау, спускаются, но близко уже не подходят, бояться они людей.
- На дачах, когда их только строили, всякого зверя и птицы можно было увидеть. Ночью в туалет выйдешь и вдруг увидишь быка. Стоит дикий бык неподалёку от дачного домика, в темноте красные глаза светятся. Ему скажешь «Хых!» и он уходит.  (Хых в переводе означает уходи)
- Начинал я дачу строить. Землю копаем, а вокруг петухи туда-сюда бегают, шныряют. Мы думаем «В чём дело? Почему одни петухи бегают, где же куры?» Уже после поняли, что это фазаны по своим исконным территориям бегают. Долго фазаны понять не могли, что люди в степь жить пришли, дома строить. Сейчас такого не увидишь.

       Есть в Казахстане ещё и сибирская косуля. Водится она везде, по всему Казахстану. И это не европейская косуля с овчарку высотой. У нас она настоящая, высотой будет человеку до пояса, а весом до 50 кг. Козёл и повыше бывает. Приходилось мне убитую косулю (охотились, конечно, с лицензией) с земли поднимать. Поднял еле-еле, тяжела была. Вкус мяса дивный, обалденный вкус.

      Ещё из парнокопытных имеются в Казахстане маралы. Марал в горах живет , но бывает и на равнину спускается, поближе к воде.  Красивейшее животное. Настоящий олень. Видеть его, самому лицезреть – настоящая фантастика.
   
      Горы горами а вот в степи пасутся Куланы - дикие лошади. Кулан внешне похож на осла, такой вот осёл-лошадь.

      Когда работал водителем, много-много раз проезжал по степям из Алма-Аты в Астану или дальше на север Казахстана. Естественно, что хочешь не хочешь, а поглядишь на степь, полюбуешься, внимание на что-то необычное обратишь. А уж когда занялся охотой, стал по ней ногами ходить, то и слов нет как неописуемо хороша степь. Просто Красавица!

      Особенно по весне, когда среди ещё замёрзшего саксаула пробиваются, вылазят спорами росточки.  Расцветают по барханам тюльпаны. Прямо среди камней расцветают. Перевалишь один такой склон пешочком, а там следующий барханчик и тоже весь в красных тюльпанах. Чуть-чуть в сторону отойдёшь, а там среди красных растут и жёлтые тюльпанчики, да ещё и в полосочку.

      Как-то нарвал букет вот таких степных тюльпанов жене в подарок. Вёз и радовался, глядя на их дикую красоту. Запах степи несколько дней в квартире стоял.
    Куда там садовым тюльпанам, которые из Голландии привезены, никакого нет сравнения с красотой Богом созданной.


Рецензии
Фантастически красиво написано. Степь прямо-таки дохнула своим жаром. А как много в ней живности. Спасибо. Получила истинное удовольствие. С уважением.

Наталья Гузева   23.09.2023 07:53     Заявить о нарушении
Степь она живая , хотя и не все это замечают.
Спасибо с уважением.

Владимир Журбин 2   25.09.2023 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.